Программа экспериментальной деятельности школы
опыты и эксперименты на тему

Цой Ирина Валерьевна

Программа экспериментальной деятельности школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimenta_v_ou.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экспериментальной деятельности по теме: «Создание модели поликультурной образовательной среды как основы формирования гражданской идентичности обучающихся в школе»

Актуальность и постановка проблемы

Перед современной Россией как многоэтническим и поликультурным государством особенно остро стоит задача поиска и нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создания в обществе атмосферы согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов.

Функционирование и развитие муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №ххххх происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики. Её основными ориентирами являются Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг., направленная на «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации».

Важнейшим компонентом реализации государственных образовательных стратегий являются федеральные государственные образовательные стандарты, методологической основой разработки и реализации которых является Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней сформулированы современный национальный воспитательный идеал  -  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, -   и такие  базовые национальные ценности, как  патриотизм,  социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

В Концепции сказано: «Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональныхзадач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм».

Таким образом, уже в основу  определений  основных категорий процесса  духовно – нравственного развития и воспитания личности заложены представления о  Российской Федерации как о многонациональном  государстве. А высшей  ступенью процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания названа ступень российской гражданской идентичности.

Данный подход последовательно реализуется в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта, где  определены 3 категории результатов: личностные, метапредметные и предметные. Особенностью личностных результатов в числе прочих обозначено  формирование «основ гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, своей этнической принадлежности». В перспективе – это «компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности».

Вышесказанное свидетельствует:  основной путь развития современной общеобразовательной школы  связан с  гуманизацией содержания образования  на  основе  идеи  самоценности  личности  учащегося,  его  права  на  свободное  самоопределение,  наиболее  полную  реализацию  способностей  и  удовлетворение образовательных потребностей в условиях поликультурного общества.

Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда», отражающего реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда рассматривается  нами  как  целенаправленный  процесс  особым  образом  организованных педагогических воздействий на школьника, в котором педагог не несет  готовой  информации,  а  сопровождает  обучающихся  в  их  личном постижении  мира  через  переживания  и  активное  взаимодействие  с  поликультурным  окружающим  миром.  Субъектами  поликультурной  образовательной среды являются сами  школьники, что проявляется в их стремлениях к поликультурному  самосовершенствованию,  установлению  гармоничных  отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями.

        Говоря о сущности эксперимента важно остановиться на особенностях  Липецка как культурной среды, оказывающей влияние на муниципальнуюсистему образования. Население областного центра  не является этнически разнородным.

Однако деятельность по созданию поликультурного образовательного пространства является для него также актуальной. Поскольку, во – первых, последнее десятилетие усиливаются миграционные процессы, а значит,  растет необходимость в организации образования для детей с другими,  отличными от традиционных для данной местности, особенностями национального самосознания и культуры.  Во – вторых, портрет выпускника  современной школы – это человек, осваивающий культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Стало быть, возможность успешной социализации в условиях поликультурного мира  должна быть обеспечена для каждого обучающегося независимо от  места жительства и от региона, где было получено образование.

        На создание условий для ориентации образовательного процесса на национальный воспитательный идеал нацеливают такие программные документы муниципального уровня, как  План реализации НОИ «Наша новая школа» в системе образования г.Липецка на 2011 – 2015 гг., ведомственная целевая программа «Развитие образования в  г.Липецке (2012 – 2014гг.)», Концепция единого воспитательного пространства г.Липецка.

        В контексте поставленных задач представляется целесообразным проведение на муниципальном уровне  экспериментальной деятельности по теме «Создание модели  поликультурной образовательной среды как основы формирования российской гражданской идентичности обучающихся  в  школе». Данный эксперимент можно рассматривать в качестве  логического  продолжения городского эксперимента, успешно реализованного на базе СОШ №ХХХХ в 2003-2009гг. «Создание модели и условий формирования школы самоопределения  и самореализации личности».

