Возможности дополнительного образования для формирования и развития исследовательских компетенций школьников
статья на тему

Модель организации дополнительного образования детей для развития исследовательских компетенций, реализованная в проекте «Исследовательская лаборатория для школьников» содержит схему вовлечения детей в исследовательские проекты во время учебного года Авторы статьи представляют опыт реализации модели в каникулярный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_4.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности дополнительного образования для формирования и развития исследовательских компетенций школьников

М. В. Лапшина, М. Ю. Кулебякина

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

Аннотация. 

Модель организации дополнительного образования детей для развития исследовательских компетенций, реализованная в проекте «Исследовательская лаборатория для школьников» содержит схему вовлечения детей в исследовательские проекты во время учебного года Авторы статьи представляют опыт реализации модели в каникулярный период.

Введение

Современные изменения в обществе требуют от человека новых личностных качеств, прежде всего – способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. И именно на образование ложиться ответственность за формирование этих качеств. Уже в школьном возрасте должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности. Исследовательская компетентность учащихся является частью ключевых компетенций образованного человека. Дополнительное образование, в том числе организуемое в каникулярное время, имеет огромный нереализованный потенциал для повышения качества школьного образования посредством привлечения детей к занятиям наукой и формирования у них исследовательских компетенций.

Одной из приоритетных задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы является «модернизация образовательных программ в системе дополнительного образования детей, направленных на развитие потенциала детей и молодежи» [1]. В этой связи актуальными становятся вопросы формирования исследовательской компетентности обучающихся в рамках инновационных моделей дополнительного образования. Целью исследования является обоснование и содержательная характеристика модели участия вуза в совершенствовании организационно-педагогических условий развития исследовательской компетентности школьников.

Обзор литературы

В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приоритетная роль в обучении отводится активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Разработка проблем, связанных с развитием исследовательской компетентности обучающихся, находит отражение в многочисленных исследованиях [2–8]. В работах большинства авторов исследовательская компетентность рассматривается в качестве ключевой, формирование которой является обязательным требованием федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Кривенко Я. В. определяет исследовательскую компетентность, как совокупность знаний и умений, обеспечивающих реализацию исследовательской деятельности [3]. Рындина Ю. В. понимает под исследовательской компетентностью готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, к самообразованию и самосовершенствованию, интеграцию исследовательских действий в единое целое, определяющую динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности [4].

В структуре исследовательской компетентности обучающихся
выделяются следующие основные компоненты: когнитивный (система знаний, необходимых для реализации исследовательской деятельности), мотивационный (эмоционально-ценностное отношение к проблеме исследования), деятельностный (система приобретенных умений и навыков, позволяющих осуществлять исследовательскую деятельность) и рефлексивный (умение анализировать проблемные ситуации, соотносить их со своими исследовательскими умениями) [5–7].

Формирование исследовательской компетентности школьников происходит путем включения учащихся в исследовательскую деятельность, которая рассматривается А. И. Савенковым [8] как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Результатом является овладение учащимися исследовательскими умениями: видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, работать с источниками информации, проводить эксперименты.

Одним из педагогических условий, способствующих эффективному включению школьников в исследовательскую деятельность, формированию у них исследовательской компетентности, является их мотивация к познанию и научному творчеству на основе использования кадровых и программно-методических ресурсов педагогического вуза. Проблемам взаимодействия вуза и школы посвящено значительное число работ, в которых рассматриваются различные варианты моделей сетевого взаимодействия «школа – вуз», в том числе интеграция возможностей систем высшего и общего образования в реализации модели довузовской подготовки школьников [9–10]. Анализ данных публикаций дает возможность отметить позитивный опыт взаимодействия Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева с общеобразовательными организациями Республики Мордовия и на его основе отработать инновационную модель организационно-педагогического сопровождения вузом развития у школьников исследовательских компетенций посредством организации дополнительного образования, в том числе в период школьных каникул.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ литературных источников по проблеме развития исследовательских компетенций у детей и подростков, моделирование организационно-педагогического сопровождения вузом развития у школьников исследовательских компетенций посредством организации дополнительного образования, в том числе в период школьных каникул.

