План работы методического объединения учителей английского языка
статья по английскому языку

Левкович Юлия Викторовна

Статья о способах развития кадрового потенциала в образовательной организации

Статья "Разработка Плана работы методического объединения учителей английского языка". В статье представлен план работы методического объединения учителей английского языка, материал статьи может быть использован для планирования работы как отдельного учителя, так и группы учителей. Опубликована 21 сентября 2019 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутришкольная система повышения квалификации.

Способы организации

         Кадровое обеспечение любой образовательной организации во все времена играло немаловажную роль в ее развитии. Сегодня, когда столько говорят о профессиональном стандарте учителя, как никогда важно, чтобы в образовательной организации была создана система воспитания кадрового потенциала. К сожалению, сразу сформировать коллектив единомышленников-профессионалов невозможно. И обучить этот коллектив тоже сразу не получится в таком ключе, чтобы все или практически все члены коллектива осуществляли движение в одном и том же направлении – развития организации.

Рассмотрим основные направления повышения квалификации персонала любой организации. Их, как правило, несколько, но есть классический подход.

Первое направление – повышение квалификации путем прохождения курсов, участия в семинарах, конференциях, круглых столах и т.д. вне образовательной организации.

Второе направление – внутрифирменное (внутрикорпоративное) или внутришкольное повышение квалификации – эти же виды деятельности, только внутри организации.

Третье, немаловажное направление – самообразование, высший пилотаж, поскольку никак не подвергается мониторингу, не отслеживается и не проверяется. Не требует отчетности.

Сегодня много говорится о проектном обучении детей в школах. Но ведь и в коллективе педагогов тоже есть проекты – проекты Программы развития. Один из способов повышения профессиональности сотрудников – разработка и реализация  проекта  - например, с названием «Профессия – учитель». Как говорится, «кадры решают все» –  выражение, которое мы употребляем в случае, когда необходим профессиональный подход.

Цель данного проекта – 

Во-первых, разработка эффективной модели методической службы образовательной организации, повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогов. Внедрение профессионального стандарта педагогической деятельности. Повышение качества образования.

Во-вторых, создание новой Программы повышения квалификации педагогических работников образовательной организации, рассчитанной на специалистов разных квалификационных категорий и разного уровня профессиональной подготовки, в также с различным опытом работы.


Задачи:
1. Обеспечение образовательной организации высококвалифицированными кадрами.
2. Создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры.
3. Подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания.
4. Знакомство педагогов с нормативно-правовой базой и электронными ресурсами, обеспечивающими введение новых ФГОС.

 
         

Актуальность:
Актуальность проекта объясняется стремительным распространением инноваций, в том числе новых педагогических технологий. Использованием в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.


Краткое описание замысла: 
Создание системы повышения квалификации, позволяющей каждому педагогическому работнику своевременно получать дополнительное профессиональное образование на внешних курсах повышения квалификации и при внутрикорпоративном обучении, разработка новой Программы повышения квалификации педагогов образовательной организации.

Отчетность:

  • новая Программа повышения квалификации педагогов,
  • высокий процент высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях модернизации образования и активно ретранслирующих полученные знания через систему открытых уроков,
  • участие педагогов в семинарах, конференциях, круглых столах различного уровня.

Требования Стандарта в рамках проекта Программы развития образовательной организации должно реализоваться двумя основными путями:

  • Внутрикорпоративное обучение
  • Внешкольная система получения дополнительного профессионального образования

Внутрикорпоративное обучение сотрудников включает следующие направления:

1. Работа с личными страницами сайта

2. Работа с конструктором проектов внеурочной деятельности

3. Работа с информационными ресурсами сайта

4. Сайт дистанционного обучения.

5. Психологические тренинги

6. Открытые уроки педагогов-мастеров  

7. Участие в педагогических советах, в том числе в виртуальном режиме

8. Взаимопосещение уроков с последующим заполнением технологических карт

9. Участие в профессиональных конкурсах (очных и дистанционных)

10. Аттестация педагогических работников

11. Статьи и публикации, создание сайтов и блогов

12. Работа с молодыми и малоопытными специалистами

Внешкольная система получения дополнительного профессионального образования включает следующие направления:

  • Управленческие курсы
  • Курсы ФГОС НОО, ООО и СОО (включая ФГОС ОВЗ)
  • Курсы по ИКТ-технологиям
  • Профессиональные (предметные) курсы подготовки
  • Курсы экспертов ГИА
  • Курсы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Предполагаемые результаты внутрикорпоративного повышения квалификации

