Содержательный раздел профильный труд АООП 2 вариант
рабочая программа

Коканова Марина Николаевна

Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Работа с картоном и бумагой», «Элементарное представление о шитье и вязании», «Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом)», «Мозаика», «Валяние», «Деревообработка», «Растениеводство». В учебном плане предмет представлен с 7 по 13 год обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnyy_trud.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

Пояснительная записка

Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта, и производить его в установленные сроки.

Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Работа с картоном и бумагой», «Элементарное представление о шитье и вязании», «Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом)», «Мозаика», «Валяние», «Деревообработка», «Растениеводство». В учебном плане предмет представлен с 7 по 13 год обучения.

Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного предмета "Профильный труд" включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации; оборудование таких предметов, как: деревообработка,  требуют наборов инструментов для обработки различных материалов; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты); расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная, искусственная), иглы для валяния.

Работа с картоном и бумагой. Выполнение элементарных инструкции в предметно-практической деятельности. Применение и назначение бумаги. Свойства и особенности бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Разметка бумаги и  картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Резание бумаги ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Смазывание клеем детали. Знакомство с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Выполнение различных видов аппликаций. Знакомство с геометрическим орнаментом, разметка и складывание геометрических фигур в орнамент. Изготовление пакетика для семян, кармашка с аппликацией, конверта с замком, коробки с клапанами, без клапанов. Знакомство с изделием тетрадь-малютка. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Складывание поделки из бумаги в технике оригами. Изготовление подарочных коробочек,  карандашниц и т.д. Изготовление елочных игрушек и их украшение. Соблюдение последовательности при изготовлении папки для ученических тетрадей: вырезание детали папки, сборка на корешок, оклейку и выклейка сторонок папки, крепление завязок. 

Элементарное представление о шитье и вязании. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке) Различение свойств ткани. Отрезание ткани. Вырезание формы по шаблону. Обработка краев изделия. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка, присоединение мелких деталей). Шов «вперед – иголка». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край». Вышивание салфетки по штриху, по точкам, сплошной линии.

Различение инструментов и материалов для вязания спицами и крючком. Подготовка рабочего места. Виды пряжи. Наматывание клубка с одним рабочим концом. Наматывание клубка с двумя рабочими концами. Распутывание ниток. Отработка движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений. Первоначальные приемы и техники вязания. Образование первой петли, провязывание лицевой петли. Провязывание первой и второй петли. Виды петель: лицевая и изнаночная. Набор петель начального ряда, вязание шарфика с использованием изнаночной петли. Выполнение несложные вязаных элементов, изделий крючком и спицами.

Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом). Приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями при лепке. Свойства соленого теста. Основные ингредиенты соленого теста. Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Качества и свойства различных видов теста. Оборудование рабочего места. Правила хранения материалов. Отрезание куска теста, пластилина. Отщипывание кусочка, разминание. Вырезание формы по шаблону. Обработка краев изделия. Катание колбаски. Катание шарика. Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка, присоединение мелких деталей, придание фактуры). Проделывание отверстия в изделии, сплющивание, защипывание, примазывание, раскатывание, мелкие налепы. Покрытие краской с помощью кисти. Соблюдение последовательности действий при изготовлении фоторамки. Изготовление различных видов листьев, цветов и др. Приемы окраски лепных плоских изделий. Изготовление панно из соленого теста или пластилина. Уборка рабочего места.

Мозаика. Виды мозаик. Подготовка рабочего места. Мозаика из бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из открытки: разметка открытки на прямоугольники или квадраты, нумерация элементов, разрезание на отдельные части, приклеивание на фон.  Мозаика из крашеной бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из крашеной бумаги: выполнение монотипии гуашевыми или акварельными красками, разрезание на полосы, полосы – на квадраты, составление узора «Коврик», приклеивание на фон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики «Коврик» из крашеной бумаги. Мозаика в рваной технике. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики в рваной технике: разрывание бумаги на куски определенного размера, приклеивание на фон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики в рваной технике «Подсолнухи», «Корзина с цветами».

Алмазная мозаика способом частичной выкладки. Алмазная мозаика способом полной выкладки. Ознакомление с инструментом, материалом и приспособлениями для выполнения алмазной мозаики.

Валяние. Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями. Фурнитура и аксессуары для декорирования изделий. Знакомство с техникой сухого валяния (фильцевания). Валяние иглами при помощи специальных форм. Декорирование и украшение изделия при помощи дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.)  Технология изготовления бусин (шариков). Технология и различные способы изготовления цветка. Технология изготовления различных плоских и объемных форм. Технология изготовления панно. Нанесение рисунка различными способами (метод аппликации, метод сухого наваливания). Раскладка слоев шерсти.

Деревообработка. Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепежный, покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места. Подготовительная работа с заготовкой. Разметка заготовки. Распиливание заготовки. Сверление отверстия в заготовке. Шлифовка заготовки наждачной бумагой. Нанесение покрытия на заготовку. Склеивание деревянных деталей. Соединение деревянных деталей гвоздями (шурупами). Соблюдение последовательности действий при изготовлении деревянной подставки под горячее: разметка заготовок, выпиливание заготовок, шлифовка заготовок, склеивание деталей, нанесение покрытия на изделие.

Растениеводство. Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд»:

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, тестопластика, валяние, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание, работа с бумагой и мозаикой.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, теста (пластилина), шерсти.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

АООП по предмету "Профильный труд" вариант 9.2. для детей с ТМНР

АООП по предмету "Профильный труд" вариант 9.2. для детей с ТМНР...

Экзаменационные билеты 9 класс (АООП обучающихся с УО (ИН)). Предмет: профильный труд. Профиль: столярное дело

Экзаменационные билеты 9 класс (АООП обучающихся с УО (ИН)). Предмет: профильный труд. Профиль: столярное дело...

Рабочая программа по учебному предмету « Ручной труд» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей, обучающихся по АООП 2 вариант

Данная рабочая программа разработана на основе:- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного...