Урок мужества, посвященный 75-летию битвы под Москвой
методическая разработка (8 класс) на тему

Ищенко Ирина Ивановна

Сценарий мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bitva_pod_moskvoy.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «75 - летие  битвы под Москвой»

(Слайд 1)

Цели проведения:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать чувство любви к Родине; расширять представления учащихся о военных годах, героизме народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Задачи:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;

- воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;

- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества и службе к российской армии;

- доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;

- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа. )

                                                          Ход урока:

Ведущий1: Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.

Слайд 2

Ведущий 2: Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить те события, которые происходили на московской земле 75  лет назад – битву под Москвой

Слайд 3

 В годы Великой Отечественной войны Гитлер бросил превосходящие силы, своих отборных армий на захват Москвы, но именно под Москвой фашисты потерпели сокрушительное поражение.

Слайд 4

Ведущий 1: План наступления на Москву получил название «Тайфун»- так как подчеркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска

Слайд 5

В специальном обращении к солдатам, подчеркивалось: "Солдаты! Перед вами Москва! За два года все столицы склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по ее площадям. Москва - это конец войны. Москва - это отдых".

Чтец

Подошла война к Подмосковью.

 Ночь в накале зарев долга.

 Будто русской жертвенной кровью

 До земли намокли снега.

  По дорогам гремят тачанки,

 Эскадроны проходят вскачь,

 Приготовились к бою танки

 Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.

 В пар укутан блиндажный лаз.

 У околицы пулеметчик

 С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,

 Будто вкопан он в грунт, во рву …

 Этот парень в серой шинели

 Не пропустит врага в Москву …

Ведущий 2: Фашисты мечтали расправиться со столицей. Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчины, женщины или ребенок - не могли покинуть город.

Над Москвой нависла угроза, на ее защиту встали вместе с солдатами мирные люди: от мала до велика. Десятки тысяч женщин и подростков круглосуточно возводили Можайский и Вяземский рубежи обороны. Лопата,  как и винтовка стали оружием.

Слайд 6

Чтец:

Заводы московские встали

 На вахту труда!.. У станков

 Подростки три нормы давали,

 Учась у седых стариков!

 И так же, как воин с гранатой

 Бросался в решающий бой,

 С кайлом и простою лопатой

 Москвич шел на фронт трудовой!

Слайд 7

Ведущий 1: 30 сентября началась битва под Москвой. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 10 октября 1941 года командующим западным фронтом был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.  

На всех направлениях развернулись жестокие бои. Презирая смерть, советские войска сражались до последней капли крови.

Ведущий 2: В ночь на 22 июля 1941 г. немецкая авиация произвела первый массированный налет на Москву.  

В нем участвовало до 250 бомбардировщиков.

Сильные воздушные бои развернулись в световых прожекторных полях на рубеже Солнечногорск — Голицыно.

Слайд 8

Ведущий 1:

При отражении налета командир эскадрильи 11-го истребительного авиаполка  капитан

Константин Николаевич Титенков первым поднялся в воздух и атаковал лидера группы немецких бомбардировщиков. Как только самолет ведущего появился в лучах прожекторов, Титенков оказался рядом с ним. Немецкий самолёт пытался маневрировать, вырваться из светового поля, но его всюду настигал меткий огонь отважного летчика. Титенков  еще ближе подошел к самолету и длинной очередью поджег его. После гибели ведущего нарушилось взаимодействие в группе немецких бомбардировщиков. Экипажи не в состоянии были справиться с натиском советских истребителей.

Ведущий 2:

На каждом из сбитых самолетов были обнаружены подробные планы Москвы, где были отмечены объекты, которые гитлеровцы предполагали уничтожить в первую очередь: вокзалы, мосты, заводы, аэродромы, правительственные здания и, конечно, Кремль.

Ведущий 1:

Столица ощетинилась зенитными пулемётами и пушками. Днём и ночью охраняли зенитчики небо Москвы.

В зенитных частях рядом с мужчинами самоотверженно воевали 20 тысяч девушек.

Слайд 9

Стихотворение о девушках-зенитчицах

Ведущий 1: 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Вся страна слышала дробный шаг наших солдат. Вся страна с замиранием сердца следила , как полки после парада шли в бой. И даже враг содрогнулся, узнав, как сильны духом советские люди. И снова звучат слова «Москва за нами». Москвичи мобилизовали все силы. В бой шли вчерашние школьники.

Кадры кинохроники  (слайд 10)

Ведущий 2: 15-16 ноября  после короткой передышки началось второе наступление на Москву. Фашистское командование стремилось обойти столицу с флангов, зажать её в танковые «клещи». Самые ожесточенные бои развернулись на северо- и юго-западных подступах к столице. Фашистское командование избрало Истринское направление для нанесения решающего удара. Враг стремился прорваться на Волоколамское шоссе, чтобы окружить Москву с северо-запада.

Слайд11

На Истринском направлении фашисты сосредоточили крупные силы -400 танков и 1030 орудий. В распоряжении наших войск здесь было лишь 150 танков и 767 орудий.

