Концепция по суициду.docx
материал на тему

Патутина Людмила Васильевна

Концепция модели профилактики подросткового суицида

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Концепция модели профилактики подросткового суицида в образовательных организациях в Московской области

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На основании анализа существующих теорий, подходов, и методов профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что современная концепция профилактики суицидов в образовательной системе должна отражать и сочетать в себе основные позиции (психодинамическую, когнитивную, социологическую, интерперсональную, социологическую и клинико-патологическую) вышеописанных направлений.

Для решения задач профилактики суицидов среди несовершеннолетних и молодежи в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профессиональной деятельности в соответствии с современными реалиями развития общества.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цель концепции – определение общих подходов в формировании модели профилактики подросткового суицида в образовательных организациях в Московской области.

Для решения задач профилактики суицидов среди несовершеннолетних и молодежи в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профессиональной деятельности в соответствии с современными реалиями развития общества.

Концепция профилактики предполагает стратегическое объединение усилий различных социальных структур для создания инфраструктуры профессиональной деятельности в образовательной среде. Дальнейшее развитие методологических и организационных основ профессиональной деятельности в образовательной среде обусловлено существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанных с распространенностью суицидов среди несовершеннолетних и молодежи, а также изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению детской суицидальности.

Концепция ориентирована на утверждение качественно нового подхода к предупреждению суицидов, как базового компонента общей государственной системы предупреждения суицидов и основывается на формировании в обществе ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Концепция определяет условия для осуществления целостной системы комплексной профилактической деятельности в образовательной среде, базирующейся на общих методологических обоснованиях.

В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на территории Российской Федерации Концепция, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, выполняет определенные организационно-методическую и регламентирующую функции.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения возможных отклонений от нормы в поведении несовершеннолетних, в том числе суицидов и формирования здорового образа жизни  в социуме.

Целью профилактики суицидов в образовательной среде является предупреждение проявлений суицидального поведения обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Целевыми группами (субъектами) профилактики в образовательной среде являются: сотрудники образовательных организаций (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), сотрудники ведомств-партнеров по профилактике (здравоохранение, ОВД и т.д.), а также представители общественных объединений и организаций, способные оказывать  влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

Задачами профилактики в образовательной среде  являются:

​ формирование единого профилактического пространства  в образовательной среде путем  объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы  профилактики;

​ мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;

​ исключение  влияния условий и факторов, способствующих формированию суицидального поведения обучающихся, воспитанников образовательных организаций;

​ развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска суицидов среди обучающихся, воспитанников:

​ личностных  - формирование  социально значимых знаний, ценностных ориентаций,  нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

​ социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;

​ этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих формированию суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников образовательных организаций.

Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском, влияние, которое возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического  воздействия.

Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося, воспитанника. Их действие проявляется на макросоциальном уровне общества в целом и на микросоциальном уровне как влияние ближайшего окружения. К социальным факторам и условиям относятся:

- способы взаимодействия между людьми, которые демонстрируются  средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.);

- несоответствующий уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы);

- социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей).

Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных организаций, имеющие связь с риском: представление о себе и отношение к окружающему миру; стрессоустойчивость и социально-психологическая адаптивность, владение копинг-стратегиями в поведении, представления о перспективных планах.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Принцип системности предполагает организационно-методическое взаимодействие органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагог, психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать  текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности. Принцип системности предполагает, что знания и умения, транслируемые несовершеннолетним, будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения.

Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании суицида как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных  направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

 Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности  определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с распространением суицидов в стране и регионе.

Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных  ресурсов.

Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

МОДЕЛИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психологи​ческий анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Основной причиной суицидальных действий считается социально-психологическая дезадапта​ция личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.). От причины следует отличать условия и повод. Под ус​ловиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходи​мой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следс​твий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приво​дят к различным следствиям.

Также суицидальные попытки и намерения (по типу истери​ческих реакций) чаще возникают у подростков в ответ на сис​тематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфлик​тные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покуше​ния, обусловленные психическими расстройствами (аффек​тивно-шоковые и депрессивные реакции), чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходя​щих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведе​ния, измены.

