Рабочая программа "Профильный труд" для детей, обучающихся по АООП 2 вариант
рабочая программа (7 класс)

Коканова Марина Николаевна

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnyy_trud.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.

Задачи и направления

- развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;

- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.

Общая характеристика учебного предмета:

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Описание места учебного предмета в учебном плане

На его изучение отведено 64  часа,  2  часа  в неделю, 34 учебные недели.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Ожидаемые личностные результаты:

-  проявление устойчивого интереса   к взаимодействию со знакомым взрослым;

- формирование потребности в  общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию  при использовании вербальных средств общения;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- развитие социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд»:

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

- проявление интереса к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например, тестопластика, валяние, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание, работа с бумагой и мозаикой.

- уметь выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

- уметь использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

- уметь соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, теста (пластилина), шерсти.

- уметь выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

Содержание учебного предмета

Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Работа с картоном и бумагой», «Элементарное представление о шитье и вязании», «Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом)», «Мозаика», «Валяние», «Деревообработка», «Растениеводство».

Работа с картоном и бумагой.

Выполнение элементарных инструкции в предметно-практической деятельности. Применение и назначение бумаги. Свойства и особенности бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Разметка бумаги и  картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Резание бумаги ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Смазывание клеем детали. Знакомство с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Выполнение различных видов аппликаций.

Элементарное представление о шитье и вязании.

Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке) Различение свойств ткани.

Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).

Приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями при лепке. Свойства соленого теста. Основные ингредиенты соленого теста. Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Качества и свойства различных видов теста. Оборудование рабочего места. Правила хранения материалов. Отрезание куска теста, пластилина. Отщипывание кусочка, разминание. Вырезание формы по шаблону. Уборка рабочего места.

Мозаика.

Виды мозаик. Подготовка рабочего места. Мозаика из бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из открытки: разметка открытки на прямоугольники или квадраты, нумерация элементов, разрезание на отдельные части, приклеивание на фон.  Мозаика из крашеной бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из крашеной бумаги: выполнение монотипии гуашевыми или акварельными красками, разрезание на полосы, полосы – на квадраты, составление узора «Коврик», приклеивание на фон. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики «Коврик» из крашеной бумаги. Мозаика в рваной технике. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики в рваной технике: разрывание бумаги на куски определенного размера, приклеивание на фон.

Валяние.

Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями. Фурнитура и аксессуары для декорирования изделий. Знакомство с техникой сухого валяния (фильцевания). Валяние иглами при помощи специальных форм. Декорирование и украшение изделия при помощи дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.) 

Деревообработка.

Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепежный, покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей).

Растениеводство.

Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Выращивание растений в открытом грунте.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1 четверть

Раздел: Работа с картоном и бумагой

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Подготовка рабочего места.

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что сначала, что потом»

2

Применение и назначение бумаги

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Четвертый лишний»

3

Свойства и особенности бумаги и картона.

1

Беседа, проведение экспериментов с бумагой и картоном (намачивание, разрывание, смятие, резание)

Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании

4

Виды тканей.

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Четвертый лишний»

5

Инструменты для работы с тканью.

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что сначала, что потом»

6

Соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что сначала, что потом»

Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).

7

Приемы и правила пользования инструментами приспособлениями при лепке.

1

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что сначала, что потом»

8

Различение свойств соленого теста. Отщипывание, разминание.

1

Беседа, практические упражнения: отщипывание, разминание соленого теста

9

Раскатывание, разминание соленого теста. Вырезание по шаблону

1

Практические упражнения: раскатывание соленого теста, вырезание по шаблону

Раздел: Мозаика.

10

Виды мозаик.

1

Беседа, рассматривание  изделий

11

Подготовка рабочего места

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов мозаик, обсуждение последовательности действий при выполнении мозаики

12

Мозаика из бумаги.

1

Составление узора из готовых форм, приклеивание на фон

Раздел: Валяние

13

Знакомство с шерстью и ее разновидностями

1

Беседа, рассматривание  изделий

14

Знакомство с принадлежностями для работы

1

Беседа, просмотр презентаций, рассматривание предметов для работы с шерстью

Раздел: Растениеводство

15

Знакомство с комнатными растениями        

1

Беседа, рассматривание картинок, игра «Четвертый лишний»

16

Выращивание комнатных растений.

1

Экскурсия в кабинет сельхозтруда

2 четверть        

Раздел: Работа с картоном и бумагой

1

Знакомство с картонажными изделиями.

1

Беседа, рассматривание  изделий

2

Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение.

1

Беседа, просмотр презентаций, рассматривание предметов для работы с картоном

Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании

3

Аппликация "Дом, в котором я живу"

1

Работа с тканью, нанесение разметки на ткань

4

Аппликация "Дом, в котором я живу"

1

Работа с тканью, нанесение разметки на ткань

Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).

5

Основные ингредиенты соленого теста.

1

Беседа, рассматривание картинок

6

Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий.

1

Беседа, рассматривание добавок, практическая работа по изготовлению соленого теста

7

Оборудование рабочего места. Правила хранения материалов.

1

Беседа, обсуждение, составление рассказа по опорным схемам

Раздел: Мозаика

8

Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из открытки

1

Беседа, обсуждение

9

Открытка из мозаики

1

Разметка открытки на прямоугольники или квадраты, нумерация элементов,

10

Открытка из мозаики

1

Разрезание на отдельные части, приклеивание на фон

Раздел: Валяние.

