Реализация системно-деятельностного подхода посредством применения смешанного обучения.
статья на тему

Халимова Алсу Рикаильевна

Роль учителя в информационной культуре — стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня мы имеем возможность использовать современные инструменты, позволяющие нам существенно изменить взгляд на обучение. И одним из таких инструментов является технология смешанного обучения. В статье рассказывается о ротационных моделях смешанного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода посредством применения смешанного обучения.

 

Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса  для реализации требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно- деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должно занимать не менее 30 минут, деятельность учителя-10-15 минут. Каждый учитель задумывается над педагогическими технологиями, которые обеспечат реализацию этих требований и помогут достичь желаемых учебных результатов.

В конце прошлого учебного года педагоги нашей школы стали изучать технологию смешанного обучения. Знакомство с  ней происходило через просмотр видеолекций,  вебинаров. Очень помогли нам в этом материалы Марины Курвитс, сайт учителя истории Калимуллина Ришата Радиковича.

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Эта форма образования дает ученикам новые возможности по изучению школьных предметов- можно не только в любое время просмотреть нужный учебный материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме. Задать вопросы учителю  или одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации моделей смешанного обучения. С небольшими терминологическими расхождениями все вариации сходятся в том, что смешанное обучение может быть реализовано на двух уровнях – на уровне классно-урочной системы, внутри школы, и на уровне личности ученика, включающем в себя не только обязательное, но и дополнительное образование.    Мы решили остановиться на моделях , реализуемых внутри классно-урочной системы.

1. Автономная группа

При реализации данной модели класс делится на 2 группы: одна занимается по традиционным учебным средствам, другая – по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на группы определяет учитель. Численный состав групп может меняться, группы имеют возможность чередоваться. При этом в образовательной системе ведется учёт времени работы, количественных и качественных показателей объёма работы каждого пользователя.

2. Перевёрнутый класс

​В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение. Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала.

Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.

3. Смена рабочих зон

Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам:

А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)

Б) Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)

В) Зона работы с учителем.

​Оптимальное количество зон – не более 4-x. Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство для отдыха.

Что мы ожидаем от применения данных моделей?

Повышение уровня учебных достижений.

Развитие познавательной мотивации обучающихся.

Осознанное отношение обучающихся к учебной деятельности.

Стимулирование и мотивирование самообразования обучающихся.

Восполнение у детей пробелов знаний, возникших в результате пропусков уроков.

Снижение влияния стрессогенных факторов в процессе изучения нового материала.

Конечно же,  необходимо четкое понимание того, в какой предметной области будет использоваться данная технология. Очевидно, что есть дисциплины, в которых использование принципов смешанного обучения желательно в минимально необходимых объемах, другие же дисциплины  просто созданы для использования преимуществ смешанного обучения, перед традиционной и дистанционной формами.

Для нас  самой интересной моделью стал “Перевернутый класс”.

Плюсы «перевёрнутого урока»

1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым

2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику

3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы

4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса.

5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее)

6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах.

7. Совершенствуются умения в области ИКТ (работа с сервисом wikiwall.ru, создание Google-документа, составление коллективного кластера  в сервисе    spiderscribe.net, создание различных упражнений в  LearningApps.org и т.д.)

Для избежания ряда проблем, связанных с “переворотом”, переход от традиционного класса к перевернутому осуществляется постепенно. Учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы “дать урок”, передать, а затем проверить знания. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение.

Итак, технология смешанного обучения позволяет качественно изменить образовательный процесс в школе и вывести на первый план совместную учебную деятельность ученика и учителя, персонализировать образовательную деятельность каждого ученика с учетом его познавательных потребностей.

Используемые источники:

1.   Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе [Электронный ресурс]/ Мобильное Электронное Образование–Режим доступа: tp://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-prhtimeneniya-v-sovremennoj-shkole/.

2. Начинаем осваивать новые образовательные технологии [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://lybitely.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html.          

         3.  Что такое перевернутый класс и в чем его задача        Мастерская               Марины Курвитс

                                                           




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

При осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятел...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Реализация системно деятельностного подхода посредством современных образовательных технологий

Современные технологии (на основе материалов курсовой переподготовки)...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...