ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Яблочкина Марина Ивановна

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».В статье рассмотрен вопрос связанный с формированием исследовательских компетенций.  Под которыми понимается совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса. Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов является работа в рамках школьного научного общества учащихся, пример такой работы рассмотрен в статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯБЛОЧКИНА МАРИНА ИВАНОВНА, УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

ГОРОД АНГАРСК, МБОУ «СОШ № 6»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые, бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

 Л. Толстой

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

 Доктор психологических наук, профессор И. А. Зимняя указывает, что в последнее десятилетие происходит резкая переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающегося  [3].

 Принято различать ключевые и специальные компетенции. А. В. Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую, так как, по мнению В. И. Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру.

Под исследовательской компетентностью понимается совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса [1].

Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Работа над исследовательскими компетенциями учащихся – это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей. Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения, предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов [4].

Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов является работа в рамках школьного научного общества учащихся [2]. Поэтому в 2005 учебном году мною организованно школьное научное общество учащихся «ПОИСК». За период работы НОУ «Поиск» было проведено десять ШНПК «Мир поиска и открытий», на которых были представлены достижения учащихся  по выбранным темам исследований.

В ходе реализации задач НОУ «ПОИСК», были учтены требования по изучению вопросов регионального компонента, как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения обучающихся к своему краю. Краеведческий компонент образования создает условия для развития  исследовательских умений и навыков,  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале [5].

Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности. Являясь учителем исследователем, организация краеведческой деятельности как элемента школьного образования, помогает мне как в урочной, так и  внеурочной деятельности. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Изучение истории родного края содействует формированию познавательного интереса к процессу обучения, расширяет кругозор школьников, знакомит их с жизнью страны; воспитывает любовь к Малой Родине, уважение и гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.

 Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, школьники развивают индивидуальные склонности и способности, что позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле, а также  приносит удовлетворение ученикам. Все выше названное способствует всестороннему развитию личности обучающегося, его успешной социализации, активизирует  развитие умственных процессов, помогает овладеть ключевыми компетенциями, что требуют современные стандарты образования.  

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. В НОУ «Поиск» осуществляется три основных направления краеведческой деятельности с обучающимися:

- географическое краеведение (темы исследований: «Древние обитатели области, причины их вымирания», «Природа Прибайкалья в ледниковый период», «Сиреневое чудо Сибири», «Волшебная шкатулка здоровья Иркутской области», «Малобыстринское месторождение лазурита», «Черный янтарь Сибири» и др.)

- историческое, в том числе архитектурное краеведение (темы исследований: «История школы №6», «Застывшая история», «В поисках прошлого», «Исчезнувший покоритель космоса», «Музей паспортов г. Ангарска» и др.)

- литературное краеведение (темы исследований: «Стихами вытесняю грусть…» (о жизни и творчестве бывшей ученицы школы №6 Анны Желтоноговой и др.).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от задач проводимой работы. Для развития исследовательского поведения обучающихся свою работу направляю на формирование исследовательских компетенций: формулировка темы исследования, цели, задачи, гипотезы; определение объекта и предмета; подбор методов для проведения исследования; подбор источников информации для темы (истоковедение); анализ, сравнение, обобщение и вывод; организация опроса, беседы, анкетирование и интервьюирование; использование  экскурсионного метода для сбора информации; фиксирование и обработка результатов исследования; оформление результатов и представление их к защите, выступления; нахождение практического значения результатам исследования.  

 Истоковедение (работа с литературой) - это один из важнейших исследовательских навыков полученный учениками. Необходимо отметить: каждой новой исследовательской работе должна предшествовать тщательная подготовка; ни один поиск не следует начинать, пока ученик не познакомится с тем, что уже известно, что нашло отражение в газетах, журналах, что находится в архивах; только после тщательной и кропотливой подготовки будет ясна цель – что искать и где искать. Не следует забывать и о том, что периодическую печать (например, статьи в газетах) иногда надо подвергать проверке, так как возможны опечатки; книги часто носят субъективный характер по фактам.

Наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование. Организация социологического опроса, беседы, анкетирование обычно не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов, с чем ученики совместно с руководителем успешно справляются. А вот и интервьюирование занимает гораздо больше времени для подготовки, так как интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов.

  В своей работе для формирования у обучающихся исследовательских компетенций через краеведческий компонент организовываю экскурсии в музеи, архивы - это является эффективной работой в краеведческой деятельности. Слово «экскурсия» указывает на выход,  на уход от дома, от места обычной работы. Это есть один из видов активной переработки знаний, являющиеся продолжением изучения материала. Экскурсия – один из способов конкретного и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение. Музеи, архивы, выставки, памятники природы, монументы и др. - все это пробуждает интерес к творчеству, к исследованию. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. И возможно, открытия!

Такие примеры в моей педагогической практике есть.         Тщательный анализ местных газет, опрос и беседы позволили моей ученице найти исчезнувший в 2001 году памятник «Покорителю космоса» с привокзальной площади города Ангарска после её реконструкции. Памятник более 30-лет был визитной карточкой города, но после реконструкции не вписался в идею и был демонтирован.

Важное открытие для нашего молодого города сделала еще одна моя ученица, благодаря кропотливой работе с периодической печатью смогла установить  дату установки памятника политкаторжанам на набережной  Китоя (6.11.1967г.).   Уточненные данные по монументу были внесены в Энциклопедию  нашего города, о чем было опубликовано в газете «Ангарские ведомости»  в статье Светланы Лазаревой «Город мой, ты такой обаятельный».

Ученик, занимающийся на протяжении четырёх лет исследованием недр Иркутской области, в одной из газетных статей о чароите, узнал о его возможной радиоактивности. Юноша решил посвятить этому вопросу свое исследование. Оказалось, любители изделий из чароита, даже не предполагают о том, что минерал может нанести вред их здоровью. В настоящее время он является студентом МГТУ им. Баумана.

Все выше названные примеры, это результат кропотливого труда с учениками, который достигнут с помощью краеведческой работы. Школьники, вовлеченные в краеведческую деятельность, несомненно, развиваются творчески, формируют исследовательские компетенции, ведь им приходится углубленно заниматься определенными проблемами, проводить огромную поисковую работу, в конечном итоге грамотно написать и защитить свой труд, после чего выступить с ними на уроках и внеклассных мероприятиях различного уровня. 

Список используемой литературы:

1. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника/ Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия»,  2013. – №3, С. 5-7

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Вербум-М, 2001. С. 4-6

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7

4. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. – СПБ.: КАРО, 2008. С. 9

5. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии - Воронеж: ВОИПКРО, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Развитие поисково- исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования

В данной статье представлен опыт работы по развитию исследовательских компетенций на уроках литературы...

Статья по теме: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике при подготовке к ЕГЭ»

Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математикепри подготовке к ЕГЭ»...

Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций через участие школьников в различных мероприятиях

Презентация -очень хорошо подойдет для выступления на педагогическом  совете....

Возможности дополнительного образования для формирования и развития исследовательских компетенций школьников

Модель организации дополнительного образования детей для развития исследовательских компетенций, реализованная в проекте «Исследовательская лаборатория для школьников» содержит схему вовле...

Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций через применение «опорных слов» технологии «БиС»

Статья посвящена описанию возможностей применения одного из элементов технологии "БиС" - "опорные слова". в ней описано, как и на каком этапе урока стоит внедрять элемент; дана рек...