Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций через применение «опорных слов» технологии «БиС»
статья по русскому языку

Васюткина (Петрова) Наталья Сергеевна

Статья посвящена описанию возможностей применения одного из элементов технологии "БиС" - "опорные слова". в ней описано, как и на каком этапе урока стоит внедрять элемент; дана рекомендация, при изучении каких тем и разделов этот приём раскрывает свой потенциал, какие задачи позволяет решать учителю. Логика построения статьи позволяет прийти к выводу о том, каким образом "опорные слова" позволяют формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций через применение «опорных слов» технологии «БиС».

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения[1].

Достижение данных целей невозможно без использования разнообразных методик и инноваций. Одной из технологий, достойной внимания, я считаю, является технология «БиС» («Биоинформатика и синергетика») Ф.Я.Вассермана. Автор позиционирует ее как технологию управления качеством обучения, предоставляет учителю ряд возможностей, которые, на мой взгляд, целесообразно использовать в практической деятельности школьного педагога. Предлагаю рассмотреть один из инструментов данной технологии – запоминание «опорных слов».

Важное направление в развитии речи учащихся – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Этой цели на уроках русского языка, кроме постоянной работы над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдений над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц, можно достигнуть при применении учителем такого элемента технологии  «БиС», как запоминании опорных слов по теме урока за нормативное количество времени.

Норматив времени на запоминание[2].

7 слов

30 секунд

10 слов

45 секунд

12 слов

1 минута

14 слов

1минута 15 секунд

16 слов

1 мин 50 сек

18 слов

2 мин 15 сек

21 слово

2 мин- 30сек

Благодаря данной методике учитель имеет возможность сделать краткое введение в новую тему, нацеливая учащихся на объем теоретических знаний, который должен быть получен в рамках этой темы. Перед началом урока опорные слова выносятся на доску или экран. Преподаватель объясняет значение слов в теме. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики записывают слова в тетрадь за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются записями и подсчитывают друг у друга количество слов.

  • Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ

орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Именно систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями имеет большое значение в  формировании прочных орфографических умений и навыков. Усвоить правописание этих слов («трудных», словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.

Традиционно работа над словами с непроверяемыми орфограммами проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решать определенную задачу. Первичное ознакомление с новым словарным словом,

включающее орфографическое чтение учащимися блока представленных слов; объединение данных слов одной тематикой; запись слов и орфоэпическое чтение[3].

Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.

Посмотрим, как работают опорные слова в развитии орфографических навыков учащихся, то есть в совершенствовании лингвистической компетенции, при изучении раздела «Имя прилагательное». Это раздел включает в себя множество базовых орфограмм, знание которых проверяется как на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, так и на текущих уроках и диктантах. Считаю целесообразным при изучении орфограммы «Одна и две Буквы Н в суффиксах прилагательных» на доску вывести слова-исключения «стеклянный, оловянный, деревянный», а также слова «ветреный», «ветряная», «безветренный». Как показывает практика, сложность при написании вызывают слова «серебряный», «кожаный», «юный», «румяный», «свиной», «гостиная», «масляный» и так далее. Так как изучению орфограммы уделяется обычно два урока, можно на втором уроке предложить и иные прилагательные, вызывающие затруднение.

  • Проведение подобной работы при изучении темы, например,

«Повелительное наклонение глагола», можно считать продолжением

овладения учащимися морфологических норм, а именно образования формы глагола повелительного наклонения. Конечно, учащиеся не сразу запомнят все сложные формы слов, но стоит им предложить такие, как «бегите», а не «бежите», «вывесите» (не «вывесьте»), «поезжайте» (не «езжайте», и, тем более, не «ехайте») и другие подобные, которые могут быть усвоены учащимися 6 класса.

  • Запоминание опорных слов также способствует прочному усвоению

теоретических знаний по русскому языку. Нередко учащимся трудно овладеть теоретическим минимумом по какому-либо разделу языкознания. К примеру, невозможно считать освоенным раздел «Имя прилагательное», если учащиеся не владеют теоретическим багажом в виде терминов «степени сравнения прилагательных», «качественный, относительные, притяжательные имена прилагательные», «краткая и полная форма» и других, входящих в содержание курса, обеспечивающего формирование   коммуникативной компетенции.  

Для работы в этом направлении считаю разумным в виде опорных слов предлагать термины по изучаемому разделу. Например, при изучении раздела «Глагол» в 6 классе первый урок посвящен повторению изученного в 5 классе. На доске могут быть слова: глагол, действие, совершенный вид, время, лицо, число. Таким образом, дети вспоминают термины, связанные с понятием «глагол». На последующих уроках этот список дополняется, так как по технологии «БиС» при 7 слов – это начальный этап. 10 слов на запоминание дается, если 7 слов класс легко запоминает; 12 слов, если класс освоил 10 слов и так далее в градации. Так, например, уже на следующем уроке по теме «Разноспрягаемые глаголы» можно добавить сам термин из заголовка, а также слова спряжение, хотеть, бежать или иные по усмотрению учителя. На следующих уроках терминологию пополняют слова переходность, возвратность, изъявительное, условное и повелительное наклонения. И к концу изучения раздела учащиеся овладевают списком терминов, необходимых для выполнения морфологического разбора глагола. Аналогично организуется работа и по другим разделам и темам предмета.

