Доклад на тему "Современный урок"
презентация к уроку по теме

Хамидуллина Гульнара Фанировна

Доклад  подготовлен для выступления на педсовете. В выступлении освещаются основные требования к современному учителю, уроку в свете новых ФГОС. Кроме теоретической информации, предполагается проведение практической работы по теме "Компетенция учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_sovremenyy_urok.docx29.65 КБ
Файл sovremennyy_urok_i_sovremennyy_uchitel.pptx679.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему  

"Современный урок - современный учитель"

Подготовила: заместитель директора по УР Хамидуллина Г.Ф.

- Цель: рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся 
- Форма проведения: 
семинар-практикум с использованием групповой формы работы. 
- Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы (комплект приложение 1-8) 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.  В частности: СЛАЙД

  1. Появились новые ФЕДЕРАЛЬНЫЕ государственные образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

Обновление образовательных стандартов включают три группы требований:

- требования к структуре образовательных программ,

-  требования к условиям реализации образовательных программ и

- требования к результатам их освоения.

Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации.

2.  Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

3.  Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

Что значит современный?

 «Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»

Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое  содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

СЛАЙД Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

СЛАЙД Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

СЛАЙД Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить  о таких  моделях реализации современного урока, как 

- личностно-ориентированный подход,

- системно-деятельностный подход

- компетентностный подход

II. Практический блок. 
Участники педсовета распределяются на группы

Зам.директора: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия «компетентность»? Обсудите вопрос в группах. Не зря задаю именно этот вопрос. Анализ, экспертная оценка урока и деятельности учителя во время аттестации проводится по  таким понятиям, как компетентности учителя? Что это? Что сюда входит?  Время для обсуждения 5 минут. 
Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы читаются группами и определяются характеристики, представленные понятия. Делается вывод о многогранности понятия «компетентность». 
Зам.директора: Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них: 
Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.) 
Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.) 
Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.) 
Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция. 
Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. 
Понятия "компетенция" и "компетентность" часто используют как синонимы – это не грамотно. 
"Компетенция" - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции. 

Рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании. 
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Сформировано научно-теоретическое понимание компетентности как способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем и ситуаций.

В связи с новыми требованиями сегодня существуют следующие современные педагогические технологии:

  • Технология критического мышления.
  • Проектная деятельность.
  • Исследовательская работа.
  • Дискуссионная технология.
  •  Коллективная и индивидуальная деятельность.
  • Технология проблемного обучения.

Требования к современному уроку:

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

Что главное в современном уроке?
Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

 Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся   выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

проверка  совместно с учащимися (по алгоритму проверки) либо самопроверка

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются  листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)

 

Т.о., Современный урок направлен на:

  • формирование и развитие  УУД;
  • достижение личностных результатов;
  • развитие умения контролировать и оценивать свои достижения.

Требования к учителю

  • Чётко и точно формулирует задания.
  • Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
  • Подбирает комплексные задания.

 Современный урок– это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам , а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

Современный урок– это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

  Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования.

   Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен  быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель.

Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных.

 Вот поэтому необходимо начать преобразование  школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС  осуществляется именно в начальной школе.

Если учитель хочет быть нужным в 21 веке,  он должен перестроиться  на новые требования.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»  Конфуций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. Конфуций Современный урок - современный учитель Подготовила: Хамидуллина Г.Ф.

Слайд 2

Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков … Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения… Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…

Слайд 3

21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Слайд 4

Традиционный урок: плюсы и минусы Плюсы Минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

Слайд 5

Плюсы Минусы На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Слайд 6

Плюсы Минусы Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.

Слайд 7

Т - Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. - Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики. - Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.

Слайд 8

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется . Н. Рыленков .

Слайд 9

Именно учителя, сумевшего заинтересовать ребенка, вовлечь его в образовательный процесс, педагога, способного зажечь детские глаза, можно назвать СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ. Учитель живет до тех пор, пока учится , как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д . Ушинский

Слайд 10

Современный урок – это личностно-ориентированный урок. Современный урок – это системно- деятельностный урок. Современный урок – это компетентностный урок. Особенности современного урока

Слайд 11

Современные педагогические технологии Технология критического мышления. П роектная деятельность. И сследовательская работа . Дискуссионная технология. Коллективная и индивидуальная деятельность. Технология проблемного обучения.

Слайд 12

Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

Слайд 13

Традиционная дидактика Новая дидактика Деятельность учителя Совместная деятельность учителя и ученика Деятельность ученика

Слайд 14

Требования к уроку Традиционный урок Современный урок Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Учитель выдвигает перед учащимися проблему Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Совместное планирование по образцу/памятке Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Проверка совместно с учащимися (по алгоритму проверки) либо самопроверка Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Рефлексия (инициатива исходит от ученика) Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности

Слайд 15

Проблемный диалог Постановка учебной проблемы Поиск решения проблемы Этап формулирования т емы урока или вопроса д ля исследования Этап формулирования нового знания ДИАЛОГ

Слайд 16

Проблемная ситуация: диалог Создание проблемной ситуации; ученики осознают противоречия и формулируют проблему; Побуждающий Подводящий Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы

Слайд 17

Современный урок направлен на: формирование и развитие УУД; достижение личностных результатов; развитие умения контролировать и оценивать свои достижения.

Слайд 18

Чётко и точно формулирует задания. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза. Подбирает комплексные задания. Требования к учителю

Слайд 19

Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Современный учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель . Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя ( в частности с учителя начальных классов ), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. « Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Музыка на уроках иностранного языка"

В докладе даются рекомендации и приводятся примеры по использованию музыкальных композиций и песенного материала на уроке...

Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитани...

Доклад по теме: Урок чтения как средство воспитания и самовоспитания

Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди коми...

Презентация к докладу : "Анализ современного урока"

В докладе рассматриваются вопросы анализа современного урока и самоанализа урока....

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"...

Доклад на тему: «Урок музыки – урок искусства»

«Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий. Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя,...