Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Кутлуева Фазила Ганиятовна

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.



 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………………2

2. Общая характеристика учебного предмета …………………………………..3

3.Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..5

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ………6

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………….. 7

6. Содержание учебного предмета…………………………………………….  10

7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся… 16       8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……                                                                                                          42


  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:

 -      Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 6. ст. 9, п. 2 ст. 32, п. 5.2. ст. 14).

-  Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования),  утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

-  Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования.

-    Образовательной  программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Белянка МР Белокатайский район РБ  на 2015/2016 учебный год.

-    Устава МБОУ СОШ с.Белянка.

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения  для 59 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, к учебнику: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева  Русский язык, 5 класс. в 2 кн. М.Баласс. 2014 и рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю). 

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:

 -  воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

          Данные цели обусловливают решение следующих приоритетных задач:

-    развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у учащихся чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

                 

2.Общая характеристика учебного предмета  русский язык

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.ВБунеева, Р.Н. Бунеев[1]*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

Формирование у учащихся чувства языка.

Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе  культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют своё начало в курсе русского языка для 1–4 классов[2]*.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5 классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответ-ствующих умений и навыков на теоретической основе[3]*. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщённые понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9 классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идёт через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет  противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы[4]**.

3. Описание места учебного предмета
«Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по  9-й класс составляет 21 час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).

В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения средняя общеобразовательная школа с.Белянка муниципального района Белокатайский район РБ в 5-м  классе планирование уроков русского языка рассчитано на 5 часов в неделю (175 часов в год), в т.ч. контр.работ-8 ч.

     

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки на ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает  высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

    Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

5-й класс

– по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

6.Содержание учебного предмета 
«Русский язык» 5-й класс

Роль языка в жизни общества.
Красота, выразительность и эстетические возможности

русской речи

Слово в языке и речи

(повторение и углубление курса начальной школы)

Слово и его звуковая оболочка.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Способы обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [j,]. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Алфавит. Использование знания алфавита при поиске информации в разных источниках, в SMS-сообщениях.

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме.

Слог, слогоделение. Ударение.

Элементы фонетической транскрипции.

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.

Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи.

Орфоэпический словарь.

Буквы ё, о после букв шипящих в корне слова.

Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и

орфоэпии (ознакомление).

Основные выразительные средства фонетики.

Слово и его лексическое значение.

 Лексика. Лексическое значение слова.

Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Словарный запас человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.

Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики      (ознакомление).

Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

 Морфемика. Словообразование.

Морфема –  значимая часть слова.

Основа как носитель лексического значения слова.

Производная и непроизводная основа. Производящая основа.

Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных звуков в корне.

Правописание букв безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием букв а и о (-лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).

Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Основные выразительные средства словообразования. Правописание букв гласных и согласных в приставках.

Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение).

Правописание сложных слов.

Сложносокращённые слова. Правописание сложносокращенных слов.

 Грамматическое значение слова.

Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов.

Часть речи как группа слов, имеющих:

1) одно и то же  общее грамматическое значение;

2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.

Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов.

Междометия.

Вклад  М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении.

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.

Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между   словами.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.

Слово как член предложения.  Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения     (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространённое и нераспространённое.

Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Интонация перечисления.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Обращение как смысловой отрезок предложения.

Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.

Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.

Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте.

Развитие речи[5]*. Чтение и работа с информацией.

 Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.

 Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

 Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

 Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.

Знаменательные (самостоятельные) слова
Слова со значением «предмет»

Имя существительное в языке и речи.

 Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных.

 Общее грамматическое значение имени существительного.

Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в  суффиксе имён существительных -чик- (-щик-). Буквы  о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

 Морфологические признаки имён существительных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Имена существительные собственные/нарицательные, одушевлённые/неодушевлённые.

Большая буква в именах собственных; выделение имён собственных кавычками.

Род имён существительных. Существительные общего рода.

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.

Склонение имён существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имён существительных. Особенности склонения имён существительных на -ия, -ий, -ие.

 Сочетательные возможности имён существительных.

Лексическая сочетаемость имён существительных.

