РАЗРАБОТКА ОСНОВ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
методическая разработка по теме

ПШЕНИЧНАЯ ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА

 

Школа XXI века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющего мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности. С позиции концепции модернизации содержания образования основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2111_innovsch_05_pshenichnaya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Дистанционный оргдеятельностный курс

"Как организовать инновационную деятельность в школе"

===============================================

Course_Innov_Org_05

Пшеничная Елена Федоровна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 1 города Холмска

Задание N 5 «разработка основ программы инновационной деятельности школы школой»

Цель занятия: разработать основы Программы инновационной деятельности школы.

Содержание задания:

1. Познакомьтесь с Модулем №5 и дополнительным Модулем №5а «КАК РАЗРАБОТАТЬ И ОРГАНИЗОВАТЬ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ». Подумайте возможные формы внедрения в образовательный процесс вашей школы дистанционных форм организации учебной деятельности.

2. Как Вы считаете, какие положения и идеи должны быть в основе Программы инновационной деятельности школы? Опишите концепцию развития вашей школы с точки внедрения инноваций:

- философско-педагогические обоснования, опорные идеи концепции;

Школа XXI века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющего мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности. С позиции концепции модернизации содержания образования основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что "ее результатом является изменение самого учащегося" (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. - М, 1999),  организации учебной деятельности с помощью дистанционных форм служит развитию у школьника специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

 Для успешной адаптации в условиях современного образования ученику необходимы активная жизненная позиция. Дети начинают свою учебную деятельность как увлеченные и умелые ученики. Поэтому мы должны не только формировать знания, умения и навыки, но и способность к овладению способами учебно-познавательной деятельности («научить учиться»); выработке мотивации на учение («научить хотеть учиться»); осмыслению изучаемого, овладению способами действия с ними. На основе этого каждый ребенок сможет сделать правильный выбор своей сферы деятельности в соответствии с потребностями и возможностями.

- аналитическое обоснование концепции (проблемно-ориентированный анализ);

Приоритетным направлением педагогического коллектива являлось выполнение муниципального задания, которое полностью выполнено.

Получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего образования по основным общеобразовательным программам:

Наименование  показателей

оценки качества услуги

Плановые

Количественные

показатели

по школе

Полнота реализации образовательных программ и инварианта РБУП

100%

100%

Процент, окончивших общеобразовательную школу и получивших документ  государственного  образца

Не менее

97%

89%

Процент выпускников 11 классов, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам

Не менее

95%

89%

Процент выпускников 9-х классов, сдавших экзамен в новой форме по алгебре/русскому языку.

Пересдача

Не менее

80%

68%/94%

100%/100%

Качество обученности 4-х классов по математике/русскому языку

Не менее 50%

78%/70%

Процент педагогов имеющих высшую и первую квалификационную категории составляет  79%  при плановом задании  70% , что на 9% больше планового задания.

Одной из задач являлось  повышение конкурентоспособности и эффективности работы школы, удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах.

В течение 2010/2011 учебного года осуществлялась работа по расширению информационного пространства школы за счет локальной сети, функционирует сайт школы. Обновление сайта осуществляется один раз в полгода, в силу большой загруженности учителя информатики.

Доступ к сети Интернет (библиотека, кабинет информатики, ресурсный кабинет ОБЖ) позволяет обучающимся и педагогам школы  пользоваться услугами информационных ресурсов с целью поиска информации, подготовки к олимпиадам, к ЕГЭ, созданию исследовательских проектов помогает обучающимся участвовать в научно-практических конференциях не только в школе, но участвовать в дистанционных конкурсах, так например:

- при ЦТИ «Snail» приняли участие 32 ученика, в «Русском медвежонке» приняли участие 48 учеников, «Британский бульдог» - 27 человек и т.д.

Всего охвачено дистанционными формами – 156 учащихся 5-11 классов.