  • Составление банка технологических карт по итогам взаимопосешения уроков учителями начальной и основной школы
  • Наполнение разделов на личных страницах сайта образовательной организации необходимой информацией
  • Наполнение страниц сайта дистанционного обучения необходимой информацией
  • Заполнение конструктора проектов учителями начальной, основной и старшей школы
  • Статьи и публикации (по мере подготовки к прохождению аттестации в электронном виде)
  • Аттестация – увеличение количества педагогических работников, повысивших квалификационную категорию
  • Получение призовых мест в профессиональных конкурсах
  • Получение доп. проф. образования для работы с детьми различных категорий (одарённые дети, дети с ОВЗ)
  • Активное участие в виртуальном педсовете по вопросам введения ФГОС ООО и СОО

 

Результатом реализации данного проекта может стать

высокий процент высококвалифицированных кадров, способных работать в условиях модернизации образования и активно ретранслирующих полученные знания через систему открытых уроков, участия в семинарах, конференциях, круглых столах различного уровня. Составление новой Программы повышения квалификации.



Предварительный просмотр:

Разработка эмблемы!!!

Экскурсионная программа, музей

Программа развития кафедры Иностранных языков на 2017-2019 гг.

Цель: повышение уровня качества знаний через совершенствование форм и методов работы учителей через применение новых педагогических технологий, ИКТ в своей работе, эффективное внедрение системно-деятельностного подхода как основополагающего в ФГОС ООО в области иностранных языков.

Задачи:

  • Продолжать работу по новым стандартам ФГОС в 5,6,7 классах и введению ФГОС ООО в 8 классах.
  • Продолжать работу с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.
  • Развивать творческий потенциал учителей и учащихся через проектную и исследовательскую деятельность.
  • Продолжать работу по организации внеклассной работы с учащимися по предмету.
  • Продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
  • Использование ресурсов дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развитие творческого потенциала личности;
  • Формирование здоровье сберегающей образовательной среды учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранению их здоровья и духовно-нравственно развитие;
  • Продолжить работу по использованию информационно-   коммуникативных технологий для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний.
  • Способствовать формированию информационной культуры школьников.
  • Развивать межпредметные связи иностранного языка с другими учебными предметами.
  • Повышать квалификацию учителей посредством прохождения курсов повышения квалификации в рамках внедрения ФГОС, проблемных курсов, самообразования, изучения передового педагогического опыта учителей-новаторов.
  • Создание условий для участия учащихся в предметных и многопрофильных олимпиадах вузов, заочных олимпиадах и конкурсах, в том числе международным путем привлечения специалистов высшей школы.
  • Создать электронную библиотеку разработок открытых уроков, внеклассных мероприятий по предметам, проектов и научных работ учащихся.
  • Совершенствовать работу по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по иностранному языку

Общая тема кафедры «Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества иноязычного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»

Методические темы учителей кафедры иностранных языков

«Эффективность и   действенность инновационных и информационных технологий и их влияния на уровень развития учеников гимназии»

«Информационно-коммуникативные образовательные технологии»

«Развитие навыков чтения через аутентичный текст»

«Обучение чтению на начальном этапе»

«Интерактивные методы обучения»

«Проектная деятельность как одно из условий творческой самореализации учащихся»       «Интеграция основного и дополнительного образования»

«Интеграция основного и дополнительного образования»

«Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка»

«Развитие самообразовательного потенциала учащихся в изучении английского языка»       «Использование метода проектов в обучении английскому языку»

«Эффективные стратегии подготовки учащихся к устному экзамену по английскому языку»

Учителя гимназии используют следующие образовательные технологии:

  1. Информационно-коммуникативные образовательные технологии
  2. Технологии формирования информационной культуры школьников (все учителя кафедры)
  3. Технологии современного проектного обучения
  4. Игровые технологии в младшем школьном возрасте
  5. Технологии групповой деятельности
  6. Здоровьесберегающие технологии

Направления работы кафедры:

Информационно-аналитическая деятельность:

1.Мониторинг методических потребностей педагогов, создание базы данных о педагогических работниках.

2.Анализ результатов методической работы, выявление затруднений, методического и дидактического характера.

3.Формирование банка педагогической информации; банка заданий по английскому языку в формате государственных экзаменов для составления мини-КИМов для всех классов, создание электронной библиотеки с банком данных по открытым урокам.

4. Изучение нормативных документов: программ по иностранным языкам; анализ результатов ГИА за 2017 год; материалы по аттестации учителей; дальнейшее изучение стандартов второго поколения.

5.Работа со школьной документацией: классные электронные журналы, рабочие тетради, словари. Выработка единого орфографического режима.

