Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2
учебно-методический материал на тему

Грищенко Татьяна Борисовна

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. Существует две полярных точки зрения, и в нашем коллективе они также присутствуют. Первая – все дети талантливы, каждый ребёнок одарён по-своему, и нужно это увидеть и развивать. Вторая – одарённые дети встречаются крайне редко. Думаю, что приоритетной для нас должна быть первая точка зрения, так как мы придерживаемся гуманистических принципов образования, уже много лет изучаем и внедряем в практику личностно-ориентированные принципы образования, поэтому должны придерживаться формулы - “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

И если рассмотреть те черты, которые, по мнению  психологов, характерны для одарённого ребёнка, мы увидим, что действительно таких детей достаточное количество. И наша задача их выявить и создать условия для их развития.

Портрет одаренного ребенка:

1.   Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.  Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.  Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.  Склонен к рискованным действиям.

5.  Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.  Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.Не боится отличаться от других.

9.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

 

К группе одаренных детей также могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

 

Исходя из этого, будем считать, что одарённый ребёнокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_s_odarennymi_detmi.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД ПЕДСОВЕТА

  1. Анализ работы школы с одарёнными детьми (зам. директора по УВР  Грищенко Т.Б.)

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. Существует две полярных точки зрения, и в нашем коллективе они также присутствуют. Первая – все дети талантливы, каждый ребёнок одарён по-своему, и нужно это увидеть и развивать. Вторая – одарённые дети встречаются крайне редко. Думаю, что приоритетной для нас должна быть первая точка зрения, так как мы придерживаемся гуманистических принципов образования, уже много лет изучаем и внедряем в практику личностно-ориентированные принципы образования, поэтому должны придерживаться формулы - “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”

И если рассмотреть те черты, которые, по мнению  психологов, характерны для одарённого ребёнка, мы увидим, что действительно таких детей достаточное количество. И наша задача их выявить и создать условия для их развития.

Портрет одаренного ребенка:

1.        Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.        Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.        Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.        Склонен к рискованным действиям.

5.        Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.        Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.Не боится отличаться от других.

9.        Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

К группе одаренных детей также могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

Исходя из этого, будем считать, что одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

  Важнейшей формой работы с одаренными учащимися   являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Чествование победителей предметных олимпиад, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов- стала традиционной формой.

Согласно плану работу школы  в течение октября месяца  в школе проходил  школьный тур всероссийской олимпиады по следующим предметам: математика, физика, биология, информатика, химия, история, обществознание, иностранный язык (английский, немецкий), литература, русский язык, технология, ОБЖ.. Основные направления проверки умений и навыков были обсуждены на заседаниях предметных МО.  

Количество обучающихся в районе (ОУ) 406

В том числе количество обучающихся в 5-6-х классов 76

                      количество обучающихся в 7-8-х классов 89

                      количество обучающихся в 9-11-х классов 82

№ п/п

Предмет

Школьный этап

Муниципальный этап

Кол-во участников

Кол-во победите-лей

Кол-во

 призеров

Кол-во участни-ков

Кол-во победите-лей

Кол-во

призеров

1

Английский язык

18

0

2

2

Астрономия

0

0

0

3

Биология

37

4

5

4

География

0

0

0

5

Информатика

31

1

6

6

История

9

0

1

7

Литература

10

0

2

8

Математика

27

5

8

9

Искусство МХК

0

0

0

10

Немецкий язык

0

0

0

11

Обществознание

10

0

1

12

ОБЖ

12

1

4

13

Право

0

0

0

14

Русский язык

11

3

3

15

Технология

23

0

8

16

Физика

17

5

3

17

Физическая культура

7

0

6

18

Французский язык

0

0

0

19

Химия

11

3

3

20

Экология

0

0

0

21

Экономика

0

0

0

итого

223

22

44

107

 Результаты участия в муниципальных предметных олимпиадах

2010-2011

уч. год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014уч.год

2014-2015уч.год

Кол-во призёров

2

3

3

2

2

Как показывает мониторинг, стабильно хорошо с положительной динамикой мы  просматриваемся только по участию в конкурсах различного уровня. Чаще всего это творческие конкурсы. Такая однобокость не должна нас устраивать. Поэтому стоит продумать такие формы работы, которые позволят нам со временем проследить положительную динамику участия и в научно-практических конференциях, и в предметных олимпиадах.

    Вернёмся к понятию одарённость.

Готовясь к педсовету, мы провели небольшое исследование с целью определения склонностей педагога к работе с одаренными детьми   в форме   анкетирования. Проанализировав анкеты учителей, мы получили следующие результаты.