У практически здоровых подростков и юношей, выделяют три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприяти​ем системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной си​туации и предпосылок для быстрой ее реализации.

Причиной суицидального поведения детей с дефектами пси​хического развития в возрасте от 10 до 15 лет является не ин​теллектуальный дефект, а расстройство личности, сформи​ровавшееся на фоне резидуальных органических поражений головного мозга в процессе грубых нарушений воспитания. Из-за депривации и/или отвержения у таких детей не формируется чувство уверенности и защищенности, привязанности к эмоци​онально значимой фигуре. Отсутствие глубокого чувства пре​пятствует формированию личностного ядра, которое способно противостоять трудностям. В результате даже незначительные помехи на жизненном пути провоцируют стремление уйти из жизни. В случае неза​вершенного суицида особенности их личности предопределяют легкость возникновения повторных покушений, т.к. их природа связана со структурой личности, а не с внешней средой.

Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходс​тво с действиями взрослых, отличается естественным возрас​тным своеобразием. Детям характерна повышенная впечат​лительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протес​том, злобой или желанием наказать себя и других. При пере​ходе к подростковому возрасту возникает повышенная склон​ность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом видоизменения характера и встречается почти у четверти здоровых подростков, среди них:

​ дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации;

​ подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти);

​ подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении;

​ подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения;

​ подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких;

​ подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями;

​ подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Формы профилактики подростковой суицидальности.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:

​ неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

​ освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

​ раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

​ активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

​ неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

​ рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

​ усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

​ проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

​ формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

​ повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

​ психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

Для этого необходимо:

​ повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

​ увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

​ создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов;

​ служба телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизма в воспитании и образовании.

При этом не следует забывать о том, что согласно теории вырождения общества, внутренняя дисгармония в соединении со слабым развитием нравственной жизни делает для человека невозможным как индивидуальное усовершенствование, так и достижение высших целей жизни, то есть личность с течением времени подвергается деградации, что естественным образом приводит к разочарованию, к утрате радости в жизни, к моральному одряхлению и утрате жизненного плана, что впоследствии может привести к суициду.

Представители антропологического направления рекомендуют обращать внимание на внешние особенности, которые, возможно, отличают потенциальных самоубийц - сокращение верхней орбитальной мышцы (мышцы мысли и ума) в соединении с резким сокращением пирамидальной мышцы носа (злоба, враждебность) и более или менее заметным сокращением больной скуловой мышцы (радость).

В заключение следует обратить внимание на то, что процесс вырождения может быть весьма нередко прослежен не только психологически и физиологически, но и анатомически.

В этом широком вопросе, как и во всякой научной задаче, касающейся человека, необходимо учитывать всю сложность физиологических, физических и психических данных [9].

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных процессов, направленных на регуляцию мотивации, смысловых и ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Одним из социальных институтов, реализующим профилактическую деятельность, являются образовательные организации. В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры,   сфера  задач которых связана с предупреждением проявлений суицидального поведения несовершеннолетними и молодежью. В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации, а также деятельность волонтеров. Привлечение и координация всех субъектов профилактики в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.)  осуществляется координирующим органом на региональном уровне. В Московской области эту функцию выполняет Координационный совет.

Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения суицидов среди обучающихся выстраивается на основе разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики   непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка), социальной защиты населения (общественные организации), взаимодополнения и  поддержки друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы.

Реализация задач профилактики  в образовательной среде осуществляется на   следующих уровнях:

Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения), обеспечивает  формирование  единых  механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения в конкретном региональном и муниципальном образовании.

Второй уровень предполагает реализацию  профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и  ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде подразумевает общую и первичную профилактику. Общая профилактика предполагает работу по формированию здорового образа жизни и предупреждение формирования девиаций в поведении несовершеннолетних. Первичная профилактика  является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде  и реализуется преимущественно через работу  общеобразовательных учреждений. Основой содержания  первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика  на основе  педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

Виды технологий, используемых в профилактической деятельности образовательных организаций.