При проведении эксперимента для достижения положительных результатов, на наш взгляд, важно учесть противоречия, которые могут возникнуть при реализации эксперимента по теме  «Создание модели  поликультурной образовательной среды как основы формирования гражданской идентичности обучающихся в школе»:

  • между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории гуманистического воспитания, современных концепций перехода на личностно ориентированную парадигму образования и недостаточной разработанностью теории поликультурного образования;
  • между потребностью ребенка быть защищенным в период социальных и экономических катаклизмов, кризиса обществ и неготовностью общества, педагогических коллективов и социального окружения обеспечить удовлетворение этой потребности;
  • между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, отражающего культурный диалог и основывающегося на национальных и общечеловеческих ценностях, принципах глобализма, и сохраняющейся ориентацией на соблюдение интересов определенной общности, группы, класса, нации;
  • между потребностью в индивидуально-личностной поддержке и адаптации учащегося к условиям поликультурного образования и социума и разобщенностью знаний в сфере межкультурного диалога, обеспечивающего толерантное усвоение личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического содержания;
  • между объективной потребностью системы образования в высоком уровне развития профессиональной и методической культуры педагогических работников, их гражданской и личностной позиции и низкой степенью профессиональной готовности  педагогов к работе в поликультурной образовательной среде.

Необходимость преодоления названных противоречий актуализирует проблему выявления и реализации социальных и педагогических возможностей поликультурной образовательной среды как одного из существенных факторов формирования российской гражданской  идентичности школьников.

Недостаточность теоретической изученности и практики решения данной проблемы обусловила выбор темы эксперимента  «Создание модели  поликультурной образовательной среды как основы формирования российской гражданской идентичности обучающихся  в  школе».

Цель исследования

Цель экспериментального исследования  - разработать и апробировать модель поликультурной образовательной среды как инструмента формирования российской идентичности, являющейся высшей ступенью духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Задачи исследования

  1. Организовать изучение педагогическим коллективом сущностных особенностей  и  возможностей поликультурной образовательной среды, теоретико–методологических основ построения образовательного процесса, направленного на формирование российской гражданской идентичности.
  2. Обеспечить развитие в образовательном учреждении системы образования, обеспечивающей его высокое качество, а также создание условий для становления толерантного сознания её субъектов, способствующей их активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде.
  1. Разработать программу развития школы с углубленным изучением отдельных предметов и обеспечить её реализацию.
  2. Разработать и апробировать модель воспитательной системы, реализующейся в урочной и внеурочной деятельности и  направленной на воспитание гражданина, патриота, раскрывающей способности обучающегося, обеспечивающей его готовность  к жизни в открытом мировом пространстве.
  3. Разработать и реализовать образовательную  программу школы с углубленным изучением отдельных предметов, обеспечивающей создание поликультурной образовательной среды.
  4. Организовать корректировку рабочих программ по предметам в части гуманизации  содержания образования.
  5. Выделить и реализовать в качестве приоритетного направления в создании поликультурной образовательной среды полилингвальной подготовки обучающихся.
  6. Обеспечить внедрение педагогических технологий, в том числе дистанционных, формирующих позицию ценностно-смыслового равенства всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающих установку на диалоговое общение, сотрудничество и сотворчество как важное  условие реализации модели  поликультурной образовательной среды.
  7. Разработать и апробировать модель методической службы, основанной на персонифицированной технологии профессионального совершенствования педагогов и содействующей формированию у педагогов межкультурных коммуникативных компетенций.
  8. Организовать межкультурную коммуникацию обучающихся и педагогов  с носителями иностранного  языка, в том числе в рамках участия в межкультурных проектах.
  9. Совершенствовать  систему мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов как необходимого условия эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде.
  1. Совершенствовать нормативные, материально-технические, кадровые, информационные ресурсы, обеспечивающие функционирование школы в условиях поликультурной образовательной среды.
  2. Развитие системы социального партнерства, обеспечивающей функционирование персонально ориентированной модели методической службы.

Гипотеза  исследования

Модель поликультурной образовательной среды, обеспечивающей  формирование российской гражданской идентичности, будет создана, если:

  • процесс формирования личности будет базироваться на современном теоретико-методологическом гуманистическом представлении об особенностях развития личности школьника в этнически неоднородном и потенциально многокультурном окружении;
  • будут реализованы в организации образовательного процесса сущность, содержание, возможности поликультурной среды, включая её полилингвальный компонент, как фактора развития  личности школьника;
  • будет создана система методической работы, содействующая подготовке педагогических кадров, обладающих  компетентностью  в формировании у обучающихся базовых национальных ценностей;
  • будет организована модель социально-педагогического сотрудничества школы с учреждениями профессионального образования, образовательными учреждениями,  представляющими иную, отличную от русскоязычной, языковую среду.  