Тем не менее, проблемно-ориентированный анализ деятельности школы относительно требований инновационного развития позволяет выделить следующие проблемы:

1) неполное соответствие ресурсного обеспечения образовательного учреждения требованиям, обязательным при реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом;

2) несистематическое  использование педагогами школы современных педагогических и информационных технологий на уроках,  неполный охват педагогов в инновационной деятельности школы;

3) сохранение чисто формальной, «зуновской» ориентации образования, отсутствие выраженной направленности на развитие ребёнка;

4) слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

5) недостаточно разработаны механизмы, обеспечивающие эффективное организацию учебного процесса с помощью дистанционных форм обучения;

6) недостаточно развита система поддержки и сопровождения способных и талантливых детей.

Решение выявленных проблем позволит школе выйти на более высокую ступень – приведение образовательного процесса школы  в соответствие с ФГОС. Стратегия развития школы основывается на том, что школа – это мир детства, радости, успехов. Наше педагогическое кредо - каждый ребёнок от природы успешен. Главное в раннем возрасте выявить его способности, возможности и развить их.

- структурирование проблем, вытекающих из проблемно-ориентированного анализа;

Анализ нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня, определяющих стратегию дальнейшего развития образования, информационно-аналитические материалы, характеризующие нынешнее состояние школы по различным направлениям образовательной деятельности, выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решить школе в ближайшей перспективе.

Наиболее значимые из них:

  1. Освоение новых образовательных стандартов с выполнением трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, к результатам их освоения.
  2. Создание условий для обучения, воспитания, развития, успешной социализации всех категорий детей, обучающихся в школе.
  3. Создание условий для поддержки и сопровождения способных, талантливых детей.
  4. Проблема внедрения современных форм дистанционного обучения.
  5. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, их готовность работать по внедрению новых образовательных стандартов, обеспечение профессионально грамотного психолого-педагогического сопровождения каждого ученика, реализация продуктивных образовательных технологий, обеспечивающих устойчивость внешней и внутренней мотивации учащихся.
  6. Проблема дальнейшего развития и совершенствования образовательной среды школы, эффективного  взаимодействия ее с социальными партнерами.
  7. Проблема дальнейшего совершенствования управления школой.
  8. Проблема развития воспитательного потенциала школы.

- ключевая идея Программы, сущность предполагаемых изменений, направленных на создание новой образовательной практики.

3. Опишите особенности организации основных направлений инновационной деятельности школы через определение параметров (характеристик), которые бы  раскрывали суть реализации этих направлений. Вы можете оформить Ваш ответ в форме таблицы:

Направление деятельности

школы

Параметры, раскрывающие суть инновационных подходов

1

Управление школой

Обеспечение успешной работы государственно-общественных структур управления, эффективное выполнение муниципальных заданий, работа по внедрению технологии управления по результатам для всех категорий работников школы, реализация системы материального и морального стимулирования сотрудников школы, создание системы мониторинга и внутришкольного контроля, обеспечивающих выполнение требований новых образовательных стандартов, высокого качества образования.

2

Образовательный процесс (урочная деятельность)

Особое место занимают требования к результатам освоения новых образовательных стандартов, т.е. к системе оценки качества образования. Школе предстоит решить проблему оценки сформированности предметных компетентностей, надпредметных компетентностей (универсальных учебных действий) и уровня сформированности личностных качеств каждого школьника.

3

Образовательный процесс (внеурочная деятельность)

Последовательная реализация комплексных программ развития учащихся через различные формы организации учебной деятельности, в том числе и дистанционные

4

Образовательный процесс (новые дистанционные формы деятельности)

Последовательное внедрение в образовательный процесс таких дистанционных форм обучения, как чат-занятий и веб-уроков.

5

Воспитательный процесс и т.д. ваши варианты

Последовательная реализация комплексных программ воспитания и развития для каждой ступени школы, обеспечивающих воспитание духовной культуры школьника, вечных общечеловеческих ценностей, культурно-исторических ценностей, патриотизма, гражданственности, культуры труда.

