Презентация проекта "Управление проектированием методической работы в ОУ в условиях внедрения ФГОС"
статья на тему

Гариева Надежда Васильевна

Внедрение новых образовательных стандартов, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:

- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать  реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;

- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;

- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;

- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.

Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», а как педагога – исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. Вместе с тем, у многих педагогов творческие ориентации и инновационные установки развиты не настолько, насколько этого требует введение ФГОС. У отдельных преобладает инерционный способ мышления и работы. Таким образом, внедрение Стандартов актуализирует необходимость обновления модели методической работы в ОУ, т.к. именно она  основным звеном в обеспечении качественного освоения стандартов нового поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемый председатель и члены комиссии

Слайд 1.

На ваше рассмотрение выносится проект на тему: «Управление   проектированием методической работы  в образовательном учреждении    в условиях  внедрения ФГОС»

Слайд 2

Внедрение новых образовательных стандартов, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно:

- диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать  реальные цели и задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;

- отбирать целесообразные содержание, способы и средства с учетом развития познавательных и социальных характеристик учащихся, отслеживать результаты своей деятельности и достижения обучающихся;

- разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы;

- организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном «море» информации в условиях современности.

Эти требования определяют значимость современного учителя не просто как «предметника-урокодателя», а как педагога – исследователя, педагога – психолога, педагога – технолога. Вместе с тем, у многих педагогов творческие ориентации и инновационные установки развиты не настолько, насколько этого требует введение ФГОС. У отдельных преобладает инерционный способ мышления и работы. Таким образом, внедрение Стандартов актуализирует необходимость обновления модели методической работы в ОУ, т.к. именно она  основным звеном в обеспечении качественного освоения стандартов нового поколения.

3 Слайд Обозначенные противоречия подтверждают актуальность темы.  

4. Слайд  Цель работы – проектирование модели управления методической работой в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.

       Слайд 5 Гипотеза исследования – эффективность управления  методической работой  в условиях ФГОС может быть повышена за счёт:

  •  целостности системы;
  • вариативной (по степени включения в методическую работу ОУ) структуры;
  • удовлетворения запросов  педагогического коллектива образовательного учреждения в новых формах методической работы   (как коллективных, так и индивидуальных).  
  • С учетом цели и гипотезы были определены задачи: 6 Слайд
  1. Проанализировать современные тенденции и подходы к изучению проблемы управления методической работой.    
  2. Охарактеризовать существующие модели управления методической работой в образовательном учреждении
  3. Выявить особенности управления методической работой  в образовательном учреждении в условиях ФГОС
  4.  Проанализировать  существующую модель методической работы в МАОУ «Гимназия №1» и выявить условия ее обновления

5. Усовершенствовать модель  управления методической работой в  МАОУ «Гимназия №1» в условиях внедрения ФГОС

6. Разработать план по апробации модели управления методической работой

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; проблемно-ориентированный анализ, свот – анализ,  метод моделирования, используемый для наглядного описания системных объектов; эмпирические методы (анкетирование, наблюдение), используемые для диагностики и анализа состояния изучаемого явления, методы статистической обработки результатов.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть  параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

В ходе  выполнения работы были получены следующие результаты.

1) Теоретический аспект исследования включает в себя современные тенденции и подходы  к изучению проблемы управления методической работой в образовательном учреждении. 7 -8 Слайды 

Проанализированы различные подходы к определению  содержания понятия методическая работа и управление методической работой, что позволяет выйти на осмысление актуальных проблем в ее проектировании. Нами выявлено, что  единства в определении понятия «методическая работа» нет, но анализ данных позволяет достаточно точно выделить объект управления. Это - профессиональное мастерство педагогов.

Слайд 9 Главная цель управления методической работой - помочь каждому педагогу в самопознании и самореализации, в саморазвитии, выявлении и использовании собственного опыта, то есть построении индивидуальных гибких самообразовательных программ

2) Нами определена сущность различных моделей  управления методической работой. Вариантов построения модели методической службы/работы можно создать достаточно много.

Слайд10 Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением и способствовать их решению.  

Слайд11

 3) Анализ нормативных документов, опыта работы методических служб  образовательных учреждений  позволил   выявить приоритетные подходы к управлению методической работой в условиях ФГОС:

 - поддержка ОУ и отдельных педагогов в реализации государственной политики в области образования;

- создание условий, обеспечивающих подготовку  педагогических работников к реализации стандартов второго поколения;

- создание единого образовательного пространства построение его на принципах сетевого взаимодействия и маркетинга;

- повышение  квалификации педагогических работников как наиболее значимого условия  внедрения стандартов второго поколения.

Приоритетными направлениями в управлении методической работой в ходе реализации требований ФГОС  являются: методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ;

- методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение ФГОС;

- организация сетевого взаимодействия; мониторинг эффективности ОУ при введении  ФГОС;

- информационное сопровождение педагогических работников.

Приоритетной организационной структурой методической работы в школе становится  сетевая организация.

Ведущая форма деятельности  - проектная, включающая практикумы, тренинги, ролевые и деловые игры.

Функции м/р  не только обновляются, но и появляются новые – маркетинговая (диагностика профессиональных потребностей педагогов  ОУ и образовательных потребностей города, на этой основе реклама и пропаганда образовательных возможностей школы), мотивационно-целевая, (определение целей научно-методической  и научно-исследовательской деятельности в области ИКТ- компетентности на основе работы с педагогическими кадрами, мотивация коллектива на достижение новых целей); инновационного развития (организация исследовательской, внедренческой деятельности, моделирование и проектирование  образовательного процесса с использованием информационных технологий),  регулятивно-коррекционная (анализ, установление логико-коррекционных связей между подсистемами управления школы)  и адаптационного развития (совершенствование коммуникативной, организация профилактической  функции в работе с учащимися посредством информационных технологий).

Слайд 12 4) Комплексный анализ качества управления методической работой  в гимназии включил в себя такие методы как анкетирование, проблемно-ориентированный анализ и свот -анализ.

         Цель:

- определение уровня продуктивности методической работы;

-  оценить роль методической службы в реализации стратегической цели ОУ;

- оценить уровень функционирования гимназии в режиме  развития. (на экране фрагмент свот-анализа)

13 Слайд Нами были определены основные задачи для решения выявленных проблем на пути к  совершенствованию управления методической работой в гимназии:

- обновление модели управления методической работой через обновление структуры  и содержания  управления методической работой;

- корректировка приоритетных направлений методической работы в условиях инновационного развития гимназии;

 - разработка системы мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов как субъектов  образовательного процесса;

- корректировка индикаторов и показателей результативности управления методической работой;

- перехода методической работы  из сферы обеспечения деятельности педагогов в сферу управления разработкой и реализацией образовательной политики учреждения  в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

14 Слайд Анализ и обобщение проблем  в управлении методической работой в МАОУ «Гимназия №1»  позволили  выделить ряд продуктивных идей: личностно-ориентированную стратегию в организации методической деятельности образовательного учреждения; приоритет дифференцированного подхода к ее организации; включения педагога в научно-исследовательскую деятельность; опору на активность, инициативность и развитие мотивации самого педагога-участника процесса методического обеспечения деятельности педагогического коллектива; важность обобщения и распространения передового педагогического опыта.

15 Слайд Определены стратегическая цель управления м/р., задачи и мероприятия по ее достижению.

Спроектированная модель управления  методической работой отражает объединённую концепцию различных направлений, где функции управления находятся в прямой связи с объектами и субъектами управления с содержанием деятельности, формами, педагогическими технологиями и конечными результатами

Эффективным элементом структуры является формирование временных команд, объединений, профессиональных сообществ для решения конкретных проблем. Во главе каждого такого сообщества назначается руководитель из числа наиболее опытных, компетентных педагогов, имеющих высокую мотивацию к работе над конкретной проблемой.

