Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
материал на тему

Галина Николаевна Ильющенко

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_odarennye_deti_2015.docx63.61 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации школьной программы «Одаренные дети».

Цели и задачи на этот год были поставлены, исходя из проблем прошлого года.

Цель – поиск и поддержка талантливых детей в школе, создание образовательной среды, способствующей успешности ученика.

Задачи:

- вывести на новый уровень работу учителей, которая связана с учебно- исследовательский деятельностью;

- отследить участие детей в муниципальном туре ВОШ;

- проводить занятия с одаренными детьми в системе;

- организовать индивидуальную работу с одаренными детьми;

- учителям – предметникам – выявлять и поддерживать способных учащихся по своим предметам;

- педагогу – психологу –провести диагностику с целью выявления одаренности учащихся.

Исходя из поставленных задач и в соответствии с программой «Одаренные дети», были обозначены основные направления аботы с одаренными детьми:

  1.  Диагностическое направление
  2. Информационное направление
  3. Развивающее направление
  4. Здоровьесберегающее направление.

         Формы работы с одаренными детьми в школе в данном году: разноуровневые задания, марафоны, игры, конкурсы, олимпиады, викторины.

В школе в системе ведётся кружковая работа.

Мониторинг внеурочной деятельности учащихся в 2014-2015.

Всего детей в школе

Посещают кружки, творческие объединения, секции

Охват%

494

353

73%

        Сравнивая показатели 2014 и 2015 учебных годов, можно сделать вывод, что посещение учащимися   осталось   на том же уровне.

2013-2014

Охват %

2014-2015

Охват %

73%

73%

Выявление одаренных детей проходит в ходе учебно-воспитательного процесса на основе оценок школьной успеваемости, результатов, полученных на различных конкурсах, на основе характеристик, составленных по наблюдениям учителей-предметников. В этом учебном году к работе по выявлению одарённых детей была привлечена психолог школы Годовяхина К. А. Ксения Александровна работала с учащимися среднего звена, проводила с ними беседы, тесты. Побеседовала с классными руководителями и учителями- предметниками. По словам психолога, одаренные дети – это дети группы риска. Они не такие, как все, а, следовательно, более уязвимы. В результате   на каждого ребенка была составлена карта. Все результаты были доведены до сведений классных руководителей.  К сожалению, учащиеся младшего и старшего звена не были охвачены. Эта работы обязательно будет проделана в следующем году.

В 2014-2015 учебном году кураторами, психологом, учителями –предметниками и классными руководителями был проведен анализ  творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся.

Количественные показатели одаренности по школе следующие:

Интеллектуальное направление

Творческое направление

Спортивное направление

Количество

учащихся

% от общего колич.

Количество

учащихся

% от общего колич.

 Количество

учащихся

% от общего колич.

154

33%

48

10%

55

12%

На данной диаграмме видно, что количество одаренных детей немного выросло. Это связано с приростом детей в школе.

В школе сформировано Научное общество учащихся.  В нем состоят 23 ученика. В течении года было проведено 3 заседания НОУ. На заседаниях рассматривались задачи на 1 и 2 полугодия, подводились итоги прошедших мероприятий.

Работа по созданию условий для развития способностей учащихся проводилась по следующим направлениям:

Интеллектуальное направление.

В начале учебного года был проведен школьный тур ВОШ.

Процент от общего количества учащихся, принявших участие в школьном туре ВОШ:

2013

2014

2015

41%

38%

25%

В этом году учителя-предметники приняли решение, что на школьном туре   предложенные задания олимпиады будут решать только те учащиеся, которое имеют склонность к тому или иному предмету, а не весь класс. Поэтому процент участия в этом году ниже, чем в остальных.

  Учителя занимались подготовкой учеников к олимпиаде по индивидуальным программам. Так, например, Ильющенко Г.Н. для подготовки ученицы 8 «Б» Викторовой Юлии   разработала индивидуальную программу по русскому языку.

