Урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.
методическая разработка по истории по теме

Косова Инна Андреевна

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "история" - урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы (с презентацией, тематическоими музыкальными видеофрагментами).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ

КОСОВОЙ ИННЫ АНДРЕЕВНЫ

НА ТЕМУ

«ОН ЗАЩИЩАЛ СТАЛИНГРАД».

(ПОСВЯЩЕННА 70-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ).

ДАТА:  05 ФЕВРАЛЯ 2013 г.

ГРУППЫ: 

  1. БЭ-24 (специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям),  
  2. ПР-26 (специальность 230701 «Прикладная информатика» (по отраслям).

Урок мужества  «Солдатский долг исполнив свято – мы отстояли Сталинград!»

«Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых  

история  всегда будет рассказывать  с  величайшим благоговением…»  

(Томас Манн, немецкий писатель)

(слайд 1)

Цели:

Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою  страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать  уважительное  отношение  к  старшему  поколению,  памятникам  войны.

Задачи проведения урока мужества:

  1. воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости  за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;
  2. формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов,  защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;
  3. формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского  долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
  4. сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие  проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
  5. побуждение учащихся к использованию в качестве примера для  подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен;
  6. популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического  развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.

Оформление:

  1. репродукции картин, посвященных войне, памятников войны;
  2. выставка книг и иллюстраций о Сталинградской битве,
  3. аудиозаписи песен о войне,
  4. карта военных действий,
  5. документально-исторический фильм «Сталинградская битва»
  6. в вазе красные гвоздики

Место проведения:  учебный кабинет

Время проведения:  1 пара (90 минут)

Опережающие задания для студентов:

  1. создать тематические презентации,
  2. выучить стихи о Сталинграде.

Анализ урока:

Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо тщательно распределить роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия (построение, сообщения, выступления, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи т. п.), предусмотреть и проверить все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.

Празднование 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве - огромнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества, будет широко отмечаться различными мероприятиями: торжественными собраниями, митингами, возложениями венков и гирлянд памяти к Вечному огню, концертами, в том числе, театрализованными мероприятиями, посвященными литературным произведениям военной тематики.

Уроки мужества, представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее когнитивную, эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя. Поэтому целью уроков мужества должно стать формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям, вовлечённых в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьёй, обществом и государством, занимающего активную гражданскую позицию.

Задачи, решаемые при подготовке и проведении уроков мужества: расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации; актуализация путей и средств сохранения и освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти; формирование у детей и молодёжи культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого; содействие межпоколенческой консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России; использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота; воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битвы, в современной общественной жизни; военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности; раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил; формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

Обращение к истокам мужества героев Сталинграда направлено на воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей, инициативно-активных граждан, обладающих способностями к интеллектуальному творчеству и социальному действию, преодолению природных, моральных, социальных противоречий и трудностей, вызовов и угроз, стоящих перед обществом и государством в условиях быстро меняющегося мира, готовых стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения – задача патриотического воспитания.

В ходе подготовки необходимо выявить ресурсы, актуализирующие эмоциональный мир участников урока мужества. Для этого предлагаются следующие Интернет-ресурсы: http://www.stalingrad-battle.ru Музей-заповедник «Сталинградская битва», http://www.volfoto.ru фото Волгограда, http://www.stalingrad.ws/ Сталинградская битва, http://www.visitvolgograd.ru/article/museums/0004/0004.htm блог-путеводитель по историческим местам Волгограда, http://battle.volgadmin.ru/ страница о Сталинградской битве сайта Правительства Волгоградской области, http://images.yandex.ru/ фото Сталинградской битвы, http://stalin-battle.narod.ru/ сайт о Сталинградской битве, http://militera.lib.ru/h/samsonov1/ill.html текст книги Самсонов А.М. «Сталинградская битва», http://dokofilm.ru/news/stalingradskaja_bitva_2002/2011-04-12-260 документальный фильм «Сталинградская битва» (2002), http://kinofilms.tv/film/stalingradskaya-bitva/29257/ документальный фильм «Сталинградская битва» (1949), http://www.moova.ru/news/stalingradskaja_bitva_2_serii/2010-11-24-6999 художественный фильм «Сталинградская битва» (2 серии).