11

Знакомство с техникой сухого валяния (фильцевания).

1

Беседа, рассматривание  изделий

12

Валяние иглами при помощи специальных форм

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов изделий, обсуждение последовательности действий при работе с шерстью

13

Валяние иглами при помощи специальных форм

1

Практическая работа

Раздел: Растениеводство

14

Полив растения.

1

Беседа, практическая работа

15

Рыхление почвы.

1

Беседа, практическая работа

16

Мытье растения.

1

Беседа, практическая работа

3 четверть

Раздел: Растениеводство

1

Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений.

1

Беседа, практическая работа

2

Мытье горшков и поддонов.

1

Беседа, практическая работа

Раздел: Деревообработка

3

Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепежный, покрасочный)

1

Беседа, рассматривание материалов, экскурсия в столярную мастерскую

4

Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки дерева, для соединения деталей)

1

Беседа, рассматривание инструментов, экскурсия в столярную мастерскую

Раздел: Валяние

5

Валяние иглами при помощи специальных форм.

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов изделий, обсуждение последовательности действий при работе с шерстью

6

Валяние иглами при помощи специальных форм.

1

Практическая работа

7

Валяние иглами при помощи специальных форм.

1

Практическая работа

8

Декорирование и украшение изделия при помощи дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.)

1

Рассматривание вариантов украшений для декора, аксесуаров, рассматривание вариантов декорирования, обсуждение последовательности действий при декорировании

9

Валяние иглами при помощи специальных форм.

1

Практическая работа

Раздел: Мозаика

10

Мозаика из крашеной бумаги.

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов мозаик, обсуждение последовательности действий при выполнении мозиаики

11

Мозаика из крашеной бумаги.

1

Выполнение монотипии гуашевыми или акварельными красками

12

Мозаика из крашеной бумаги.

1

Разметка и разрезание на полосы, полосы – на квадраты

13

Мозаика из крашеной бумаги.

1

Составление узора, приклеивание на фон

Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом)

14

Приготовления соленого теста для работы

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, ингредиентов для приготовления соленого теста, обсуждение последовательности действий при выполнении

15

Вырезание формы по шаблону

1

Практические действия по вырезанию формы, раскатывание теста, прикладывание формы, вырезание по шаблону

16

Покрытие краской с помощью кисти

1

Раскрашивание изделия.

Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании

17

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

1

Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка.

18

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

1

Практическая работа по пришиванию пуговиц

Раздел: Работа с картоном и бумагой

19

Знакомство с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация)

1

Беседа, рассматривание  изделий, выполненных различными методиками, практические упражнения по скручиванию, конструированию

20

Знакомство с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация)

1

Беседа, рассматривание  изделий, выполненных различными методиками, практические упражнения по скручиванию, конструированию

4 четверть

Раздел: Работа с картоном и бумагой

1

Создание несложной картины "Бабочка" с использованием всех изученных приемов работы с бумагой

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов,  обсуждение последовательности действий при выполнении картины

2

Создание несложной картины "Бабочка" с использованием всех

1

Практическая работа, вырезание, скручивание, приклеивание

Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании

3

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями

1

Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка.

4

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями

1

Практическая работа по пришиванию пуговиц

5

Пришивание пуговицы на ножке

1

Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение последовательности действий при работе с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка.

6

Пришивание пуговицы на ножке

1

Практическая работа по пришиванию пуговиц

Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).

7

История возникновения пластилина. Вспомогательные предметы для работы с ним

1

Беседа, просмотр презентаций, рассматривание предметов для работы с пластилином

8

Освоения приема "мазки"

1

Практическая работа по скатыванию круговыми движениями пальцев на поверхности

9

Смешивание двух цветов при размазывании пластилина.

1

Практическая работа по смешиванию двух цветов

10

Практическая работа. "Небо".

1

Практическая работа: скатывание, смешивание и размазывание пластилина

Раздел: Мозаика

11

Мозаика в рваной технике.

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов мозаик, обсуждение последовательности действий при выполнении мозаики

12

Мозаика в рваной технике.

1

Практическая работа

13

Мозаика в рваной технике.

1

Практическая работа

Раздел: Валяние

14

Изготовление закладки из пряжи

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов, рассматривание вариантов закладок, обсуждение последовательности действий при выполнении закладки

15

Изготовление закладки из пряжи

1

Практическая работа

Раздел: Растениеводство

16

Выращивание растений в открытом грунте.

1

Беседа, экскурсия на пришкольный участок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда с педагогами по формированию графического навыка у детей обучающихся по АООП с умственной отсталостью (2 вариант)

Наглядные  яркие картинки помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Например серию картинок «Времена год...

Сценарий праздника осени «Краски осени» для обучающихся по АООП (вариант 2)

Действующие лица (взрослые): ведущая, Осень.Цель: закрепить и обобщить знания детей об осени в занимательной и игровой форме.Задачи:расширять знания детей об окружающем мире;развивать умение действова...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) 8 «А»  класса 2022- 2023 учебный г...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 8 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 2) 8 «Б»  класса 2022- 2023 учебн...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...