Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках иностранного языка.
статья по теме

Для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление  познавательной деятельностью обучающихся на уроке иностранного языка

доклад

учителя  иностранных

                         /немецкого и английского/  языков  высшей

                     квалификационной категории

                              МОУ  «СОШ села Берёзовая                              Лука Духовницкого района

Саратовской области»

                                                      Умниковой А.С.

2017 год

               Образование - это то, что остается после того, как все выученное забудется.                

 / Макс Теодор Феликс фон Лауэ,   физик, лауреат Нобелевской премии/

Управление  познавательной деятельностью обучающихся на уроках иностранного языка.

 

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию, содействует  укреплению  активной, творческой жизненной позиции.

Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.

Изменение статуса иностранного языка в системе образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка.Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности, обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры. На бытовом уровне, у обучающихся, уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом, и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения. При организации учебного процесса в соответствии с новыми целями обучения учителю следует исходить из того, что отношение к культуре изучаемого языка должно строиться на эмоционально-личностной основе и предмет обсуждения должен затрагивать проблемы, актуальные не только для носителей изучаемой культуры, но и релевантные для самих обучающихся. Непонимание или отсутствие интереса к какой-то отдельно взятой теме могут быть перенесены на всю иноязычную культуру в целом. Поэтому для развития поликультурной личности, предупреждения культурных предрассудков целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры.

Обычаи и традиции отражают культуру и историю народа. Знакомясь с ними, учащиеся имеют возможность лучше представить себе жизнь простых людей, их пристрастия, увлечения, интересы. Они имеют возможность также узнать, что люди в другой стране тоже любят праздники, что под новый год ждут подарков, а на Пасху также красят яйца и устраивают веселые игры.

Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизводить материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.

Обобщая многолетний опыт преподавателей иностранного языка, можно сделать вывод, что одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике способов развития познавательного интереса, является творческое задание.

Широкое применение творческих заданий способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Так, например, песни, стихи, использованные в фонетической зарядке, не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования.

Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Немецкая песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных  уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической, исторической информации. Не использовать этот материал в преподавании языка неразумно. Дуэт“Ich+ich” (песни о любви), рождественские песни, песни о зиме и др. детские песни.

У меня накоплен богатый песенный материал по различным темам .  Недавняя тема - это «Рождественские песни.» Предлагаю спеть «AlleJahrewieder» и «Schlittenfahrt, Schlittenfahrt.» Все песни аутентичные.

(Песни)Со  стихотворениями мы работаем также творчески, создавая продукт русско- немецкой дружбы путём пересочинения, используя частичный перевод.  Например:

Мороз и солнце Таg чудесный

Ещё ты дремлешь, Freund прелестный, … и так далее.

Творчески подходим к обработке песни « В лесу родилась ёлочка».

Я вам предлагаю пересочинить детское стих-е «Наша Таня громко плачет.»

Вот вам  и межпредметные связи.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно - межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т. д. И успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. Социальные роли носят искусственный, условный характер. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

 1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.

5) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (она строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и «актерские» возможности учащихся.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Инсценировки диалогов способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке и являются одним из важных средств нравственного воспитания личности.

Одним из способов активизации деятельности учащихся на уроках иностранного языка является использование метода проектов, основанного на технологии проблемного обучения.

Преимущества проектной работы уже давно известны и используются в западной методике преподавания разных предметов. Для чего нужно использовать проектную методику при обучении ИЯ? 

- Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, своих интересах и т. д.

- Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с людьми, искать фотографии, делать аудио и видеозаписи и т .д. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе.

- Повышение значимости ИЯ как средства общения. Сообщая о себе, своих интересах, окружающем мире на иностранном языке, учащиеся открывают для себя ценность  ИЯ как языка международного общения. Проектная работа готовит  учащихся к общению.

- Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

- Конечным продуктом может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, ее постановка, работа с элементами исследовательской работы и т.д. По определению носителей языка проектная работа является "продолженной, расширенной языковой деятельностью…, требующей разнообразных умений и навыков, сосредоточенных на раскрытии определенной темы более, чем на особых языковых целях ". Основное преимущество использования проектной методики в том, что ИЯ в этом случае перестает быть обязательным трудом, а становится средством общения и объектомрадости.                  
- МОТИВИРОВАННОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к заданию. Позитивная мотивация является определяющим фактором АКТИВИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся. Это ключ к успешному изучению ИЯ.