Грамматическая сочетаемость имён существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).

 Роль имени существительного в предложении.

Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.

Имя существительное в качестве определения (ознакомление).

Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

 Текст. Текстообразующая роль имён существительных.

Указательные слова-местоимения
Местоимения-существительные

Местоимения-существительные в языке и речи.

 Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений (ознакомление).

 Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.

Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределённые местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не- в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

 Роль меcтоимений-существительных в предложении.

Местоимения в тексте.  

Слова со значением
«действие или состояние предмета»

Глагол в языке и речи.

 Глагол как часть речи.

Лексическое значение глаголов.

 Общее грамматическое значение глагола.

Основные способы словообразования глаголов.

 Морфологические признаки глагола.

Постоянные и непостоянные признаки.

Неопределенная форма глагола.

Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-.

Лексическое значение глаголов разных видов.

Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном наклонении.

Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род.  

Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени.

Правописание букв гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

 Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).

 Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте.

Развитие речи.

 Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

 Текст-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

 Повторение изученного в 5-м классе.

Проектная деятельность.[6]

Темы проектов: «Осень», «Хобби», «Друзья», «Путешествие», «Зима», «Общение», «Что такое смех», «Живопись», «Спорт», «Удивительная страна – Русский язык».

7.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

8.Описание учебно-методического 
и материально-технического обеспечения 
образовательного процесса по предмету 
«
Русский язык»

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебники для 5-го класса.
  • Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 5-го класса.
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс.
  • Е.С. Барова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–8-го классов.
  • Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Наглядные пособия по русскому языку», 5 класс.
  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5 класс.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.

примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Электронные ресурсы.

  • http://www.edu.ru  –каталог образовательных интернет-ресурсов;
  • http://www.ege.edu.ru  - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
  • http://www.profile-edu.ru  - сайт по профильному обучению;
  • http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов
  • http://www.teacher-edu.ru/
  • http://www.mon.gov.ru/
  • http://www.apkro.ru/
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://school.edu.ru
  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
  • http://gramota.ru – Портал по культуре речи
  • http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
  • http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов
  • http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык"  /методические материалы/
  • http://www.km-school.ru/- КМ-школа
  • http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов
  • http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
  • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
  • www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
  • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
  • www.litera.ru/stixiya - электронные тексты литературных произведений (поэзия)
  • http://literpskov.narod.ru/ - литература Пскова
  • http://www.kaverin.ru/writers/51 (библиотека В. Каверина)
  • http://www.chtenie-21.ru –сайт «Чтение - 21 век»
  • http://www.gramma.ru/ (сайт по русскому языку)
  • http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278 (школьная библиотека)
  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
  • http://www.pycckoeslovo.ru/  - Репетитор по русскому языку
  • http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования
  • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году.
  • http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
  • http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf
  •  Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
  • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты  
  • http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
  • http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
  • 1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  • 2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org
  • 3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  • 4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  • 5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru
  • 6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  • 7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  • 8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru
  • 9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru
  • 10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 
  • 11. http://www.svetozar.ru/




Предварительный просмотр:

7.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата факт

Характеристика деятельности учащихся

Слово в языке и речи ( Повторение и углубление курса начальной школы )

Введение. Ты изучаешь русский язык

1

1.09-5.09

Л: развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре

М/п: извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.),адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

Пр.: расширять представление о русском языке, развивать эстетические чувства

1

Язык как средство общения.

Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка

1

1.09-5.09

1.Слово и его звуковая оболочка

11

2.

Звуки языка. Гласные и согласные звуки. План текста

1

1.09-5.09

Л.: выразительно читать прозаические и поэтические произведения

М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), использовать знание алфавита при поиске информации

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга

Пр. (языковая компетенция): вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; овладевать основными правилами нормативного произношения; находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать письменные монологические высказывания (тексты – описания) в соответствии с коммуникативной установкой

3

Звук и буква. Двойная роль

букв е, ё, ю, я

1

1.09-5.09

4

Звук и слог.

Деление слова на слоги и для  переноса.

Фонетический разбор слова

1

7.09-12.09

5

Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Проверяемые согласные в корне слова.

1

7.09-12.09

6

Проверяемые, непроверяемые и непроизносимые согласные в корне слова

1

7.09-12.09

7

Р/р Описание. Подробное изложение текста-описания

1

7.09-12.09

8

Анализ и работа над ошибками, допущенными в изложении.

Условия выбора орфограммы.

Орфограммы-буквы ь и ъ.

Р/р Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям

1

7.09-12.09

9

Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными учащимися в сочинении.

Нормы произношения звуков речи

1

14.09-19.09

10

Буквы о, ё после шипящих в корне слова.

Развитие орфографических умений.

Р/р Свободный диктант

1

14.09-19.09

11

Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

14.09-19.09

12

Диктант

14.09-19.09

2. Слово и его лексическое значение

5

13

Лексика. Лексическое значение слова.

Способы толкования лексического значения слова.

В.И.Даль - составитель толкового словаря

1

14.09-19.09

Л.: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)

М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Пр. (языковая компетенция ): овладеть осн. понятиями лексикологии, различать лексич. и граммат.зн., пр. и перен.(метафора), омонимы, синонимы, антонимы

Пр.(коммуник. компет.): наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, исп. их в собств.речи

14

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

1

21.09-26.09

15

Многозначные слова и омонимы

1

21.09-26.09

16

Синонимы. Словарь синонимов

1

21.09-26.09

17

Антонимы. Словарь антонимов

1

21.09-26.09

3.Слово, его образование и строение

18

18

Основа слова - носитель его лексического значения.

Производная и непроизводная основа. Производящая основа

1

21.09-26.09

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

19

Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы

1

28.09-3.10

М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

М/к:  слушать и слышать друг друга, приходить к общему решению в совместной деятельности

Пр: (языковая компетенция): выделять и различать основы (производную, непроизв., производящую), устанавливать произв-ть с опорой на лекс. анализ, опознавать морфмы и их ф-ию (словообразующую, формообразующую), анализ-ть словооб-ю структуру слова, членить слово на морфемы на основе словооб-го анализа, опр. спос. словообразования , прим. знания морфемики и словооб-я в практике право- писания; находить орфогр. в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написания устно и графически

Пр: (коммуникативная): излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста(подробно,сжато, выборочно)

М/р: осуществлять самопроверку письменныхтекстов

20

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в

корне слова

1

28.09-3.10

21

Буквы а–о в корне -лаг- – -лож-

1

28.09-3.10

22

Буквы а–о в корне -раст- (-ращ-) -рос-

1

5.10-8.10

23-24

Буквы а–о в корне -гар- – -гор-

Свободный диктант

2

5.10-8.10

25-26

Буквы а–о в корне -зар- – -зор-

Свободный диктант

2

13.10-17.10

27

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок

1

13.10-17.10

28

Буквы е, и в приставках

пре-, при-

1

13.10-17.10

29

Буквы з и с на конце приставок

Р/р Свободный диктант

1

13.10-17.10

30

Буквы ы, и после приставок

1

19.10-24.10

31

Суффикс как словообразующая морфема.Значения суффиксов

1

19.10-24.10

32

Способы образования слов

1

19.10-24.10

33

Словообразовательный и морфемный разбор

1

19.10-24.10

34

Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание

1

19.10-24.10

35

Контрольный диктант с самопроверкой

1

26.10-31.10

4.Грамматическое значение слова

3

36

Окончание как формообразующая морфема. Форма слова.

Р/р Сочинение – описание по опорным словам

1

26.10-31.10

М/п: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план,

37

Морфологические признаки слов (самостоятельных частей речи)

1

26.10-31.10

схема, таблица)

М/к: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Пр.(языковая комп.): выделять морфол-е признаки слов разных частей речи с опорой на формообразующие морфемы, опр. части речи в тексте, различать самост. и  служ. ч.р., произ-ть морфол-й разбор смост.ч.р.