В профилактике используют разнообразные виды  технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений и реализуют следующие направления:

​ информационно-просветительское направление -  пропаганда  здорового образа жизни в СМИ, телевизионных и радиопрограммах, посвященных проблеме профилактики суицида;  

​ социально-поддерживающее направление – система деятельности социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском суицидального поведения; детям и подросткам,  испытывающим трудности социальной адаптации;  

​ организационно-досуговое направление – комплексная деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения.

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у целевых групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск аутодеструктивного поведения, приобщения  к употреблению ПАВ, а также направленных на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.  В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

В педагогических технологиях на основе личностной ориентации в воспитательном процессе используют методику развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии, включающие в себя такие методы как: беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д. Они служат основой для разработки  профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

Важное значение в этом контексте приобретает развитие системы специальной подготовки педагогических кадров, позволяющей освоить педагогам, воспитателям, социальным работникам методы педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.

Психологические технологии базируются на четком знании, психологического процесса поведения человека в различных условиях и жизненных ситуациях. Психологические технологии  профилактики направлены на  коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск саморазрушающего поведения. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств несовершеннолетних, препятствующих формированию суицидального поведения; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической  адаптации.

В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Видами консультирования являются: консультирование, направленное на выявление  тех или иных факторов риска в поведении несовершеннолетних; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг.

Одной из профилактических технологий является использование диагностического тестирования, в том числе в рамках регулярных медицинских осмотров.

Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе  подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.

Основным структурным и содержательным компонентом  системы профилактики  аутодеструктивного поведения в образовательной среде является педагогическая профилактика. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами здорового образа жизни.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение суицидального риска за счет расширения  социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств,  повышающих устойчивость к негативным влияниям среды. Следовательно, одним из наиболее важных этапов профилактической работы будет этап выявления лиц, склонных к проявлению суицидальных признаков в поведении.

По информации Следственного комитета РФ в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м — 896, в первом полугодии 2012-го — уже 532 случая. По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. За последнее время частота случаев суицида среди молодых людей увеличилась настолько, что в трети развитых и развивающихся стран они составляют наиболее высокую группу риска [30].

Образовательные организации часто являются единственным центром социальной и культурной организации общества, поэтому профилактическая деятельность и профилактические программы ориентированы на образовательные организации, деятельность которых включает в себя работу с семьями воспитанников, их ближайшим социальным окружением, учреждениями дополнительного образования и другими службами.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации де​тей и подростков, особенности психопатологических состояний предполагает наличие определенной специфики в профилактических программах, которые должны учитывать возрастные особенности психического развития несовершеннолетних.

По мнению специалистов по психиатрии и психологии, у человека формируется рефлекс самосохранения в норме только к 21 году. А до этого возраста эмоциональная сфера еще нестабильна. Поэтому важно помимо специфики возрастного психофизиологического мышления, в рамках осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность самого обучающегося.

Ребенок должен многое понимать про себя самого, знать особенности своего развития, т.е. относиться к этому осмысленно, должен уметь преодолевать свое состояние. Эта ответственная работа в школе возложена в основном на педагога-психолога, учителя-предметника, классного руководителя и социального педагога.

Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-лет​него возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Наибольшая частота приходится на пубертатный период (13-16 лет) - 45,8%, причем мальчики предпринимают суицид примерно в 2-4 раза чаще, чем девочки.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

Подавляющее большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т. п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первич​ной (не суицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока.

ДИАПАЗОН ОХВАТА ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ В СУИЦИДАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В отличие от взрослых, у детей и подростков картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознавании угрозы самоубийства. Возрастной фактор оказывается действующим при распознавании суицидоопасных групп.

К первой группе относятся суициденты, перенесшие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния. В период возрастных кризов, при сомато- и психогениях у таких детей и подростков наступает декомпенсация с суицидальными тенденциями.

