«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд1 Меня зовут Хакимуллина Гюзель Шагинуровна. Я - тьютор по сопровождению преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО,

учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «ВСОШ №1 Высокогорского муниципального района РТ» 

Тема моего выступления «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (ФГОС ООО

Слайд2 Начнём с того ,что Проектирование – это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде.

Слайд3. Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд4 Технологический процесс подготовки современного урока по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: тема урока, определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места,времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

Слайд 5 Какова деятельность учителя при проектировании урока в условиях внедрения ФГОС ООО?

Слайд 6 1 шаг.

  •  четко определить и сформулировать для себя тему урока;  
  • определить место темы в учебном курсе;  
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок

 Слайд 7 2 шаг. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  

 Слайд 8 Другими словами ,цель  определяется в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.  

Слайд 9

Слайд10

Слайд 11 3 шаг. 1.Спланировать учебный материал (Подобрать учебные задания)

2. Определить, с помощью каких педагогических технологий вы будете достигать поставленной цели. К числу наиболее эффективных базовых технологий,позволяющих достичь планируемых результатов, могут быть отнесены 

  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  •  Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  •  Групповые технологии. 

Слайд 12 Шаг 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Слайд13 Шаг 5.Разработать структуру урока и сгруппировать отобранный учебный материал.

Слайд14 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно разделить на  четыре типа:  1. Урок «открытия» нового знания.

              2. Урок рефлексии.

              3. Урок общеметодологической направленности.

              4.Урок развивающего контроля.

Слайд15 Каждый тип урока имеет свои деятельностные   и содержательные цели. На данном слайде вы можете ознакомиться с ними

Слайд16 В  соответствии с  целями каждый тип урока имеет свою структуру. Структурные элементы в системно-деятельностном методе нарушать  не рекомендуется.

Слайд17 Структура урока «открытия» нового знания с временными рамками.

Слайд18 Шаг 6. Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.(проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. )

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Слайд19 Шаг7.Разработать  домашнее задание, которое должно предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Слайд20 Пример рефлексии и домашнего задания

Слайд21 Шаг 8.Подготовить оборудование для урока. 

 Слайд22Нужно всегда помнить, то ПРОЕКТИРУЯ  СОВРЕМЕННЫЙ УРОК в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)», результаты образовательной деятельности применялись ребятами как в рамках образовательного процесса, так и  при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.

Слайд23 Итак, попробуем подвести итоги. Что необходимо учитывать при проектировании урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО? Безусловно, необходимо абсолютное соблюдение следующих условий:

  1. Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются обучающимися.
  2. Осуществляется систематическое обучение детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень актив-ности обучающихся в учебном процессе.
  4. Активно применяется технология диалогического общения, в рамках которой обучащиеся учатся ставить и адресовать вопросы.
  5. Эффективно (адекватно целям урока) сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, т. е., происходит обучение работе по алгоритму и творчески.
  6. Определены задачи и четкие критерии самоконтроля , самооценки.
  7. Происходит осмысление учебного материала всеми обучающимися.
  8. Оцениваются и поощряются реальные, даже минимальные успехи каждого обучающегося.
  9. Специально планируются коммуникативные задачи урока.
  10. Принимается и поощряется выражаемая учеником собственная позиция, осуществляется обучение корректным формам ее выражения.
  11. На уроке создана атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС ООО )» Хакимуллина Гюзель Шагинуровна, тьютор по сопровождению преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «ВСОШ №1 Высокогорского муниципального района РТ»

Слайд 2

Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов.

Слайд 3

Основа реализации ФГОС ООО -системно-деятельностный подход, который предполагает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 4

Этапы урока тема урока, определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы обучающихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

Слайд 5

Алгоритм действий учителя

Слайд 6

1 шаг. четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок

Слайд 7

2 шаг. В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении -личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), -метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), -предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Слайд 8

Цель урока (за основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится», скорректированные с темой урока). Планируемые достижения: -личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), -метапредметных ( перечисляются формируемые умения. ), -предметных ( УУД, формируемые на уроке)

Слайд 9

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Слайд 10

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Слайд 11

3 шаг. 1.Спланировать учебный материал (Подобрать учебные задания) 2. Определить, с помощью каких педагогических технологий вы будете достигать поставленной цели: Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии.

Слайд 12

Шаг 4. Продумать "изюминку" урока (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному)

Слайд 13

Шаг 5. Разработать структуру урока рассчитать время, требуемого для каждого этапа и вида деятельности учащихся, подобрать методические приемы и техники для каждого этапа урока. Сгруппировать отобранный учебный материал . для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Слайд 14

Типы уроков 1. Урок «открытия» нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок общеметодологической направленности 4. Урок развивающего контроля

Слайд 15

Уроки деятельностной направленности 1. Урок «открытия» нового знания . Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленност и . Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов . 4.Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 16

Структуры уроков Этапы Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля 1 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 1. этап мотивации 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности 2 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 2. Этап актуализации и пробного учебного действия 3 3. Этап выявления места и причины затруднения 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 3. Этап локализации индивидуальных затруднений 4 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5 5. Этап реализации построенного проекта 5. Этап реализации построенного проекта 5. Этап реализации построенного проекта 6 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи 7 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8 8. Этап включения в систему знаний и повторения 8. Этап включения в систему знаний и повторения 4. этап включения изученного в систему знаний 8. Этап решения заданий творческого уровня 9 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 9. Этап рефлексии деятельности на уроке 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Слайд 17

Структура урока «открытия» нового знания Этапы урока Время 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3-4 мин 3) Выявление места и причины затруднения. 4-5 мин 4) Построение проекта выхода из затруднения 7-8 мин Реализация построенного проекта. 4-5 мин 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4-5 мин 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин 8) Включение в систему знаний и повторение. 7-8 мин 9) Рефлексия учебной деятельности. 2-3 мин

Слайд 18

Шаг 6. Определить способы оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать : что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля

Слайд 19

Шаг 7. Разработать домашнее задание. Оно должно предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Слайд 20

Рефлексия учебной деятельности 1) Самооценка 2)Дальнейшие цели деятельности: повторение и закрепление 1)перевод любимого рецепта 2) создание группой иллюстрированной книги рецептов (мини-проект)

Слайд 21

Шаг 8. Подготовить оборудование для урока. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта Составить список необходимых учебно- наглядных пособий и т. д.

Слайд 23

Что необходимо учитывать при проектировании урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО? Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются обучающимися. Осуществляется систематическое обучение детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Активно применяется технология диалогического общения, в рамках которой обучающиеся учатся ставить и адресовать вопросы. Эффективно (адекватно целям урока) сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, т. е., происходит обучение работе по алгоритму и творчески. Определены задачи и четкие критерии самоконтроля , самооценки. Происходит осмысление учебного материала всеми обучающимися. Оцениваются и поощряются реальные, даже минимальные успехи каждого обучающегося. Специально планируются коммуникативные задачи урока. Принимается и поощряется выражаемая учеником собственная позиция, осуществляется обучение корректным формам ее выражения. На уроке создана атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

       Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Какие требования к уроку предъявляются сегодня? Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования....

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Эффективность освоения обучающимися образовательных программ доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95% до 100%  Стабильно высокие результаты успеваемости обусловлены диф...

Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021

На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...