«Практическая направленность работы учителей в области экологического образования и здорового образа жизни учащихся
методическая разработка по теме

Солдатова Нина Николаевна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_napravlennost_raboty_uchitelya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Солдатовой Нины Николаевны, руководителя экологического кружка

МОУ Новоселковская СОШ

на районном семинаре «Творческая мастерская учителей географии»

по теме:

«Практическая направленность работы учителей в области экологического образования и здорового образа жизни учащихся

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у людей, чем целесообразнее организовать этот процесс, чем выше эффективность воспитания.

Поэтому в своей работе я стараюсь привлекать в экологический кружок ребят с 6 по 11 класс, то есть отслеживать работу в этом направлении с младших классов и до выпуска их из школы.

После проведенного мною анализа была выявлена проблема: школьники получают достаточно большой оббьем теоретических знаний, а на практике, в силу объективных субъективных причин, применять их не могут.

Для решения данной проблемы кружок имеет практическую направленность, Что это значит? Школьникам среднего возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир к широкому кругу явлений, стремление общения с природой. Поэтому я с ними чаще бываю на природе и на месте решаем все проблемы. Учащимся выпускных классов нравится больше исследовать, проводить опыты, анализы. Кому что нравится, с тем и работаем.

Уважаемые коллеги! Хочу и вам продемонстрировать некоторые опыты, заинтересовать вас, как практически можно работать с детьми.

Предлагаю вам посмотреть простейшие методы определения фальсификации меда, которые можно провести даже в домашних условиях и показать детям, как это делается. Мед  дети любят, знают, что полезен, но полезен и вкусный только настоящий мед.

Провожу наглядно опыты с медом.

Чтобы определить в меде различные примеси рекомендуют следующие способы. Налейте в прозрачную баночку меда, затем добавьте дистиллированной воды — мед растворится, на дне осядет примесь.

С целью обнаружить примесь муки или крахмала в меде нужно налить в баночку или стакан 3—5 мл водного раствора меда (1:2) и добавить 3—5 капель раствора люголя (или настойки йода). Если в меде содержиться мука или крахмал, то раствор посинеет.

Примесь крахмальной патоки (смесь прохладной воды и крахмалистого сахара) можно распознать по внешнему виду,по клейкости и по отсутствию кристаллизации. Еще можно смешать одну часть меда с 2—3 частями дистиллированной воды, прибавить четверть объема 96%-ного спирта и взболтать. Если в меде имеется крахмальная патока, то раствор примет молочный цвет. После отстоя данного раствора осядет прозрачная полужидкая липкая масса (декстрин). Если же примесь отсутствует, раствор останется прозрачным.

Обнаружить примеси сахарной (свекловичной) патоки и обыкновенного сахара можно добавив к 5—10%-ному раствору меда в воде раствор азотнокислого серебра (ляписа). Если выпадет белый осадок хлористого серебра, то это говорит о наличие примеси. Если осадка нет, то мед чистый. Есть и другой способ: к 5 мл 20%-ного раствора меда в дистиллированной воде прибавить 22,5 мл метилового (древесного) спирта, при образовании обильного желтовато-белого осадка, в меде содержится сахарный сироп.

Задача:

Для аквариума требуется вода с жесткостью 3, а мы располагаем водопроводной водой, в которой жесткость не известна. Предлагаю определить жесткость воды по методике  Определение общей жесткости воды с помощью трилона Б. Этот метод можно вполне провести на базе химической лаборатории школы.

Метод определения общей жесткости воды с помощью трилона Б

По количеству трилона Б - натриевой соли этилендиаминотетрауксусной кислоты (порошок белого цвета), пошедшего на титрование пробы воды с индикатором эриохромом черным Т, рассчитывают содержание растворенных в ней солей кальция и магния. Так как индикатор меняет свою окраску не только от изменения концентрации ионов кальция и магния, но и в зависимости от рН раствора, в титруемый раствор добавляют буферную смесь (NH4OH + NH4Cl), поддерживающую рН около 10.

Реактивы:

Раствор трилона Б, 0,05н. раствор: растворяют 9,3 г трилона Б в дистиллированной воде с последующим доведением объема до 1 л.

Буферный раствор: 20г химически чистой NH4Cl растворяют в дистиллированной воде, добавляют 100 мл 20%-ного раствора NH4OH и доводят объем дистиллированной водой до 1 л.

Раствор индикатора: 0,5г эриохрома черного Т растворяют в 10 мл буферного раствора и доводят объем 96%-ным этиловым спиртом до 100 мл.

Ход анализа. В коническую колбу емкостью 200-250 мл наливают 50 мл исследуемой воды, добавляют 5 мл буферной смеси и 10-15 капель индикатора эриохрома черного Т (до появления интенсивного вишнево-красного цвета). При непрерывном покачивании колбы пробу титруют раствором трилона Б. По мере прибавления трилона Б вишнево-красный цвет переходит в лиловый. С этого момента титрование следует проводить медленнее. Окончание титрования устанавливают по появлению синего цвета с зеленоватым оттенком.

