Воспитательная работа в современном мире
статья по теме

Мещерякова Екатерина Владимировна

Меняется общество, меняется наша жизнь, меняются наши дети и нам педагогам нужно бежать (!) вместе с изменящимся миром и изменяться вместе с ним. Как суметь это сделать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в современном мире

«Сплав трех личностных качеств: интерес к жизни, интерес к культуре, интерес к человеку создает мощную мотивационную основу для профессиональной деятельности классного руководителя»

Но порой этого недостаточно… А чаще всего это и является основой…

Сочетание слов «классный руководитель» понятно и тому, кто уже окончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний и т.д. и т.п. Круг обязанностей классного руководителя с каждым днем растет и растет…

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Меняется общество, меняется наша жизнь, меняются наши дети и нам педагогам нужно бежать (!) вместе с меняющимся миром и изменяться вместе с ним.

Как суметь это сделать? Ведь каждый классный руководитель – это еще и учитель-предметник, и возможно, + педагог дополнительного образования.

Сегодня в работе классного руководителя есть проблемы, мешающие его полноценной работе. Но в нашей школе работают педагоги профессионалы, и мы стараемся решать эти проблемы.

Самые актуальные проблемы – это нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности учителя, как предметника, оформления большого количества документации, курсов, совещаний и т.д., связанных с основным видом деятельности; очень высокий ритм работы; отсутствие в учебном расписании классных часов, т.е. специального времени для общения с классом.

Конечно, на все 100% решить эту проблемы мы решили, но нашли следующие меры, смягчающую данную проблему:

- общешкольные Уроки Мужества, приуроченные к памятным датам с приглашением разных специалистов (объединяет сразу не менее 8-9 классов), при этом классный руководитель к проведению тематического классного часа не готовится;

- литературно-музыкальные композиции, приуроченные к Дням Воинской Славы, подготовка лекторских групп (1-2 педагога готовят, остальные – зрители);

- деятельность школьного библиотекаря тоже может облегчить работу классного руководителя (проведение тематических бесед, библиотечных часов, праздников на параллели, подборка методических материалов);

- привлечение разных специалистов для проведения тематических мероприятий в своем классе;

- что касается решения проблемы высокого ритма работы… так это время нам диктует, по-другому нельзя. Время бежит, и мы должны бежать!

- если говорить о ведении документации классного руководителя, то на сегодняшний день – это не спонтанные какие-либо запросы по желанию администрации школы, а слаженная системная работа по ведению и сдачи документации согласно циклограмме работы.

Такая проблема, как незаинтересованность родителей в совместной успешной деятельности классного руководителя и детей, сегодня решается в лучшую сторону через такие виды деятельности, как:

- родительские комитеты и Управляющий совет школы;

- организация родителями выездов детей класса в театры, на экскурсии;

- привлечение родителей к проектной деятельности в школе. Так, например, в прошлом учебном году в общешкольный проект удалось привлечь родителей путем включения в критерии оценивания творческих номеров – участие родителей (87 родителей 5-11 классов). В этом учебном году семейный проект «Безопасная дорога» в начальной школе смог привлечь до 282 семей-участниц на разных этапах, что составляет почти 70% от общего числа семей.  

- очень популярным в последнее время стало привлечение родителей в рамках проведения уроков по профориентации, по ЗОЖ, для проведения мастер-классов по ДПИ.

Вообще, мы стараемся продумывать такие формы творческой работы детей, чтобы в процессе подготовки дети имели необходимость обратиться за помощью к своим родителям, бабушкам, дедушкам. Например, такие этапы общешкольного фотопроекта «В объективе – Я, семья, страна!», как «Старинный семейный альбом» и «Фронтовое фото», а также проект «Я помню! Я горжусь!» («Бессмертный полк») дают еще одну возможность родителям пообщаться с детьми, изучить свою родословную.  

Как и любой учитель-предметник, классный руководитель должен иметь возможность для повышения своей квалификации, но проблема отсутствия времени на это – сегодня очень актуальна.  Кто сегодня готов пойти на курсы по классному руководству на 1-2 недели? Никто! Но в наших руках, в наших возможностях:

- взаимопосещение внеклассных мероприятий внутри школы (как классных, так и на параллели);

- проведение открытых внеклассных мероприятий;

- самообразование;

- посещение мероприятий в рамках городских семинаров, организуемых другими образовательными организациями города и области;

- 1 раз в год  ноябре в нашей школе проходит большой семинар классных руководителей с целью обмена опытом. В этом году на семинаре присутствовали не только педагоги города Бердска, но и Искитима.  

В прошлом году в нашей школе впервые прошел конкурс на Грант «Самый классный классный». Решал он следующие задачи и проблемы: профессиональное совершенствование педагогов, осуществляющих функции классного руководителя; распространение педагогического опыта (как способ повышения профессионализма); дифференциация оплаты труда педагогов в зависимости от качественных результатов; повышение престижа педагогического труда, института классного руководства; повышение роли воспитательной составляющей деятельности образовательной организации.

Грант был учрежден директором школы в размере 30000 рублей: 15000, 10000 и 5000 рублей соответственно за 1, 2, 3 место (по возможности может увеличиваться, но не уменьшаться).

