Главные вкладки

    Из опыта работы сельской школы по экологическому образованию
    статья на тему

    Раиса Поликарповна Трефилова

    В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непрерывного экологического образования на разных возрастных этапах в учебной и внешкольной деятельности.

    Школьный экологический центр «Эндемик», созданный в 2002 году, организует и координирует работу по экологическому образованию. Управляет работой экоцентра экологический Совет, включающий педагогов, учащихся и родителей. В компетенции Совета рассмотрение методических и организационных вопросов. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию, которое является приоритетным в Программах развития классных коллективов. Школьное детское экологическое движение включает 54 % учащихся школы, управляется советом «Эколидер», входит в состав районного движения «Зелёный островок» и краевую ассоциацию молодёжных экологических объединений «Зелёный мир».
     Традиционными стали акции «Чистый лес», «Речная лента», «Чистое село». Школа неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами администрации района за лучшую организацию и проведение природоохранных акций, к которым активно подключается местное население.

    Развитию навыков проектирования экологической деятельности и самореализации способствует школьный смотр-конкурс «Наши успехи в экологическом образовании», который проводится с 2004 года по номинациям: «Лучший эколог класса», «Лучший класс по экологии», «Экологическая семья», «Экология. Вдохновение. Творчество» (номинация для педагогов).

    В 2013 году проведён День открытых дверей для  родителей, педагогов и участников общественных экологических организаций, в ходе которого представлен опыт работы школы по экологическому образованию  за 20 лет.   

    МБОУ «Карагайская СОШ № 2» как опорное учреждение по экологическому образованию, содействует воспитанию экологической культуры, созданию особой образовательной среды, которая способствует повышению природоохранной активности, социализации и самореализации учащихся и педагогов, формированию системы непрерывного экологического образования в Карагайском  муниципальном районе.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы сельской школы по экологическому образованию

    Трефилова Раиса Поликарповна,

      учитель биологии

    МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край

    В 1992 году нашей школе присвоен статус районной опорной школы по экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непрерывного экологического образования на разных возрастных этапах в учебной и внешкольной деятельности. В 90-е годы прошлого столетия в школе преподавался предмет «Экология». В настоящее время  в школе реализуются экологические компоненты в ряде учебных предметов и программы курсов по выбору. Факультативно преподаётся курс «Экология» для учащихся старших классов, ведутся элективные курсы: «Живой организм», «Здоровье глазами химика», «Исследователи природы», «Жизнь клетки» и др. С 2008 года проводится обучение учащихся 10 -11 классов по химико-биологическому профилю.

    Школьный экологический центр «Эндемик», созданный в 2002 году, организует и координирует работу по экологическому образованию. Управляет работой экоцентра экологический Совет, включающий педагогов, учащихся и родителей. В компетенции Совета рассмотрение методических и организационных вопросов. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию, которое является приоритетным в Программах развития классных коллективов. Школьное детское экологическое движение включает 54 % учащихся школы, управляется советом «Эколидер», входит в состав районного движения «Зелёный островок» и краевую ассоциацию молодёжных экологических объединений «Зелёный мир». Анкетирование, проведённое по методике «Эзоп» В.А.Ясвина, показывает, что  у 44 % из 132 учащихся 15-17 лег проявилась когнитивная установка по отношению к природе, 21 %-прагматическая, 19 % - этическая, 16 % - эстетическая. В 2011 году по итогам анкетирования выпускников 9 - 11 классов прагматическое отношение к природе отмечено у 16% респондентов, возросло число учащихся с этическим и эстетическим отношением к природе. Изменение ценностных ориентаций учащихся в позитивную сторону показали и другие виды диагностик: «Заповедные мифы» В.А.Ясвина, С.Д.Дерябо, «Моё отношение к природе» В.А.Самковой, А.С.Прутченкова, что проявилось в природоохранной активности учащихся. Традиционными стали акции «Чистый лес», «Речная лента», «Чистое село». Школа неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами администрации района за лучшую организацию и проведение природоохранных акций, к которым активно подключается местное население.

    Развитию навыков проектирования экологической деятельности и самореализации способствует школьный смотр-конкурс «Наши успехи в экологическом образовании», который проводится с 2004 года по номинациям: «Лучший эколог класса», «Лучший класс по экологии», «Экологическая семья», «Экология. Вдохновение. Творчество» (номинация для педагогов). В номинации «Экологическая семья» отмечаются благодарственными письмами и призами наиболее активные семьи, сотрудничающие со школой, участвующие в природоохранных акциях, что очень важно для поддержки экологических инициатив и формирования имиджа школы в местном сообществе. Всё это способствует формированию положительного имиджа школы в социуме и трансляции нравственных  ценностей  и  традиций экологического образования для населения.    

    В течение 10 лет на базе школьного экологического Центра   была организована работа  районной заочной школы «Юные экологи-исследователи».  Опыт работы РЗШЮЭИ представлен в Москве на III Общероссийской научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (2008 г.). В настоящее время учащиеся  получают дополнительное образование в краевой заочной школе естественно-математических наук. Итоги своей исследовательской и проектной деятельности учащиеся представляют на конференциях и конкурсах от районного до Международного уровней: «Мой Пермский край», «Чистая вода», «Юные исследователи окружающей среды», «Человек на Земле», «Энергия и среда обитания», «Энергия будущих поколений», «Развитие идей энергоресурсосбережения в образовательной системе», «Марш парков», Международный форум детского экологического движения «Зелёная планета». В 2014 и 2016 гг. учащиеся школы успешно представили исследовательские работы на Всероссийском конкурсе «Экологический поиск», войдя в число победителей и призёров.  На 4 слете Друзей заповедных островов (г. Казань, 2007г.), который проведен российским ЭкоЦентром «Заповедники», ребята из отряда «Эндемик» успешно выступили в рейнджерском турнире, показали знания по охране природы, взаимовыручку, сотрудничество в достижении цели и заняли 3 место. В 2016 году две ученицы школы по результатам конкурсного отбора были награждены путёвками в Артек. В 2008 году учащимися защищен проект «Эстафета друзей заповедных островов» на краевом конкурсе «Мой вклад в охрану окружающей среды», который был направлен на изучение ООПТ Карагайского района, активизацию деятельности детских объединений в школах района, использование ресурсов сельских поселений для проведения эколого-просветительских мероприятий в защиту охраняемых территории. На территории сельского поселения и района учащимися реализованы природоохранные проекты: «Заповедный край изучай и охраняй» (2012 г.), «ВКонтакте с природой» (2015 г.), «Сохраним красоту» (2016 г.).  В целом, в течение последних 10 лет педагогами и учащимися школы реализовано 42 проекта экологической направленности и привлечено более 900 тыс. рублей внебюджетных средств. Экоцентр школы организует районные экологические акции: «Птица года», «Марш парков», «Помогите птицам». «Чистый двор», «От чистого села - к чистой планете», в которые проводятся в сотрудничестве с администрациями сельских поселений, центральной библиотечной системой, краеведческим музеем, дошкольными учреждениями и муниципальным экологическим Советом по экологическому образованию при администрации района.

    Опыт работы экоцентра по теме «Экологическое образование для устойчивого развития» представлен на краевой конференции, которая проведена на базе школы в 2007 году, на круглом столе в рамках краевой акции «Зелёный день для друзей»(2008 г.), на II Межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы к образовательной деятельности в школе и вузе» (2009 г.). Делегация отряда «Эндемик» защитила проект «Мы - за устойчивое развитие» в Москве на финале Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» (2008 г.).  В 2013 году проведён День открытых дверей для  родителей, педагогов и участников общественных экологических организаций, в ходе которого представлен опыт работы школы по экологическому образованию  за 20 лет.  

    Педагоги школы делятся опытом работы на районных и межрайонных мастер-классах и научно-практических конференциях, являются дипломантами районного конкурса «Природа. Наука. Человек», регионального этапа конкурса «Энергия и среда обитания» и регионального конкурса сценариев эколого-просветительского мероприятия «Урок чистоты». Опыт работы по экологическому образованию педагоги представили на II Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по экологической проблематике, российском конкурсе идей социально-значимых проектов, конкурсе ЦОДП на лучшее мероприятие, посвящённое охраняемым территориям и т.п.  За высокие достижения по экологическому образованию десять педагогов школы в 2009 году награждены грамотами Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы. Руководитель экологического центра награждена Почётной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии (2014 г.).

    МБОУ «Карагайская СОШ № 2» как опорное учреждение по экологическому образованию, содействует воспитанию экологической культуры, созданию особой образовательной среды, которая способствует повышению природоохранной активности, социализации и самореализации учащихся и педагогов, формированию системы непрерывного экологического образования в Карагайском  муниципальном районе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида

    Курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации по формированию, обобщению и диссеминации опыта внедрения программ и учебно-методических ко...

    Духовный образ современной молодежи (на примере работы сельской школы)

    Постараюсь представить практический опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников МКОУ СОШ № 2 с. Некрасовка....

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климовой "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

    ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативность.Краткоср...

    План работы с родителями по экологическому образованию на 2016 - 2017 учебный год

    План работы с родителями составлен с учетом разбивки по месяцам, неделям, с указанием тематики и форм проведения....

    Из опыта работы в школе

    Как улучшить двигательную активность обучающихся...


     

    Комментарии

    Огромная работа проделана. Не напрасно школа является опорной. Спасибо огромное! Почерпнула много полезной информации.

    Раиса Поликарповна Трефилова

    Спасибо, Лидия Васильевна! Начался Год экологии, впереди много интересных дел!