Доклад по теме: Урок чтения как средство воспитания и самовоспитания
методическая разработка (8 класс) по теме

 

Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди комиксов, детективов, низкопробных стихов трудно. А это очень плохо.  Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность рождается  в детстве, если стремление ребёнка к независимости  и внутренней свободе находит поддержку.

Не случайно так много внимания уделяли детской книге, детскому чтению лучшие умы своего времени- педагоги Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.

Всё начинается с детства, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил  суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть , и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, инвалидам, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида.

 

Доклад по теме:  Урок чтения как средство

воспитания и самовоспитания.

                                                Составила учитель русского языка и    

                                                                            чтения Колокольцова Е.М.                                                                                                                                      

Чтобы человеку стать человеком , нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди комиксов, детективов, низкопробных стихов трудно. А это очень плохо.  Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность рождается  в детстве, если стремление ребёнка к независимости  и внутренней свободе находит поддержку.

Не случайно так много внимания уделяли детской книге, детскому чтению лучшие умы своего времени- педагоги Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.

Всё начинается с детства, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил  суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть , и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, инвалидам, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Сопереживанию , состраданию должна учить новая детская книга. Искажённое представление о действительности, потребительство, эгоизм в детстве  порождают бездуховность взрослых. Отсюда житейская жестокость, взрывы в метро, заказные убийства, глумление  над идеалами, неприятие христианских заповедей.

В учебниках чтения специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида предусмотрены произведения, которые учат детей  великодушию, трудолюбию , совести, благородству, воспитывают уважение к  своей стране, её героях, побуждают желание  быть похожими на них.

В учебниках чтения 5-6 классов в разделе «Сказки» -дети учатся отличать плохие поступки от хороших, видят как высмеивает народ плохие черты: зависть, лень, предательство(сказки « Морозко», «Три дочери», «Два мороза»). В рассказах о природе мы учим ребят видеть красоту природы,  быть внимательнее к ней ,ценить каждое время года.

В разделе о друзьях –товарищах в рассказах Ю. Яковлева «Колючка», « Рыцарь Вася», Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» ;В.Медведева « Фосфорический мальчик», Л.Воронковой «Дорогой подарок» . Дети понимают как важен коллектив, мнения о тебе товарищей, как важно иметь друзей, как нужно себя вести с ними , ценить дружбу, как важно вовремя прийти на помощь, поддержать, а возможно, сделать замечание, удержать от поступка , о котором в будущем можно пожалеть.

Учат добру, трудолюбию, сочувствию такие рассказы, как « Будущий олимпиец» Н. Хмелика, « Слепой домик» О.Бондарчук, «Бабка» В.Осеевой, «Сухой хлеб» А.Платонова.

Пример патриотизма, любви к своей родине показаны в рассказах « Из прошлого нашего народа». О. Тихомирова « На поле Куликовом», С.Алексеев « Рассказы о войне 1812 года», « Без Нарвы не видать моря» , « На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин», Л.Жариков « Снега, поднимитесь метелью!»

Ю.Коринец « У могилы неизвестного солдата», Р.Рождественский « Огромное небо».

В этих произведениях описываются подвиги людей разного поколения, которые на первое место ставили не свою жизнь , а жизнь всех людей, страны. Дети видят пример героизма, самопожертвование в стихотворении Р.Рождественского « Огромное небо». Это стихотворение о двух друзьях, которые пожертвовали жизнью ради жизни других. Они могли спастись из вспыхнувшего самолёта, но они дотянули до леса и погибли. Дети характеризуют их как героев, сознаются, что не каждый поступил бы также.

Т.о. целью уроков чтения является не только научить детей беглому, выразительному чтению, развитие их  устной речи , но и воспитание его как личность ориентированного в обществе.



Предварительный просмотр:

Урок чтения  8  класс.

Тема: А. П. Чехов « Лошадиная фамилия» .

Цель: Познакомить с творчеством А. П. Чехова с произведением « Лошадиная фамилия».

Задачи: Учить работать с текстом. Развивать связную речь, умение давать полный ответ. Воспитывать чувство юмора.

                            Ход   урока.

Орг. Момент.

2.Повторение  изученного на прошлом уроке. Биография  А. П. Чехова.

3.Знакомство с произведением. Учитель читает  детям произведение.

4. Словарная  работа: акцизный, заговор, пользует, выпользовать.

  5.Работа  с  текстом.

- Понравилось ли  вам произведение? Чем? Какой момент больше?

-Скажите, почему автор так назвал своё произведение?

- Что вы думаете о содержании рассказа, прочитав заголовок? Какое объяснение просится к словосочетанию лошадиная фамилия?