6.Информирование о новинках педагогической, психологической и методической литературы.

7.Информирование об опыте инновационной деятельности, о новых направлениях в развитии образования.

8.Ознакомление с информацией на специализированных сайтах для учителей ИЯ.

Организационно-методическая деятельность:

1..Организация заседаний, семинаров кафедры, методической учёбы.

2. Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Организация наставничества: работа с молодыми, малоопытными и вновь прибывшими специалистами.

4. Подготовка и участие в педагогических советах, сообщения по темам самообразования, отчёты о курсах повышения квалификации.

5.Оказание помощи в подготовке к аттестации и в межкурсовой период, планирование повышения квалификации.

6.Участие в комплектовании фондов учебно-методической литературы.

7.Организация мониторинга развития учителей иностранного языка через работу кафедры.

8.Организация и проведение методической и предметной недели.

9. Организация методического семинара для учителей английского языка района.

Инновационная деятельность кафедры:

Работа с учащимися:

1. Организация работы с одарёнными детьми.

2.Организация работы с детьми, испытывающими затруднения в учёбе.

3.Мониторинг знаний учащихся.

Консультационная деятельность:

1.Организация консультационной работы по предмету для учащихся.

2.Консультирование родителей и мастер-классы для родителей по вопросам обучения и

воспитания детей.

Проектная деятельность:

1.Изучение передового педагогического опыта и инновационных технологий.

2.Участие в школьных, районных и городских проектах.

3.Участие в школьной научно-практической конференции.

4. Участие в конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых районным методическим объединением учителей иностранного языка, CПб АППО, издательствами «Oxford», «Longman», « Express Publishing», «Macmillan».

Внеклассная деятельность:

1.Участие в олимпиадах разных уровней, лингвистических и художественных конкурсах (по плану школы и ИМЦ Невского района).

2. Организация и проведение районной олимпиады по английскому языку для учащихся 4-11-х классов.

3.Проведение мероприятий к знаменательным датам и праздникам, отмечающихся в странах изучаемых языков.

4. Выпуск электронной газеты по итогам работы направления «ЮНЕСКО в школе» за 2017-2018 учебный год.

Организационные мероприятия:

1.Изучение учебных программ, проверка наличия учебно-методического обеспечения.

2.Уточнение недельной нагрузки учителей кафедры.

3.Собеседование с учителями, вновь прибывшими в кафедру.

4.Уточнение списков учителей, записавшихся на курсы повышения квалификации, претендующих на получение квалификационной категории.

5.Подготовка кабинетов иностранного языка к работе, участие в конкурсе-смотре учебных кабинетов.

6.Налаживание контактов с профессиональными объединениями и сообществами.

7. Налаживание контактов с зарубежными партнерами.

Мероприятия в течение года:

1.Организация внутришкольного контроля по предмету, разработка мини-КИМов.

2.Взаимопроверка рабочих тетрадей.

3.Взаимопосещение уроков.

4.Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранному языку в школе, районе, округе, городе.

5.Работа с ученическими проектами и исследовательскими работами.

6.Проведение открытых уроков.

7.Посещение предметных семинаров, проводимых профессиональными сообществами.

8.Участие в семинарах школы.

Реализация направлений программы развития кафедры Иностранных языков

Наименование направления

Описание работы

Результаты

Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства

Создание портфолио и сайта учителей, учеников, кафедры в целом

Создание портфолио и сайта учителей, учеников, кафедры в целом

Ведение электронных журналов, электронных дневников

Педагогическое сопровождение развития личности учащихся (формирование гражданских качеств, социальных умений и навыков, творческих способностей, коммуникативности, интересов и познавательных потребностей и т.д.)

Участие в различных конкурсах, он-лайн олимпиадах, участие в эвристической олимпиаде по английскому языку, работа по программе «Одаренные дети» (олимпиады, НОУ), участие в проведении предметной недели

Призовые места в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конкурсах

Работа по улучшению качества обучения и воспитания

Внедрение новых педагогических технологий

Использование информационно-компьютерных технологий: уроки с использованием интерактивной доски

Расширение системы дополнительного образования

Работа курсов внеурочной деятельности

Работа по внедрению современных инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии

Внедрение новых педагогических

Открытые уроки для учителей гимназии, участие в работе научно-практических конференций, проведение мастер-классов, участие в работе телемостов и он-лайн конференций

Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечение физического развития, психологического комфорта и безопасности

Включение в урок физкультминуток, работа в группах, использование групповых приемов на уроках иностранного языка

Включение в урок физкультминуток, работа в группах, использование групповых приемов на уроках иностранного языка

Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной  деятельности в гимназии

Курсы повышения квалификации для учителей иностранного языка

Повышение квалификации

Совершенствование материально-технической базы учебно – воспитательного процесса в гимназии

Создание электронной библиотеки с банком открытых уроков

Электронная библиотека

Тематика заседаний кафедры на 2017-2018 учебный год:

I четверть

1. Анализ работы кафедры за 2016-2017 учебный год.