К сожалению, не все учащиеся смогли принять участие в муниципальном туре ВОШ.

Причины:

- мороз, по этой причине весь южный куст не смог выехать на олимпиаду по русскому языку и другим предметам, проходящим в данный день.

- болезнь детей.

 Ученица нашей школы Абрашина Анастасия заняла призовое место в муниципальном туре олимпиады по биологии. Для школы это хороший результат, так как призовых мест у нас не было уже два года.

В январе-феврале проходил школьный, кустовой и районный этап УИК.

Количество работ среднего и старшего звена, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

4

5

4

7

 

Количество работ начальной школы, выставленных на школьный этап УИК за последние 4 года:

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

21

12

9

12

Общее количество работ старшей и начальной школы, выставленных на районный этап УИК за последние 4 года:

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

3

2

1

5

 На районный тур из пяти заявленных работ прошло три. Все три работы, принявшие участие в муниципальном этапе заняли призовые места. В этом году наша школа принимала кустовой этап УИК. Для куратора это был большой опыт проведения подобных мероприятий.

 В школьном туре активно участвовали молодые педагоги. Маслова Л.С., Закондаева М.Г., Сорокина Ю.Ю., Старостина В.В.

Нужно отметить, что работа Пахомовой Нины «Влияние фитонцидов хвойных деревьев на профилактику простудных заболеваний» приняла участие и победила в конкурсе «Ресурсы родного края». Это позволило учащейся принять участие в краевом форуме «Молодёжь и наука».

Вывод:

- в этом году увеличилось количество работ в старшем и среднем звене;

- работы были сделаны на должном уровне, что позволило выставить их на районный этап УИК;

-  впервые за два года школа заняла призовые места, также приняла участие  в краевом форуме «Молодежь и наука».

- увеличилось количество педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью.

Говоря о федеральных конкурсах, можно сказать, что у школьников среднего   и старшего звена   заметно ослаб интерес к   конкурсам: «КИТу», «Русскому медвежонку», «Британскому бульдогу» и другим, что наглядно подтверждает следующая таблица.

Процент участия в федеральных конкурсах начальной и старшей школы:

Начальная школа

Старшая школа

70%

28%

 В данном учебном году в школе проводились   различные дистанционные конкурсы и олимпиады.

 

Количество учащихся, принявших участие в следующих конкурсах и олимпиадах:

«Олимпус»

35

«Я-энциклопедия»

71

«British flayer»

6

«Инфоурок»

13

Результаты:

- 22 дипломанта международной олимпиады «Я-энциклопедия»;

- диплом лауреата (Яншаева Т.3а) и 3 диплома победителя (Безуглый К. 4а, Мошева В. 4а, Петровская И. 4а) во Всероссийском конкурсе «British flayer»;

- Пахомова Н. 10 кл. диплом победителя 3 степени в Международной дистанционной олимпиаде по химии, Сафронова Ю. 7б диплом 3 степени по обществознанию, Пыльчикова К. 7а диплом 2 степени по математике, Кабанова Г. 8а, диплом 1 степени по математике   - проект «Инфоурок».

 - 5 лауреатов (Викторова Ю., литература, русский язык Вологжина С., Новикова А. литература, Пиндюр Н. – русский язык, Мусатова Л. – русский язык,) и 2 ученика (Семеняк С. и Артемьевских А.) заняли 1 место и получили книгу в подарок – общероссийская олимпиада «Олимпус».

Стоит отметить, что данном учебном году учителя- предметники активно участвуют в подготовке детей к различным конкурсам. Благодарности, свидетельства о качественной подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам получили следующие учителя: Сижук А.П., Старостина В.В., Чеснокова С.А., Ильющенко Г.Н., Маслова Л.С., Килина А.А.

По интеллектуальному направлению в школе работает  8 кружков.  

Название кружка

Руководитель

Количество учащихся

Почемучки

Стулинская О.Н.