 16 Слайд  Структура управления методической работой обновлена через создание Координационного совета по внедрению ФГОС, проблемных групп, постоянно действующего Проблемного семинара.

Модель основана на личностно-ориентированном, программно-целевом  подходе. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность; центральное место в определении всей деятельности – целеполагание; исследовательский подход к конечным результатам. Наиболее предпочтительными формами – совместные программы и проекты.

  • 17 Слайд Спрогнозированы ожидаемые результаты
  • Управленческая  мобильность методической  работы;
  •  изменение стиля традиционного педагогического мышления (развитие мобильности педагогов;
  • Повышение уровня методической активности у 30 - 40% педагогов;
  • Внедрение современных педагогических технологий в практику работы (100% учителей);
  • Участие учителей - предметников в работе по переходу на новые образовательные стандарты (100 %);
  • Участие учителей в работе сетевых сообществ (не менее  90 %);
  • Повышение качества знаний учащихся (на 5-10 %);
  • Повышение профессионального мастерства педагогов гимназии;        
  •  сформирована потребность в транслировании                            

                педагогического опыта; участии в конкурсах

                профессионального мастерства (не менее 80%)

18 Слайд риски и пути их преодоления

1. Инертность и низкий уровень методической активности отдельных педагогов.

2. Несвоевременность проведения мероприятий, выполнение намеченного плана работы не в полном объеме.

3. Чрезмерная загруженность квалифицированных и методически активных педагогов.

1 . Совершенствование системы стимулирования.

2. Проведение системного контроля за деятельностью СП и педагогов.

3. Популяризация положительного опыта работы и профессиональных достижений.

4. Своевременное корректирование работы  и организация тесного взаимодействия  всех структурных подразделений.

19 Слайд Разработаны критерии оценки деятельности методической работы (Дружинин и Поташник). критерий результативности (определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации);

  • критерий рациональности расходования времени (предполагает индивидуальный подход к учителям, дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации этого времени);
    критерий стимулирующей роли методической работы
    (определяется степенью интереса к проводимым мероприятиям);
  • «критерии факта»: количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п. 
  • критерий отношения – субъективная оценка педагогами методической работы в школе;
  • критерий качества: принятие идеологии ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС [26 ].

6) Для апробации спроектированной модели управления методической работой разработан план мероприятий. 20 -21 Слайд

        Первые результаты по апробации разработанной модели управления методической работой в МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана позволяют сделать вывод, что  этот процесс многоплановый и сложный.

22 слайд

  •  Разработаны локальные акты,  регламентирующие методическую работу в образовательном учреждении;
  • Усовершенствована структура управления методической работой;
  • Спланирована и организована деятельность координационного совета по внедрению ФГОС;
  • Разработана программа по работе с  педагогическими кадрами;
  • Организовано внутрифирменное обучение педагогов по актуальным вопросам внедрения и реализации ФГОС.

23 Слайд 

Оптимальность модели управления выражается в отсутствии перерасхода средств на ее реализацию.  

                реализация плана по апробации осуществлялась  в предусмотренные сроки, что свидетельствует  об оперативности управленческой модели.

          результативность модели обуславливается достижением цели. Таким образом, можно говорить об эффективности данной модели управления методической работой в ОУ в условиях ФГОС

Теоретическая значимость работы состоит в том, что модель управления методической работой в условиях ФГОС и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования по  данной проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при проектировании  вариативных моделей управления методической работой в любом образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

«Организация методической работы в ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО»

презентация«Организация методической работыв ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО»...

«Реализация методической службы в условиях внедрения ФГОС»

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни...

«Реализация методической службы в условиях внедрения ФГОС»

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни...

Педагогический совет по теме "Методическая работа в условиях внедрения ФГОС"

На заседании  педагогического совета обсуждались принципы , функции, формы и приоритетные направления методической работы, а также новые формы методической работы в условиях ФГОС....

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...