Программа экспериментальной деятельности по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
методическая разработка на тему

    Что дает применение ТРКМЧП?
В процессе применения технологии развития критического мышления:

·        вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

·        появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

·        создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

·        вырабатывается собственная технология обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТРКМЧП78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

экспериментальной деятельности МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» по теме:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества, формирование новой информационной среды, ставят перед каждым человеком задачи непрерывного овладения новыми знаниями и умениями, обеспечивающими успешную адаптацию и взаимодействие с этой средой. Информационная культура становится  сегодня важной составляющей общей культуры ученика. Все большее значение  приобретают умения работать с источниками информации. Но у многих учащихся  не сформирована привычка размыщлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание информационного источника, критически относится к многообразию мнений, возникает «пресыщенность » информацией.  Из этого противоречия вытекает проблема: Как научить детей работать с различными источниками информации? Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная  учебная и дальнейшая профессиональная деятельность, предмет внимания и исследования педагогов школы. Этому способствует изменение  образовательной парадигмы: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Все это осуществимо на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

      Тема инновационной деятельности  «Развитие критического мышления, формирование информационной культуры учащихся» является актуальной, отвечающей образовательным потребностям современных школьников. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

       Изучение заявленной проблемы базируется на теоретико-методологических основаниях , в основу которых положены разработки американских и российских ученых и педагогов. Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской
 любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И.Векслер.

    Что дает применение ТРКМЧП?
В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • вырабатывается собственная технология обучения.

Объект исследования:

учебный процесс.

Предмет исследования:

 мотивация учебной деятельности, качество успеваемости.

Методы исследования:

анализ общетеоретических и специализированных работ по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, обработка  полученных результатов.

 Особенности организации:

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация урока.

 Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Условиями эффективного функционирования площадки являются:

  1. Теоретическая и практическая готовность ОУ к организации и осуществлению эксперимента по применению инновационной педагогической технологии РКМЧП.
  2. Диалоговый характер взаимодействия и высокая мотивация субъектов

эксперимента на  достижение поставленной цели и задач.

 

 

Тема: Технологии современного урока. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель: Разностороннее, свободное и творческое развитие личности учащегося на основе применения педагогической технологии: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Задачи.

Научить школьников:

  • Выделять причинно-следственные связи;
  • Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • Отвергать ненужную или неверную информацию;
  • Понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • Выделять ошибки в рассуждениях;
  • Делать выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
  • Избегать категоричности в утверждениях;
  • Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
  • Отделять главное от существенного.

Задачи педагогического коллектива:

  •  Повышать профессиональный уровень для превращения обучения в   совместный и интересный поиск, для реализации в ходе урока помимо образовательной, воспитательной и развивающих функций урока самообразовательную и стимулирующую функции;
  • Работать над формированием равных партнерских отношений участников образовательного   процесса.
  • Формировать  у учащихся устойчивый интерес к изучаемому;

Гипотеза: Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, толерантность, гибкость, рефлексивность. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самоорганизации и самообразования. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Этапы эксперимента:

№ п/п

Название этапа

Сроки

Цель

Задачи

1

Подготовительный

Сбор информации по технологии

     1.Собрать имеющуюся по теме информацию;

2.Посетить семинары по теме при СариПКиПРО;

3. Определить состав участников эксперимента.

2

Теоретический

Анализ информации

  1. Проанализировать имеющуюся по теме информацию;
  2. Изучить приемы ТРКМЧП, технологическую карту урока;
  3. Провести обучающий семинар;
  4. Практическая отработка приемов ТРКМ

3

Практический

Применение ТРКМЧП, обобщение и распространение результатов ТРКМЧП

  1. Первичная диагностика познавательных интересов;
  2. Внедрение ТРКМЧП в учебный процесс;
  3. Промежуточная диагностика познавательных интересов;
  4. Внесение корректировок в учебный процесс.

 Базовая модель технологии развития критического мышления.

Технология ТРКМЧП предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся.

№ урока

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным текстом

Взаимообучение

Дискуссия

Письмо

Урок-исследование

Стадия «Вызов»

Мозговой штурм, составление кластера

Мозговой штурм

Верные/неверные утверждения

Толстые вопросы

Инвентаризация

Парная мозговая атака

Стадия

«Осмысление»

Инсерт

Чтение с остановками

Зигзаг

Перекрестная дискуссия

Составление чернового текста, правка

Заполнение таблицы

Стадия «Рефлексия»

Возвращение к кластеру

Составление  кластера

Сводная таблица

Эссе

Редактирование, издание

Дальнейшее целеполагание

В технологии КМ выделяются три стадии: 1) вызов; 2) осмысление новой информации; 3) рефлексия.


Технологическая карта урока.

Этап

Содержание

Вр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводный

Постановка дидактической цели

5

Объяснение цели предстоящей работы

Знакомство с целями урока

Стадия вызова

Формирование групп, задания для каждой группы

2

Формирование группы, постановка познавательной задачи

Знакомство с познавательной задачей

Инструктаж , получение дидактического материала

3

Проведение инструктажа, раздача дидактического материала

Знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий в группе

Мозговой штурм, составление кластера

Индивидуальная и групповая работа

5

Попеременное участие в работе групп, побуждение к активному поиску, контроль за ходом гр. раб.

Выполнение своего задания, оформление кластера на большом листе, консультации друг сдругом и с учителем

Завершение стадии вызова

Отчет группы о результатах работы

2

Выслушивание мнений учеников, принятие общего решения о составлении кластера

Отчет о работе каждой группы

Стадия осмысления

Чтение информационного текста с использованием метода инсерта

10

Индивидуальные консультации

Чтение текста с применением инсерта, заполнение таблицы

Стадия рефлексии,

возвращение к кластеру

Беседа с классом по вопросам

7

Рассмотрение  всех мнений

Чтение вслух заполненной таблицы

Выполнение практических заданий

Практическая направленность работы

4

Проведение инструктажа , раздача дидактического материала

Выполнение практического задания  в группе, отчет группы

заключительный

Домашнее задание

2

Запись дом. задания

Приемы ТРКМЧП:
Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями.Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластеры). В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

«V» – галочкой отмечается то, что известно;

«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Синквейн  – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейны очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
  • средства оценки словарного запаса учащихся;
  • средства творческого самовыражения.

И в заключение – синквейн о синквейне:

Синквейн,
Стройный, лаконичный,
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Резюме.

_____________________________

* «Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Таблица- синтез.

Рекомендуется для работы с художественным текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Презентация на тему "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Развитие критического мышления через чтение и письмо Требования ФГОС :новое качество образования Сегодня выпускник школы 21 века должен:-уметь самостоятельно приобретать знания;-применять их на п...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....