Презентация по теме "Содержательный раздел Рабочей программы СОО"
презентация к уроку по теме

Содержательный раздел рабочей программы СОО,требования к рабочим проектам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП СОО ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД

Слайд 2

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УУД ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД, их связи с учебной и внеурочной деятельностью, место в структуре образовательного процесса МЕСТО В СТАНДАРТЕ Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий Описание особенностей и направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. Планируемые результаты Описание условий развития УУД ,системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Слайд 3

ЦЕЛИ Обеспечение организационно-методических условий для реализации системно- деятельностного подхода Приобретенные компетенции обучающиеся могут самостоятельно использовать в разных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах.

Слайд 4

ЗАДАЧИ 1.Организация взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей в проектной деятельности Совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности Максимально широкое и разнообразное применение универсальных учебных действий в новых для обучающихся ситуациях

Слайд 5

ЗАДАЧИ 2 .Обеспечение взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по совершенствованию владения УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов 3 .Включение развивающих задач, способствующих совершенствованию универсальных учебных действий 4. Обеспечение преемственности программы развития УУД при переходе от основного общего к среднему общему образованию

Слайд 6

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: формирование чувства взрослости; выработка мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения

Слайд 7

ОСОЗНАННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕ- РИСТИКА ВЫПУСКНИКА ПРАКТИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Слайд 8

школа ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 9

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАРШАЯ ШКОЛА ОТЛИЧИЯ : ПОЛНОТА , СТРУКТУРА , СЛОЖНОСТЬ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ (ОСОЗНАННОСТЬ) Особенный, осознанный этап в становлении УУД

Слайд 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 11

осознанность позволяет Процесс обусловлен возрастом, но глубоко индивидуален, взрослым не следует его форсировать. УУД - СРЕДСТВО (что обеспечивает успешность решения задач) УУД-ОБЪЕКТ (рассматривается , анализируется , формируется учеником непосредственно )

Слайд 12

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УУД В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ОТКРЫТОСТЬ, доступность самообразования Дистанционные курсы Управленческие или предпринимательские пробы Гражданские и социальные проектах, Волонтерство …

Слайд 13

Растет значение профессионального самоопределения обучающихся ( при том что по-прежнему важное место остается за личностным самоопределением) Продолжается, но уже не столь ярко, как у подростков, учебное смыслообразование Усиливается полимотивированность деятельности

Слайд 14

Регулятивные УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАРШАЯ ШКОЛА Развернутое управление ресурсами, умение выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях, в конечном счете, управлять своей деятельностью в открытом образовательном пространстве. целеполагание, планирование, Прогнозирование, руководство, контроль, коррекция, оценка

Слайд 15

Коммуникативные УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАРШАЯ ШКОЛА Эффективно разрешать конфликты, выходить на новый уровень рефлексии в учете разных позиций Аргументировать, сравнивать, координировать, владеть устной и письменной речью речь в сотрудничестве, в споре, в отстаивании мнения

Слайд 16

Познавательные УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАРШАЯ ШКОЛА Сознательное и развернутое формирование образовательного запроса, формирование собственной образовательной стратегии Наблюдение, поиск информации, составление моделей и схем, формулирование определений, логическое рассуждение, работа с текстами

Слайд 17

Необходимые условия для завершающего этапа формирования УУД Испытание сформированных компетенций Обнаружение дефицитов Выстраивание индивидуальной программы личностного роста Системное видение самого учебного предмета и его связей с другими предметами Осознание учебного предмета как набора средств решения широкого класса предметных и полидисциплинарных задач

Слайд 18

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий обеспечение возможности самостоятельной постановки целей и задач в предметном обучении, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; обеспечение возможности самостоятельного выбора обучающимися темпа, режимов и форм освоения предметного материала обеспечение возможности конвертировать все образовательные достижения обучающихся, полученные вне рамок образовательной организации, в результаты (оценки, портфолио..) обеспечение наличия образовательных событий, в рамках которых решаются задачи, носящие полидисциплинарный и метапредметный характер; обеспечение решения задач, требующих от обучающихся самостоятельного выбора партнеров для коммуникации, форм и методов ведения коммуникации; обеспечение наличия в образовательной деятельности событий, требующих от обучающихся предъявления продуктов своей деятельности.

Слайд 19

Для формирования познавательных УУД задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения : а ) объяснять явления с научной точки зрения; б) разрабатывать дизайн научного исследования; в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы.

