Главные вкладки

    Информатизация (2018)
    материал на тему

    Статья об уровне информатизации для сайта Почтовской школы 2014 год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatizatsiya.odt22.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Черноус Алексей Викторович

    ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

    Почтовое, 2014


    1. Введение

    В современном мире ни одно производство или сфера услуг не может обойтись без использования информационных технологий (ИТ). Поэтому и в учебно-воспитательном процессе они становятся его частью не только как предмет для изучения, но и непосредственно как средство обучения и управления. Термин информатизация определим как использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и ИТ.  

    В связи с этим хотелось бы провести небольшой обзор использования ИТ в учебном процессе на примере нашей Почтовской школы. Стоит сразу отметить, что представленные данные будут носить субъективный характер, так как сравнить аналогичные показатели в других школах нет возможности.

    Итак, приступим: взгляд изнутри на использование информационных технологий...

    1. Материальная база

    Основным фактором использования ИТ является наличие самих устройств для обработки информации: сейчас принято называть эти устройства компьютерами, однако в данной статье будем называть из коротко — ЭВМ.

    С 2007 года в Почтовской школе функционируют два компьютерных класса (учебно-компьютерных комплекса) по 11 ЭВМ в каждом. Укомплектованы эти классы ЭВМ достаточной (на момент установки) мощности. В первом, установленном в 2003 году Intel Celeron 733MHz 128 RAM 40 Gb HDD, во втором с 2007 года: Intel Core Duo 2.1 GHz 256 RAM 80 Gb HDD. Соответственно на сегодня ЭВМ морально устарели, но технически позволяют реализовать требуемый от них объём работ. В частности, в переводе на человеко-часы, 20 рабочих мест позволяют не только обеспечить проведение уроков информатики, но и  уроков по другим предметам, а так же дополнительные занятия для учащихся 5-11 классов, которых в нашей школе около 300.

    Хуже дело обстоит с оргтехникой — сканеры, принтеры и МФУ. Если сканеры работают удовлетворительно, то принтеры требуют не только периодической замены картриджей, но и капитального ремонта или даже замены. В итоге есть в каждом кабинете информатики по сканеру, но нет ни одного рабочего принтера. Не лучше дело обстоит и с другими принтерами в школе. Например, секретарь печатает большое количество документов и заправлять картридж приходится раз в несколько месяцев, естественно финансируется это не Бахчисарайским отделом образования. И здесь возникает вопрос: как может школа обеспечить нормальный, полноценный документооборот, если не получает финансирования?

    Следует упомянуть, что именно из-за отсутствия финансирования, материальная база школы в плане ИТ пополняется исключительно за счёт спонсорских и родительских средств. В частности, в 2012 году, благодаря активной поддержке родителей 4Б класса, были приобретены ЭВМ и мультимедийный проектор с экраном. Но и здесь возникают небольшие технические трудности: проектор один на всю школу, но закреплён стационарно вместе с экраном в кабинете Рымарь Е. А. Начальные классы его используют (насколько я знаю — периодически), а вот в старшей школе приходится обходиться без него и только в редких случаях, на большой праздник или районный семинар, его приходиться снимать с крепления. Но и это ещё не всё. В школе нет ни одного портативного ЭВМ, поэтому для проектора приходится использовать личные ЭВМ учителей или вообще брать одну стационарную ЭВМ из кабинета информатики. Опять получается дилемма: формально мультимедийный проектор есть, а фактически используется только в начальной школе.

    И конечно же, какие ИТ без глобальной сети Интернет и локальной сети в частности. Сетевое оборудование тоже стоит денег, которые школа не получает от района. Если в кабинетах информатики сетевое оборудование входило в поставку, и ЭВМ в одном классе были объединены в локальную сеть, то соединять эти две сети и остальные ЭВМ (секретаря, начальной школы, личные учителей и учеников) в одну школьную локальную сеть приходится за свои деньги. WiFi роутер и адаптер, а также около 100 м кабеля приобретены за личные средства учителей. Стоит отметить и сказать слова благодарности голове Почтовского поселкового совета, благодаря которому провайдеры, работающие в Почтовом, подключили школу к глобальной сети Интернет бесплатно. Практически все ЭВМ в школе объединены в единую сеть и имеют выход в Интернет, но всё больше учителей и учеников используют на уроках собственные портативные ЭВМ, и сегодня уже ощущается необходимость расширения школьной сети.

    В итоге, в плане материального обеспечения ИТ, имеем морально устаревшую технику не полностью обеспечивающую современные потребности школы.

