авторская программа воспитательной работы "Я в мире людей"
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников.

1 этап - 5-6 класс

2 этап - 7-8 класс

3 этап - 9 класс

Программа реализуется по 4 направлениям: здоровье, интеллект, нравственность, гражданин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx181.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
 
    Основным направлением воспитательной системы школы является: воспитание активной гражданской позиции у обучающихся.


     Воспитание — это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, который включает в себя овладение учащимися опытом в различных отраслях знаний и формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком вначале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

    Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

     Результат качественной работы классного руководителя – это положительные изменения в сознании и поведении учеников


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:    создание максимально благоприятных условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, имеющей активную жизненную позицию, способную адаптироваться в любой жизненной ситуации, руководствуясь общечеловеческими нравственными принципами.


ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для формирования у обучающихся правовой культуры,       свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом
  4. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  5. Развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
  6. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся


Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих ПРИНЦИПАХ:

  1. Принцип гуманизма

В воспитательной системе должна быть учтена личность каждого ребенка с его интересами и мотивами, стремлениями и потребностями, с его внутренним миром.

  1. Принцип личностного подхода в воспитании


Классный руководитель должен знать особенности развития каждого ученика, чтобы ставить четкие и конкретные задачи воспитания.

  1. Принцип сотрудничества

Классный руководитель предстает перед своими учениками как человек, который строит свое общение с ними на основе взаимодействия, в котором предъявляемые требования понятны, разумны и справедливы.

       4.  Принцип единства

              Школа, семья и общественность должны прилагать совместные усилия в                     воспитании детей.



Этапы реализации программы


I этап — «Когда мои друзья со мной» - 5-6 класс.


I I этап — «Познай себя» - 7-8 класс.


I I I этап — « Сделай правильный выбор» - 9 класс.



I этап  «Когда мои друзья со мной» 5-6 класс.


Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество. Помочь возникнуть ему должно общее дело. Психологи утверждают, что любая цель, объединяющая людей, ведет к созданию общего поля, в котором происходит активный обмен энергией, информацией, ценностями. Таким общим делом для класса стала ступень «Когда мои друзья со мной».

На этой ступени определены следующие целевые ориентиры:

  1. Укрепить классное содружество, главные цели которого – дружба и взаимопомощь.
  2. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения детей.
  3. Привести в действие внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности.
  4. Создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать, сочинить, сыграть.

 I I этап — «Познай себя» - 7-8 класс.


Акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что должно помочь ребенку стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Изучив представления ученых об индивидуальности, мы рассматриваем каждого ученика класса в качестве индивидуальности в различных ее аспектах:

  • Его уникальность, неповторимость, особенность;
  • Свойство, качество, признак, характеристику человека;
  • Этап, уровень развития человека;
  • Особую форму бытия человека, его самобытность.


Цель воспитательной работы на данном этапе:

  Стимулирование самостоятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя, формирование классного актива, деятельность органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.

Воспитательная работа на этой ступени направлена на содействие развитию индивидуальности через созидание её основных составляющих и интеграции их в единое целое и включает следующие направления:

  1. Созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
  2. Развитие задатков и способностей растущего человека.
  3. Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
  4. Формирование нравственной направленности ребенка.
  5. Развитие творческой активности.


I I I этап — «Сделай правильный выбор» - 9 класс.


Период взросления детей, их готовность войти во взрослую жизнь выдвигает на первый план очень важную проблему в процессе нашего взаимодействия - проблему самопознания. Чтобы быть успешным в обществе и реализовать себя как личность, каждый человек должен уяснить для себя свои слабые и сильные стороны. Это помогает учащемуся сделать самого себя (свои знания, чувства, отношение, поведение) предметом специального рассмотрения и практического преобразования.

На данной ступени воспитательная работа заключается в обеспечении самоопределения учащихся. В её основе принципы системно-ролевого подхода и личностно-ориентированного подходов, педагогические воззрения о самовоспитании детей.

Целевые ориентиры на данном этапе:

  1. Создать условия для понимания себя, своих притязаний и возможностей, для самопознания, самоутверждения.
  2. Содействовать развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся.
  3. Способствовать духовно-нравственному самоопределению юношей и девушек, осознанию себя частью социума.
  4. Помочь подростку сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении.