Вторую группу составляют также дети и подростки с различными формами дисгармонического развития - с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, патологическим течением возрастных кризов.

В отдельную (третью) группу выделяются подростки с девиантным поведением. В неблагоприятных условиях среды наблюдается срыв адаптации с развитием суицидоопасных состояний.

Четвертую группу составляют подростки, от​личающиеся высоконравственными устоями с тенденциями к идеализации чувственных и сексуальных отношений.

Исследования личностных особенностей подростков с суици​дальным поведением показали, что для большинства из них харак​терна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые ре​шения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смо​делировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Всем подросткам-суицидентам свойственна некоторая эксплозивность и эмоциональная неус​тойчивость, чем и объяснилось большое количество конфликтных ситуаций, нередко заканчивавшихся суицидальными действиями. Изменение настроения у таких подростков обычно зависит от ми​молетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуа​ции у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т. п.).

Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличаются повышенной внушаемостью, которая проявляется в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречаю​щихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситу​ациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружа​ющих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.

Известно, что импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость характерны для большинства подростков. У них обостряется чувство самоанализа, повышается интерес к проблеме жизни и смерти, усиливается увлечение философскими вопросами этого направления. Молодые люди склонны к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между еще несформировавшимся, легкоранимым «я» и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.

УРОВНИ РИСКА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Организация деятельности по предупреждению суицидального поведения осуществляется на основе комплексного подхода, с привлечением всех ресурсов и потенциалов учреждения, и в зависимости от степени рисков и характера имеющихся проблем. Однако, по результатам исследований и при планировании возможно выявление недостатков, носящих системный характер. В случае организации деятельности по предупреждению суицидов необходимо разработать ряд неотложных мер, компенсирующих выявленные «пробелы».

Для планомерного и всестороннего осуществления профилактической деятельности, можно использовать следующую систему разно уровневых моделей, предусматривающую различные виды работы по предотвращению суицидальных наклонностей у несовершеннолетних.

Целью создания модели является систематизация комплекса мер профилактики суицидального поведения в образовательных учреждениях по уровням риска.

Модель профилактики суицида в образовательной среде должна быть построена с учетом шкалы оценки суицидального риска (по рекомендациям ВОЗ):

1. Нет риска в нанесении себе членовредительства.

2. Незначительный риск.

3. Умеренный риск.

4. Высокий риск.

При этом концепция модели профилактики суицида в образовательной среде Московской области предполагает соблюдение следующих принципов:

​ Принцип ценности личности каждого участника образовательного процесса.

​ Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

​ Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

​ Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого учащегося.

​ Принцип смысловых и эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Организованная на этих принципах работа позволит осуществлять социально-педагогическую и психологическую защиту детей, снизить риски развития отклоняющегося поведения и предупредить проявления суицидального поведения, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Анализ используемых в образовательных системах различного уровня в регионах России моделей профилактики асоциального поведения несовершеннолетних показывает, что основой при выборе модели являются кадровые ресурсы, их сочетание и особенности взаимодействия. При использовании метода целевых программ (программно-целевой метод) отправной точкой являются проблемы суицидального поведения, во всём их вариативном многообразии. И подбор, определение исполнителей происходит на этапе декомпозиции выделенных задач на основе компетентностного подхода, с использованием не только кадрового потенциала образовательного учреждения, но и с привлечением специалистов других ведомств, родителей, социальных партнёров и т.д.

Предлагаемая модель профилактики подростковых суицидов в образовательных учреждениях основывается на уровнях риска суицидального поведения детей и подростков (Таблица 1).

Таблица 1. Модель профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в учреждениях образования Московской области (с учетом рекомендаций ВОЗ).

Уровень риска

 

Признаки суицидальных проявлений

 

Участники процесса профилактики

 

Цели и задачи

 

Объект профилактики

 

Формы воспитательно-образовательной работы, включающие профилактическую деятельность

 

1. Риск отсутствует

 

Не существует

 

Учащиеся

 Педагоги

Специалисты, кл. руководители

 Родители

 

Повышение групповой сплоченности в школе, классе группе; укрепление здорового образа жизни; профилактика девиаций в поведении

 

Школа, группа, класс и т.д.