2. Обсуждение плана работы кафедры на 2017-2018учебный год.

3. Рабочие программы, тематическое и поурочное планирование.

4. Выроботка единого орфографического режима при работе с документацией.

5. Мониторинг качества знаний учащихся, стартовые контрольные работы, обсуждение их результатов. Корректировка тематического планирования.

6.Составление плана по подготовке учащихся выпускных классов к ЕГЭ по английскому и немецкому языкам.

7.Составление плана по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по английскому и немецкому языкам.

8.Подготовка и проведение школьной олимпиады по английскому и немецкому языкам.

9.Создание базы одарённых детей (на основе результатов школьного этапа олимпиады) и план работы с ними.

II четверть

1. Проверка прохождения программного материала.

2.Организация и проведение районного этапа олимпиады.

3. Проведение интеллектуальной игры «Британский бульдог».

4. Организация текущего и итогового контроля, независимой оценки качества знаний

5. Мастер-класс для коллег. «Стратегии выполнения заданий из раздела “English in Use” при подготовке к ЕГЭ».

6.Проведение открытого мероприятия для учащихся 2-х классов и их родителей ‘ABC–Party”.

7.Оказание методической помощи учителям, участвующим в различных конкурсах.

8.Участие в проведении Новогоднего/Рождественского концерта.

III четверть

1.Анализ контрольных работ и мониторинга знаний учащихся за I полугодие.

2.Способы повышения мотивации изучения английского языка – выставка методических наработок.

3. Отчёт о курсах повышения квалификации.

4. Обмен опытом: организация уроков домашнего чтения.

5. Участие в концерте, посвящённому Международному женскому дню.

6. Мастер-класс для коллег. «Стратегии выполнения заданий из раздела “Говорение” при подготовке к ЕГЭ».

7. Анализ работы по подготовке учащихся 11-го и 9-го классов к итоговой аттестации по английскому языку.

IV четверть

1. Обсуждение и утверждение материала для итоговой административной работы по английскому языку в 4 классах.

2. Проверка прохождения программного материала.

3. Итоги работы кафедры за год. Мотивация и анализ достижений педагогов и их учащихся за этот учебный год. Задачи на следующий учебный год.

4.О подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся: ОГЭ и ЕГЭ.

Циклограмма работы кафедры Иностранных языков на 2017-2018 учебный год

Август

Мероприятия

Документация

Ответственные

МО № 1

Протокол МО №1

Проверка содержания рабочих программ

Рабочие программы

основные (2-11 классы)

программы элективных курсов

программы курсов внеурочной деятельности (2-8 классы)

программы  

программа по работе с одарёнными детьми

Формирование базы данных для одаренных детей

Обсуждение и принятие Плана работы на год

Обсуждение количества устных тем для дифференцированного зачета по параллелям

Список устных тем, материалы

Формулировка тем проектов по иностранным языкам на 2017-2018 учебный год

Темы проектов

Подготовка материалов для входных административных работ

Материалы

Сентябрь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Административные контрольные работы

Материалы по параллелям

Подготовка и проведение школьного этапа олимпиад по иностранным языкам

Материалы для проведения олимпиад по параллелям

Представление тем и материалов для участия в школьной научной исследовательской конференции.

Октябрь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Взаимопосещение уроков (в рамках месячника иностранных языков)

Самоанализ уроков

Отчет по теме самообразования

Участие в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Ноябрь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Круглый стол по теме «Использование игровых технологий на уроках английского языка»

Участие в интеллектуальной игре «Английский бульдог»

Декабрь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Проведение промежуточных административных работ по английскому и немецкому языкам

Январь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Февраль

Мероприятия

Документация

Ответственные

Дни иностранных языков

  1. Конкурс стенгазет
  2. Интеллектуальный марафон
  3. Фонетический конкурс
  4. Экскурсии на английском языке
  5. Страноведческие и лингвистические викторины
  6. Фестиваль театральных постановок

Внеклассные мероприятия на иностранных языках

Проведение фонетического конкурса среди обучающихся всех параллелей

Март

Мероприятия

Документация

Ответственные

Обсуждение и принятие УМК на 2018-2019 учебный год

Апрель

Мероприятия

Документация

Ответственные

Проведение пробного ГИА в 9 -11 классах

Участие в XVII школьной научно-практической конференции

Май

Мероприятия

Документация

Ответственные

Проведение итоговых административных работ по английскому и немецкому языкам с 2 по 10 классы

Июнь

Мероприятия

Документация

Ответственные

Отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год

План работы по направлениям

Создание сайта/блога учителей английского языка и учащихся гимназии

Повышение квалификации

Аттестация

Участие в районных мероприятиях

Материально-техническая база

Кабинет № 101

Ермакова Е.Ю.