Слайд 20

формирование познавательных УУД обеспечивается созданием условий для восстановления полидисциплинарных связей, формирования рефлексии обучающегося и формирования метапредметных понятий и представлений Рекомендуется проводить - полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы ; – методологические и философские семинары; – образовательные экспедиции и экскурсии; – учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает: – выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий; – выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и др.; – выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом.

Слайд 21

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условии открытости Коммуникации -с обучающимися других образовательных организаций региона, как с ровесниками, так и с детьми иных возрастов; –представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов; –представителями власти, местного самоуправления, фондов, спонсорами и др. Это позволяет обучающимся самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров и способ поведения во время коммуникации, освоение культурных и социальных норм общения с представителями различных сообществ.

Слайд 22

межшкольные (межрегиональные) ассамблеи обучающихся ( материал должен носить полидисциплинарный характер и касаться ближайшего будущего; – комплексные задачи, направленные на решение актуальных проблем, лежащих в ближайшем будущем обучающихся: выбор дальнейшей образовательной или рабочей траектории, определение жизненных стратегий и т.п.; –комплексные задачи, направленные на решение проблем местного сообщества; –комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение реально существующих бизнес-практик; –социальные проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества. К таким проектам относятся: а) участие в волонтерских акциях и движениях, самостоятельная организация волонтерских акций; б) участие в благотворительных акциях и движениях, самостоятельная организация благотворительных акций; б) создание и реализация социальных проектов разного масштаба и направленности, выходящих за рамки образовательной организации; –получение предметных знаний в структурах, альтернативных образовательной организации: а) в заочных и дистанционных школах и университетах; б) участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах; в) самостоятельное освоение отдельных предметов и курсов; г) самостоятельное освоение дополнительных иностранных языков.

Слайд 23

Формирование регулятивных УУД целесообразно использовать возможности самостоятельного формирования элементов индивидуальной образовательной траектории. Например: а) самостоятельное изучение дополнительных иностранных языков с последующей сертификацией; б) самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных предметов; в) самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах и университетах; г) самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта; д) самостоятельное взаимодействие с источниками ресурсов: информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п . е) самостоятельное управление ресурсами, в том числе нематериальными; ж) презентация результатов проектной работы на различных этапах ее реализации.;

Слайд 24

1.4 Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры Предпроектная идея Цель Ресурсы Моделирование и анализ результата Принятие параметров и критериев успешности, предлагаемых внешними сообществами Социальный проект защищается в этом сообществе

Слайд 25

основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся Приоритетные в СОШ : –социальное ; –бизнес-проектирование ; –исследовательское ; –инженерное ; –информационное . – исследовательское ; –инженерное ; –прикладное ; –бизнес-проектирование ; –информационное ; –социальное ; –игровое ; –творческое .

Слайд 26

Планируемые результаты о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; – о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; – о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; – об истории науки; – о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); – о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Слайд 27

Обучающийся сможет: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

Слайд 28

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся: – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Слайд 29

Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий Педагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки для реализации программы УУД, что может включать следующее: – педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях обучающихся начальной, основной и старшей школы; – педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС; – педагоги участвовали в разработке программы по формированию УУД или участвовали во внутришкольном семинаре, посвященном особенностям применения выбранной программы по УУД; – педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД; – педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной, исследовательской деятельности ; характер взаимодействия педагога и обучающегося не противоречит представлениям об условиях формирования УУД; – педагоги владеют методиками формирующего оценивания; наличие позиции тьютора или педагога, владеющего навыками тьюторского сопровождения обучающихся; – педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов

Слайд 30

специфические характеристики организации образовательного пространства старшей школы, обеспечивающих формирование УУД сетевое взаимодействие образовательной организации с другими организациями общего и дополнительного образования, с учреждениями культуры; – обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся (разнообразие форм получения образования в данной образовательной организации, обеспечение возможности выбора обучающимся формы получения образования, уровня освоения предметного материала, учителя, учебной группы, обеспечения тьюторского сопровождения образовательной траектории обучающегося); – обеспечение возможности «конвертации» образовательных достижений, полученных обучающимися в иных образовательных структурах, организациях и событиях, в учебные результаты основного образования; – привлечение дистанционных форм получения образования (онлайн-курсов, заочных школ, дистанционных университетов) как элемента индивидуальной образовательной траектории обучающихся; – привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса: интерактивные конференции и образовательные события с ровесниками из других городов России и других стран, культурно-исторические и языковые погружения с носителями иностранных языков и представителями иных культур ; обеспечение возможности вовлечения обучающихся в проектную деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и социального предпринимательства; – обеспечение возможности вовлечения обучающихся в разнообразную исследовательскую деятельность; – обеспечение широкой социализации обучающихся как через реализацию социальных проектов, так и через организованную разнообразную социальную практику: работу в волонтерских и благотворительных организациях, участие в благотворительных акциях, марафонах и проектах.