 

Групповая работа: беседы; лекции; ролевые игры; круглые столы; тренинги-семинары; консультации; дискуссии. Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

 

2. Незначительный риск

 

Отсутствие планов подготовки нанесения самоповреждений, суицидальные идеи ограничены, но присутствуют, у ребенка не было попыток самоубийства в прошлом и нет определенных планов

 

Дети и подростки «группы риска», в том числе дети с акцентуациями характера

дети, допускающие пропуски занятий без уважительной причины несовершеннолетние, проходящие период адаптации в школе; дети с отклонениями в поведении; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети с ограниченными возможностями здоровья дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с различными зависимостями (игромания и др.); дети, участвующие в субкультурных и неформальных объединениях.

 

1.Выделение групп суицидального риска

2. Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицидального поведения

 

Фокус группа

 

1. Диагностика суицидального поведения

2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

1.Классные часы, круглые столы, стендовая информация

2. Разработка плана действий предупреждения возможности проявления суицидального поведения, в котором должны быть предусмотрены механизмы воздействия при выявлении учащегося группы риска, с угрозой самоубийства.

 

3.

Умеренный

риск

 

Возможно наличие суицидальных попыток в прошлом, наличие идей и твердых планов или, при наличии мотивации улучшить психоэмоциональное состояние и статус, присутствуют суицидальные намерения.

 

Подростки, родители, значимые взрослые, значимые сверстники.

Безнадзорные –несовершеннолетние, родители (законные представители) которых совершили противоправные действия в присутствии детей; несовершеннолетние, в отношении которых осуществляется физическое, психоэмоциональное насилие; несовершеннолетние, в присутствии которых систематически проявляется физическое и психическое насилие к родственникам; несовершеннолетние, находящиеся в окружении людей, испытывающих неприязнь к ним, несовершеннолетние, в семьях которых были случаи суицида.

 

Индивидуальная работа с несовершеннолетним и его семьей

 

1. Несовершеннолетние, демонстрирующие суицидо-шантажное или демонстративное поведение, находящиеся в состоянии депрессии или острого кризиса; родители; значимое окружение

 

Оценка риска самоубийства: А) крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), Б) серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и В) умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи, внимание к эмоциональному климату в школе и классе, референтной группе учащегося и его изменению

 

Высокий

риск

 

Наличие четких и твердых планов по причинению себе вреда. Продуманы средства для осуществления задуманного. Были попытки суицида в прошлом. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие временных перспектив, отвергает предлагаемую социальную поддержку.

 

Психологи, Подростки, родители, значимые взрослые, значимые сверстники.

Безнадзорные –несовершеннолетние, родители (законные представители) которых совершили противоправные действия в присутствии детей; несовершеннолетние, в отношении которых осуществляется физическое, психоэмоциональное насилие; несовершеннолетние, в присутствии которых систематически проявляется физическое и психическое насилие к родственникам; несовершеннолетние, находящиеся в окружении людей, испытывающих неприязнь к ним, несовершеннолетние, в семьях которых были случаи суицида.

 

Снять социально-психологическое напряжение

 

2.

Класс, группа и т.д., в которой произошла попытка суицида или завершенный суицид

 

1. Работа с обучающимися образовательной организации, с привлечением специалистов центров коррекции и медицинских учреждений

2.Работа в группах и мини группах с учащимися, находившимися в близком контакте с суицидентом

 

Клинические риски

 

намеренные или полунамеренные аутодеструктивные действия

 

Медики психиатры, психологи и психотерапевты, суициденты

 

Снять психологическое напряжение, расширить границы восприятия, повысить самооценку, развить представления о временных перспективах жизненного пути

 

Учащиеся, предпринимавшие ранее попытки суицида

 

Работа центров коррекции и психиатрических учреждений.