Также не стоит забывать, что стимулированием, поощрением за выполнение обязанностей классного руководителя является не только материальная сторона, но и моральная: устная похвала, благодарность, рейтинг классных руководителей и классных коллективов, письменная благодарность (грамоты, благодарственные письма). У нас в школе разработаны свои наградные документы с логотипом школы.

В последнее время наши педагоги, аттестовываясь как учителя-предметники, отражают и результативность работы с классом (ведь это огромный пласт работы!) через подтверждающие документы (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, приказы), а также через четвертные и годовые отчеты классных руководителей по ВР, заверенные директором школы.

Конечно, всегда с повышением требований к педагогу, растет количество проблем и противоречий, возникающих на его пути, но умелый педагог, педагог-профессионал, педагог, любящий свое дело всегда найдет творческие пути решения любой проблемы.

Качество учебно-воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. Поэтому планирование воспитательной деятельности школы происходит совместно с педагогами и детьми естественно. Сначала рождается идея, потом она группой педагогов или детей, или совместно обрабатывается, а мной дорабатывается и выносится на открытую презентацию, оформляется документально.

Помните, что идея – это изменения.

Если вы не изменяетесь, вы не сможете достичь успеха.

(Игорь Манн)

В рамках ВР школы есть все возможности для проявления творчества педагогов, детей и родителей.

В последние два года в нашей школе большую популярность приобрели различные проекты. Чаще всего – это долгосрочные проекты, которые определяются одной тематикой или одной формой творческой работы. Все проекты дают возможность проявить как индивидуально себя, так и свой коллектив, включая родителей.

2014-2015 учебный год.

Проект «Битва хоров»

Проект проводился в целях реализации творческого потенциала, выявления и поддержки талантов, расширения круга интересов учащихся школы, сплочения классного коллектива в процессе создания творческого продукта. А также проект создал благоприятные условия для социального партнерства с семьей, ведь одним из критериев оценивания творческих номеров было участие родителей.

        Участниками проекта стали 2-11 классы и родители обучающихся. Всего в проекте приняли участие 33 классных коллектива из 34. Все 2-4 классы приняли участие в двух этапах, а во всех четырех этапах приняли участие 12 классов. В проекте «Битва хоров» приняли участие 87 родителей.  

        Проект охватил такие важные тематические направления, как Семья («Всем мамам посвящается…»), военно-патриотическое «Я люблю тебя, Россия!» и «Этих дней не смолкнет Слава!». Самым ярким этапом проекта и самым многочисленным по количеству участников был 2 этап «Новый год у ворот!».

        Проект «Битва хоров» по итогам анкетирования получил только положительные отзывы. По итогам проекта на Линейках Чести все классы, которые принимали участие во всех четырех этапах проекта, стали призерами и победителями и получили памятные подарки с логотипом школы (блокноты и значки), а Лауреаты получили Кубки победителей.

Главная задача проекта – сплочение коллектива вокруг общего дела (а не демонстрация вокальных умений!) и привлечение родителей – достигнута.

2014-2015 учебный год.

Проект «Стена Памяти «Я помню! Я горжусь!» («Бессмертный полк»)

        Проект предполагал:

  • проведение цикла классных часов, бесед по темам: «Герои войны», «Герои войны в моей семье», «Бессмертный полк»;
  • сбор фотографий, наградных документов и другой информации о родственниках;
  • оформление стены памяти с фотографиями и краткой информацией о родственниках, воевавших или тружениках тыла ВОВ;

В проекте приняли участие 39 учащихся, которые предоставили 49 работ. Сказать, что этот проект был рассчитан только на детей, неправильно. Ведь собирая фотографии и информацию о родственниках, ребенок к ому обратится за помощью? К родителям. А значит, вместе с родителями произойдет неформальное общение на тему «Война в моей семье».

Завершением проекта стало участие в «Бессмертном полку» в городе Бердске.

2014-2015 учебный год.

Проект «Война. Путь к Победе»

        Автором и руководителем проекта являлась Сорокина С.В.., которая реализовывала проект со своим ныне педагогическим 10А классом. Участниками проекта стали учащиеся 5-8 классов.

В этом проекте удалось совместить как индивидуальную творческую работу детей, так и групповую, и коллективную. Конкурс сочинений «День Победы для меня» и конкурс чтецов ко Дню Победы, дал возможность каждому ребенку показать свои способности. Эти два конкурса вовлекли 120 и 56 участников соответственно. Конкурс газет «Подвиги пионеров-героев в годы ВОВ» и заочная викторина как минимум вовлекли большую часть класса (в зависимости от того, как классный руководитель смог простроить работу над этими конкурсными заданиями).

Приняли участие во всех 4 этапах все 5-8 классы.

2015-2016 учебный год.

Проект «Школьная сцена»

Получив положительные отзывы о проекте «Битва хоров» и пожелания детей проявить себя в других направлениях, родилась идея проекта «Школьная сцена». В рамках проекта каждым классным коллективом в течение учебного года представляется четыре творческих номера по предложенным темам в указанные сроки: «В кругу семьи», «Новогодний переполох», «23+8», «Нам нужна одна Победа!».