Расчет. Содержание растворимых в воде солей кальция и магния вычисляют но формуле:

               v * 0.05 * 1000
x = ------------------------------
                        v
1

где х - количество растворимых в воде солей кальция и магния, мг-экв/л;

v - количество трилона Б, пошедшее на титрование, мл;

0,05 - нормальность трилона;

1000 - пересчет на 1 л воды;

v1 - объем исследуемой воды, мл.

Для перевода в градусы жесткости полученную цифру умножают на 2,8.

Определение общей жесткости лучше проводить по таблице 1, составленной В.П.Дацкевичем. В таблице нужно найти цифру, равную количеству трилона Б, пошедшему на титрование. В левой (вертикальной) графе указаны градусы жесткости, в верхней (горизонтальной) - десятые доли градуса. Таблица составлена для анализа, проведенного в 100 мл воды 0,1 н. раствором трилона Б или 0,05 н. раствором, но при исследовании 50 мл воды.

Чтобы приготовить воду нужной жесткости для общего, а в особенности для нерестового аквариумов, сначала следует определить жесткость водопроводной и дистиллированной воды, из которых будет составляться вода для аквариума. Химически обессоленная вода имеет нулевую жесткость. Пользуясь данными таблицы 3, водопроводную воду смешивают с химически обессоленной и получают воду нужной жесткости. Предварительно водопроводную воду подогревают до 90° в течение 30 минут и охлаждают.

Пример. Для аквариума, где будут нереститься неоновые рыбы, требуется вода жесткостью 3°, а мы располагаем водопроводной водой, жесткость которой 8°. В левой вертикальной графе указана требуемая жесткость воды, в горизонтальной графе - жесткость водопроводной воды. В-горизонтальной графе под цифрой 8 находим цифру, соответствующую 3° жесткости вертикальной графы,- 1666. Значит, для получения воды жесткостью 3° к 1 л водопроводной воды нужно добавить 1666 мл дистиллированной. Далее делаем пересчет на все количество воды нерестового аквариума.

ТАБЛИЦА 1

Определение жесткости воды по расходу трилона Б

Жесткость воды, градусы

Доли градуса

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0.9

0

 

0,036

0,071

0,10

0,14

0,18

0,21

0,25

0,28

0,32

1

0,36

0,39

0,43

0,46

0,50

0,53

0.57

0,60

0,64

0,68

2

0,71

0,75

0,78

0,82

0,85

0,89

0,93

0,96

1,00

1.03

3

1,07

1.10

1,14

1,18

1,21

1,25

1,28

1,32

1,35

1,39

4

1,43

1,46

1,50

1,53

1,57

1,60

1,64

1,68

1,71

1,75

5

1,78

1,82

1,85

1,89

1,92

1,96

2,0

2,03

2,07

2,10

6

2,14

2,17

2,21

2.25

2,28

2,32

2,35

2,39

2,42

2,46

7

2,5

2,53

2,57

2,60

2,64

2,67

2,71

2,75

2,78

2,82

8

2,85

2,89

2,92

2,96

2,99

3,03

3,07

3,10

3,14

3,17

9

3,20

3,24

3,28

3,32

3,35

3,39

3,42

3,46

3,50

3,53

10

3,57

3,60

3,64

3,67

3,71

3,74

3,78

3,81

3,85

3,89

11

3,92

3,96

3,99

4,03

4,06

4,10

4,14

4,17

4,21

4,24

12

4,28

4,31

4,35-

4,39

4,42

4,46

4,49

4,53

4,56

4,60

13

4,63

4,67

4,70

4,74

4,79

4,81

4,85

4,88

4,92

4,96

14

4,99

5,03

5,06

5,10

5,13

5,17

5,21

5,24

5,28

5,31

15

5,35

5.38

5,42

5,45

5,49

5,53

5,56

5,60

5,63

5,67


ТАБЛИЦА 2

Определение количества дистиллированной воды (мл), необходимой на 1 л водопроводной

Требуемая воды, градусы

Жесткость водопроводной  воды, rpaдусы   

6

7

8

9

10

11

12

3

1000

1333

1666

2000

2333

2666

3000

4

500

750

1000

1250

1500

1750

2000

5

200

400

600

800

1000

1200

1400

6

   

166

333

500

666

833

1000

7

   

   

142

222

429

571

714

8

   

   

   

125

250

375

500

Примечание. Если дистиллированная вода имеет нулевую жесткость, то при расчете необходимо сделать соответствующую поправку, а также проверить жесткость полученной воды

Получили нужную воду для аквариума, это не победа ли! Да.

Приоритетным направлением моей деятельности – создание условий ребятам для самореализации, развитие  индивидуальных задатков и способностей.

         В работе кружка использую познавательные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми (спасаем животных, птичек попавших в беду, борьбу с мусором, установление кормушек и домиков для птиц, сажаем цветы, изготавливаем плакаты). Посетили Центр санэпиднадзора, газовую котельную, были в ее лаборатории, учились проводить опыты.

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как ее хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к ее загрязнению и негативному влиянию  на здоровье подрастающего поколения. Не допустим этого, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

"Деятельность учителя по формированию здорового образа жизни учащихся"

Выступление на РМО учителей английского языка....

Методическое пособие по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся

Одним из важных показателей благополучия нашего общества является состояние здоровья подрастающего поколения. Современные образовательные стандарты ставят цель воспитать личность, способную к принятию...