Объект  исследования

Объектом исследования являются образовательные возможности поликультурной среды.

Предмет  исследования

Предметом исследования является влияние поликультурной  образовательной  среды на развитие и воспитание личности гражданина России.

Общая методологическая база исследования

Общую методологическую базу исследования составили:

  • идеи социальной обусловленности развития человека как личности; учение о ценности, своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов;
  • исследования, связанные с формированием  общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений;
  • положения философии гуманизма о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры

Методологическую  основу  исследования составляют

-теория  поликультурного  образования (А.С. Гаязов, Ф.Г. Ялалов).

-философские  положения  о  ведущем  влиянии  образовательной  среды на формирование  личности и  ее деятельности (Б.С. Гершунский, Э.В. Ильенков),

-принципы и методы системного подхода (В.Г.Афанасьев, В.П. Беспалько, В.С. Ильин).

-концепция Л.С.Выготского о культурно-исторической обусловленности развития.

-теория  о  роли  коммуникации  как  средстве  связи  любых  объектов  материального  и духовного  мира  (А.А.  Бодалев,  С.В.  Бориснев,  А.Н.  Леонтьев,  Б.Ф.  Ломов,  А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Сорокин, Д.Б. Эльконин и др.);

- модель образовательной среды в эвристическом обучении (А.В. Хуторской)

Аспекты, в которых исследуются проблемы поликультурного образования, чрезвычайно разнообразны и отражены в работах Е.В.Бондаревской, В.П.Борисенкова, О.В.Гукаленко, Ю.С.Давыдова, А.Н.Джуринского, М.Н.Кузьмина и др. Поликультурная среда рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, и механизм передачи социального опыта, и сфера педагогических ценностей, и звено педагогической культуры преподавателя, и новая информационная среда.

Общепедагогической методологической основой исследования стали личностно ориентированный подход, который создает предпосылки для комплексного, системного изучения процесса педагогической поддержки и защиты учащихся в поликультурном образовательном пространстве.

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений используется  комплекс взаимодополняющих методов исследования:

  • теоретический анализ, междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, педагогике и психологии, этике, культурологии, этнографии, социологии, правоведении, синергетике;
  • интегративный и дифференцированный терминологический анализ содержания и основных понятий исследования (контент-анализ);
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности);
  • диагностические методы (моделирование, анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертные оценки).

Принципы построения модели

поликультурной образовательной среды

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит, и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира  требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

Принцип гуманитаризации. Понимается  как способ актуализации базовых национальных ценностей средствами учебного предмета, рассматриваемого  в качестве элемента целостной культуры.

Социально-психологические риски и их преодоление

Трудности и риски внедрения поликультурной образовательной модели предсказуемы.

Во – первых, это дефицит специалистов,  обладающих компетенцией межкультурного общения.  Мерой по преодолению ситуации, которая может негативно сказаться на ходе и результатах эксперимента, является программа повышения квалификации педагогических работников школы.

Во – вторых, интенсификация образовательного процесса усилит риск ухудшения здоровья обучающихся, в связи с чем программой эксперимента предусмотрена система мер по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности.

Этапы экспериментальной  деятельности

  1. Организационный
  2. Основной
  3. Обобщающе - ориентировочный

1этап (01.01.2012- 30.08.2012 гг.)  - Организационный

  • Определение, разработка и утверждение стратегических направлений развития коллектива образовательного учреждения
  • Предложение рабочей модели поликультурной образовательной среды для учащихся.
  • Моделирование нового качественного состояния структуры образовательного учреждения
  • Разработка программ   и проектов, обеспечивающих достижение цели и решение задач Программы эксперимента.
  • Создание условий для активного участия школьного коллектива  в реализации Программы эксперимента.
  • Совершенствование нормативно-правовой базы образовательного учреждения.

2этап(2012-август 2016 гг.) — Основной

  • Апробации модели поликультурной  образовательной  среды,    ориентированной  на  субъектное  развитие  школьника.
  • Обновление содержания образования по всем блокам базовых дисциплин и образовательных областей на основе ФГОС и концепции развития поликультурного образовательного пространства.
  • Повышение профессионального мастерства и творческого роста учителей на основе включения в инновационную деятельность по реализации программы

развития «Создание поликультурной образовательной среды в школе с углубленным изучением отдельных предметов».