Важнейшим педагогическим условием развития исследовательской компетентности учащихся является взаимодействие образовательных организаций общего, высшего и дополнительного образования, которое осуществляется по трем основным направлениям: создание системы выявления мотивированных к познанию и научному творчеству детей; разработка научно-методического и педагогического сопровождения развития исследовательской компетентности учащихся в течение учебного года и в каникулярный период; организация повышения квалификации педагогических кадров по освоению технологий организации исследовательской работы школьников. Анализировались все три обозначенных аспекта взаимодействия.

Результаты исследования

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева имеет значительные кадровые и материальные ресурсы для реализации проектов, направленных на повышения качества образования, его доступности независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, благодаря чему получил общественную аккредитацию Российской академии образования и закрепил за собой статус инновационной площадки по разработке и реализации модели вуза как базового центра педагогического образования.

На площадке МГПИ создан научно-образовательный комплекс, включающий, кроме самого педагогического института, 7 дошкольных образовательных учреждений, 48 учреждений общего образования, 4 специальных (коррекционных) школы и школы-интернаты, 6 учреждений профессионального образования, 9 учреждений дополнительного образования, 5 центров и обществ с ограниченной ответственностью. На базе института в числе инновационных структур функционируют Малая Школьная Академия и Научно-образовательный центр поддержки одаренных детей «Академия успеха». Малая Школьная Академия реализует общеобразовательные программы  по формированию у школьников базовых и углубленных естественно-математических и гуманитарных знаний и развитию творческого потенциала. Деятельность Научно-образовательного центра «Академия успеха» нацелена на выявление и поддержку одаренных детей. Основная форма работы НОЦ «Академия Успеха» – проведение научно-образовательных смен по развитию исследовательской и проектной деятельности детей и подростков в течение года и каникулярное время. Традиционными в МГПИ стали вебинары, проект «Школьная суббота», осенние и весенние сессии Малой школьной академии, Евсевьевская олимпиада школьников и другие интеллектуальные конкурсные мероприятия. Только в 2016 – 2017 учебном году образовательными проектами на базе МГПИ были охвачены более 10 000 школьников (таблица 1).

№ п/п

Направления деятельности

Контингент школьников, чел.

1

Реализация дополнительных общеобразовательных программ в рамках Малой Школьной Академии

1 987

2

Проведение вебинаров по трудным вопросам подготовки к ЕГЭ

2 200

3

Проведение Евсевьевской открытой олимпиады школьников

2 395

4

Проведение межрегиональной олимпиады «Альфа»

1 629

5

Проведение творческих, научных и учебно-исследовательских мероприятий

1 546

6

Проведение профильных научно-образовательных смен НОЦ «Академия успеха» по развитию исследовательской и проектной деятельности детей

680

ИТОГО

10 437

Таблица 1. Количество школьников, задействованных в мероприятиях МГПИ в 2016-2017 уч. году

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева разработана и реализуется инновационная модель «школа – Малая школьная академия – научно-образовательный центр «Академия успеха» – вуз», важным компонентом которой выступает довузовская подготовка учащихся, предусматривающая круглодичную систему работы со школьниками, как в учебное время, так и в период школьных каникул.

В качестве основных характеристик предлагаемой модели выступают: цель, задачи, направления и результат деятельности. Целью является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы выявления, развития, научно-методического и педагогического сопровождения формирования и развития исследовательской компетентности школьников в условиях дополнительного образования.

Указанная цель реализуется путем решения следующих задач: взаимодействие Малой школьной академии и научно-образовательного центра «Академия успеха» с учреждениями общего и дополнительного образования  Республики Мордовия по выявлению мотивированных к познанию и научному творчеству детей и привлечению их в вуз; разработка программ и методических рекомендаций по организации дополнительного образования учащихся,  в том числе в условиях летних детских лагерей; постпрограммное сопровождение школьников; повышение квалификации кадрового потенциала общего и дополнительного образования по освоению технологий организации исследовательской деятельности школьников.