Слайд 31

обязательным условиям успешного формирования УУД относится создание методически единого пространства внутри образовательной организации Нецелесообразно допускать ситуации, при которых на уроках разрушается коммуникативное пространство (нет учебного сотрудничества), не происходит информационного обмена, не затребована читательская компетенция, создаются препятствия для собственной поисковой, исследовательской, проектной деятельности.

Слайд 32

Создание условий для развития УУД — это не дополнение к образовательной деятельности, а кардинальное изменение содержания, форм и методов, при которых успешное обучение невозможно без одновременного наращивания компетенций . Например, читательская компетенция наращивается не за счет специальных задач, лежащих вне программы или искусственно добавленных к учебной программе, а за счет того, что поставленная учебная задача требует разобраться в специально подобранных (и нередко деформированных) учебных текстах, а ход к решению задачи лежит через анализ, понимание, структурирование, трансформацию текста. Целесообразно, чтобы тексты для формирования читательской компетентности подбирались педагогом или группой педагогов-предметников. В таком случае шаг в познании будет сопровождаться шагом в развитии универсальных учебных действий.

Слайд 33

Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных образовательных результатов на уровне среднего общего образования универсальные учебные действия оцениваются в рамках специально организованных образовательной организацией модельных ситуаций, отражающих специфику будущей профессиональной и социальной жизни подростка (например, образовательное событие, защита реализованного проекта, представление учебно-исследовательской работы).

Слайд 34

для каждого из форматов работы, реализуемых в ходе оценочного образовательного события, педагогам целесообразно разработать самостоятельный инструмент оценки; в качестве инструментов оценки могут быть использованы оценочные листы, экспертные заключения и т.п.; – правила проведения образовательного события, параметры и критерии оценки каждой формы работы в рамках образовательного оценочного события должны быть известны участникам заранее, до начала события. По возможности, параметры и критерии оценки каждой формы работы обучающихся должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками; – каждому параметру оценки (оцениваемому универсальному учебному действию), занесенному в оценочный лист или экспертное заключение, должны соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких условиях, исходя из каких принципов ставится то или иное количество баллов;

Слайд 35

на каждом этапе реализации образовательного события при использовании оценочных листов в качестве инструмента оценки результаты одних и тех же участников должны оценивать не менее двух экспертов одновременно; оценки, выставленные экспертами, в таком случае должны усредняться ; в рамках реализации оценочного образовательного события должна быть предусмотрена возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой оценки. В качестве инструмента самооценки обучающихся могут быть использованы те же инструменты (оценочные листы), которые используются для оценки обучающихся экспертами.

Слайд 36

ЗАЩИТА ПРОЕКТА Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должны быть представлены два элемента проектной работы: – защита темы проекта (проектной идеи); – защита реализованного проекта. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; – ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; – риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

Слайд 37

ЗАЩИТА ПРОЕКТА На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением.

Слайд 38

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.

Слайд 39

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: – оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта; – для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; – оценивание производится на основе критериальной модели; – для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация; – результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.

Слайд 40

Научно – исследовательская деятельность Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей. В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет ).

Слайд 41

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: – естественно-научные исследования; – исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); – экономические исследования; – социальные исследования; – научно-технические исследования.

Слайд 42

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).

Слайд 43

Источники https:// минобрнауки.рф /% D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 http://komobrlub.edusite.ru/DswMedia/programmarazvitiyauniversal-nyixuchebnyixdeystviy.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методической разработки раздела образовательной программы по экономике

Презентация методической разработки была представлена мною в качестве одного из этапов квалификационных испытаний...

Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"

Презентация "  Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка»  10 класс"...

Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы по геометрии «Площадь» 8 класс

Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математическ...

Целевой раздел рабочей программы "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"

Целевой разлел рабочей программы по познавательному развитию дошкольников "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"...

Методическая разработка раздела рабочей программы по теме "Деепричастие"

Методическая  разработка  программы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, она соответствует структуре «Программы общеобр...

Методическая разработка раздела рабочей программы по истории

Методическая разработка раздела рабочей программы "Русь в 9 - первой половине 12 вв."...

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре "Конькобежный спорт" 10-11 классы

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре  "Конькобежный спорт" 10-11 классы...