Основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС
статья по теме

Неволина Елена Александровна

Статья излагает точку зрения педагога,основанную на практическом опыте, при обсуждении вопроса основных компетенций современного учителя в рамках реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС

Учитель русского языка и литературы Неволина Елена Александровна

Учитель должен владеть теми компетенциями,

которым он обучает!

Д.А.Иванов

В чём заключаются основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС?

Педагог перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.  И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности. В этой связи можно выделить основные компетенции современного учителя, среди которых:

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и детальности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение собственных образовательных результатов и результатов обучающегося, сформулированных как ключевые компетенции. Современный учитель  должен уметь организовать обучение-взаимодействие таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискуссировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

 Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

Использованная литература:

  1. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007
  2. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития.  М., 2004.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя.  М., 1993.
  4. Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.
  5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неволина Елена Александровна у читель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Протвино Московской области Основные компетенции учителя в условиях введения ФГОС ООО

Слайд 2

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры » Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Слайд 3

Основные компетенции учителя Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции

Слайд 4

Основные компетенции учителя Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции Организационно-мотивационный этап урока актуализации знаний и умений в 11 классе п о подготовке к итоговому сочинению. Ноябрь,2015г .

Слайд 5

Основные компетенции учителя Уметь « сценировать » учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность

Слайд 6

Основные компетенции учителя Уметь « сценировать » учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность Дифференцированный подход при организации работы на уроке в 11 классе п ри подготовке к итоговому сочинению.Ноябрь,2015г.

Слайд 7

Основные компетенции учителя Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Слайд 8

Основные компетенции учителя Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Этап контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции на уроке подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.Ноябрь,2015г.

Слайд 9

Основные компетенции учителя Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Слайд 10

Основные компетенции учителя Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Организация дискуссии на уроке

Слайд 11

Основные компетенции учителя Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Слайд 12

Основные компетенции учителя Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Учащиеся МБОУ «СОШ №1» г.Протвино регулярно участвуют в международных и региональных научно-практических конференциях

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Основные компетенции современного учителя"

В данном реферате на тему «Основные компетенции учителя» было раскрыто понятие  « профессиональная компетентность  учителя» и определена его связь и различие с понятием «профессиональные ком...

Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

"Основные компетенции современного учителя"

В статье рассмотрены основные составляющие педагогических компетенций, которые предъявляются к современному учителю....

Статья: "Основные направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

В данной статье подробно описаны направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Выделены задачи к каждому направлению и пути их реализации....

Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя

Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителяМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остает...

Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, ...