Направления воспитательной деятельности

направление

цель

задачи

формы внеклассной работы

Здоровье

Демонстрировать значимость физического и психического здоровья

  • Знакомить учащихся с опытом  и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации
  •  Формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью
  • Спортивные конкурсы, спартакиады, олимпиады, марафоны
  • Спортивные викторины, тематические кл.часы, праздники спортивной песни
  • Беседы, дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Здравствуй, Олимпиада», «Вредные привычки.Как отних избавиться?» и др.
  • Встречи с медицинскими работниками
  • Просмотр видео- и худ. Фильмов.

Интеллект

Развивать способность  действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные  умения

  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
  • Формировать культуру интеллектуального развития
  • Конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления
  • Интеллектуальные марафоны в классе и параллели
  • Научно-исследовательские конференции
  • Факультативы

Нравственность

Формировать нравственные нормы и правила

  • Формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни
  • Тематические классные часы
  • Кинопросмотры
  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города и области
  • Поисковая работа
  • Шефская работа в детских садах и домах
  • Организация цикла нравственных бесед
  • Изучение нравственного наследия. Имеющего общечеловеческий характер

Гражданин

Формировать знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного поведения и ответственности за него.

  • Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом
  • Формирование гуманистического мировоззрения
  • Тематические классные часы
  • Встречи с представителями правовых структур
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике
  • Праздники получения паспорта, Дня Конституции
  • Читательские конференции по правовой тематике

План учебно-воспитательной работы на 9 класс

«Сделай правильный выбор»

Цель: 

Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни

Задачи:

  1. Создать условия для понимания себя, своих притязаний и возможностей, для самопознания, самоутверждения.
  2. Содействовать развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся.
  3. Способствовать духовно-нравственному самоопределению юношей и девушек, осознанию себя частью социума.
  4. Помочь подростку сделать правильный выбор в профессиональном самоопределении.

Месяц

Мероприятия

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Общественные дела

Сентябрь

  • День Знаний

Урок Безопасности

  • Работа с портфолио учащихся
  • Кл.час «Вот и стали мы на год взрослее»
  • Информационная 10-минутка «Чрезвычайные происшествия»
  • Беседы с учащимися , имевшими трудности в усвоении школьной программы в 8 классе (Черепенко А, Олексюк Д, Шенгелия Т)
  • Встречи с учителями-предметниками и планирование совместной работы с отстающими учениками
  • Общешкольное собрание родительского комитета школы
  • Встреча с родителями многодетных семей и малообеспеченных
  • Встреча с социальным педагогом школы
  • Операция «Листва»
  • Осенний марафон
  • Акция «Неделя добра»

Октябрь

  • Кл. час «встреча с выпускниками школы, ставшими студентами ВУЗов»
  • Беседа «Безопасный Интернет»

  • Встреча с инспектором  ПДН
  • Индивидуальные беседы с психологом

  • Родительское собрание «Когда кончаются уроки» жизнь школьников после школы
  • Индивидуальные беседы
  • Индивидуальные посещения квартир

  • День пожилых людей

Ноябрь

  • Кл. час «Быть вежливым»
  • Информации 10-минутка «Не только права, но и обязанности»
  • Встреча с психологом, анкетирование
  • Индивидуальные консультации

  • Встреча родителей с завучем школы «сдача ГИА»
  • Индивидуальные беседы

  • Операция «Чистая школа»
  • Праздник для первоклассников «Внимательный пешеход»

Декабрь

  • Информационная 10-минутка «Безопасные каникулы»
  • Кл. час «Подведем итоги»
  • Праздничная  новогодняя дискотека
  • Инд.беседы с отстающими учащимися,
  • Работа с учителями-предметниками
  • Беседы  психолога с ребятами, попавшими в трудную жизненную ситуацию
  • Родительское собрание «Общаться с подростком – как?»
  • Индивидуальные посещения квартир
  • Встречи с родителями неуспевающих учеников
  • Операция «Снегопад»
  • Театрализованный спектакль в школьном дет. саду

Январь

  • Рождественские посиделки
  • Защита профессий. Выступление творческих групп
  • Встреча с инспектором ПДН
  • Индивидуальные посещения квартир

  • Виртуальные экскурсии по учебным заведениям города

Февраль

  • Кл. час «Мы юные защитники Отечества»
  • Информационная 10-минутка «Мужская профессия»
  • Праздничная дискотека
  • Беседы  психолога с ребятами, попавшими в трудную жизненную ситуацию
  • Инд.беседы с отстающими учащимися
  • Профориентационная работа с  «трудными» детьми
  • Родительское собрания «Сдаем экзамены»
  • Встречи с родителями, неуспевающих учеников
  • Операция «Помоги ветерану»
  • Операция «Снегопад»
  • Конкурс «Допризывник»
  • Информации 10-минутка для начальной школы «Дружи с книгой»

