СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА.
статья на тему

Власова Светлана Ивановна

роль завуча в подготовке и поддержке учителей. совершенствование кадрового состава. мотивация учителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС, -а, м. Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы 

Конкурсы профессионального мастерства прочно и уверенно вошли сегодня в учительскую жизнь. И это не случайно. С одной стороны они несут в себе неограниченную возможность для педагога в удовлетворении и определении своего места в профессиональном социуме, в реализации своего «я» в условиях состязания, способствуют пропаганде педагогических идей, расширению пространства активного педагогического общения С другой стороны, конкурсы как педагогическая система являются  условием обнаружения собственных затруднений, дефицитом профессионализма, что в свою очередь служит стимулом к формированию потребности в повышении квалификации, поиску новых форм работы.

Помочь учителю не потеряться в многообразии программ и инноваций и призвано сегодня научно-методическое сопровождение.

Само слово сопровождение в русском языке имеет несколько значений:

1То, что сопровождает какое-н. явление, действие. Музыкальное с. (аккомпанемент).

2.  Специальная группа, сопровождающая кого-что-н. Истребители сопровождения.

3Следовать вместе с кем-н., находясь рядом, ведя куда-н. или идя за кем-н. Иностранных гостей сопровождает переводчик. С. делегацию. Делегация с сопровождающим (сущ.).

4 Производить одновременно с чем-н., сопутствовать чему-н. С. пение музыкой. Успех сопровождает его выступление. С. речь жестами.

5. Служить приложением, дополнением к чему-н. Текст сопровождают комментарии. Посылку сопровождает извещение.

Сопровождение учителя по его профессиональному пути – это движение рядом с ним, возможно, впереди него. Сопровождающий прислушивается к мнению, потребностям сопровождаемого, помогает и советует, но при этом не навязывает свои ориентиры.

Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Тоже самое касается сопровождения на профессиональные конкурсы.Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:

1. Прежде всего нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, т. е. каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на будущем личном благосостоянии.

2. Администрация школы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отве чать на вопросы.

3. Процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них.

4. Необходима положительная обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т. п.

Объяснить, как победить на конкурсе, невозможно. Можно лишь подсказать, как НЕ надо себя вести, на что НУЖНО обратить внимание, КТО в состоянии помочь, поддержать и в КАКОМ направлении плыть, чтобы добраться до финиша. Советы участников конкурса как кулинарные рецепты. Но тот же  самый пирог, даже если в книге четко написано, сколько надо положить муки и соли, у разных хозяек получается абсолютно по-разному. Главное в  педагогических состязаниях учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк .Показать  урок, который не идет  вразрез с  его педагогическим опытом.  Задача конкурсанта — Выстроить  конкурс в одну смысловую линейку. Чтобы можно было на «опыте» познакомиться с  работой педагога , на уроке – увидеть ее, на мастер-классе – научиться работать, как данный учитель , а на лекции – задуматься о той же самой работе.

Анализируя опыт подготовки конкурсантов, можно отметить следующее . Сопровождение за период прохождения конкурса осущестить трудно, если нет предшествующей каждодневной систематической работы с кадрами.Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя.  У каждого из нас они свои. Я бы хотела остановиться на 2-х наиболее эффективных и результативных, на мой взгляд.

В числе условий, способствующих профессиональному становлению  учителя, нами рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Каждый учитель нашей школы имеет портфолио своих личных достижений.

В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного  роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.

Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволяет

Учителю:

реально представить результаты своего труда;

увидеть свои резервы;

иметь стимул к самосовершенствованию;

освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации: 

осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;

способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;

развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Варианты использования портфолио: 

как инструмент при обсуждении результатов деятельности;

как возможность рефлексии собственной работы;

как документ, в котором отражено развитие учителя.

Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности данной проблемы. Содержание портфолио личных достижений мы отразили в локальном акте школы «Положение о портфолио учителя» и утвердили его на педсовете школы.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому современному человеку. человеку

Портфолио учителя – это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. Очень важным для учителя и руководителя школы является доказательная составляющая портфолио, поэтому важная цель портфолио – представить отчет  о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии.

