Федеральный государственный образовательный стандарт. Составление программ для 5 класса по русскому языку и литературе
статья на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Составление программ для 5 класса по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образование МО «Теучежский район»

МБОУ «СОШ «1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

Федеральный государственный

 образовательный стандарт.

Составление программ для 5 класса

 по русскому языку и литературе

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова»

 а.Понежукая Наниз З.З.

а.Понежукай

2012г.

Федеральный государственный образовательный стандарт

       К началу ХХI в. перед  Россией встала стратегически важная задача – перейти в достаточно короткие сроки к инновационному социально ориентированному экономическому развитию. Её успешное решение требует многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества. Кардинальная задача этой модернизации – развитие человеческого потенциала страны, генерация нового поколения россиян.

       Новый социальный заказ не только предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, но и требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реализации жизненных устремлений учащихся и выпускников школы , в становлении их успешной профессиональной карьеры. Одним из результатов модернизации образования должна стать новая модель российской школы.

       Формирование новой модели российской школы потребовало создания нового поколения государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В результате имеем принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных тенденций развития школы, научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций

Ключевой составляющей  стандарта стали Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформированы   на основе обобщения и согласования потребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства к сфере образования.

        Новый ФГОС ориентирован прежде всего на метапредметные и личностные результаты, а не только на предметные (как было раньше).

       В структуре основной образовательной программы предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), то есть Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным  предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде деятельности по решению конкретных задач в структуре конкретных учебных дисциплин.

        В реализации новых идеологических задач образования доминирующая нагрузка ложится на несколько предметов, которые условно можно назвать «идеологическим ядром»: историю, географию, русский язык, литературу, иностранный язык [Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент Российской школы// Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22 – 26; с. 25-26].

Русский язык в системе отечественного школьного образования занимает центральное место, поскольку является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными курсами и качество образования в целом. Идеологическая функция определяется ролью русского языка как государственного языка РФ, важного инструмента формирования российской идентичности, консолидации и единения народов России, межнационального общения [Там же, с.26].

       Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества [Там же, с. 26].

Предмет «русский язык» в свете новых образовательных стандартов

Вклад предмета «Русский  язык» в достижение целей основного общего образования

Русский язык —

  • это родной язык русского народа,
  • государственный язык Российской Федерации;
  • средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
  •          Содержание курса русского  языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенции

   формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • освоения основных норм русского литературного языка;
  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  
  •  формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

  • осознание  языка как формы выражения национальной культуры,
  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

овладение

  • видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

  • определять цели коммуникации,
  •  оценивать речевую ситуацию,
  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,  
  •  быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.
  • Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

  • владение всеми видами речевой деятельности,
  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.

Познавательные :

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.

Регулятивные:

  •  постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.

     

Таким образом, обучение русскому  языку и литературе в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 5-9 класс. Федеральный государственный образовательный стандарт.

(Программа составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочих программ учебных предметов, изложенными в «Приложении к письму Министерства образования и науки Челябинской области»...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта....

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

Для оценивания  предметных  результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в...