На каждом тематическом этапе класс представляет творческий номер в одной из четырех номинаций: танец, вокал, театральная постановка, художественное слово. От этого все тематические программы в рамках проекта становятся более разнообразными и у каждого класса, у каждого ребенка есть возможность попробовать себя в различных ролях и в различных формах творческой деятельности.

2015-2016 учебный год.

Фотопроект «В объективе – Я, семья, страна!»

        Фотопроект проводится в целях воспитания патриотизма, любви и уважения к своей школе, семье, стране. Данный проект направлен на проявление своей индивидуальности, привлечения внимания к фото творчеству.  Проект  реализуется с 1 сентября 2015 года по 30 мая 2016 года. Проект проходит в пять тематических этапов: «Школьная пора», «У природы нет плохой погоды», «Старинный семейный альбом», «Селфи на фоне города», «Фронтовое фото». Такие этапы, как «Старинный семейный альбом» и «Фронтовое фото» дают лишний повод родителям пообщаться с детьми, изучить свою родословную.  

В рамках каждого тематического этапа собираются фотографии в электронном виде и мною оформляются и подписываются в едином стиле, затем оформляется выставка и действует в течение определенного времени.

2015-2016 учебный год.

Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога»

Проект «Безопасная дорога» был реализован в начальной школе МБОУ СОШ №8 в первом полугодии 2015-2016 учебного года.

Проект был реализован с сентября по декабрь 2015 года в пять этапов: Конкурс социальной рекламы, Конкурс чтецов, Конкурсно-игровая программа «Безопасность на дороге», Конкурс семейного творчества «Светофор», Праздник-фестиваль «Светофор».

Главной задачей этого проекта стало привлечение родителей к совместному изучению правил дорожного движения с детьми. Причем, произойти это должно было ненавязчиво без назиданий, без наставлений о необходимости соблюдения ПДД родителями и детьми, а через совместную деятельность, в процессе которой необходимо обсуждать насущный вопрос о правилах дорожного движения, обучать своих детей навыкам ПДД во время выполнения совместного задания.

Проект семейный, поэтому участвовали семьи: в разных этапах проекта принимали участие до 282 семей (на конкурсе светофоров), это почти 70%.

Если говорить в целом о реализованном проекте «Безопасная дорога», то можно сказать, что проект удался, задачи достигнуты. Такую серьезную тему удалось отразить в различных видах деятельности, интересных для учащихся и родителей, удалось поставить родителей в ответственное положение за безопасность ребенка на дороге, удалось привлечь весь детско-родительский коллектив начальной школы увлечь общим полезным делом.

Проект «Мастер-класс»

        Сегодня я не могу не сказать о проекте четырехлетней давности, который неформально продолжает жить сегодня. Однажды, занявшись декоративно-прикладным творчеством, я решила научить детей тому, что умею сама, привлекла детей, увлекающихся различными видами творчества, помогла им сформировать группы для обучения. Мы в течение года проводили различные мастер-классы. На следующий год, на мастер-классы пришли несколько родителей. А сегодня родители сами проводят мастер-классы для детей, приглашают различных специалистов, в школе работает творческая мастерская под руководством Сорокиной Светланы Владимировны.

Так мы увлечены совместной  творческой деятельностью и не устаем удивляться потенциалу, умениям и неиссякаемому творчеству педагогов, детей и родителей.

Во всех проектах прямым или косвенным способом мы пытаемся вовлечь родителей, приобщить родителей и детей к творческой совместной деятельности. И пусть родители не выйдут на сцену вместе с детьми, но хотя бы обсудят вопрос подготовки, помогут найти материал, подскажут, подготовят ребенка к выступлению, это уже результат.

В рамках всех школьных проектов разрабатываются специальные тематические грамоты с логотипом школы. Вручаются подарки классным коллективам.

«Единственный способ делать великие дела –

любить то, что вы делаете»

Посредством наших общих дел, проектов, мы делаем гораздо больше, чем можем уместить на бумаге в своих отчетах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа воспитательной работы "Я в мире людей"

Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. 1 этап - 5-6 класс 2 этап - 7-8 класс 3 этап - 9 класс Программа реализуется по 4 направлениям: здоровье, интеллект, нравственност...

Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях

   Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...

Программа воспитательной работы "Учимся жить в современном мире" 5-9 класс

Сплочение и развитие коллектива учащихся  средствами  воспитательной  деятельности. Планирование и организация классных часов и коллективных дел по блокам....

Программа воспитательной работы "Я в мире профессий"

Тип программыВоспитательная программа под названием «Я в мире профессий».Назначение программы·        для учащихся 9 классов·...

Педсовет. "Воспитательная работа в современной школе"

Данный файл содержит презентацию, выступление и структуру педагогического совета "Воспитателная работа в современной школе"...

План воспитательной работы студии современного танца «Фрэш» на 2018-2019 учебный год (руководитель Чуйко Т.С.)

Всем известно, что обучая детей тому или иному виду деятельности, параллельно происходят процессы духовного, нравственного, эстетического воспитания. Занимаясь танцем, воспитанники много узнают не тол...