20

Грамотейка

Хрипушина Т.Н.

16

Почемучки

Комарова В.И.

20

К пятерке шаг за шагом

Баглаева С.М.

15

В мире книг

Агеенко М.В.

15

Английский через традицию и культуру.

Сергейчук С.Л.

10

Умники и умницы

Коршунова С.В.

20

 Культура народов России

Зырянова Е.А.

10

Который год наши учащиеся выезжают в город Канск и Красноярск для участия в интенсивных школах: «Школа безопасности», «Юный спасатель».

В конце сентября куратором НОУ был организован школьный IQ – марафон, в котором приняли участие более 20 учащихся средней и старшей школы.  Было организовано 5 станций: Языкознайка ( Килина А.А.),  С миру по нитке(Зырянова Е.А.), Математическая (Закондаева М.Г.), Знатоки истории (СтаростинаВ.В.), Необычное в обычном (Митюнин Ю.А.). Участники были распределены на 5 команд. Победителем стала команда «Звезды», набравшая наибольшее количество баллов - 24.

Ребятам очень понравилось данное мероприятие, они с удовольствием бегали со станции на станцию, творили, решали, сочиняли. Было решено проводить марафон ежегодно.

В декабре учащиеся нашей школы традиционно приняли участие в районном IQ-марафоне.

Традиционным видом работы с одаренными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.

Ильющенко Г.Н. в феврале провела «Лингвистический марафон по русскому языку» среди, 5-6 классов, 7-8 классов, 9-11классов.  От каждого класса, совместно с учителями-филологами, была собрана команда из 5 человек, имеющих склонность к данному предмету. Учащимся были предложены разнообразные загадки, ребусы, головоломки, творческие задания по русскому языку. Победители -  5Б, 8Б, 11 классы - получили дипломы.

В рамках предметных недель в начальной школе проводились олимпиады во 2-4 классах.

Количество участников по предметам:

Русский язык

48

Литературное чтение

48

Математика

48

Окружающий мир

45

Таким образом, охват учащихся начальной школы составил 44%.

По итогам олимпиад победители получили грамоты.

В апреле к районной олимпиаде был проведен отборочный тур, в котором приняли участие более 90 человек (Охват 39%). 6 лучших были направлены в район. 2 призера – Петровская Ирина 4кл, Безуглый Кирилл 4 кл. награждены почетными грамотами. Стоит отметить, что с данными ребятами индивидуально занимались Стулинская О.Н, Хрипушина Т.Н., Хмельницкая М.Ф.

Школа активно принимает участие в районных и краевых акциях и конкурсах:

- «Я с книгой открываю мир» - акция, участие;

- «Живая классика» - конкурс, участие Фролова М, Агеенко М, Свердленко Е.

- «Сочинения «Единая Россия» - Кисилева В., Школьникова Е. – призеры

- «Знай свои права – управляй своим будущим» - акция, участие

- «Здоровье молодых – богатство края» -  акция, участие.

Творческое направление.

Данное направление в школе реализуется через мероприятия и программы ДО, уроки технологии и ИЗО.

Цель данной работы - создать ситуацию успеха, способствовать развитию творческих способностей.

По данному направлению работает 5 кружков.    

В 2014-2015 году в школе стал работать кружок вокала «МИКС». Он представляет собой эстрадное объединение, состоящее из 4 групп с общим количеством 60 человек.

Участник кружка (Губина Л. 5а) приняла участие в краевом конкурсе «Волшебный микрофон» и стала финалисткой.

Также в творческом конкурсе «Звездопад» участники кружка в номинации «вокал» заняли 2 место. Индивидуальные призы получили: Осауленко Р. – 2 место, Хмельницкая А. -3 место.

И все же  в школе наблюдается недостаточное количество объединений дополнительного образования. Это связано с отсутствием квалифицированных специалистов.