  1. Составьте основы Программы инновационной деятельности школы.
  1. Проведите SWOT-анализ основ своей Программы. Определите относительно миссии, цели школы важнейшие 1-2 сильных и слабых сторон школы, по 1-2 ограничения, риска, возможности внедрения инноваций. Вы можете использовать следующую таблицу:

Миссия школы, цель школы:

Миссия школы состоит в обеспечении оптимальных условий, способствующих:

  1. качественному освоению учащимися базового и профильного стандартов обучения,
  2. устойчивому развитию школы на основе удовлетворения образовательных потребностей социума,
  3. достижению качества образования и обновлению форм организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современного общества.

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы

сильные стороны

слабые стороны

Высококвалифицированный состав педагогического коллектива: 79%  имеют высшую и первую квалификационную категорию

Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к организации образовательного процесса

Работоспособный коллектив, средний возраст работников – 47 лет

Низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности

Инициативность педагогов

 Отсутствие необходимого опыта инно вационной деятельности.

Более 68% педагогов активно применяют ИК-технологии

 Несогласованность образов инновационной деятельности  у разных педагогов

Наличие в школе учащихся, способных обучаться с помощью дистанционных форм

Отсутствует сплоченность коллектива

Есть кабинеты, оборудованные и подключенные к сети Интернет

Отсутствует слаженная команда администрации школы

Недостаточность материальных ресурсов, т.к. в школе всего один кабинет информатики

Всего 20% кабинетов оснащены компьютерной техникой: 1 учительское место.

Цель внедрения инноваций  внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения - обеспечить новый этап развития школы в условиях жесткой конкуренции, выйти на высокий уровень  подготовки выпускников школы в прямом соответствии с требованиями ФГОС, повысить имидж и привлечь наиболее качественный контингент школьников.

Направления деятельности школы, в которых планируется инновационная деятельность:

Направление деятельности

Инновации, которые будут внедряться

Образовательный процесс: поиск новых форм внеурочной деятельности в школе, направленных на развитие способностей детей с целью обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности.

- освоение новых образовательных технологий: интегральная, технология образования в глобальной информационной сети, разработка мультимедийной поддержки элективных и факультативных курсов, использование электронного тестирования в режиме реального времени;

- совершенствование структуры медиатеки с целью создания многоуровневой системы информационного обеспечения учебного процесса;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов старшеклассников и внедрение спецкурсов с целью выработки оптимального содержания образования в 9-11 классах;

Работа с педагогическими кадрами

Внедрение стимулов инновационной деятельности педагогов:

- вознаграждения, которые могут использоваться для профессионального развития;

-  открытие собственного мастер-класса для учителей района или города на условиях договорной оплаты труда, повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы (расписание), содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе;

- направление на стажировку, курсы;  - - предоставление времени на методическую работу (работа на дому).

- творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску.

Оценка перспектив развития школы в соответствии с внедрением инноваций

возможности

угрозы

Усиление потребностей обучаемых в самореализации и развитии творческого мышления способно вывести процесс

образовательной подготовки на новый качественный уровень

Большинство учителей не готово применять дистанционное обучение в своей профессиональной деятельности 

При хорошей поддержке образовательного процесса техническими средствами обучения дистанционные формы будут востребованы как учащимися и их родителями, так и учителями и администрацией школы

Не все родители видят пользу от данного вида обучения, а также готовы оплачивать данную форму

Повысится качество предоставляемых школой образовательных услуг

Небольшая разница в оплате труда и выплате стимулирующих надбавок может привести к оттоку части наиболее квалифицированных учителей из  школы

Повысится уровень образованности и воспитанности выпускников школы

Отсутствие правового статуса внедрения дистанционных форм в систему образования в целом: новые Положения об аттестации, ФГОС и другое

4.2. План действий по реализации инновационного проекта

Составьте фрагмент комплексно-целевого планирования по реализации инновационного проекта на учебный год (или полугодие, семестр):

        

Меры и мероприятия

Целевые ориентиры

Сроки

Ответственный

Примечание

Выявление групп учителей, желающих работать с данной технологией

сентябрь

Зам. директора по УВР

Изучение зарубежного и отечественного опыта дистанционного образования.