Просмотр кино — видео- , телефильма, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра.

При проведении урока мужества находят применение практически все художественные средства, которые используются в культурно-досуговой деятельности. Художественные средства делают ход урока мужества выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания собственных поступков в похожих ситуациях.

Ход   мероприятия:

Звучит музыкальная композиция № 1. «Горячий снег»

Ведущий - преподаватель:

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

(слайды 2 – 3 – 4 – 5 – 6 )

2 февраля мы отметили 70-летнюю годовщину победы советских войск в Сталинградской битве. Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы.

Но сначала мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели видеофрагмент о праздновании предыдущего юбилея данной битвы – 65-летия Сталинградской битвы

(видеофрагмент №1 «65-летие победы в Сталинградской битве)

Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.

Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу  нашего  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии  до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага.

Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России.  В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб.  Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.

(слайд 7)

12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение.

(слайды 8 – 9 – 10 – 11 – 12 )

23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью.

На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города.

Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск.

23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”.

Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России.

Из воспоминаний А.И. Радимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 “мессершмитов” или “юнкерсов”. В центре города на бетонной стене написаны слова: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть”.

(Слайд 13)

Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». Простой, ничем непримечательный сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость.  Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.

Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

(Слайд 14)

Мамаев курган стал центром смертельного боя.  Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города.

Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка.

“Ни шагу назад!” - стало клятвой защитников Сталинграда. 

(Просмотр видеофрагмента № 1 «Руины Сталинграда»)

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство  11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери  16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

(слайд 15)

Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли.

Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины…

Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане.

(слайд 16)

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода.  При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

(слайд 17)

Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Григорьевич Зайцев в уличных боях. Многих бойцов обучил снайперскому искусству. Много раз ему приходилось вступать в единоборство с гитлеровскими снайперами, и каждый раз он выходил победителем.

Но особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Ему  за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… Они отстояли город на Волге.

1 ученик

Помнишь, как в бой за Царицын,

Шел за отрядом отряд

Подвиг бойцов повторился

В битве за наш Сталинград.

От рожденья земля не видала

Ни осады ни битвы такой,

Содрогалась земля и краснели поля

Все пылало над Волгой рекой.

2 ученик:

За каждый дом… но не было домов – Обугленные, страшные остатки

За каждый метр –  но к Волге от холмов

С тягучим воем наползали танки

И оставались метры дот воды  и Волга холодела от беды.

Следы врага – развалины и пепел

Здесь все живое выжжено дотла.

Сквозь дым не солнца в черном небе

На месте улиц – камни и зола.

3 ученик:

В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу,

Голос Отчизны ему сказал – Город не сдай врагу,

Верный присяге русский солдат Он защищал Сталинград.

Кто ты? С Днепра или с Дона? Где твоя Родина, брат?

Под боевые знамена Всех нас собрал Сталинград.

1 ученик

Тучи клубятся над Волгой

Бой от зари до зари

Все мы теперь сталинградцы,

Все мы теперь волгари.

2 ученик:

«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –

Такой был девиз у наших солдат

И жизни своей не жалели они

Врага изгоняя с родимой земли.

3 ученик:

Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России – И всю ее прикрыл собой!

(Просмотр музыкального видеоролика № 3 Корнева «Сталинград»)

«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)»

(слайды 18 - 19)

Ведущий:

Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда.

Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я под командованием Василия Ивановича Чуйкова и 64-я под командованием Михаила Степановича Шумилова. Они приняли на себя основной удар.

(слайды 20 – 21)

Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

(слайд 23)

Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк:  « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины».

Фашисты гибли сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти:  «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».

Под Сталинградом служили дети многих советских руководителей.

Василий Сталин (сбил три, по другим данным – два самолета), Владимир Микоян (погиб в воздушном бою), Леонид Хрущев.

В 51-й армии воевал отряд автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Александра Невского. Политуправление Сталинградского фронта распустило слух, что Невский является потомком древнерусского князя – своего великого тезки. Он был представлен к ордену Красного Знамени.

А на немецкой стороне воевал правнук Бисмарка. Ему повезло: он не погиб, а угодил в плен.

К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.

Ученик 1

Здесь все смешалось в этой круговерти:

Огонь и дым, пыль и свинцовый град.

Кто уцелеет здесь ... до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград.

Пусть против нас здесь тысячи орудий

На каждого – десятки тонн свинца.

Пусть смертны мы, пускай мы только люди,

Но мы верны отчизне до конца.

Ученик 2

Пусть отступать пришлось нам долго Ценою горя и утрат

Но « нет для нас Земли за Волгой» - казал  впервые Сталинград

Они прикрыли жизнь собою, Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое, Была зеленая трава.

Ученик 3

И вот приказ «Назад – ни шагу!» Суровый сталинский приказ

Вселил в сердца людей отвагу Что не далек  Победы час.

Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад – Он защищал Сталинград.

Ученик 1

Сто пикировщиков выли над ним В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Ученик 2

Танк на него надвигался, рыча, Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча Танки гранатой разил.

Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

Ученик 3

Смерть подступала к нему в упор. Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапёр – Он не сошел с ума.

Что ему пламя геенны, ад?

Он защищал Сталинград.

Ученик 1

Время придет – рассеется дым, Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним, Скажет народ о нем:

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 2 февраля 1943 г.)»

(слайд 23)

Ведущий:

19 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии в рамках операции «Уран». 23 ноября в районе Калача замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта. Выполнить план «Уран» полностью не удалось, так как не удалось расчленить 6-ю армию на две части с самого начала (ударом 24-й армии в междуречье Волги и Дона).

Попытки ликвидировать окружённых с ходу в этих условиях также не удались, несмотря на значительное превосходство в силах — сказывалась превосходящая тактическая подготовка немцев.

Однако 6-я армия была изолирована и запасы топлива, боеприпасов и продовольствия прогрессивно сокращались, несмотря на попытки снабжения её по воздуху, предпринятым 4-м воздушным флотом под командованием Вольфрама фон Рихтгофена.

(слайд 24)

Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

(слайды 25 – 26 – 27)

10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления.

Гитлера эта весть застала в ставке в Волчьем логове. Узнав о пленении Паулюса, которому он несколькими днями ранее присвоил звание фельдмаршала, Гитлер бился в истерике: «Как он мог не застрелиться? Один-единственный малодушный слабак свел на нет доблесть и героизм целой армии! Паулюс мог обрести вечность, обессмертить свое имя для немецкого народа, но вместо этого предпочел свидание с Москвой!»

(Просмотр музыкального видеофрагмент № 4 «Сталинградская Мадонна»)

Ведущий:

(слайды 28 – 29 - 30)

2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

В результате битвы Красная Армия прочно овладела стратегической инициативой и теперь диктовала врагу свою волю. Исход Сталинградской битвы вызвал растерянность и замешательство в странах Оси. Начался кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии. Резко ослабло влияние Германии на её союзников, заметно обострились разногласия между ними.

Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.

Ученик 1

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда. Об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

Ученик 2

От нас далёки годы эти, Но вспомним мы о них стократ.

Пусть славят гимном на планете Геройский город Сталинград.

Февраль – февраль, солдатский месяц- Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц –Горят гвоздики на снегу. 

Ученик № 3

В свой срок – не поздно и не рано – Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой, У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой Положишь красные цветы

Ведущий .

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого  события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы.  

Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда…

(слайды 31 – 32 – 33 – 34 – 35 – 36 – 37 – 38)

ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС  «ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»  НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ был воздвигнут в 1967 г.

Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы.

Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.

Памятник-ансамбль включает в себя несколько уровней: вводная часть, композиция «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь Героев, Зал Воинской славы, Площадь скорби, скульптура «Родина-Мать зовет!».

10 ноября 1961 г. Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в город Волгоград. 8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании,  в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду.  Героев наградили орденами, медалями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.

(Просмотр музыкального видеофрагмента № 5 «Мамаев курган»)

(слайд 39)

Тестовый контроль к уроку

1. Коренной перелом  в ходе Великой Отечественной войны произошёл в:

а) 1941-1942 гг.                                         в) 1943-1944 гг.

б) 1942-1943 гг.                                        г) 1944-1945 гг.

2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:

 а) за Берлин                                        в) под Москвой

б) Сталинградская                                        г) Смоленская

3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

а) Гудериан                                         в) Г.  Гот

б) Ф. Паулюс                                        г) В. Лист.

4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

а) «Тайфун»,                                        в) «Уран»

б) «Барбаросса»,                                        г) «Вайс».

5. Верховным Главнокомандующим в годы войны был:

а) И.В. Сталин                                        в) К. Е. Ворошилов

б) Г.К. Жуков                                        г) С.М. Будённый

6. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

а) 2 февраля 1942 г.                                 в) 2 января 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г                                 г) 2 января 1943 г.

7. Кто из перечисленных военачальников был командующим 62-й армией, защищавшей Сталинград?

а) Василий Чуйков;                                 в) Михаил Шумилов;

б) Александр Родимцев                                г) Матвей Путилов

8). В каком году был открыт памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане?

а) в 1961 г.;                                               в) в 1967 г.     

 б) в 1965 г.;                                                г) в 1970 г.

9). О каком герое Сталинградской битвы таджикский поэт Каноат Мумин сложил стихотворение:

...А взрывы — словно чёрный лес! То — впереди, то — позади.

И пуля — тысячами игл. И очень горячо в груди!..

...Но успевает он, упав, концы холодных проводов зажать в мертвеющих зубах.

Он в батальонных списках есть, — А в жизни нет его уже...

Но ожил мёртвый телефон в дивизионном блиндаже!

а) о Якове Павлове                                 в) о Василии Зайцеве

б) о Михаиле Паникахе                                  г) о Матвее Путилове.

10). В каком году Волгограду было присвоено почётное звание «Город-Герой»?

а) в 1955 г.                                           в) в 1970 г.;    

б) в 1965 г.                                            г) в 1975 г.

11). Сталинградская битва:

А) привела к полному и окончательному разгрому вооружённых сил Германии  и  её союзников;

Б) отняла у Германии и её союзников стратегическую инициативу в войне;

В) лишила Германию возможности вести наступательные действия на советско-германском фронте.

12). Укажите цифру людских потерь, понесённых Красной Армией в Сталинградской битве:

А) 1200 000;                                            В) 1500 000;    

Б)  800 000;                                            Г) 2 000 000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы

для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...

конференция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Сталинград - символ мужества, стойкости и героизма наших доблестных воинов. Это слово знают во всех странах мира. Битва, которая положила начало уничтожению фашизма. ученики 11 класса подготовили сооб...

Классный час посвященный 70-летию Сталинградской битвы

Ознакомить детей с героическими страницами истории России;Способствовать формирования положительной нравственной оценкиПодвига во имя Родины, воспитания чувства патриотизма; пробуждать у детей и...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Мероприятие, приуроченное 70 летию Сталинградской битвы...

Сценарий урока мужества, посвященного очередной годовщине Сталинградской битвы

Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов средней школы, материал можно использовать для уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий , посвященных Сталинградской битве....


 

Комментарии

Косова Инна Андреевна

)

Крупская Светлана Ивановна

Елена Андреевна, спасибо вам за идею, она замечательная. Очень хочется, если возможно, получить презентацию.Моя электронная почта sveta@7do.ru С уважением учитель истории Крупская Светлана Ивановна.

Косова Инна Андреевна

Спасибо за приятные слова (но меня зовут Инна, а не Елена))), к сожалению, презентацию выслать пока не могу (ноут сломался, и я никак информацию из него "не вытащу", как только дойдут руки до починки ноута я Вам обязательно вышлю презентацию, если это еще будет актуально

Маркова Наталья Григорьевна

Инна Андреевна, очень понравилась Ваша методическая разработка. Большое Вам спасибо! Хотелось бы получить презентацию и фильм, если это возможно, на адрес электронной почты: mango2208@rambler.ru.

Коннова Наталья Борисовна

Инна Андреевна! Блестящая работа. Спасибо огромное.Просьба к Вам, вышлите, пожалуйста презентацию. Музыку я смогу найти, а вот с презентацией сложнее. Заранее благодарна. Адрес:konnovanw@mail.ru