Кабинет № 101/а

Гронская Е.В.

Кабинет № 203

Хасина М.М.

Кабинет № 204

Шведова Е.Ю.

Кабинет № 206

Русакова Л.Н.

Кабинет № 302

Перепелица М.О.

Диссеминация опыта: участие в семинарах, конференциях

Организация наставничества с молодыми

и вновь прибывшими специалистами

Характеристика педагогических кадров.

ФИО

Категория

Стаж

Образование

Нагрузка

Английский язык

Гронская Елена Владиславовна

Б/К

Высшее,

Ермакова Екатерина Юрьевна

1КК

Высшее,

Левкович Юлия Викторовна

ВКК

Высшее,

Льянова Танзила Баслановна

Б/К

Высшее,

Ольховская Ирина Николаевна

ВКК

Высшее,

Перепелица Маргарита Олеговна

ВКК

Высшее,

Шведова Елена Юрьевна

ВКК

Высшее,

Хасина Марина Моисеевна

ВКК

Высшее,

Немецкий язык

Голубева Надежда Михайловна

ВКК

Высшее,

Хованская Мила Евгеньевна

1КК

Высшее,

Освоение предмета «Иностранный язык» в 5-8 классах предполагает применение  коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.  

 Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие    иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.

Освоение английского языка направлено на            достижение обучающимися  уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на английском языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.  

Изучение английского языка в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с такими предметами как «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика»,  «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.

Предметное содержание речи

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.

Средства массовой информации

Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.

Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.

Монологическая речь

Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)

Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс). Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.

Говорение. Диалогическая речь

Выпускник научится:

  • вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести диалог-обмен мнениями;
  • брать и давать интервью;
  • вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).

Говорение. Монологическая речь

Выпускник научится:

  • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
  • описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
  • комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.

Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.

Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.

Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.

Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Выпускник научится:

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
  • воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Выпускник научится:

  • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
  • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
  • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
  •  выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Выпускник получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
  • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:

  • заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
  • написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
  • написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
  • составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
  • делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник научится:

  • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
  • писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
  • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
  • писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
  • составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
  • кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
  • писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).

Языковые средства и навыки оперирования ими

Орфография и пунктуация

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.

            Выпускник научится:

  • правильно писать изученные слова;
  • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
  • расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.

Фонетическая сторона речи

Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Выпускник научится:

  • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
  • соблюдать правильное ударение в изученных словах;
  • различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
  • членить предложение на смысловые группы;
  • адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
  • различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.

Лексическая сторона речи

Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе).

Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
  • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
  • соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
  • глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ize/-ise;
  • имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;
  • имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;
  • наречия при помощи суффикса -ly;
  • имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;
  • числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
  • знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
  • распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
  • распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
  • распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);
  • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.

Грамматическая сторона речи

Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.

Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.

Выпускник научится:

  • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
  • распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
  • распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
  • распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
  • распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be;
  • распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
  • распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;
  • использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
  • распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);
  • распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;
  • распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
  • распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
  • распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
  • распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
  • распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
  • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, could, be able to, must, have to, should);
  • распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
  • распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
  • распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;
  • распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
  • распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
  • распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something; Stop talking;
  • распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me …to do something; to look / feel / be happy;
  • распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
  • распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
  • распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
  • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;
  • распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;
  • распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I+существительное» (a playing child) и «Причастие II+существительное» (a written poem).

Социокультурные знания и умения.

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:

  • знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
  • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
  • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
  • знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
  • представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
  • умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Выпускник научится:

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
  • представлять родную страну и культуру на английском языке;
  • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
  • находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

           Компенсаторные умения

Совершенствование умений:

  • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
  • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
  • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
  • использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.

Выпускник научится:

  • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формирование и совершенствование умений:

  • работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
  • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
  • планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
  • самостоятельно работать в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формирование и совершенствование умений:

  • находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
  • семантизировать слова на основе языковой догадки;
  • осуществлять словообразовательный анализ;
  • пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
  • участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.