В основу данной модели нами положены следующие основные подходы, выделенные А. В. Золотаревой [11] и концептуально разработанные в трудах В. И. Андреева, Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, И. В. Панова, А. И. Савенкова, М. А. Холодной, В. С. Юркевич и др.:

– подход к дополнительному образованию как образовательной среде, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка, его самоопределению и самореализации;

– отношение к личностному развитию ребенка как основополагающей цели обучения и воспитания детей, при котором отбор целей, содержания и форм работы должны производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации;

– обеспечение непрерывности развития способного школьника как по вертикали (соответствие содержания образования и методов работы индивидуальным особенностям учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень образовательной подготовки обучающегося);

– создание информационного пространства, нахождение в котором позволит обучающемуся осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;

– проектирование многоуровневой системы развития исследовательского потенциала школьника, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: школа – Малая школьная академия – научно-образовательный центр «Академия успеха» – вуз.

Исходя из вышеназванного, определены и реализуются следующие направления деятельности инновационной модели.

  1. Организация деятельности научно-образовательного центра «Академия успеха» в качестве регионального ресурсного центра по реализации программ углубленного изучения школьных предметов; выявление мотивированных и способных детей через систему олимпиад, научно-практических конференций, научно-исследовательских конкурсов; разработка программы адресного мониторинга динамики достижений школьников.
  2. Разработка научно-методического сопровождения учащихся на всех уровнях образования путем: проектирования вариативной системы образовательных маршрутов для талантливой молодежи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; разработки программ дополнительного образования, удовлетворяющих повышенные образовательные потребности обучающихся; педагогического сопровождения выбора образовательного маршрута ребенком и его дальнейшего продвижения вплоть до профессиональной самореализации; обеспечения широкого доступа к системе дополнительного образования в вузе; организации экспериментальной и исследовательской работы по развитию научного творчества; использование каникулярного времени для достижения образовательных успехов школьников.
  3. Интеграция субъектов образовательной деятельности с целью поддержки талантливой молодежи посредством межведомственного взаимодействия.

В качестве интеграционных механизмов такого взаимодействия могут выступать: создание в общеобразовательных организациях базовых предметных кафедр, позволяющих внедрять в учебный процесс различные варианты обогащающего обучения, исследовательские и проектные методы, различные формы взаимодействия с компетентными преподавателями вузов, в том числе в режиме тьюторства; проведение учебно-тренировочных сборов, олимпиад, научно-практических конференций на площадке вузов; разработка нормативно-правовой базы, позволяющей учитывать достижения талантливых абитуриентов при поступлении в вузы.

  1. Организация подготовки педагогических кадров, способных вести результативную работу по организации исследовательской деятельности школьников посредством: подготовки бакалавров и магистрантов вуза к практической и исследовательской работе по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей (соответствующие образовательные программы разработаны и успешно реализуются в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева, например,  «Педагогика одаренных детей», «Система работы с одаренными детьми» и др.), проектирования программ повышения квалификации педагогических работников с целью формирования профессиональной компетентности педагогов по работе с мотивированными школьниками («Развитие научно-исследовательских навыков школьников в области биологии», «Исследовательская деятельность в системе языкового и литературного образования школьников», «Организация проектной деятельности в системе иноязычного образования школьников», «Проектная и исследовательская деятельности школьников при изучении математики в условиях ФГОС»  и др.).
  2. Осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей и  педагогов, ведущих талантливых школьников, а именно: стимулирование развития талантливой молодежи на уровне региона, в том числе через премии одаренным детям (ежегодно присуждаются премии Главы Республики Мордовия представителям талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет; проводится конкурсный отбор победителей и призеров республиканских мероприятий на соискание премии Президента Российской Федерации; присуждаются именные стипендии Главы Республики Мордовия наиболее талантливым студентам вузов; конкурсные мероприятия по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» проходят также на уровне муниципалитетов в сельских поселениях); государственная поддержка педагогов, работающих с талантливой молодежью (присуждаются премии Главы Республики Мордовия творчески работающим педагогам; учителям, подготовившим победителей и призеров олимпиад различного уровня, выплачиваются ежемесячные надбавки к заработной плате в размере от 5 до 50000 рублей; в вузах практикуется премирование преподавателей, занимающихся с талантливой молодежью и др.).
  3.  Создание мобильного информационного пространства участников инновационной модели  «школа – Малая школьная академия – научно-образовательный центр «Академия успеха» – вуз», активно реализующих программы поддержки одаренных детей, которое включает в себя: разработку перспективных моделей развития одаренных детей и создание многоканальной системы трансляции регионального опыта поддержки талантливой молодежи; ведение банка данных об одаренных детях и их педагогах на уровне региона и муниципалитетов; обеспечение творческой реализации одаренности в общественно важных сферах науки, бизнеса, государственного управления, спорта, культуры.

Важным преимуществом педагогического института для организации исследовательской деятельности школьников является возможность использования учебной лабораторной базы вуза. В институте функционируют 44 компьютерных класса, в том числе 6 мобильных классов. Около 80 % аудиторного фонда института (160 аудиторий) оснащены современными техническими средствами (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и документ-камеры).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ для школьников используются ресурсы:

  • научно-образовательной лаборатории «Основы нанотехнологий и зондовой микроскопии»;
  • научно-образовательной лаборатории «Цифровая микроскопия»;
  • научно-образовательной лаборатории «Молекулярная и клеточная биология»;
  • научно-образовательной лаборатории «Математическое моделирование»;
  • научно-образовательной лаборатории «Морфология растений»;
  • научно-практического центра «Центр физической культуры и здорового образа жизни»;
  • вузовского спорткомплекса «Олимпийский»;
  • Центра молодежного инновационного творчества «Мир 3 D»;
  • Молодежного центра информационных технологий;
  • Научно-практического центра «Центр художественного образования».

Для проведения исследовательских работ по физике  имеются учебно-исследовательская лаборатория по нанотехнологиям, специализированные лаборатории, оснащенные установками для проведения лабораторных работ по электрорадиотехнике и электродинамике, механике и оптике, молекулярной и квантовой физики. В лаборатории цифровой микроскопии на специальном оборудовании проводятся микроскопические исследования различных образцов растительных и животных тканей, препаратов, воды, почвы и др. Наборы индивидуального базового оборудования «Микролаборатория для химического эксперимента» позволяют школьникам проводить до 60 лабораторных опытов и 30 практических работ по неорганической и органической химии.

Работа учащихся на современном оборудовании, участие их в выполнении исследовательских проектов имеет исключительное значение не только для развития их исследовательской компетентности, привлечения в науку, но и для повышения качества школьного образования. На 10 факультетах института созданы 172 студенческих научных общества, в работе которых участвуют школьники региона.

Мордовский государственный педагогический институт имеет богатый опыт проведения конкурсных мероприятий для школьников. Например, на площадке вуза ежегодно проводятся: Республиканский конкурс ученических научно-исследовательских и проектных работ «Химический потенциал»; конкурс «Юный переводчик»; Республиканский конкурс ученических научно-исследовательских и проектных работ «Экология вокруг нас»; Республиканский конкурс творческих работ учащихся общеобразовательных организаций и студентов организаций среднего профессионального и высшего образования «Война в истории моей семьи»; Республиканский конкурс научно-исследовательских проектов школьников и студентов «Реформы и реформаторы в истории России»; Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов и учащихся общеобразовательных организаций «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», посвященный Дню славянской письменности и культуры; Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Золотое перо».

В современных условиях особую значимость приобретает качественная организация каникулярного отдыха школьников. В этой связи ключевым направлением развития детских учреждений летнего отдыха становится расширение образовательных услуг на фоне оздоровления (кружки, студии, клубы, изучение языков, экологические, краеведческие программы, программы разнопрофильного физического воспитания, профильные смены и школы, летние школы одаренных детей, туризма, лидеров и др.). Реализация образовательной функции оздоровительных лагерей приобретает все большее значение, обеспечивает непрерывность образовательного процесса и становится необходимым условием достижения высоких результатов обучения школьников  в летний период.

Одним из инновационных аспектов деятельности созданной в МГПИ модели дополнительного образования школьников является реализация образовательных программ в условиях детских летних лагерей с использованием кадрового потенциала педагогического вуза. Одной из таких программ является образовательная программа «Это моя история!» по совершенствованию исследовательских компетенций школьников, систематизации и углублению знаний истории и культуры своей страны посредством использования межпредметных связей и интерактивных технологий, а также освоению новых видов деятельности в области менеджмента и медиасферы. Особенностью содержательной идеи образовательной программы «Это моя история!» является систематизация и углубление участниками лагеря знаний о научных достижениях и открытиях, образовании, языке и литературе, архитектуре, искусстве, традициях и обычаев в последовательно сменяющие друг друга периоды Российской империи посредством организации неформального обучения и использования технологий погружения в определенную эпоху и реконструкции исторических событий.

