Доклад на тему: «Взаимосвязь классного руководителя и воспитателя в работе с семьёй по укреплению и сохранению здоровья детей».
статья (7 класс) на тему

 

  В докладе рассмотрены виды и направления  совместной работы школы и семьи по формированию у детей здорового образа жизни. Показана роль педагогов в укреплении здоровья воспитанников в условиях школы - интерната.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimosvyaz.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Взаимосвязь классного руководителя и воспитателя в работе с семьёй по укреплению и сохранению здоровья детей».

Выполнила: Валинурова В. А. 

       

            С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

           Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

           Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

          Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.  Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

          Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

         Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

                     

Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни

        Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями» Традиционные гигиенические мероприятия сочетаются с решением задач по созданию определённого уклада жизни. Воспитанник вовлекается в режим жизнедеятельности, задаваемой средой. Через систему воспитательной деятельности происходит трансляция специально отобранных при педагогическом моделировании образцов культурных норм, мотивирующих воспитанников на здоровый образ жизни. Социокультурная среда школы–территории здоровья приучает воспитанников к оптимальному укладу жизни, питая и поддерживая процессы формирования у них здоровых привычек и потребностей. В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Кроме того, здоровье как социальная ценность, может быть адекватно воспринята обучающимися только в ходе становления их гражданского самосознания, осознания себя достойными членами человеческого общества. 

        Здоровье – это состояние физического, духовного, социального благополучия.

        Здоровый образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья.

        По определению ВОЗ здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение.

        По мнению экспертов ВОЗ, здоровье человека более чем на 50 % определяется его образом жизни. Поэтому воздействие на образ жизни признано Всемирной организацией здравоохранения одним из самых перспективных и эффективных путей развития в медицине, что согласуется с принципом профилактической направленности здравоохранения.

        Здоровье человека зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей.

        На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции. Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.

        Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребенка зависит от следующих факторов:                                                                                                                    

  • социально-культурного, определяющегося образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранение своего здоровья и здоровья своих близких.
  • социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
  • технико-гигиенического, определяющегося условиями проживания, оборудованием жилища, особенностями образа жизни семьи.

Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих ценностей нет человека, и задача формирования культуры здоровья заключается не в объеме информации, а в усвоении ценностных установок личности, направленных на культуру здоровья. Поэтому на передний план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. И к таким средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

Деятельность, как известно, - основной фактор развития человека. Деятельность, преобразующая мир, несущая смысл добра, милосердия и справедливости, формирует человека. Не менее важное условие – и цель деятельности. Она должна быть направлена на пользу другому человеку.

Общение как атрибут деятельности повышает ее воспитательный эффект. Оно должно быть диалогично, проблемно, духовно содержательно, интеллектуально насыщенно. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, так как отношения – критерии развития семьи.

        Общение и деятельность по формированию культуры здоровья школьников в семье напрямую связаны с психологическими механизмами социализации.                                                

        Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьсберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.

        К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.

        К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести:

  • недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т.д.); недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
  • неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.;
  • отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.;
  • социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ФЗОЖ.

В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная семья не может выполнить свою роль в формировании у детей здорового образа жизни без активной поддержки со стороны школы.

        Первым и решающим условием такого положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно теоретической и практической, определенным образом организованной здоровьеориентированной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и класса в целом.

Тематические консультации для родителей могут быть следующими:

  • “Вредные привычки и как от них избавляться”, “Приемы развития саморегуляции у младших школьников”, “Домашнее задание: каким ему быть и как выполнять”, “Режим дня школьника. Как научиться его выполнять”, “Развитие интереса к спорту у ребенка в семье”.

                                                                                                                                                              Совместная работа школы и семьи должна вестись в следующих направлениях:

  • просветительская работа с родителями учащихся;
  • обучение родителей формам и методика формирования у детей и подростков здоровьесохранных умений и навыков;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную воспитательную работу;
  • пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.

Атмосфера в семье и здоровье

Мамы и папы, бабушки и дедушки, дети и внуки – семья, социальная ячейка нашего общества. Маленький коллектив, спаянный любовью, заботой друг о друге, взаимной помощью. Здесь и радость, и горе – все на всех. Нет нужды лишний раз повторять, как много значит семья в жизни человека.

Как бы ни были велики наши успехи на работе, в общественной деятельности, счастье не будет полным, если в семье нет спокойной, жизнерадостной атмосферы, атмосферы доверия, любви, взаимопонимания.

Это особенно важно в наш сумасшедший век с его многократно убыстрившимся ритмом, возросшим потоком информации, несущим человеку большие нагрузки.

Семья – это психологическое убежище, где человек может спокойно отдохнуть и нравственно и физически от трудового дня.

Одна из примечательных черт семьи нашего времени: матери, как правило, работают. И это предъявляет особые требования к организации быта в семье. Важно, чтобы обязанности по дому были распределены между всеми членами семьи.

Физкультура - союзница семейного счастья

Наше сложное время предъявляет повышенные требования к человеку. И родители, желающие, чтобы их дети нашли место в жизни общества, стали достойными гражданами своей страны, не должны жалеть на это усилий и времени, использовать все возможные средства.

В решении задач, стоящих перед современной семьей, неоценимое место может занять физическая культура. Ведь она несет не только здоровье родителям и детям, бабушкам и дедушкам. Она сплачивает совместными целями, общим – здоровым и выверенным – ритмом жизни.