Пр. (коммуникативная компетенция): созд. тексты – описания в худ.стиле

38

Служебные части речи

1

26.10-31.10

5.Слово в предложении

19

39

Слово в словосочетании и предложении

1

26.10-31.10

М/п: пользоваться различными видами чтения и  аудирования,  вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и доп. инф., анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Пр.(языковая компетенция): отличать словосочетание от предложения , подчин. св. от сочинит., находить ГО, распознавать глав.чл. и второстеп., определять виды втор.членов и способы их выраж-я,

40

Слово как член предложения. Главные члены предложения

1

2.11-7.11

41

Второстепенные члены предложения. Определение

1

2.11-7.11

42

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

2.11-7.11

43

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Виды обстоятельств (ознакомление)

1

2.11-7.11

44

Роль знаков препинания в письменной речи. Однород-

ные члены предложения – смысловые отрезки, их признаки. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

9.11-14.11

45-46

Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова

перед однородными членами

2

9.11-14.11

47

Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Знаки препинания в предложениях с обращением

1

9.11-14.11

распознавать в предл. смысловые отрезки – однородные чл.предл., обращения, вводные слова, отличать простое предл. от сложного, разграничивать разные видысложных предл.(сложносочиненное, бессоюзное, сложноподчиненной), составл. схемы предл. и моделировать предложения по схемам, произ-ть синт. разбор пр. и сл. предлож.

Выявлять ф-ии знаков преп-я и их роль в письменной речи, пунктуационноправильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста-повествования)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

48-49

Вводные слова – смысловые

отрезки, их признаки (ознакомление). Знаки препинания в предложениях с вводными словами

(ознакомление)

2

9.11-14.11

16.11-18.11

50

Синтаксический разбор простого предложения

1

16.11-18.11

51

Сложное предложение. Части сложного предложения – смысловые отрезки.

1

16.11-18.11

52

Р/р Подробное изложение текста-повествования

1

23.11-28.11

53

Анализ и работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении.

Синтаксический разбор сложного предложения. Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение) – обобщение.

1

23.11-28.11

54

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения (ознакомление)

1

23.11-28.11

55

Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения (ознакомление)

1

23.11-28.11

56

Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые

предложения (ознакомление)

1

23.11-28.11

57

Контрольный диктант с самопроверкой

1

30.11-5.12

6.Слово в тексте

10

58

Художественный и научный текст.

1

30.11-5.12

М/п: пользоваться приемами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать ее, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы,  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Пр.(коммуникативная компетенция): различать монологическую и диалогическую речь, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, определять стилистическую принадлежность текста, созд. вторичный текст в уч.-научном и разговорном стиле (писать подробное изложение, сочинение на своб.тему)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

59-60

Р/р Подробное изложение художественного текста-описания

2

30.11-5.12

61-62

Р/р Учебно - научный текст. Изучающее чтение. Освоение приемов изучающего чтения

2

30.11-5.12

7.12-12.12

63-64

Р/р Монологическая и диалогическая речь.Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

2

7.12-12.12

65

Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль

1

7.12-12.12

66

Р/р Подробное

изложение текста, включающего диалог

1

14.12-19.12

67

Р/р Сочинение-повествование с элементами описания

1

14.12-19.12

7. Имя существительное в языке и речи

32

68

Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть

речи

1

14.12-19.12

М/п: пользоваться различными видами чтения и  аудирования,  вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и доп. инф., анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совм. Деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. (языковая): анализировать значение имен существительных, выявлять способы образования имен существительных, распознавать собственные имена (наименования) и нарицательные, одуш.  неодуш., опред-ть ,  род падеж, тип склонения, опознавать разносклоняемые  на –мя, опред. синтаксич-ю ф-ю имен сущ-х, разграничивать дополнения и обстоятельства, пунктуационно оформлять предлож. с подлежащим и сказуемым – именами сущ. , производить морфол. разбор им. сущ.