Особенностями реализации программы «Это моя история!» являются:

– культурно-исторический подход, предполагающий рассмотрение особенностей развития различных аспектов культуры России в конкретно-историческом контексте;

– междисциплинарный подход, позволяющий всесторонне представить исследуемый период развития страны не только с позиции истории, но и языкознания, литературы, истории различных наук, культурологи;

– личностно-деятельностный подход, основанный на организации научно-исследовательской и продуктивно-творческой деятельности с учетом образовательных потребностей и возможностей каждого участника программы и использовании интерактивных технологий, имеющих высокий образовательный эффект: поисковых, диалоговых, игровых, контекстных, квест-технологий, проектных, технологии ролевого «погружения»;

– ценностно-ориентированный подход, нацеленный на формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества;

– микроисторический подход, рассматривающий историческое развитие сквозь призму отдельной личности, «маленького человека» с его эмоциями, потребностями, ценностями и индивидуальными особенностями.

Разработанная образовательная программа «Это моя история!» является универсальной и может быть использована в практической деятельности организаций отдыха и оздоровления детей различных видов (от городских лагерей дневного пребывания до загородных лагерей), а также в работе с различными возрастными и социальными категориями детей.

Содержательная идея, модульная форма организации образовательной деятельности детей и апробированные технологии реализации образовательной программы будут использованы для разработки новых программ по изучению культуры других исторических периодов развития Российского государства, а также своей малой Родины.

Обобщение и тиражирование опыта разработки и реализации программы образовательного отдыха позволит увеличить спектр и количество образовательных программ для оптимального использования каникул в целях достижения высоких образовательных результатов школьников региона.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени
М. Е. Евсевьева сложилась и мощная система обучения педагогических кадров для детских оздоровительных лагерей. Организационно-педагогическими условиями подготовки кадров для работы в летних лагерях являются:

1) обучение студентов, магистрантов и педагогов-практиков по дополнительным общеобразовательным программам и профессиональным программам повышения квалификации на факультете дополнительного образования;

2) организация и проведение учебной практики в инструктивно-методическом лагере;

3) подготовка педагогических кадров для работы в различных видах организаций отдыха и оздоровления детей на базе Мордовской республиканской общественной организации «Ассоциация педагогических отрядов МГПИ им. М. Е. Евсевьева».

В целях учебно-методического обеспечения подготовки педагогических кадров на факультете дополнительного образования преподавателями педагогического института в 2016–2017 учебном году разработаны и реализованы 12 дополнительных общеобразовательных программ и программ повышения квалификации, обучение по которым прошли 852 слушателя (таблица 2).

Название программы

Контингент, чел

Дополнительная общеобразовательная программа «Педагог-организатор летнего отдыха детей и подростков»

306

Дополнительная общеобразовательная программа «Технология организации физкультурно-спортивной деятельности в загородном детском лагере»

85

Дополнительная общеобразовательная программа «Правовые основы организации детского летнего отдыха»

64

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа вожатского мастерства»

53

Дополнительная общеобразовательная программа «Вожатый детского оздоровительного лагеря»

90

Дополнительная общеобразовательная программа «Психолого-педагогические аспекты деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря»

27

Дополнительная общеобразовательная программа «Психология и технологии летней развивающе-оздоровительной деятельности»

26

Дополнительная общеобразовательная программа «Детский аниматор»

25

Дополнительная общеобразовательная программа «Организация деятельности вожатого в детском лингвистическом лагере»

26

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психолого-педагогические технологии образовательной деятельности в условиях летнего отдыха»

50

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация научного исследования обучающихся общеобразовательной школы»

20

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии проектирования и реализации дополнительных образовательных программ»

80

Всего обучено:

852

Таблица 2. Реализация дополнительных образовательных программ для подготовки педагогических кадров к работе в детском оздоровительном лагере

Целью реализации программ является обучение слушателей диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической деятельности для работы в детском оздоровительном лагере. Содержание программ включает дисциплины, направленные на вооружение слушателей знаниями из области педагогики (педагогическая деятельность воспитателя детского оздоровительного лагеря, теория и методика воспитательной работы в детском оздоровительном лагере), а также дисциплины, связанные с предметной подготовкой (технологиями проектирования воспитательной системы лагеря и лагерной смены, педагогикой досуга, творчества, теорией и технологией проведения игр, физкультурно-оздоровительной работой в лагере, предметно-практической деятельности детей в лагере, санитарно-гигиеническими нормативами функционирования детского лагеря, нормативно-правовой базой и др.).