 

Профилактические действия на 1-ом уровне носят характер общей профилактики асоциального поведения и направлены на предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех учащихся. Основной целью данного уровня является повышение групповой сплоченности в школе. Вовлечение учащихся в создание общих школьных проектов и программ, направленных на укрепление психического здоровья, здоровой среды в школе, организацию внеклассной воспитательной работы, разработку эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также образовательной организации, муниципального района и региона.

Просветительская работа позволяет повысить осведомленность школьников педагогов и родителей о причинах суицидального поведения способах совладания и ресурсах психолого-социальной поддержки.

Поскольку частыми причинами суицидального поведения среди подростков являются нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Групповая работа дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою жизнь и свою семью с иной точки зрения.

Администрации образовательных организаций, социальным работникам - необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Сложности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев подросткового суицида обуславливаются несерьёзностью, мимолетностью и незначительностью (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийств.

С большой долей уверенности можно говорить о наличии взаимосвязи между попытками самоубийств подростков и другими формами отклоняющегося поведения (побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д.) [24]. Именно поэтому всю работу по профилактике детской и подростковой суицидальности мы выстраиваем на основе универсальной диагностической формы «Социальные риски класса». Учитывая, что суицидальное поведение самый специфичный вид девиаций и коррекционная работа с детьми суицидентами (совершившими попытку суицида) должна проводиться психиатрами и суицидологами мы обозначили «клинический уровень профилактики», как уровень, который выходит за рамки деятельности школьных специалистов и предполагает медицинский профиль проработки.

Второй уровень (незначительная степень суицидального риска) предполагает работу с несовершеннолетними, у которых нет твердых планов или подготовки к нанесению вреда своему здоровью, суицидальные намерения неочевидны, но идеи присутствуют, в прошлом суицидальные попытки не отмечены, но присутствуют факторы суицидального риска:

​ травмы черепа или мозговые инфекции с дальнейшей хорошей компенсацией состояния (возрастные кризы, при соматогениях и психогениях);

​ различные формы дисгармоничного развития – с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, патологическим течением возрастных кризов;

​ отклонения в поведении, гиперконформные и подверженные эффекту группомыслия;

​ высоконравственные устои с тенденциями к идеализации чувственных и сексуальных отношений, т.е. с признаками гиперсоциальности.

Целью данного уровня является выявление детей, с признаками возможной суицидальной направленности, испытывающих социальную напряженность в группе сверстников, имеющих заниженную самооценку. Характер кризисной ситуации подростков на этом уровне связан с недостаточностью самоидентичности, находящей проявления в сложных межличностных отношениях и приводящей к ситуации отвержения. Желание обрести целостную картину себя через отношение значимых других лишь увеличивают неопределенность и напряжение, которые, в свою очередь, приводят к разрыву отношений с референтной группой, поэтому необходимо сопровождение детей, подростков и их семей.

Деятельность специалистов учебного заведения на данном этапе должна быть направлена на:

​ факторы риска суицидального поведения, имеющиеся у ребенка;

​ биологические, психосоциальные (особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении), психические и ситуативные условия;

​ степень проявления суицидальной симптоматики;

​ особенности поведения в стрессовой ситуации;

​ особенности импульсивности и самоконтроля;

​ формирование позитивного образа Я.

Эффективным методом работы на данном этапе будут групповые занятия и занятия в мини-группах по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, развития эмпатии.

Задачами педагога-психолога на данном этапе является:

​  Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Помощь в преодолении несоответствия самооценки «Я – концепции» и поиске референтной группы, помощь в выстраивании пространственно-временных представлений.

​ Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

​ Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

​ Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

​ Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

​ Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

С педагогами проводится просветительская работа в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции возможности оказания ими помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается уйти из жизни, важно располагать информацией об особенностях взаимодействия с потенциальным суицидентом. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому и знать, к кому обратиться за помощью в острой ситуации, а также знать телефон службы доверия.