МО

Иностранных языков

Русского языка и литературы

Математики,информатики, физики

Естественно-географического цикла и общественных дисциплин

Художественно-эстетического и декоративно-прикладного искусства

Физической культуры и ОБЖ

Базового начального образования

баллы

39

33

34.5

37.5

37.2

35.2

37

Обработка результатов

Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сос. Н.И. Пантина и др. Волгоград: Учитель, 2010

49 и более баллов

24 - 48 баллов

23 и менее баллов

Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся

У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

   Таким образом, анкетирование демонстрирует взгляд педагогов нашей школы на проблему системной работы с интеллектуально- одаренными  учащимися. Думаю, что все присутствующие понимают, что в учебном заведении развитие интеллектуальной одарённости должно быть приоритетным, поэтому, говоря сегодня о сопровождении одарённого ребёнка с начальной школы и до 3 ступени обучения целесообразно продумать именно этот аспект. И нам видится, что такое сопровождение должно носить системный целенаправленный характер. Назрела необходимость всерьёз задуматься о создании школьного научного общества, правильно организованная деятельность которого позволит развивать, в первую очередь интеллектуальную одарённость.  Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы должны быть организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Такого рода работа с одаренными детьми, конечно,  трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для нас, педагогов.

Совместно с педагогическим коллективом школы, методическим Советом, администрацией в 2013 году была разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети» сроком на 5 лет, в которой поэтапно расписаны все основные мероприятия, начиная от изучения нормативно-правовой базы., заканчивая разработкой и утверждением программ спецкурсов, элективных курсов, разработкой методических рекомендаций

         В работе по выявлению одаренных детей в нашей школе принимают участие классные руководители, психолог, учителя – предметники, администрация школы.

Классные руководители координируют взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся, для того чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям

Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:

  1. Профильное обучение в 10-11 классах
  2. Предпрофильное обучение в 9 классах
  3. Индивидуальную работу (консультации)
  4. Массовое участие в различных предметных и внеклассных  конкурсах различных уровней
  5. Проведение школьных конференций младшего, среднего и старшего звена
  6. Интеллектуальные игры
  7. Развитие проектных методов
  8. Широкое использование компьютерной техники и Интернета
  9. Создание портфолио достижений
  10. Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях
  11. Использование технологии развивающего обучения Д.Эльконина – В.Давыдова

 Наши  учащиеся в истекшем периоде учебного года   выступали на   предметных олимпиадах школьного и муниципального   уровня..   В этом учебном году   по итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, к сожалению, лишь одна ученица Куксина Евгения стала призером по русскому языку.

          В течение 2014-2015 учебного года психолог школы     проводил мониторинговые исследования детей разных возрастных групп, для составления базы данных интеллектуально одаренных детей. Исследования проводились в непринужденной атмосфере.  В этом учебном году работа     по составлению базы данных интеллектуально-одаренных детей.. продолжилась

Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей,   помогли выработать  памятку и руководствоваться ею в работе:

  • учитель должен быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей;
  • чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

 

  Многие учителя - предметники сами принимают активное участие не только в школьных, но и    муниципальных конкурсах,  так как мы уже давно пришли к выводу,  успешный учитель для одаренных  — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он  должен  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. В нашей школе ежегодно проводится  конкурс «Учитель года»,  

 В нашей школе есть все условия для творчества и занятий спортом. Большое количество грамот, дипломов и сертификатов, полученных нашими обучающимися за участие в конкурсах, конференциях и олимпиадах тому подтверждение.

После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись на следующих уровнях:

  • учителя – предметниками, создающие атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
  • наставники (руководители секции НОУ, классные руководители, педагог-психолог) – помощь в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
  • классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

 Проанализировав работу педагогического коллектива с одаренными учащимися за I полугодие, следует отметить, что педагогический коллектив  работает над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

Наряду с положительными результатами в работе есть и недостатки:

  • следует отметить низкую активность педагогов школы по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
  • остается невысоким уровень качества участия учащихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Над этими проблемами  предстоит работать  педагогам школы в 2015-2016 учебном году, откорректировав план работы. Рекомендации:

1.     Продолжить индивидуальную работу с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.

2.     Систематизировать работу по созданию и обновлению банка данных одарённых детей.

3.     Разработать интенсивные элективные курсы по подготовке детей к олимпиадам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.Одним из путей решения этой проблемы является по...

Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год

        Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...

Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год....

Работа с одаренными детьми в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"

Одним из направлений работы школы является работа с одаренными детьми. С целью развития интереса учащихся к научной, творческой деятельности и выявления и поддержки одаренных детей проводятся различны...

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....

Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2018-2019 учебный год

Высокий познавательный интерес учеников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников во внеклассных мероприятиях, что способствует формированию общей кул...

Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2019-2020 учебный год

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы....