О вопросе педагогического управления познавательной деятельностью обучающихся
статья по теме

Нечаева Юлия Викторовна

Статья посвящена актуальному вопросу - педагогическому управлению познавательной деятельностью обучающихся в общеобразовательной школе.

Учебно-познавательная деятельность - это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний,  способами деятельности, компетенциями. Такая деятельность должна быть организована учителем-тьютером, помощником, наставником, который умело развивает творческую личность ученика, его индивидуальные способности в учебно-воспитательном процессе.

Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в режиме взаимодействия педагога и  обучающегося. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_voprose_pedagogicheskogo_upravleniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 О вопросе педагогического управления

познавательной деятельностью обучающихся

Педагогическая работа связана с организацией познавательной деятельности  обучающихся разных возрастов, с привитием в учениках положительной мотивации к обучению, развитию способности к самообучению и самостоятельному отношению к своему самообразованию и самосовершенствованию.

Раньше учитель вместе с учебником были основными источниками знания, учитель являлся также контролирующей инстанцией, субъектом познания, то в новой системе учитель  - тьютер, организатор самостоятельной, активной,  познавательной деятельности учащихся, консультант и помощник.

Его профессиональные умения направлены, прежде всего, на диагностику деятельности учащихся, чтобы вовремя помочь ученику преодолеть трудности в познании и применении знаний, подготовиться к очень серьезным, ежегодно усложняющимся выпускным экзаменам.  

Учитель должен научиться управлять познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития.

Если ученик знает, как учиться в школе, работать с книгой, найти нужную информацию в интернете, получить знания от учителя, находить и преобразовывать нужную информацию, чтобы решить ту или иную учебную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить  обучающихся читать, писать, считать и т.д.

Выпускник современной школы должен обладать качествами личности:

·         гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

·         уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

·         умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;

·         самостоятельно критический мыслить;

·       видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

·        четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

·         быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;

·         грамотно работать с информацией;

·        быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Перечисленные выше качества личности  обучающегося общеобразовательной школы формируются сами собой.  Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые, наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Сегодня настоящее педагогики – за деятельностным или, как говорят, системно-деятельностным подходом. В его основе – и психологическая теория деятельности                    С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теорий деятельности с философской точки зрения Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга и педагогов-новаторов.

Главное то, что в основе деятельности лежит система объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. Основные признаки  деятельности - целостность и целенаправленность. Это означает, что деятельность реализуется человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели. Деятельность открыта и универсальна, имеет преобразующий и целеполагающий характер и  позволяет рассматривать ее как форму исторического культурного творчества. Учебно-познавательная деятельность возникает при взаимодействии «учитель - ученик» при следующих условиях: высоком уровне активности обоих участников образовательного процесса; это, в свою очередь, возможно в атмосфере равноправных, партнерских отношений; эти отношения возможны при высоком уровне овладения учащимися учебно-познавательными умениями; эти отношения также возможны при условии глубокого знания учителем, преподавателем или воспитателем особенностей каждого учащегося, т.е. при индивидуальном подходе. Нарушение одного какого-либо условия неизбежно, по мнению Ю.К. Бабанского,                         Т.А. Ильина и др., ведет к отказу от взаимодействия и переходу к  воздействию учителя на ученика.

Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели, а также является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое, а также двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса в целом участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение). Обучение возможно только при условии активного взаимодействия учителя и ученика.

Учебно-познавательная деятельность - это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний,  способами деятельности, компетенциями.

Как же организовать такую деятельность? Нужно практически применять инновационные формы обучения и использовать требования к организации уроков по ФГОС.

Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача инновационного обучения состоит в том, чтобы помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние резервы. Человек постоянно находится в процессе совершенствования. Индивидуум стремится выявить свои природные задатки, личность – найти свое место в обществе, индивидуальность - достичь целостности, уникальности, самореализоваться.

Ученик становится субъектом управления учебной деятельностью не сразу. Индивидуальность школьника раскрывается в условиях совместной деятельности его и учителя, вначале при управляющем воздействии преподавателя; на более высоком уровне – в управляющем взаимодействии, в условиях равноправного самоуправления; и только затем – в режиме самоуправления учащимися своей деятельностью учения.

Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в режиме взаимодействия педагога и учащегося.  Управление обеспечивает наличие самого процесса, его анализ, целенаправленность, организацию.

          Организация инновационного обучения обеспечивает приобщение всех школьников в процесс познания и саморазвития на максимальном для каждого уровне успешности, влияет на раскрытие индивидуальности каждого ученика. А главным отличием  процесса познания при инновационном обучении является тип овладения знаниями, когда создаются оптимальные условия для включения  обучающихся в творческий процесс, где важна не только цель учебных заданий, но и предоставленная ученику возможность самораскрытия, самопостижения, самоактуализации. Это достигается применением различных форм обучения.                                                                                                                                                                                    

Оптимизировать учебно-воспитательный процесс позволило внедрение инновационных форм обучения в свою педагогическую практику. В раздаточном материале  - перечень некоторых инновационных форм организации урока. Урок-мастерская, урок-практикум, урок–лабораторное занятие, урок-семинар, урок–диспут, Интернет-урок, интегрированный урок и другие нестандартные формы уроков позволяют школьникам почувствовать себя субъектом познавательной деятельности.

Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы организовывать педагогическое управление с учетом требований сегодняшнего дня? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться  к профессиональному и личностному совершенству.

Предлагаю задуматься над следующими афоризмами:

  • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (Ключевский В. О.).
  • «Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером» (Герцен А.).
  • «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (Ушинский К. Д.).
  •  «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (Ушинский К. Д.).
  • «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться» (Макаренко А. С.).
  • «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (Макаренко А. С.).
  • «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Хаббард Э.).
  • «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние» (Генри Брукс Адамс).

 Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение =преподавание + учение). Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с нашими. Бывает, что у учителя запланировано на уроке одно, а в результате противоречия со стороны  обучающихся – выходит совсем другое.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

·        целеполаганием обучающихся;

·        мотивацией их деятельности;

·        формированием компетенций обучающихся;

·        созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

·        созданием проблемных или эвристических ситуаций;

·        комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока. Формула сегодняшнего дня ( с учетом требований ФГОС): ученик учится сам, учитель создает для этого условия.

Сначала учителю надо определить цели и задачи ученика, предложить ученику выбрать для себя собственные цели урока, затем организовывать способы достижения этих целей.

И тогда профессиональный успех педагога зависит от учебного успеха обучающегося.

Успех учителя как управляющего учебными процессом по своему предмету зависит от его конкретных способностей, навыков, которые надо в себе развивать, совершенствовать. Это и на курсах повышения квалификации, путем самообразования, путем организации собственной диагностики знаний, умений, УУД своих обучающихся.

Давайте поставим перед собой цель – добиваться добросовестной, качественной работы, верить в учеников, совершенствовать себя и через управление познавательной деятельностью добиваться личностного, интеллектуального, творческого роста своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Процесс обучения невозможен без положительной мотивации. В работе раскрываются педагогические технологии, применяемые на уроках химии для активизации познавательной деятельности....

Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...

Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики

Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлеченности учением, активности, самостоятельности....

Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики

Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлечения учением, активности, самостоятельности....

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках иностранного языка.

Для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, ...

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.

Управление познавательной деятельностью обучающихся  на уроке...

Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.

       Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организ...