-В чём проявился юмор писателя  Чехова в этом рассказе? Давайте проследим содержание каждого  абзаца и отметим юмористические чёрточки в повествовании, например: « А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится». Идёт работа по абзацам- дети по очереди читают и анализируют с помощью учителя.

- Прочитайте по ролям отрывок со слов « Генерал сел за стол…» до слов « Приказчик вышел в сад …». Сколько здесь действующих лиц  и как должен говорить свои слова каждый : какой тон у генерала; с какими интонациями перечисляет фамилии приказчик, какие чувства звучат в его голосе?

Обратите внимание на многоточие; как оно влияет на интонацию?

- В каких абзацах звучат: нетерпение, недоумение, неуверенность, затруднение, раздражение, злость, удивление?        

- Прочитайте в конце произведения отрывок о приказчике. В чём  проявляется  комизм его поведения?

- Перечислите все фамилии, упомянутые в рассказе. Какое отношение имеют они к лошади? Выделите фамилии, являющиеся однокоренными словами со словом лошадь. Попробуйте придумать свою « лошадиную фамилию». Легко ли это?

- Почему этот рассказ называют юмористическим? Перечислите все комические моменты этого рассказа.

- Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят приказчик? Как это показано на рисунке?

5. Итог  урока.

С каким произведением А. П. Чехова мы познакомились на уроке?

Понравилось ли вам оно? С другими произведениями Чехова вы можете познакомиться сами, взяв в библиотеке сборник рассказов А.П. Чехова.

6. Домашнее  задание.

Прочитать выразительно произведение, подготовить пересказ.

Самоанализ  урока  чтения.

Класс 8.

Тема урока: А. П. Чехов « Лошадиная фамилия».

 Тип урока и его структура: (традиционный, закрепляющий и т. д. ) изучение нового материала.

1.а) Краткая психолого – педагогическая  характеристика класса ( количество слабоуспевающих, сильных учащихся) в классе 9 человек, из них 1 хорошист, 3 человека имеют 1- 3 по предмету, есть слабые ученики, на уроках активно работают: Барков С., Процкий В., Житков Р., Кутькина Д., Степанова Д. Эти ребята всегда готовятся к уроку, проявляют инициативу, активность. Не проявляют активность: Вандакуров Д., Маленин А., Степанов Я. Наблюдаются пробелы в знаниях из-за частых пропусков у Степанова Я., Маленина А.

б) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

У ребят плохо развита речь, воображение, поэтому работа была построена с опорой на различные способы восприятия: рассказ учителя, чтение, работа с текстом.

2. а) Какова триединая дидактическая цель урока ( его обучающий,  развивающий, воспитательный объекты). Цель: Познакомить с творчеством А. П. Чехова, произведением «Лошадиная фамилия».

Задачи:

-Развивать связную речь детей;

- Учить работать с текстом;

Воспитывать чувство юмора.

б ) Дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока: поставленная цель была достигнута, задачи выполнены.

3. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке: использовались информационно- развивающие методы ( устное изложение учителя, беседа, работа с текстом).Урок состоит из следующих этапов: оргмомент, повторение изученного, словарная работа, работа с текстом, итог  урока, домашнее задание.

4. а) Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока?

Основное время уделялось  знакомству с новым произведением и работе с текстом.

б) Логичны ли « связки» между этими этапами?

На уроке наблюдался плавный переход от одного этапа к другому.

5. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока: используемые дидактические материалы соответствовали цели урока( учебник, иллюстрации).

6.Организация контроля над усвоением знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах?

Контроль усвоения знаний проходил на основных этапах урока, применялись: беседа, диалог, работа со словарём.

7. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя:

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, учащиеся раскованы, активны, общение доброжелательное.

8. Оценка результата урока: цель достигнута, задачи выполнены, учащиеся материал урока усвоили.

9.Перспективы дальнейшей деятельности: продолжать развивать речь , память, воображение на уроках чтения, умение чувствовать и сопереживать другим.

        Ф.И.О.  Колокольцова  Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Доклад на тему: «Урок музыки – урок искусства»

«Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий. Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя,...

Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...

Доклад на тему: "Урок рефлексии по ФГОС"

Доклад на тему: "Урок рефлексии по ФГОС" отражает все требования к современному уроку закрепления...

Доклад "Выразительность и осознанность чтения как средство адаптации при работе с учащимися с ОВЗ (задержкой психического развития)»

В своем докладе кратко остановлюсь на особенностях развития детей с ЗПР, методических формах и приемах, применяемых для формирования учебно-познавательного интереса к изучению литературы с назва...