Ведущий 1: 16 ноября бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием  Георгиевичем Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков.

Все 28 героев погибли

Кадры кинохроники  (слайд 12)

Ведущий  2: Яркую страницу в историю Великой Отечественной войны вписали курсанты подольских артиллерийского и пехотного училищ. С конца октября по тревоге были подняты курсанты и брошены под Малоярославец, остановив под Юхновом танковые колонны фашистов.

 Немногим из курсантов тогда довелось остаться в живых, но подвиг их бессмертен.

Слайд13

Ведущий 1:

Немецко-фашистскими войсками была занята практически вся территория современного района Крюково. Враг сделал Крюково своим опорным пунктом. Фашисты стремились прорвать оборону советских войск во что бы то ни стало и дойти до Москвы. Основные бои за поселок вела 8-я гвардейская    стрелковая дивизия имени Героя Советского Союза генерала И.В.Панфилова.  Крюково несколько раз переходил из рук в руки в течение суток.

Ведущий 2:

Ожесточенное сражение началось в 10 утра 7-го декабря. Осколки снарядов покрыли всю крюковскую землю. У станции Крюково советские войска потеряли тысячи солдат и офицеров, но к вечеру 8-го декабря враг был сломлен. Лучшие части противника были разгромлены и обращены в бегство.

Благодаря массовому героизму советских воинов немецко- фашистские группировки не смогли прорваться к Москве.

Слайд 14

Ведущий - 1.

В эти трагические дни мужественно держали оборону летчики-истребители.

Героический подвиг совершил комсомолец Виктор Васильевич Талалихин.

Во время воздушного боя у него кончились патроны, он был ранен в руку. Тогда он направил свою машину в хвост вражеского самолета. Фашистская машина рухнула вниз. Стал падать и самолет Талалихина, но летчику удалось выпрыгнуть на парашюте.    

Это был первый таран в ночном воздушном бою. Герой Советского Союза

Виктор Талалихин участвовал во многих боях, сбил 6 фашистских самолетов  и погиб, защищая Москву

Слайд 15

Ведущий 2.

Неувядаемой славой покрыли свои знамена конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора.

Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду и создало специальные отряды для его поимки. Но советские конники были неуловимы.

Слайд 16

 Ведущий 1.

В разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой внесли свой вклад и советские партизаны. Их смелые боевые действия помогали при отражении ударов рвавшегося к столице противника. В Жаворонках находился один из штабов партизанского движения. Защищая родную Москву, партизаны проявляли массовый героизм.

 Бессмертные подвиги в эти дни совершили верные сыны и дочери великого русского народа. Среди них были Шура Чекалин, Зоя и Александр Космодемьянские.

Слайд 17

Ведущий  2:

1 декабря 1941 г., когда немецкие части предприняли последнюю серьезную попытку прорыва на Москву, именно части Говорова остановили и повернули их на Голицыно.

11 декабря войска 5-й армии под командованием генерал-лейтенанта Говорова Л.А.

прорвали оборону фашистов на Можайском направлении

Разгромив Звенигородскую группировку противника, к середине января 1942 г. они вышли в район Можайска

 

Чтец

Потомки! Вы слышите звуки набата?

То памяти нашей голос живой

 Сквозь время рвётся. Год сорок пятый

 Рождался в суровых боях под Москвой!..

 Лютая стужа, сугробы по пояс

 И молчаливая поступь

солдат,

 Отлитая в пули партийная совесть

 И в сердце присяга: “ Ни шагу назад!”

           Минусовка  «Песня защитников Москвы» ( исполняет 6 класс)

Ведущий 1:  С 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года шла Великая битва за Москву. В этой  битве впервые была одержана крупная победа над фашистской армией и развеян миф о её непобедимости.

 Ведущий 2 : В битве под Москвой фашистская армия потеряла более миллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15000 машин и много другой техники.

Фашистские войска были отброшены от Москвы на запад на 150-300 км.

Помня и чествуя защитников Москвы, мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял на смерть, но не пустил врага к столице.

  Ведущий 1: Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

     Слайд 18    Минута молчания (видео)

                          Прошу садиться.

           Слайд 19   Клип  на песню"Моя Москва"»

Ведущий 2: Наш урок закончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой

Мероприятие было проведено 7 декабря 2011 г. Материальное обеспечение: три компьютера, два мультимедийных проектора....

"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...

Урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "история" - урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы (с презентацией, тематическоими музыкальными видеофрагментами)....

Статья в газету, посвященная 70-летию битвы под Москвой.

Из опыта работы. Эта статья может служить отчетом о проделанной работе творческими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Общешкольное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой

Развитие у воспитанников лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа....

Сценарий утренника, посвященный 80-летию битвы под Москвой

Воспитательные задачи:Продолжать формирование патриотических чувств у детей. Воспитывать любовь к Родине, столице Москве, к воинам Российской армии.Вызывать у детей чувство сопереживания, сострадания ...