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные  монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение ), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную тему)

 

М/р:  осуществлять самопроверку письменных текстов

69

Способы образования имён

существительных

1

14.12-19.12

70

Буквы гласных в суффиксах имён существительных -ек, -ик

1

14.12-19.12

71

Буквы ч и щ в суффиксе

имён существительных -чик-

(-щик-)

1

21.12-26.12

72 -73

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

1

21.12-26.12

74

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в

именах собственных

1

21.12-26.12

75

Имена существительные одушевлённые и неодушёвленные

1

21.12-26.12

76

Род имён существительных

1

21.12-26.12

77

Имена существительные общего рода

1

28.31-31.12

78

Число имён существительных. Нормы образования

и употребления форм числа имён существительных.

1

28.31-31.12

79

Имена существительные, которые имеют форму толь-

ко множественного числа

1

28.31-31.12

80

Имена существительные, которые имеют форму толь-

ко единственного числа

1

28.31-31.12

81

Р/р Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны,освещённые солнцем»

1

11.01-16.01

82

Контрольный диктант

1

11.01-16.01

83

Пишем правильно (работа над ошибками, допущенны-

ми в контрольном диктанте)

Падеж. Склонение имён существительных

1

11.01-16.01

84

Разносклоняемые имена существительные

1

11.01-16.01

85

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

Р/р Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных

1

11.01-16.01

86

Буквы е, и в падежных окончаниях имён существитель-

ных. Правописание существительных на -ия, -ие, -ий

1

18.01-23.01

87

Развитие орфографических умений, связанных с изуча-

емым видом орфограммы

1

18.01-23.01

88

Имя существительное как член предложения. Имя существительное в роли подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания при них

1

18.01-23.01

89

Имя существительное в роли дополнения. Прямое и кос-

венное дополнение

1

18.01-23.01

90

Имя существительное в роли определения (ознакомление)

1

18.01-23.01

91

Имя существительное в

роли обстоятельства. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными

1

25.01-30.01

92

Имя существительное в роли сказуемого (ознакомление).

Составное именное сказуемое

1

25.01-30.01

93 -94

Тире между подлежащим и сказуемым

2

25.01-30.01

95

Контрольный диктант с самопроверкой.

1

25.01-30.01

96

Морфологический разбор имени существительного

1

1.02-6.02

97

Имена существительные в тексте

1

1.02-6.02

98

Р/р Подробное изложение текста – повествования с элементами описания

1

1.02-6.02

99

Р/р Сочинение – рассказ о случае из своей  жизни

1

1.02-6.02

Указательные слова-местоимения

8. Местоимения – существительные в языке и речи

16

100-101

Разряды местоимений. Местоимения-существительные. Личные место-

имения-существительные

2

1.02-6.02

М/п: пользоваться разными видами аудирования, приемами изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему,алгоритм,ключевые слова),  анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

102

Возвратное местоимение-существительное себя

1

8.02-13.02

103

Вопросительные местоиме-

ния-существительные кто и что

1

8.02-13.02

М/к: договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, осуществлять контроль,  высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр:(языковая компетенция):

 опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать  местоимения – существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды  местоимений – существительных (личные, возвратные, вопросительные, неопределенные, отрицательные), выявлять их морфологические признаки, изменять по падежам, правильно писать неопред. и отрицат, производ морф.разбор , опред синтакс. роль в предл.

Пр. (коммуникативная компетенция):  продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение – рассуждение, повествование с использованием местоимений)

М/р:  осуществлять самопроверку письменных текстов

104

Неопределённые местоиме-

ния-существительные

1

8.02-13.02

105 – 106

Правописание неопределённых

местоимений –с уществительных

2

8.02-13.02

107

Отрицательные местоимения – существительные

1

15.02-20.02

108

Различение на письме приставок не и ни в отрицатель-

ных местоимениях-существительных

1

15.02-20.02

109-110

Раздельное написание

не и ни в отрицательных местоимениях-существи-

тельных

2

15.02-20.02

111

Роль местоимений-существительных в предложении

1

15.02-20.02

112

Морфологический разбор местоимений-существительных

1

22.02-27.02

113

Контрольный диктант с самопроверкой

1

29.02-5.03

114

Местоимения-существительные в тексте

1

29.02-5.03

115

Р/р. Сочинение-повествование с использованием местоимений - существительных

1

29.02-5.03

Слова со значением «действие или состояние предмета»

9.Глагол в языке и речи

43

М/п: пользоваться различными видами чтения и  

116

Лексическое значение глагола.