март

  • Чит. Конференция «Весна и поэзия»
  • Информационная 10-минутка «Женская профессия»
  • Праздничная дискотека

  • Встреча с инспектором ПДН
  • Инд.беседы с отстающими учащимися
  • Работа с учителями-предметниками

  • Индивидуальные посещения квартир
  • Лекторий психолога «Как подготовить ребенка к экзаменам»
  • Операция «Помоги ветерану»
  • Посещение учебных заведений города с целью определения дальнейшего места учебы

апрель

  • Спортивный марафон
  • Информационная 10-минутка «Вредные привычки»
  • «В мире профессий» круглый стол
  • Инд.беседы с отстающими учащимися
  • Работа с учителями-предметниками
  • Профориентационная работа с  «трудными» детьми
  • Родительское собрания «Сдаем экзамены»
  • Индивидуальные посещения квартир
  • Встречи с родителями, неуспевающих учеников
  • Операция «Чистая школа»
  • Дни Открытых дверей в проф. уч. заведениях города

май

  • «Этот день Победы»  музыкальный калейдоскоп
  • Итоговый кл. час
  • Работа с учителями-предметниками
  • Инд.беседы с отстающими учащимися

  • Встречи с родителями, беседы

  • Дни Открытых дверей в проф. уч. заведениях города
  • Операция «Помоги ветерану»


Литература


1.Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001

2.Дереклеева Н. И., Савченко М.Ю.  Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2011. – 416 с. – ( Педагогика. Психология. Управление
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
4. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240 с.
5. Программа воспитательной работы МОУ ООШ № 42 г. Ленинска - Кузнецкого
6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

Заключение

Анализ воспитательной работы

за 2009-2013 учебный год


          Моделирование воспитательной деятельности - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
        По этой программе я работаю уже пятый год. За четыре года работы уже можно подвести предварительный итог, что дает эта программа.

     Проследим уровень воспитанности учащихся с 5-го по 8-й класс. Известно, что ценности определяют жизнь человека, представляя собой сложный процесс регулятивного поведения. Любая личность должна иметь чёткие ценностные ориентиры. В нашем случае (воспитании подрастающего поколения) ценность имеют такие ориентиры:

  • отношение к обществу (отношение к родной природе; радость за свою страну; служение родине своими силами; забота о своей школе);
  • отношение к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учёбе);
  • отношение к физическому труду (инициативность и творчество в труде; самостоятельность в труде; бережное отношение к результатам труда; осознание значимости труда);
  • отношение к людям (уважительное отношение к старшим; дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, взрослыми, сверстниками);
  • отношение к себе (развитая добрая воля; самоуважение; соблюдения правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
  • отношение к прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусств).


Что же мы имеем на выпуске из 8-го класса?




На выпуске из 7 класса мы имеем у 57% учащихся наличие устойчивой положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. Учащиеся в своём поведении руководствуются теми ценностными ориентирами, которые определены для их возраста, владеют определенными навыками поведения, осознанно действуют в соответствии с нормами и правилами нравственности, поведения в обществе без участия и напоминания взрослых. У 43% учащихся уровень воспитанности средний. Им свойственны самостоятельность проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует. Учащиеся знают нормы и правила поведения, владеют определенным содержанием, в практической деятельности этим нормам и правилам следуют не всегда, требуют напоминания взрослых, закрепление имеющихся навыков. Отсутствие учащихся с низким уровнем воспитанности говорит о качественной, целенаправленной, систематической работе учителя с детским коллективом и индивидуальной работе с учащимися, их родителями. По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности.

Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся.




На протяжении трех лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в кружки, секции. Растет он и за счет привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества. Повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации. На конец 7 класса у 73% учащихся высокий уровень познавательной и творческой активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них высокая познавательная самопроизвольная и творческая активность; интерес к познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности; желание улучшить (повысить) качество этого результата. У 27% учащихся средний уровень творческой и познавательной активности. У них преобладает эмоционально-импульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к творческой и познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко); трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают помощи и побуждений учителя.

Отношение учащихся к школе прослеживалось по результатам анкеты «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (методика А.А.Андреева) и по результатам анкеты «Я и моя школа».