        Принципы работы  портфолио педагога.
1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является школьный конкурс педагогического мастерства.   Положение о проведениии конкрса мы разработали более 7 лет назад, но время вносит свои коррективы, поэтому Положение ежегодно дорабатывается и дополняется.

В качестве задач мы определили для себя следующие:

  • -выявление талантливых, творчески работающих учителей, их поддержка и поощрение;
  • -публичная поддержка педагогов, умеющих презентовать свой опыт работы;
  • -пропаганда педагогического опыта творчески работающих учителей и педагогических коллективов;
  • -стимулирование исследовательской деятельности учителей и их профессионального роста, создание условий для профессионального роста и самореализации

Конкурс проводится в 3 этапа

 В ходе первого тура конкурса

Участник представляет:

-эссе «Моя педагогическая философия»;

-портфолио с методическими разработками  уроков и внеклассных мероприятий по методтеме

. Второй тур включает в себя:

.«Открытый урок» - участнику конкурса предоставляется возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство - владение различными формами и технологиями обучения на одном уроке.  тему урока учитель выбирает самостоятельно. По итогам урока учитель проводит самоанализ. (Регламент - 45 минут, 5 минут – анализ

  • Самопрезентация собственного опыта «Мои педагогические находки» - участнику конкурса предоставляется возможность показать умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; общая и профессиональная эрудиция; культура публичного выступления; умение взаимодействовать с аудиторией (регламент до -15 минут, 5 минут – ответы на вопросы жюри).

Конкурсные задания меняются, неизменной остается только главная идея конкурса: повышение престижа профессии педагога. Проведение школьных конкурсов позволяет нам утверждать, что они становятся   настоящей школой повышения уровней педагогических компетентностей:

  • изучение огромного количества учебной и методической литературы,что способствует интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;
  • овладение технологией самоанализа педагогического опыта,который  позволяет критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы;
  •  осмысление и структурирование собственного педагогического опыта способствует формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;
  •  систематизация и ранжирование наработанного материала позволяет осознать необходимость обмена опытом с коллегами;
  •  экстремальная обстановка,    тесный контакт с  классом, атмосфера мастер-класса предопределяют необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, позволяют «разбудить» внутренние ресурсы, почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога...

-  умение Говорить для аудитории, говорить с аудиторией, говорить так, чтобы быть услышанным, понятым, а иногда и воспринятым... и многие важные аспекты ораторского искусства, которые реализуются на школьном конкурсе педагогического мастерства

 Инновационной формой работы по повышению квалификации является проведение аукциона педагогических идей.   Сущность конкурса- активная форма работы педагогов, которые предлагают свои пути решения различных педагогических  ситуаций и находят  единое решение в ходе обсуждения- дискуссии.

Третий тур конкурса мы проводим в рамках научно-практической конференции. Практика работы, анкетирование учителей позволяют нам сделать вывод, что несмотря на трудности большой объем работы, и частый глухой ропот наших коллег , эта формы работы имеет максимальные эффекты, она надолго заряжает учителей позитивной энергией, и как результат повышает качество образования.

.Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.Победа в конкурсе «Учитель года» будь он муниципальный или школьный  не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который нельзя останавливаться, а надо идти дальше и дальше,  привлекая  коллег к участию в различных конкурсах. Это означает открыть новые таланты, создать плодотворную почву для   формирования творческого потенциала и роста педагогов.

 Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Это было и будет всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.       Авторы го...

Деловая игра "Кадровый вопрос"

Для личного и профессионального самоопределения учащихся используют разнообразные способы и методы. В работе с подростками , наиболее эффективным, по моему мнению  является деловая игра.Деловая и...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Презентация педсовета "Кадровая политика школы"

Данная презентация является сопровождением вступительной части педсовета "Кадровая политика школы". Она призвана дать общее представление о педагогическом коллективе....

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО РЕСУРСА И КАДРОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР» на период 2018-2020 учебные года

Актуальность создания программы обусловлена переменами, происходящими в сфере образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к лично...

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...