- АДЕКВАТНОСТЬ, т.е. КАК учащиеся относятся к языку: ИЯ часто представляется учащимся как что-то нереальное; проектная работа помогает понять, что на ИЯ можно говорить о понятном, интересном мире, а не только о том, что касается только Германии.

При оценке любого готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся, являющимся средством активизации их познавательной деятельности и оптимизацией учебного процесса в целом, становится степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. 

Наши проекты:«Книга о себе» или « Я и моя семья» (Это долгосрочный проект на бумажном носителе), «Времена года», «Моё любимое время года», «Традиции и обычаи Германии», «Рождество», «Праздник Октоберфест», «Пасха», «Школа», «Великие люди Германии», «Города Германии», «Достопримечательности Германии», «Погода», «Электронные поздравительные открытки» и др.

Для развития познавательного интереса обучающихся я использую интернет.

С детьми проводим виртуальные экскурсии по достопримечательностям и городам Германии  с целью включения в социокультурную среду, изучаем Германию в виде видеосюжетов и фильмов. В старших классах, я  использую популярный учебный молодёжный сериал  «Jojo sucht  das Glück» на немецком языке без титров или с титрами и с интерактивными заданиями. Это многосерийная теленовелла от DW. Студентка из Бразилии Jojo приезжает в Кёльн учиться. Её ждут многочисленные приключения, приятные и не очень, встречи, восторги и разочарования. Подходит для уровня владения языком В1-В2. Ко всем видео прилагаются тексты, упражнения и глоссарий.Дети дома работают с этими сериалом. Этот сериал используют широко по всему миру с целью изучения немецкого языка. Также я использую видеофильмы, мультфильмы, аудиотексты, игры, интерактивные лексические и грамматические упражнения с сайтов http://www.de-online.ru/, http://startdeutsch.ru/. Эти сайты я также рекомендую ученикам для самостоятельной работы в изучении немецкого языка.

Использую интернет-сервис   Learningapps.org

(Показываю личные приложения ( созданные мои материалы) Artikel, Grundformen der Verben, Steigerungsstufen der Adjektive und Adverbien и др.)

В обучении английскому языку  использую компьютерную обучающую программу EnjoyEnglish (2 кл.-4 кл.)Программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу в классе с применением мультимедийного  проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также может быть использована для самостоятельной работы учеников в домашних условиях.

    Она обеспечивает эффективное формирование навыков аудирования и способствует развитию фонематического слуха и памяти учащихся начальной школы в игровой форме.Игровые задания расположены так же, как идут темы в учебнике – упражнения даже пронумерованы – т.е. сделав какое-то задание по учебнику, ребёнок может закрепить знания, сыграв в компьютерную игру на те же слова, звуки и т.п.

* задания направлены на запоминание слов (как устно, так и письменного образа слова, есть задания, где тренируется правильное написание слов – спеллинг), грамматики, очень большое внимание уделяется тренировке в аудировании (восприятии английской речи на слух), также есть ситуативные игры, где ребёнок в итоге запоминает полезные фразы, выражения, нужные в диалогах на определённые темы.

Использование этих  средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

Заключение

 Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Библиография

. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью / Е.Л. Белкин. - Ярославль: Верх-Волжск, 1999.

. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В.О. Бернацкий. - Томск, 1996.

. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при обучении иностранным языкам / К.Б. Есипович. - М.: Просвещение, 2000.

. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: сб. материалов. - ЛГПИ, 2002.

. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся / Ф.К. Савина. - Волгоград, 1999.

. Хохлова В.В. Особенности восприятия культуры страны изучаемого языка / В.В. Хохлова // ИЯШ. - № 3. - 2004. - С. 76-80

. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 2003 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка

В статье изложен теоретический материал и  приложены образцы упражнений, которые могут быть использованы на уроке при  организации самостоятельной деятельности обучающихся....

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка

В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Проектная деятельность обучающихся на уроках иностранного языка.

В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит приз...