Ученица 10 класса победила в районом конкурсе «Я-лидер» и от района была направлена ВДЦ «Смена» в Краснодарском крае.

Школа участвует в различных краевых творческих конкурсах.

Так, начальная школа приняла участие в конкурсе рисунков, объявленных телекомпанией «Енисей».

        

Спортивное направление.

Для развития спортивной одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады.  В спортивном клубе ФСК занимаются 289 человек.       Молодые педагоги Митюнин Ю.А. и Петрова В.В. проводят секции по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, гимнастике.

Достижения:

- в феврале этого года наша хоккейная команда, заняв 1 место по району, выезжала на краевые соревнования и заняла там 3 место. Уже 2 год тренеры отмечают талантливых детей: Кищука Захара, Фокина Валеру, Лапа Валентина, Михалочкина Дениса, Боговарова Максима, Фокина Анатолия, Дяченко Дмитрия

- 2 командное место в районной спартакиаде;

-  3 место в районных соревнованиях по футболу;

Также учителя физкультуры отмечают Лашманову Лилию, она второй год занимает призовые места по лыжным гонкам.

В школе ежемесячно проводятся соревнования между классами по баскетболу, волейболу и футболу.

Учащиеся школы имеют портфолио, в котором накапливают свои результаты в течения обучения в школе.

Для поощрения одаренных детей в школе действует стимулирующая система:

- предоставление ученику дополнительных дней каникул;

- вручение грамот;

 - оформление плакатов;

- публичное поощрение на торжественных линейках.

В конце года в школе проводится слет ударников и отличников. Слет стал уже традиционным мероприятием, где в торжественной обстановке талантливым детям вручаются, грамоты, благодарности, дипломы. В этом году слет проходил под названием «Веселые уроки».

Выводы:

 к положительным результатам можно отнести:

  1.  В школе организована и ведется в системе работа с одаренными детьми.
  2. Выросло число учащихся и учителей, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
  3. Организованна индивидуальная работа с детьми.
  4. Используются активные формы организации работы.
  5. Увеличилось количество участников мероприятий, конкурсов, олимпиад.

   

  1.  Расширена предметная область исследований (технология).
  2.  Все материалы НОУ (документы, новости) размещаются на школьном сайте.
  3. Расширен диапазон мероприятий, конкурсов, олимпиад.

Что не удалось:

  1.  Недостаточно ведется исследовательская работа с одаренными детьми по отдельным предметам (математика, физика, МХК, ОБЖ, литература).
  2. Педагог- психолог не отработал с младшим и старшим звеном. Причина – загруженность педагога).
  3. По различным причинам не все дети смогли принять участие в муниципальном этапе ВОШ.

 Цели и задачи на следующий год:

 Цель на 2015 – 2016 учебный год: продолжить работу по созданию условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

Задачи:

- продолжить   создавая условия для их самоопределения, самореализации одаренных детей;

 - усиление работы по научно- исследовательской деятельности обучающихся.

 - изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.

- создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.

 - совершенствование форм работы с одаренными детьми.

-  повышение квалификации педагогов в работе с одаренными детьми.

- использовать в образовательной практике школы продуктивные педагогические технологии, повышающие эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;

- продолжить систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов.         

Директор МКОУ Октябрьской СОШ № 9                                   Белов О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год

        Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...

План работы с одаренными детьми на 2014-2015 учебный год

Одарённость  – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).Очень важ...

Анализ работы РМО учителей музыки за 2014-2015 учебный год

Анализ работы РМО учителей музыки за 2014-2015 учебный год...

Анализ работы МО классных руководителей за 2014-2015 учебный год

Анализ работы МО классных руководителей за 2014-2015 учебный год...

Анализ работы РМО учителей химии за 2014-2015 учебный год

Анализ работы РМО учителей химии за 2014-2015 учебный год...

Анализ работы ШМО классных руководителей за 2014-2015 учебный год

Анализ работы ШМО классных руководителей за 2014/2015 учебный год...