Группы из мотивированных на развитие учителей под руководством зам. директора по УВР

сентябрь

Зам. директора по УВР

Разработка нормативно-правового обеспечения инновации

Создание правового поля деятельности

сентябрь

Директор, зам. директора по УВР, ВР, АХЧ

Семинар «Дистанционные формы обучения.  Разработка дистанционных курсов, памяток для пользователей»

Методическое обеспечение педагогического сопровождения

сентябрь

Зам. директора по УВР

Дистанционное повышение квалификации учителей, участников инновации

Методическое и информационное сопровождение педагога

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по УВР

Разработка дистанционных курсов и размещение их на школьном сайте

Методическое сопровождение инновации

сентябрь

Зам. директора по УВР, учитель информатики

Круглый стол: дистанционное обучение

Подведение промежуточных итогов

сентябрь

Зам. директора по УВР

Педагогический совет «Внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс»

Информирование педагогического состава о внедрении инновации

сентябрь

Директор, зам. директора по УВР, ВР

Общешкольное родительское собрание учащихся 9-11 классов

Информирование общественности о внедрении инновации

сентябрь

Директор, зам.директора по УВР, ВР

Подготовка технических средств обучения, создание контента на сервере школы

Отладка системы выхода на школьный сайт

сентябрь

Зам. директора по АХЧ, учитель информатики

Обеспечения доступа к ресурсам курсов участников инновации

Отладка системы выхода на школьный сайт

сентябрь

Зам. директора по АХЧ, учитель информатики

Апробация и совершенствование системы дистанционного образования

Отладка системы внедрения дистанционных форм обучения

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР, кураторы по предметным областям

Участие в дистанционных проектах учащихся 9-11 классов

Реализация творческого потенциала старшеклассника

Октябрь-декабрь

Руководитель НОУ «Прометей»

Методический совет

Промежуточные итоги внедряемой инновации

ноябрь

Зам. директора по УВР, кураторы по предметным областям

Семинар-практикум «Как подготовить и провести дистанционный курс»

Мотивирование педагогов для включения в инновационную деятельность

декабрь

Зам. директора по УВР

В данной программе обязательно конкретизируйте ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта: методическую работу с кадрами, материально-техническое сопровождение инновационного проекта, тематику педагогических советов, обучающих семинаров, семинаров-практикумов для педагогов по реализации инновационной педагогической идеи проекта.

5. Выполните рефлексию своей деятельности по выполнению задания 3 и знакомства с модулем 3, для чего ответьте на вопросы:

5.1. Какие чувства и ощущения возникли у меня в ходе работы

При выполнении данного задания возникло чувство неполноценности: нет знаний для проведения проблемно-ориентированного анализа, это очень большая и кропотливая работа каждого члена администрации.

5.2. Каковы мои приращения по теме занятия, благодаря чему они достигнуты

В ходе выполнения данного задания я познакомилась со структурой описания, научилась, это громко сказано, ее заполнять.

5.3. Какие трудности встретились, и как я их преодолевал (собираюсь преодолеть)

О трудностях написала выше, это задание оказалось очень трудным для меня.

5.4. Сформулируйте пожелания: а) себе – дальнейших успехов, б) коллегам по занятиям – преодолевайте трудности, и у Вас все получится, в) ведущему курса - - спасибо за понимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы в инновационной деятельности школы

Выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района....

Использование современных педагогических технологий как одно из направлений инновационной деятельности школы.

В статье обоснован выбор одного из направлений инновационной деятельности школы. Даны понятия современных педагогических технлогий и перечислены критерии, составляющие суть технологии. Выделены  ...

Программа инновационной деятельности ОУ по теме «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в кадетской школе - интернате»

Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравств...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...

Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы

Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...

САМООБРАЗОВАНИЕ как одно из условий повышения профессионализма учителя Диагностика и мониторинг в условиях инновационной деятельности школы

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным нап...