Третий уровень (умеренная степень суицидального риска) – предполагает наличие суицидальных попыток в прошлом потенциального суицидента, наличие идей и твердых планов, при наличии мотивации улучшить свое психоэмоциональное состояние и статус в группе сверстников, при этом присутствуют суицидальные намерения. Этот уровень предполагает индивидуальную работу с детьми, проявляющими признаки демонстративного или шантажно-суицидального поведения. Профилактическая работа на этом уровне направлена на улучшение адаптации, снижение вероятности развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения. Научение подростков распознавать признаки надвигающейся беды, дает возможность им использовать навык оказания помощи по телефонам горячей линии или телефонов доверия.

На данном этапе немаловажно будет диагностировать смысловую направленность демонстрируемого несовершеннолетним поведения:

- «протестное» или из чувства мести. Возникает из-за наличия конфликта с целью отрицательного воздействия на стрессовый объект с яркими проявлениями враждебности и агрессивности;

- «призыв» - пассивная реакция привлечения внимания к проблемам, поиск помощи для изменения ситуации;

- избегание наказания;

- самонаказание (часто сопровождается депрессией).

Целью работы на данном уровне будет оценка риска возможности самоубийства:

​ крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план),

​ серьезная (есть план, но нет орудия осуществления),

​ умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

По определению А. Г. Амбрумовой [1], суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания микросоциального конфликта.

Характерологическими особенностями личности суицидента являются: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, низкая фрустрационная толерантность. В пресуицидальном периоде у подростков выявляют различные варианты депрессивных состояний часто на фоне подростковых акцентуаций характера. В этой связи необходимо рассматривать социальные факторы: условия воспитания в семье, риск социальной дезадаптации и развития деструктивного поведения, который зависит от уровня дисфункции личности. Суицидоопасные депрессии у несовершеннолетних проявляется по-разному, часто в зависимости от наличия психологической акцентуации характера.

У гипертимного подростка – склонность к риску, пренебрежение опасностью.

У циклотимного – субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.

У эмоционально-лабильных подростков суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределённом стремлении “что-то с собой сделать”. Другим фактором может служить желание “забыться”. Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.

Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности – реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений происходит с неожиданной их реализацией.

Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.

Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего, наносят порезы, ожоги, порой из мазохистских побуждений. Опьянения, нередко, протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.

Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.

Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.

Конформный подросток может совершить суицид за компанию.

Суицидальное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вернуть, таким образом, утраченную позицию. Наиболее суицидоопасна позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников. Протестные реакции свойственны подросткам, стремящимся уклониться от опеки, либо сохранить независимость в семье.

Гиперопека со стороны родителей может служить источником постоянного психического напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях суицид протеста.

Протестные формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл – в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть – конкретная форма протеста, нанесения ущерба враждебному окружению. При поведении типа призыва смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

При суицидах избегания суть конфликта в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл – избегание непереносимой ситуации путём самоустранения.

Самонаказание можно определить как “протест во внутреннем плане личности и сосуществование 2-х ролей: «Я – судьи» и «Я – подсудимого». Уничтожение в себе врага.

При суицидах «отказа» мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни.

Профилактическая деятельность специалистов образовательной организации на этом уровне направлена на оказание консультативной помощи и выведение подростка из «проблемного коридора», расширение границ его деятельности, включение в творческие группы по интересам с учетом особенностей развития и проявлений акцентуаций характера. Должна проводиться работа с представлениями о временных перспективах и построении жизненных планов несовершеннолетнего. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос о помощи в тесном контакте с родителями.

Особое внимание должно быть направлено на эмоциональный климат в школе и классе.

4 уровень (высокий риск суицидального риска) содержит - наличие четких и твердых планов причинения себе вреда. Подростком продуманы средства для осуществления задуманного. Были попытки суицида в прошлом. Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие временных перспектив, отвергает предлагаемую социальную поддержку. Работа в учебном заведении предполагает деятельность по нейтрализации стрессового состояния у сверстников и возможных очевидцев происшествий (дети, подростки, персонал школы), а также одноклассников, членов группы по интересам и т.д.), купирования возможных случаев копированных самоубийств. Программы профилактики на этой стадии должны быть направлены на усиление личностных ресурсов (формирование навыков решения проблем, саморегуляции поведения, повышение самооценки, формирование круга социальной поддержки).

