Целевой раздел рабочей программы "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"
рабочая программа по экологии на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Целевой разлел рабочей программы по познавательному развитию дошкольников "Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

1. Целевой раздел программы

по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений»

  1. Пояснительная записка

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец ХХ века и начало ХХI века стали переломными для жителей планеты Земля. Катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, высыхание рек и морей. Все это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встала на ведущее место.

Наши предки находились  в постоянном контакте с природой. Экологические законы усваивались людьми в их обычной жизни. Связь с природой была гармоничной, так как человек ощущал себя ее частью. Наступление цивилизации, стремление к обогащению оборвало связь человека с природой. Изменилось поведение людей: они стали брать от нее все, ничего не давая взамен. Чтобы восстановить эту связь, не одно поколение человечества надо научить чувствовать природу, жить с ней в непрерывной гармонии. И начинать надо эту работу с самого рождения человека. Природа должна стать для каждого ребенка родной, знакомой и понятной.

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.

  Программа ориентирована на формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, подразумевает сотрудничество всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Москва, издательство «Мозаика – Синтез», 2012 год), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,   в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Методологической базой программы являются научно-педагогические исследования, проведенные С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Н.Н.Кондратьевой, Л.В.Коротковой по экологическому образованию дошкольников и изложенные в концептуальных основах программ «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Мы», «Твое здоровье».

 Программный материал рассчитан на трехлетнее обучение детей с 4-х до 7-ми лет через организацию детских видов деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, двигательную, конструктивную, трудовую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора  с группами, подгруппами детей и индивидуально.

1.2 Цель  и задачи программы:

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного отношения  к окружающей среде и к своему здоровью.

         Задачи:                        Образовательные:

 

- формировать у детей целостное представление о природе и человеке, как важнейшем компоненте природы;

- знакомить со средой обитания человека, многообразием растительного и животного мира;

- формировать элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

        - знакомить детей с основными органами человека, признаками их работы и взаимодействия; с некоторыми наиболее распространенными детскими болезнями, причинами их возникновения и способами предупреждения.

        - помочь детям приобрести знания и умения по защите жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях;

        - учить взаимодействию со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними людьми.

                                                 Развивающие:

         - развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности;

         - развивать умения критически оценивать окружающую среду, свои поступки по отношению к природе; принимать экологически грамотные решения с учетом этических норм поведения в природе.

Воспитательные:

         - воспитывать  гуманное, бережное, эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе.

1.3 Нормативные документы, в соответствии с которыми  разработана программа:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Устав учреждения.

 

1.4  Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

         4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников и педагога не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов при активном участии воспитателей и родителей.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

 

1.5 Содержание психолого-педагогической работы

 

ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в  различных видах деятельности и охватывающее образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

1.6 Планируемые результаты освоения Программы:

          - дети проявляют интерес к природному окружению, своему здоровью, задают вопросы взрослым и сверстникам;

- интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонны наблюдать, экспериментировать;

- обладают начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором живут;

- обладают начальными представлениями из области живой природы;

- способны соблюдать правила безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида

Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением интеллекта

Данная рабочая тетрадь представляет методический комплект к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта по развитию элементарных математ...