На занятиях внимание слушателей обращается на обсуждение ключевых проблем организации деятельности различных категорий детей, знакомство с новыми методиками и технологиями организации детского летнего отдыха, а также разработку собственных образовательных проектов и программ проведения смены. В образовательном процессе со слушателями используются преимущественно активные методы обучения: групповая дискуссия, работа в группах, обучающие игры, тренинги.  

Следующим условием эффективной подготовки вожатых является учебная практика в инструктивно-методическом лагере. Целью учебной практики в инструктивно-методическом лагере является формирование у студентов целостного представления о содержании и организации профессиональной педагогической деятельности в период прохождения летней педагогической практики, создание мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности.

Задачами учебной практики в инструктивно-методическом лагере является подготовка студентов к работе с детьми; создание и сплочение будущего вожатского коллектива; совершенствование коммуникативных, организаторских, аналитических, диагностических умений студентов; систематизация знаний по вопросам формирования и управления временного детского коллектива; овладение технологиями, формами и методами работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря, правилами охраны жизни и здоровья детей.

В период прохождения летней педагогической практики студенты осваивают педагогические технологии воспитательной деятельности: постановки цели воспитания, планирования, организации воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, диагностики эффективности воспитательной деятельности.

В вузе как одна из баз подготовки педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере функционирует Мордовская республиканская общественная организация «Ассоциация педагогических отрядов МГПИ им. М. Е. Евсевьева» (АПО МГПИ). Основной целью АПО МГПИ является консолидация и объединение педагогических отрядов Мордовского государственного педагогического института  им. М.Е. Евсевьева, подготовка их к работе с детьми в условиях летнего лагеря. В АПО МГПИ сложилась последовательная многоступенчатая система обучения вожатых, зарекомендовавшая себя при работе в различных видах организаций отдыха и оздоровления детей  (начиная от загородных лагерей заканчивая отелями и пансионатами для постояльцев с детьми), а также с различными  категориями детей.

АПО МГПИ участвует в планировании, организации и проведении летнего отдыха детей и подростков, ежегодно направляя на работу в лучшие лагеря и санатории Российской Федерации более полутора тысяч вожатых для организации детского оздоровительного и образовательного отдыха. География деятельности АПО МГПИ обширна – педагогическими кадрами обеспечивается Республика Мордовия, широко охватываются базы отдыха Подмосковья и Краснодарского края, Пензенская, Нижегородская, Ульяновская области, а также зарубежье – Греция, Германия, США, Чехия и Словакия.

В АПО МГПИ входят 11 студенческих педагогических отрядов, из них два отряда ориентированы исключительно на крупнейшие детские центры МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок», один отряд работает в англоязычных лагерях, еще два отряда сотрудничают с крупнейшим отечественным организатором детского отдыха ГАУК «Мосгортур». Педагогический отряд «Фантазеры» с 2011 года реализует тематические образовательные историко-патриотические смены в детском оздоровительном лагере «Золотой колос» Республики Мордовия.

Важным направлением деятельности АПО МГПИ является содействие образовательным организациям и предприятиям в их деятельности по обеспечению летнего отдыха детей, а также досуга детей во время учебного года в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Таким образом, предлагаемая инновационная модель реализации дополнительного образования «школа – Малая школьная академия – научно-образовательный центр «Академия успеха» – вуз» интегрирует на единой концептуальной основе деятельность организаций общего, высшего и дополнительного образования региона, реализующих программы поддержки мотивированных к познанию и научному творчеству обучающихся, направленные на формирование и развитие у них исследовательской компетентности, повышение качества школьных знаний.

Дальнейшее развитие предлагаемой модели видится в создании на базе педагогического института Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта науки и образования в Республике Мордовия.

