Главные вкладки

    Материал на тему:
    Доклад на районном МО заместителей по ВР "Активный отдых и самостоятельная деятельность посредством игры, направленная на сохранение здоровья ребенка"

    Галдина Светлана Алексеевна @

    Доклад на районном МО замов по ВР "Активный отдых и самостоятельная деятельность посредствоим игры, направленная на сохранение здоровья ребенка".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                            «У кого есть здоровье, у того есть надежда,

    У кого есть надежда, у того есть ВСЁ»

    (восточная мудрость)

        В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья школьников. Президентская инициатива «Наша новая школа», Концепция развития здравоохранения до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года ставят задачу формирования здорового образа жизни молодого поколения. В соответствии с требованиями нового стандарта в образовательных организациях должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Для достижения поставленных задач важно создать условия, обучать способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни.   Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.  А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагоприятная экологическая ситуация являются главными причинами этому.  Таким образом, главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.   Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

    1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности  и важности поддержания организма в здоровом  состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

    2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового  образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также  в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

    3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также  улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

       Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.  Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.  Основными видами деятельности по программе «Здоровье» являются диагностика, профилактика и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направления по формированию ЗОЖ: 
    - Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. 
    - Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохранению их физического и психологического здоровья. 
    - Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни. 
    - Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сельского ФАП и ЦРБ. 
    - Организация горячего питания. 
         Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.  Кроме традиционных форм работы (физкультурные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и т.д.), прочно вошли в практику   такие формы, как дозированная ходьба во время прогулок, дыхательная гимнастика, игровой массаж. 
    Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги  школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.  Педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.  На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Итогом всего курса ОБЖ является ежегодный «День защиты детей», на котором в соревновательной форме проверяются знания, умения и навыки, полученные в течение года. 
    Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.  В рамках данной программы также  традиционным стало проведение 
    тематических недель: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «Неделя здоровья», праздник здоровья КВЧГ (кто во что горазд), семейных игр и конкурсов «Вся семья вместе — душа на месте», «Мы за чаем не скучаем», «Всей семьей – на старт», «День матери»,  экскурсий  спортивных соревнований с участием родителей, педагогов, майской эстафеты, лыжных соревнований «Лыжня зовет!», «Кросс нации». Данные мероприятия несут большой эмоциональный эффект. В течение учебного года в классах проводятся классные часы по темам: твой режим дня, питание – основа жизни, общественная и личная гигиена, быть здоровым престижно, грипп – откуда ждать опасность, ролевые игры по этикету и др. Причем, формы проведения разнообразны (дискуссии, беседы, чаепитие, создание интеллект – карт и др.).

        Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Уроки физической  культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они воздействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки. Однако обычный урок не дает особого эффекта в плане оздоровления учащихся, если во второй половине дня дети будут находиться в малоподвижном состоянии. Роль внеклассного оздоровительного досуга состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Вся внеклассная работа строится на организации здорового досуга учащихся.   Организуются различные викторины, игры, спортивные праздники и многое другое. Игры - хороший отдых. Игра для детей — основной вид деятельности. Она полностью удовлетворяет их потребность в движении, действии, общении и познании. Это доступный мир, где любая мечта и задумка становится реальностью. Во время активного отдыха наибольший эффект дают игры. Изучению детской игры посвятили свои исследования многие учение. Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. «В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности  воспитанников начального звена, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Подвижные, интересные игры на перемене в школе, которые проводят с ребятами вожатые, не только приходятся детям по душе, но и благоприятно отражаются  на их физическом состоянии и работоспособности.  Они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Подвижные перемены — это релаксация и оздоровление.  Важное значение также имеет нахождение учащихся на свежем воздухе, что способствует большому укреплению их здоровья. Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях, праздниках, в школьных мероприятиях   «Веселые старты», «Дни здоровья». Активный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в любой деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. 

       Медицинское обслуживание в школе организуют работники сельского ФАП. Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ. 
    Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми. Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется  через проведение занятий по внеурочной деятельности различной направленности, в том числе и спортивной -  «Азбука здоровья», «Подвижные игры».  Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 7 классов. Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают родники на территории села.  
         В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Следует помнить, здоровый ребенок - хороший ученик! Таким образом, роль организации здорового досуга учащихся - этот важная ступень в воспитании и обучении детей.
     

          Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

     

    У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.

    Арабская пословица.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

    Ельниковского муниципального  района

    Республики Мордовия

     

     

     

    Районное методическое объединение

    заместителей директоров школ

     по воспитательной работе

    Доклад на тему:

    «Активный отдых и самостоятельная деятельность посредством игры, направленная на сохранение здоровья ребёнка в МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

    Учитель: Галдина Светлана Алексеевна

    2017-2018 учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на районном МО "Реализация современных требований к организации учебного процесса средствами вариативных УМК"

    Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше.  Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафикс...

    Доклад на тему: «Взаимосвязь классного руководителя и воспитателя в работе с семьёй по укреплению и сохранению здоровья детей».

    В докладе рассмотрены виды и направления  совместной работы школы и семьи по формированию у детей здорового образа жизни. Показана роль педагогов в укреплении здоровья воспитанн...

    Доклад на районном МО учителей естественного цикла "Работа с одаренными детьми"

    В докладе рассмотрены методы и способы работы с одаренными детьми в школе....

    Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"

    Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...

    Доклад на районный мо

    Доклад на районный мо...

    доклад на районное МО учителей физкультуры в БСОШ 5

    1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитаниюОдним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.Задачи внеклассной работы:содействовать школе в вы...