    1. Квалификация кадров

    В школе важную роль играют не сами ИТ, а их применение, как было описано выше — информатизация. ЭВМ не научит грамотно писать и считать, но используя ЭВМ можно научиться и считать и писать. От того, в какой мере сами участники учебно-воспитательного процесса владеют навыками работы и тем более использованием ЭВМ в учебном процессе, зависит качество образования.

    Начнём с учеников. Несмотря на то, что практически все имеют дома доступ к ЭВМ и по проведённым наблюдениям 4-5 часов в сутки проводят в социальных сетях, навыки работы большинства сводятся к элементарному распознаванию значков на экране. И только в старших классах, в которых информатика преподаётся как предмет, можно говорить об элементарных действиях с объектами операционной системы (ОС), обработке текстовых и графических документов. Таким образом, несмотря на широкое распространение ИТ в быту, навыками работы с ними обладают в основном только учащиеся старших классов и то благодаря урокам информатики, в младших классах вся работа по применению ИТ ложится на плечи учителя.

    И плавно переходим к учителям. Умение применять ИТ на уроке напрямую зависит от того, насколько учитель понимает и оценивает их значение в современном образовательном процессе. В Научненской школе есть учитель пенсионного возраста, которая не только научилась самостоятельно составлять презентации, но и эффективно их использует на уроках. В нашей же школе, даже если ИТ используются, всё сводится примерно к следующему: дать ученикам задание подготовить презентацию или скачать фильм и потом продемонстрировать эти материалы всему классу. С учётом того, что проектора фактически нет, и более 20 человек смотрят в один 17'' монитор, эффективность такого применения ИТ сводится к минимуму. Да и содержание презентаций или рефератов говорит о том, что они просто взяты из интернета с минимальной обработкой — поменять фамилию автора на первой странице (а некоторые даже этого не делают), то есть учитель даже не контролирует процесс использования учащимся ИТ. Но кроме презентаций рефератов и фильмов существуют ещё и прикладные программы обучающего и развивающего характера. Даже если раз в год их применяют, то фактически только для демонстрации, ни одного продуманного урока с использованием обучающего ППО я ещё не видел. Конечно, использование ППО затрудняется ещё и тем, что в классе 10 ЭВМ и 20-25 учащихся, которые либо работают по двое за одной машиной, либо класс делиться на две группы и здесь уже учителю трудно контролировать процесс и перемещаться между кабинетами.

    Но есть и положительные моменты. Ярким примером того, что, если человек сам владеет навыками и умеет использовать ИТ, то и на уроках будет эффективно их применять, можно считать уроки Муединовой Ф. А. Она применяет ИТ не только на открытых уроках и семинарах, но и непосредственно в рабочем учебном процессе. Причем, на этих уроках сами учащиеся непосредственно используют ЭВМ для решения тех или иных задач.

    Несмотря на то, что все 100% учителей получили сертификаты, свидетельствующие об их умении пользоваться ЭВМ, по моим наблюдениям около 30% из них могут обрабатывать текстовую и графическую информацию с помощью ЭВМ и эти же 30% периодически применяют на уроках ИТ. А вспоминать о таком мощном источнике информации как Интернет не хочется, чтоб не огорчаться. Здесь только один вопрос: если учитель сам не может искать информацию и правильно её обрабатывать, как он может научить этому?

    Кроме учеников и учителей, хотелось бы упомянуть управляющий персонал как отдельную категорию участников учебно-воспитательного процесса. В последнее время ИТ выступают не только помощником и мощным инструментом в управленческой деятельности, но и необходимой и обязательной частью этой деятельности. Секретарь, администратор, методист должны уметь не только правильно составить и оформить текстовый документ, электронное письмо и т. п., но и анализировать данные, информировать коллектив и общественность и т. д. с помощью современных ИТ. Здесь как всегда две стороны: телефонограммы, приказы и другие документы приходят по электронной почте и их можно обрабатывать в электронном виде не переписывая от руки в толстые прошитые книги — это один из положительных моментов. Но так как здесь говорим о квалификации, надо отметить что уровень составления официальных, подчёркиваю официальных, электронных писем и некоторых документов, а так же содержание сайтов начиная со школьных и заканчивая сайтом районного методического кабинета (к сожалению или счастью у отдела образования официального сайта нет) оставляет желать лучшего. Да, и наш сайт http://pochtschool.at.ua тоже не исключение, кроме расписания звонков нет никакой полезной информации. Но это моё личное субъективное мнение.