  • Мы видим, что работа с опорными словами на уроках русского языка

может организовываться по-разному. Я считаю, что эффективным будет их применение с целью формирования такой лингвистической компетенции как овладение нормами русского литературного языка, в том числе и нормами  литературного произношения, ведь это важное направление в развитии речи учащихся. Дать лингвистическое обоснование той или иной нормы учителю помогут закономерности и правила постановки ударения в словах, обусловленных словообразовательной структурой. Однако надо знать, что существуют также слова и словоформы, которые предназначены для запоминания с известной нормой ударения. Поэтому и те и другие слова должны как можно чаще звучать на уроках русского языка и использоваться в соответствующих упражнениях[4]. Для запоминания данных подобных слов и предлагается прием опорных слов. Например, на уроках по изучению «Имени прилагательного» в рамки выведены слова «мягче [хч’], слаще [хч’], языковóе явление, языкóвая колбаса, краси́вее» и так далее[5]. Систематическое запоминание подобных слов ведет к тому, что учащиеся привыкнут к постановке ударения на верной гласной. Вести подобную работу считается обоснованным при изучении всех частей речи, разделов языкознания. При изучении раздела «Имя существительное» это могут быть слова «ша́рфы, ба́нты, ту́фля, то́рты, шкафы́» и другие; в разделе «Глагол» - это «балу́ет, балова́ть, позвони́т, звоня́т, облегчи́ть, копи́ровать» и другие. Хорошие результаты по итогам данной работы можно увидеть при выполнении учащимися заданий с постановкой ударения во Всероссийских проверочных работ.  

  • Применения опорных слов возможно и на уроках развития речи. К

примеру, при подготовке к написанию сочинения по картине. К сожалению, не у всех детей богатый словарный запас. Создаваемые детьми тексы актуализируют словарный запас школьников: учат правильному использованию слова в соответствии с его лексическим значением и стилистической окраской (функционально-стилистической и эмоционально- экспрессивной). Для этого необходимо проводить подготовительную словарную работу к изложениям и сочинениям[6]. В результате этого в творческих работах мы наблюдаем даже такую элементарную ошибку, как тавтология. Особенно это актуально для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения. С целью минимизации таких ошибок можно предложить учащимся в начале урока список слов-синонимов по теме сочинения. Конечно же, в первую очередь среди них окажутся такие слова, как полотно, холст, репродукция, художник, пейзажист (или портретист, в зависимости от жанра), палитра, колорит. Работая по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители», можно предложить учащимся следующий список слов: пейзаж, натюрморт, запечатлеть, изобразить, живописец, распахнутое, настежь, озорные, шаловливые и другие. Конечно, при работе над сочинением учитель и так дает список слов-синонимов, которые учащиеся могут ввести в сочинение, часто синонимы помещаются в рамках в самом учебнике. Но при таком подходе, на мой взгляд, учащиеся еще и вынуждены запоминать новые слова, пополняя свой лексикон.

Итак, систематическое использование инструмента «опорные слова», потенциал которых раскрывается при работе над обогащением лексикона учащегося, над непроверяемыми орфограммами, над верной постановкой ударения,  по овладению учащимися трудными морфологическими нормами,  по овладению теоретическим минимумом по русскому языку является одним из способов формирования коммуникативной и лингвистической компетенций.

Список использованной литературы:

  1. Белкова Т.М. Проблема постановки словесного ударения в русской и национальной школе. История русского литературного процесса XI-XX вв. и закономерности его развития на современном этапе. Сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. под редакцией О. А. Бычковой. Чебоксары, 2015. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25421367
  2. Вассерман, Ф.Я. Технологические карты. Методическое пособие для учителей / Ф.Я.Вассерман. – Алматы: Издательство НВЦ «Образовательный технопарк», 2016.
  3. Коваленко, Е.Г. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. – С.23
  4. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы:  пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —  12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
  5. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр. ; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 7-е изд. М.: Просвещение, 2016
  6. Чемекова А.Н. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Студенческая наука и XXI век. Издательство: Марийский государственный университет. №14, 2017.  [Электронный ресурс]. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30542923 


[1] Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы:  пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —  12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.

[2] Вассерман, Ф.Я. Технологические карты. Методическое пособие для учителей / Ф.Я.Вассерман. – Алматы: Издательство НВЦ «Образовательный технопарк», 2016.

[3] Коваленко, Е.Г. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. – С.23

[4] Белкова Т.М. Проблема постановки словесного ударения в русской и национальной школе. История русского литературного процесса XI-XX вв. и закономерности его развития на современном этапе. Сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. под редакцией О. А. Бычковой. Чебоксары, 2015. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25421367 

[5] Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр. ; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 7-е изд. М.: Просвещение, 2016

[6] Чемекова А.Н. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Студенческая наука и XXI век. Издательство: Марийский государственный университет. №14, 2017.  [Электронный ресурс]. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30542923 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"

С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Формирование лингвистической компетенции через Интернет – технологии на уроках иностранного языка

Данная работа посвящена обзору различных интернет - технологий, применяемых на уроках иностранного языка...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...