Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Жибоедова Елена Геннадьевна

Управление познавательной деятельностью обучающихся  на уроке

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление познавательной деятельностью обучающихся  на уроке.

     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  

   За время работы в школе мною накоплен, может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы. Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы.

   К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.  Для этого я изготавливаю наглядные пособия,  подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями,  таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства.

   Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.

На уроках русского языка:

1. Различные виды диктантов.

     Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

      Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

      Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

      Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.

2. Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

3.  Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

5.  Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

На уроках литературы:

1. Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.

2.  Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности.

3. Работа с текстом на уроке – этот интересный и занимательный вид деятельности подходит как для урока русского языка, так и для урока литературы. Работая с текстом, учащиеся учатся формулировать тему, идею художественного произведения, знакомятся со средствами выразительности языка, определять композицию, рифму и размер (если это стихотворное произведение), чувствовать настроение автора. Если это эпическое произведение, то обращается внимание на особенности восприятия и изучение учащимся эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня, очерк).  Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.

4. Выразительное чтение – направлено на взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора.

     Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы.  Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.

    На уроке по лексике, чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, читаю примеры детской речи, записанные К. Чуковским:

Мальчика спрашивают о сестре:

-Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

-Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

Возможно и такое задание:

Определите, в каком значении - прямом или переносном - употреблены выделенные слова:

Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая!

А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят.

                                              (Е. Серова)

         При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому использую такие, например, задания:

У шиповника - шипы.

На шиповнике - бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои слепит

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

Установив значение слов, учащиеся приходят к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы.

      Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

       Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету. На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

      На уроке по изучению деепричастия, чтобы определить роль этой части речи в художественном тексте, ребятам было предложено найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» деепричастия. Ученики отметили, что деепричастия делают речь более точной, выразительной, дорисовывают основное действие.

     Как средство активизации учащихся может быть использование нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

   В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки». Это

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

 Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

          Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

II. Принцип постепенного наращивания трудностей

Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос, и укажите вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему вопрос Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны”.

     Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся.

     Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение учениками задач.

      В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.

IV. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

V. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».

Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества  для познания и найти...

"Активизации познавательной деятельности обучающихсю на уроках географии, через использование ИКТ"

На данном этапе проведение уроков в школе не возможно без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно о...

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

В спортивной деятельности под термином метод понимают способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (ученика и учителя)...

Управление познавательной деятельностью на уроке

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует владения стратегиями познавательной деятельности. Т.е. учебный про...

Управление познавательной деятельностью на уроках Черчения для 9 классов

Презентация с разработкой "Управление познавательной деятельностью на уроках Черчения для 9 классов"...

Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...

Управление процессами познавательной деятельности на уроках

Педагог - психолог - Парамонова Е.С.КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченнымивозможностями здоровья»Тот ф...