3этап(сентябрь 2016-2017 гг.) — Обобщающе - ориентировочный

  • Обработка,  анализ   результатов  опытно-экспериментальной  деятельности.
  • Выявление и анализ обозначенных в ходе исследования проблем.
  •  Закрепление положительного опыта в локальных нормативных актах, в виде программ учебных курсов, методических пособий и сборников, материалов научно-практических семинаров и конференций.
  • Обобщение и распространение инновационного опыта работы.
  • Определение перспектив развития образовательного учреждения.

Ожидаемые  результаты эксперимента

Ожидаемые  результаты эксперимента:

  • создана модель поликультурной образовательной среды как основа гражданской идентичности обучающихся;
  • разработана программа развития школы с углубленным изучением отдельных предметов;
  • создана воспитательная система, способствующая становлению толерантного сознания его субъектов как условия успешной адаптации, социализации и интеграции учащихся в социально-экономическое пространство региона;
  • разработана нормативная база, регулирующая создание и функционирование поликультурной образовательной среды;
  • созданы другие условия (материально – технические, кадровые, научно - методические, информационные, финансовые) для реализации ООП ОУ;
  • накоплены ресурсы для реализации городских воспитательных  программ «Я - липчанин. Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня», обеспечивающих функционирование единого воспитательного пространства г.Липецка;
  • сформированы ключевые компетенций обучающихся: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные;
  • расширен спектр и характер образовательных услуг, предоставляемых  в сети образовательных учреждений г.Липецка;
  • составлены методические рекомендаций по созданию поликультурного образовательного пространства и организации обучения школьников в условиях данной среды.

          Практическая новизна исследования заключается в следующем:

  • построение модели  поликультурной  образовательной среды, лежащей в основе процесса формирования гражданской идентичности личности, развития навыков поведения,  способов  и  форм  общения   учащегося школы как субъекта активной деятельности;
  • реализация в условиях города, являющегося областным центром, таких принципов внедрения ФГОС, как вариативность, опора на самостоятельность и инициативность регионов;
  • мотивация педагогов школы на развитие межкультурных коммуникативных компетенций и создание условий, обеспечивающих использование данных компетенций в профессиональной деятельности;

ГЛОССАРИЙ

Поликультурная среда – пространство, в котором проявляются и взаимодействуют различные культуры.

Школьная образовательная среда – совокупность различных материальных средств образования и межчеловеческих отношений, устанавливающихся между администрацией, педагогами, учащимися и родителями. Все они составляют образовательную среду в процессе своего функционирования, образовательная среда, в свою очередь, оказывает влияние на каждого из них. (Ясвин В.А. «Образовательная среда: от моделирования к проектированию»)

Гражданская идентичность - представление о принадлежности к сообществу граждан данной страны, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленному фактом существования государства. При понимании нации как согражданства категории национальной и гражданской общности, национальной и гражданской идентичности совпадают;

Российская гражданская идентичность - представление о принадлежности к российской политической (гражданской) нации как надэтническому сообществу граждан России, форма самосознания, объединяющая многонациональный народ Российской Федерации;

Национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

Мировая (общечеловеческая) культура - совокупность плодов и способов деятельности всего человечества, единство отдельных и многообразных культурных явлений на протяжении истории мировой цивилизации

Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ОСНОВ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Школа XXI века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющего мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности. С поз...

Программа внеурочной деятельности школы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня ...

Информационная карта экспериментальной деятельности школы

Статья, описывающая развитие экспериментальной деятельности в школе. Содержит описание информационно-педагогических условий для работы школы в качестве экспериментальной площадки....

Программа экспериментальной деятельности по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  Что дает применение ТРКМЧП?В процессе применения технологии развития критического мышления:·        вырабатываются общеучебные умения: умение работать ...

Программа экспериментальной деятельности

Программа экспериментальной деятельности в рамках работы экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС...

программа экспериментальной деятельности

Программа экспериментальной деятельности. Тема: Изучение и апробирование современных цифровых образовательных технологий....