По методике А.А. Андреева «Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы» опрашивались и родители учащихся класса. Опрос выявил следующее: родители высоко оценивают роль школы в воспитании у учащихся качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств. Это видно из следующего графика:




Что касается успеваемости, то в классе она достаточно ровная и невысокая, то
есть, есть над чем работать. В этом учебном году продолжим работу над теми же задачами, а также поставим новые, более актуальные, так как это будет выпускной 9-й класс. Также в этом году огромное внимание будет уделено работе с родителями.

 Для решения возникающих проблем регулярно собирался на свои заседания родительский комитет. В течение года постоянно велась индивидуальная работа с родителями. В будущем учебном году данная работа будет продолжаться с нарастающей эффективностью в связи с выпускными экзаменами.

Важное место в своей работе как работе классного руководителя я отводила
регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки
учеников, следила за выполнением графика контрольных работ. По ситуации проводила
индивидуальные беседы. Все учебные результаты еженедельно отражала в дневниках учащихся с целью доведения до сведения родителей. Особое внимание уделяла работе с детьми, нуждающимися в постоянном контроле.

Завершая анализ воспитательной работы приятно отметить самые весомые победы, как всего классного коллектива, так и отдельных учащихся

Достижения и победы учащихся

Наименование

Год

Уровень

Результат

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

2009

всероссийский

Кольчурина Виктория, 5кл. – 1место по городу

1 региональный детский литературный конкурс, посвященный Дню православной книги

2010

региональный

Иванов сергей,5кл. – 3 место в регионе

Международный игровой конкурс по истории и мировой художественной литературе «Золотое руно»

2010

международ-ный

Иванов Сергей,5кл. – 3 место в регионе

Городской конкурс детского творчества «Рождественские купола»

2011

городской

Кольчурина Виктория,6кл.- 2 место по городу,

Карпухина Алена,6кл.- 3 место по городу

8 Международный творческий, детский конкурс «Звезды в защиту животных»

ИЗО «живой мир»

2011

международный

Дальчанин Никита,6 кл. - номинант

Городской конкурс плакатов «Город без ДТП»

2011

городской

Кошечкина Виктория,6кл.- 3 место

Муниципальный конкурс сочинений «Мой город»

2012

городской

Кольчурина Виктория,7кл.-3 место

Областные соревнования по греко-римской борьбе

2012

областной

Сивцов Кирилл,7кл.- 3место

3 региональный детский литературный конкурс, посвященный Дню православной книги

2012

региональный

Файзуллина Алина,7кл. -1 место

Открытый областной турнир по ДЗЮДО, посвященный Дню победы в ВОВ

2013

областной

Черепенко Дмитрий,8 кл. -1 место

Достижения и победы классного коллектива

в общешкольных мероприятиях

год

название мероприятия

место

2009

Защита проектов эмблемы школы

«Эврика»

1 место

2009

Игра по ПДД

«Вместе весело шагать»

2 место

2010

Спортивные соревнования

«Осенний марафон»

1 место

2010

Защита творческого отчета о проделанной работе к 65 – летию Победы

1 место

2011

Интеллектуальная игра «Язык мой - друг мой»

2 место

2011

Конкурс плакатов по наркопрофилактике «Моя жизнь – мой выбор»

1 место

2012

Спортивный праздник

«Допризывник»

2 место

2013

Конкурс команд 7-9 кл.

«Знание - сила»

3 место

2013

Общешкольная игра

«Родной Кузбасс»

2 место

 

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………….

2. Этапы реализации программы ……………………………………………………….                        

3. Направления воспитательной деятельности…………………………………………

4. Анализ воспитательной работы за 2009-2013 год…………………………………..

5. План учебно-воспитательной работы на 9 класс……………………………………

6. Литература…………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа воспитательной работы в классе

Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...

Авторская программа воспитательной работы в колледже

Организацию воспитательной работы строю  на основе системы воспитательнойработы колледжа в себя программу воспитательной работы. Я являюсь автором этой программы Цель: создание условий ...

Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015

Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  к структуре основной образовательной прог...

Н.В. Горлова. Авторская программа воспитательной работы "Россия".

Программа воспитательной работы, переработанная с учётом требований ФГОС, норм, принятых  в Российской Федерациии на основе использования современных педагогических технологий. Возраст воспитанни...

Воспитательное мероприятие «В мире людей»

acute;Воспитательное мероприятие «В мире людей»...