    1. Учебный процесс

    Здесь речь пойдёт об ИТ как инструменте для управления учебным процессом. Списки учащихся, расписание уроков, учебный и годовой план, оценки, подвоз и питание учащихся, много ещё можно перечислять, но всё это сейчас уже фактически не возможно без ЭВМ и ИТ.

    Самым большим достижением в этой области несомненно можно считать единую базу данных учащихся и учеников, созданную в 2006-2007 учебном году. В ней централизованно хранятся не только сведения об учениках, учителях (фамилия, дата рождения, адрес и т. п.), но и об учебном процессе — участие в олимпиадах, аттестация и курсы учителей, сейчас идёт работа над сохранением семестровых и годовых оценок в базе, что позволит проводить централизованный сравнительный анализ успехов учащихся и учителей. Кроме этого база позволяет производить выборку по различным критериям. Вот некоторые примеры. Списки классов печатаются и уточняются два раза в год в начале каждого семестра, используются учителями для заполнения журналов, медсестрой, секретарём для ведения личных дел. Списки по классам и детей льготной категории — сироты, инвалиды, из многодетных семей и т. п. используются заместителем директора по воспитательной работе и медсестрой для контроля питания в столовой. Списки мальчиков и девочек по годам рождения с 14 лет используются соответственно военруком и медсестрой. Списки учителей подлежащих аттестации на текущий год для заместителя по учебно-воспитательной работе и многое другое.

    Вторым важным элементом для управления учебным процессом несомненно является расписание. Но, к сожалению, администрация не использует программу для составления расписания. Пару лет назад расписание делалось в электронной таблице, где была возможность автоматически контролировать правильное количество часов по тому или иному предмету и нагрузку учителей.

    Вообще электронные таблицы достаточно простой и вместе с тем мощный инструмент для автоматизации обработки данных. Например, с помощью таблиц в нашей школе уже три или четыре года подряд печатают аттестаты и свидетельства выпускникам, а так же ведётся автоматический учёт питания в школьной столовой. Про построение диаграмм и графиков успешности учащихся не приходиться даже говорить, настолько это естественное использование электронных таблиц. Здесь хочется отметить высокое мастерство методистов, которые могут построить диаграммы даже в текстовом редакторе, я всегда восхищался, как это у них получается?

    Но и здесь всё тоже не так хорошо, как хотелось бы. Одной из главных проблем является хаотичное расположение документов и файлов в школьной сети. Например, такие регламентирующие работу школы документы, как приказы, хранятся там где их напечатали — у секретаря, директора, заместителя по учебной и по воспитательной работе. Пока приказы актуальны, о них помнят, но в течение года их достаточно много и одна и та же работа выполняется дважды, а то и трижды. Всё это ведёт к нерациональному использованию рабочего времени. Несмотря на то, что уже два года назад организована работа школьного сервера, на котором хранятся все документы, никто пока не оценил преимущества централизованного хранения информации и всё продолжает располагаться, как в сказке про колобка — по сусекам. То же касается и методических материалов, конспектов открытых уроков и мероприятий. Даже если учителя и делают их в электронном виде нет ещё того понимания и уровня использования ИТ, а иногда нет навыков работы с ЭВМ, но об этом уже было в предыдущем разделе.

    1. Выводы

    Подводя итог, можно в целом сказать что, несмотря на устаревшую технику и недостаточно развитую инфраструктуру, существующая на сегодня материальная база позволяет использовать ИТ более эффективно, но низкая квалификация участников учебно-воспитательного процесса и отсутствие у них желания учиться использовать новые технологии и приёмы в целом замедляют процесс информатизации Почтовской школы.

    Один известный человек завещал: «Учиться, учиться и ещё раз учиться...». Да, никакая техника и ЭВМ никогда не заменят живого общения учителя и ученика, но ИТ это всего лишь технологии, инструмент. Если вы любите русскую литературу XIX века и сочиняете стихи, то всё равно пишите шариковой ручкой, а не пером и чернилами. Поэтому, давайте вместе будем делать наше образование лучше и современнее во всех отношениях.

    Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

    «Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

    использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

    «Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

    Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

    «Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»

    Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информаци...

    Информатизация непрерывного образования – 2018

    Информатизация непрерывного образования – 2018...

    Как проектная деятельность помогает учителям организовать учебный процесс с одаренными учениками на английском языке. http://narodjournal-preemstvennost.ru/2018/01/31/vypusk-0601-2018-chitat-2/#v0601-2018/v0601-2018

    6 выпуск журнала "Народный педагогический"Тема номера: Особенности выявления и сопровождения обучающихся с признаками одаренности: детский сад-школа-ВУЗАннотация: Повышенное ...