Цель деятельности Регионального центра заключается в разработке и реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие, поддержку, научно-методическое и психолого-педагогическое  сопровождение детей и молодежи в условиях республиканской системы образования. Указанная цель будет реализована путем решения следующих задач: 

1. Консолидации региональных научных, образовательных, финансовых ресурсов, необходимых для создания и реализации очных и очно-заочных образовательных программ для одаренных детей и молодежи.

2. Создания и развития региональной партнерской сети для реализации программ дальнейшего сопровождения обучающихся, содействие становлению образовательных волонтерских практик.

3. Координации деятельности всех участников региональной сети по выявлению и поддержке детей, имеющих достижения в области образования, науки, искусства, спорта.

Обсуждение и заключения

Взаимодействие педагогического института с организациями общего и дополнительного образования региона позволило реализовать инновационную модель организационно-педагогического сопровождения развития исследовательской компетентности обучающихся и внедрения опыта формирования у школьников исследовательских компетенций в деятельность организаций общего и дополнительного образования.

Предложенная инновационная модель вполне может служить теоретической основой для успешной организации дополнительного образования детей и подростков при изучении предметного содержания различных областей науки и творчества. Основу модели составляют, с одной стороны, преемственные и взаимодополняющие программы общего и дополнительного образования по освоению содержания и методов исследовательской деятельности в предметных областях. С другой – качественно новые условия организации образовательного процесса с использованием материально-технического, программно-методического и кадрового потенциала Мордовского педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

Важным направлением деятельности МГПИ на сегодняшний день является содействие образовательным организациям и предприятиям в их деятельности по обеспечению летнего образовательного отдыха детей, а также досуга детей во время учебного года в области образования, науки, культуры, искусства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Интерес к образовательному отдыху детей в современном российском социуме имеет тенденцию к перманентному росту. В этом отношении цель программы «Это моя история!» – достижение высоких образовательных результатов детей в летний каникулярный период посредством организации образовательного отдыха – представляется социально-значимой и экономически оправданной.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева выстроена многоступенчатая система подготовки педагогических кадров к организации образовательного отдыха, включающая обучение по широкому спектру дополнительных образовательных программ, проведение учебной практики в инструктивно-методическом лагере, вовлечение в деятельность АПО МГПИ.

Качество содержательных, организационных, методических, кадровых ресурсов обеспечило Мордовскому педагогическому институту имени М. Е. Евсевьева статус центра инновационного развития и модернизации педагогического образования в регионе.

Источники

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы. URL:  http: // docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

2. Обутова А. Д., Голикова А. И., Сапалова Д. У. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7890 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

3. Кривенко Я. В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: дисс. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2006. – 191 с.

4. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 228–232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16361354 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

5. Верес Л. В. Структурное содержание исследовательской компетентности старшеклассника: эмпирическое исследование // Вестник брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 221–224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23086147  (дата обращения: 22.05.2017 г.).

6. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов – будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 76–79. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=18357142 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 24 с.

8. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2013. – 480 с.

9. Кадакин В. В., Шукшина Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование.  2015.  № 3 (23).  С. 93–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2410372 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

10. Киселева М. В., Максимкина О. И. Малая школьная академия как инновационная форма довузовской подготовки в Мордовском государственном педагогическом институте // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 48–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17920632 (дата обращения: 23.05.2017 г.).

11. Золотарева, А. В. Модель сопровождения одаренных детей в системе образования Ярославской области // http://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya12.html (дата обращения: 23.05.2017 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

Технология формирования у учителя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных компетенций школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию

В основе современной стратегии образования, по словам В. В. Путина, лежит «развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, ус...

Возможности дополнительного образования в онлайн среде при обучении математике: конструируем навигатор школьника

Актуальность темы вызвана проблемой повышения эффективности учебновоспитательного процесса,преодоление школьной неуспеваемости, формами подачи материала при индивидуализации обучения,наступлением...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Понят...

«Формирование и развитие исследовательской позиции школьника в контексте организуемой внеурочной деятельности»

laquo;ОЕНИ – основы естественно-научных исследований»интегрированный курс для 5 – 7 классов в рамках образовательной области «Естествознание»...