Нередко кто-то из членов семьи занимается серьезно спортом. Он, как бы мал ни был, привносит в дом дух спорта, интерес к нему. И может стать семейным спортивным лидером, ведущим за собой остальных, щедро делясь знаниями и приобретенными умениями. Как благотворно это может сказаться на личных, семейных общениях!

Так что смело берите физкультуру в союзницы семейного счастья. Здоровье детям, родителям, дедам, радость движений, преодоление собственных слабостей, новые возможности контактов и взаимопонимания – все несет она с собой.

Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для родителей оформляются красочные стенды, вывешивается информация на медицинские темы (ушибы; профилактика отравлений; закаливание; лекарственные травы; профилактика травматизма; ядовитые грибы и ягоды; естественные факторы оздоровления).

 Родители и педагоги должны предъявлять детям единые обоснованные и понятные им требования.

Когда педагоги сталкиваются с проблемой частых простудных заболеваний, выясняется, что проблема не в детях, а в чрезмерной опеке родителей. Боясь за свое дитя, родители неосознанно наносят его здоровью вред. На собрании по этой теме можно предложить ролевую игру родителям: «Представьте, что вы собрались на прогулку. Оденьтесь так, как вы одеваете детей. Теперь бегом на горку и с удовольствием в течение часа катаемся. Пора возвращаться домой. Что с вами происходит? Вам тяжело. Майка отсырела от чрезмерной тяжелой одежды. И достаточно легкого ветерка, минутного стояния, как подкрадывается простуда».

Семья и духовное здоровье

В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные. В последнем случае дети вырастают чёрствыми, эмоционально глухими. У них отсутствует способность к сопереживанию, что мешает строить нормальные человеческие отношения и в обществе, и в своей собственной семье. Еще до создания семьи таким людям трудно полюбить и стать любимыми. Неспособность к сопереживанию мешает им ощутить человеческое счастье.

Откуда же тогда взяться семейной гармонии? 

Поведение родителей, характер их отношений, атмосфера в семье создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль матери и отца в семейном коллективе. У детей формируются или (не формируются) такие качества, как мужественность, женственность, нравственная чистота, трудолюбие; вырабатывается (или не вырабатывается) своеобразный протест, резкое негативное отношение к таким человеческим слабостям, как пристрастие к алкоголю, наркотикам, половая распущенность. А насколько велика роль родителей в привитии детям организованности, опрятности, гигиены!

Умение любить – важнейший элемент нравственной культуры личности. Поэтому, родители, думающие о счастье своих детей, должны научить их видеть в любви красоту подлинно человеческих отношений. Способность к любви также воспитывается в годы жизни ребенка в родительском доме.

Настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребенка, являются могучей движущей силой развития способности любить.

Семья должна привить ребенку ответственность перед его будущей семьёй. В мальчике воспитывается мужественность, благородство, особое отношение к женщине – стремление беречь её, защищать. В девочке развивается женственность, нежность, гордость тем, что она – будущая мать, хранительница домашнего очага.

Роль педагогов в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната.

  Быть здоровым – это естественное состояние человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

    В настоящее время одной из важных задач стоящих перед педагогами является  сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Как говорил В.А. Сухомлинский «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важный труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний».

 Для формирования личности и устранения дефектов развития у воспитанников, обучающихся в коррекционных школах необходимы определённые условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. Нередко у таких воспитанников встречаются «стёртые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, хотя встречаются дети и с хорошо развитой моторикой, что обусловливает необходимость дифференцированного подхода. Педагоги коррекционной школы обязаны знать дефекты каждого воспитанника. Для воспитанников с глубокой умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими поражениями ЦНС, характерно позднее развитие, наличие психофизических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании.

Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации. Точности и темпа произвольных движений. У детей резко выражены нарушения координации движений проявляющиеся в виде бедности, однообразии движений, резкая их замедленность, неловкость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но движения беспорядочны и не последовательны. В результате ребенок не может даже самостоятельно обслужить себя. Особенно затруднены дифференцированные движения пальцев и рук, вследствие этого, не соизмеряют усилия, действуя с предметами. Могут их ронять или сильно сдавливать.

         В нашей школе уделяется большое внимание оздоровлению детей. Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта школы. День всегда начинается с утренней зарядки , затем  умывание прохладной водой. Во время каждого урока и самоподготовки  обязательная физкультурная пауза. В большую перемену в спортзале воспитанники играют в подвижные игры.  Во второй половине дня проводятся ЛФК, ритмика, спортивные часы. Вечером мытьё ног прохладной  водой. Наряду с этим проводятся дни здоровья, соревнования и массовые спортивные праздники. В школе функционирует спортивная секция, на которую с большим удовольствием ходят воспитанники. Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем  воздухе у ребёнка закаляется нервная система и в целом укрепляется здоровье.

удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Должна быть создана такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо, потому что, как театр начинается с вешалки, так и сотрудничество школы с семьей начинается еще в вестибюле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...

Педагогический совет тема: Взаимодействие классного руководителя с воспитателем и учителями

Цель истинного воспитания-не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость....

Доклад на тему: "Роль классного руководителя".

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....

Доклад на тему :"Деятельность классного руководителя по изучению личности ребёнка"

В докладе:"Деятельность классного руководителя по изучению личности ребёнка" рассмотрены основные методики по изучению личности ребенка...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...