Р/р сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания

1

29.02-5.03

аудирования,  вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и доп. инф., анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совм. Деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. (языковая компетенция): анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов, распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола, распознавать безличные глаголы, отличать их от личных, опред. морфол. признаки гл., роль гл. в предл., различать прост. и состав. глагольное сказуемое, выявлять роль гл. в тексте  

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные  монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, воссоздавать текст по частям (писать свободный диктант), продуцировать и редактировать собственные тексты художественного и научно – учебного стиля разных функциональных типов -  повествование, описание (сочинение по картине), рассуждение в соответствии с требованиями к композиции данных типов текстов и выбором языковых средств

 М/р:  осуществлять самопроверку письменных текстов

117-118

Р/р Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

2

29.02-5.03

7.03-12.03

119-120

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола

2

7.03-12.03

121

Способы образования глаголов

1

7.03-12.03

122

Глаголы переходные и непереходные.

1

14.03-19.03

123-124

Возвратные глаголы

Р/р Редактирование предложений с возвратными глаголами

2

14.03-19.03

125

Вид глагола

Р/р Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием глаголов совершенного и несовершенного вида

1

14.03-19.03

126

Видовые пары глаголов

1

14.03-19.03

127

Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)

1

21.03-26.03

128

Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) и перед суффиксом -ва

1

21.03-26.03

129-130

Буквы е–и в корнях с чередованием

2

21.03-26.03

131-132

Буквы а–о в корне -кас- – -кос

2

21.03-26.03

133

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы

1

28.03-2.04

134

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

28.03-2.04

135

Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

28.03-2.04

136-137

Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Р/р Составление рассказа по опорным словосочетаниям

2

28.03-2.04

138

Развитие орфографических умений

1

4.04-9.04

139

Свободный диктант

1

4.04-9.04

140

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

1

4.04-9.04

141

Условное наклонение

глагола

1

4.04-9.04

142

Повелительное наклонение глагола

1

11.04-23.04

143

Правописание глаголов в форме повелительного на-

клонения

1

11.04-23.04

144

Свободный диктант.

Сочинение-рассуждение

1

11.04-23.04

145-146

Время глагола. Настоящее и будущее время

глагола. Лицо и число

2

11.04-23.04

147

Прошедшее время глагола. Род

1

25.04-30.04

148

Буквы гласных  перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени

1

25.04-30.04

149

Р/р Свободный диктант

1

25.04-30.04

150

Безличные глаголы

1

25.04-30.04

151

Глагол как член предложения. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли

сказуемого

1

25.04-30.04

152-153

Простое глагольное и составное глагольное сказуемое

(ознакомление)

2

2.05-7.05

154

Морфологический разбор глагола.

Контрольная работа

1

2.05-7.05

155

Глагол в тексте

1

2.05-7.05

156

Р/р Сочинение-рассуждение

(учебно-научный текст) «Богатство и выразительность глаголов в русском языке»

1

10.05-14.05

157

Контрольный диктант

1

10.05-14.05

158

Пишем правильно (работа над ошибками, допущен-

ными в контрольном диктанте)

1

10.05-14.05

Повторение

12

159-160

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Р/р Свободный диктант

2

10.05-14.05

161-162

Повторение по теме «Морфология». Р/р  Свободный диктант

2

16.05-21.05

163-164

Повторение по темам «Фонетика», «Состав слова и словообразование». Р/р Сочинение – миниатюра «Семья слов».

2

16.05-21.05

165-166

Повторение по теме «Лексика».

Р/р Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором

2

23.05-28.05

167-168

Повторение по теме «Орфография». Зачёт по теме «Орфография».

2

23.05-28.05

169

Повторение по теме «Текст».

1

23.05-28.05

170

Заключительный урок. Беседа об успехах в изучении русского языка. Задачи на новый учебный год

1

30.05-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

Рабочая программа "История - 5-9 классы" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по учебным предметам «История. 5-9 классы» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Урок физической культуры в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...