Основные методы, которые могут быть использованы в данной работе в школе:

​ работа с классом и в малых группах, так как это обеспечивает большую безопасность участников. При этом желательно, чтобы состав группы все время менялся;

​ мини-лекция как форма подачи новой информации. Требования: лекция должна быть короткой, предусматривающей обратную связь, простой, понятной и проиллюстрированной;

​ столкновение мнений (дискуссия), что включает в себя обмен взглядами на какую-либо тему, связанную с поиском решения определенной проблемы;

​ использование в ходе занятий ролевых игр, то есть инсценировка коротких сюжетов на выбранную тему. Этот метод облегчает понимание других людей, позволяет попробовать свои силы в различных ситуациях, развивает способность решать проблемы;

​ беседы и коллективные обсуждения. И для детей, и для взрослых хорошо и уместно использование вспомогательных видео материалов (иллюстрации, видео фильмы, таблицы).

Для предотвращения суицидов у детей учителя, психологи, социальные работники должны могут сделать следующее:

- вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

5 уровень – клинический, предполагает работу медицинского персонала с несовершеннолетним, предпринявшим попытку суицида, и не предусматривает проработку школьными специалистами. Но человек, оказавшийся рядом с потенциальным суицидентом, в кризисный момент в ожидании профессиональной медицинской помощи, должен знать как правильно себя вести.

В психотравмирующей ситуации, при выраженных признаках психологического неблагополучия, экстренная помощь должна оказываться и детям, пережившим травматическое событие и их родителям и педагогам и администрации образовательной организации.

Если в школе произошел случай суицида, то специалист Центра психологической помощи или психолог школы проводит беседу с классом, осуществляя диагностику психофизиологического состояния учащихся. Это поможет выстроить последовательность событий, оценить уровень угрозы, повысить взаимопонимание и доверие между одноклассниками, обрести утраченное равновесие, адаптироваться и отрефлексировать случившееся. Также психологом оказывается индивидуальная помощь, которая предполагает установление эмоционального контакта с собеседником, помогает снять ощущение безысходности, установить последовательность событий, которые привели к кризисной ситуации, начать планирование действий по преодолению кризиса.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы срабатывали правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

В заключение следует отметить, что в организации профилактической работы необходимо учитывать разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения вообще и суицидального в частности. А именно:

индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида;

педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения;

социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ

(ГЛОССАРИЙ)

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Аффективное суицидальное поведение - суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Буллинг (англ. bullying, от bully – хулиган, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, притеснение, травлю, физическое или психическое насилие, направленное на то, чтобы вызвать у человека (не способного защитить себя в данной ситуации) страх с целью подчинить его другому человеку (либо группе людей).

Дидактогения (от греч. didaktikos - поучительный, genos - происхождение) – негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя, наставника, тренера).

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

Концептуальная модель (англ. conceptual model) — это модель, представленная множеством понятий и связей между ними, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области или её конкретного объекта.

Превенция (от лат. praeventio - опережаю, предупреждаю; англ. prevention) - предупреждение, предохранение, предотвращение. Например, в праве превентивными мерами называют профилактические и др. меры, направленные на предотвращение преступлений и др. правонарушений.

Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Суициденты, как правило, соответствуют дезадаптивному уровню психического здоровья, когда не решаются внутренние проблемы, нарушен баланс между внешним и внутренним миром.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидальное поведение как девиация – это отклоняющееся от различных норм ситуационные поведенческие реакции. Психические состояния, нарушения в развитии личности, приводящие к дезадаптации подростка в социуме и нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу сложившихся неадекватных паттернов поведения.

 Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Эклектический подход в психологии (от греч. eklektikos - способный выбирать, выбирающий) - интеграция стилей, идей, взглядов, основанная на их гармоничном сочетании.

Авторы: Липницкий К.И., Михайлова М.П, Щевелёва Н.В. / Под ред. Ю.В. Картушина. – АСОУ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция одарённости

Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...