Доклад
методическая разработка на тему

Рыбина Елена Юрьевна

                                                      Программа

семинара заместителей директора по учебной работе

Целинского района.

Тема семинара:

«Проблемы и перспективы организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.»

Дата проведения: 27 февраля 2018 года

Место проведения: МБОУ Хлебодарная СОШ № 18

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx136.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы и перспективы организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы»

Добрый день, уважаемые коллеги!  Мы рады приветствовать Вас в нашей школе. Добрый день, уважаемые коллеги! Мне приятно видеть вас сегодня. Наша встреча проходит в рамках темы

Благославляю всех детей на свете! 
Они для нас , как яркие цветы ! 
Но есть еще "Особенные" дети... 
Они как ангелы, "Целители души "! 

Они в наш мир не зря приходят. 
Всевышний посылает Ангелов- детей, 
Особенных детей,как испытанье вроде, 
А в самом деле, чтоб лечить людей. 

Лечить нас от всего , 
Что нас самих калечит. 
От злобы черной, от бездушья темноты. 
Он выбирает только сильных плечи - 
Им можешь оказаться - Ты! 

У Ангелов- детей ,нет крылышков конечно, 
Но загляните им в глаза ! 
Там столько доброты беспечной! 
И чистая, как ангелов душа! 

Особенные дети ,как с другой планеты 
К нам присылает их Господь не зря! 
Они нам раскрывают душ секреты, 
Он помогает нам понять себя.... 

Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли

Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех? 

Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей

Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь
Прослушав это стихотворение вы наверное уже поняли, что сегодня мы будем говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья

Тема нашего семинара: «Проблемы и перспективы организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы»

В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных учреждениях. Все лица, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение качественного образования без какой-либо дискриминации.

«Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”
                                                                                                              Жан Ванье        
                                 

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева:

«Главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья»

Д.А. Медведев

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

 Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

19 декабря 2014 г. вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября  2016 г;  обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Обучающиеся с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

 У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

 Сейчас инклюзивному образованию уделяют довольно много внимания, особенно в СМИ. В эфир выходят ролики социальной рекламы с лозунгом: «Включайтесь в движение за инклюзивное образование!», но мало кто понимает и мало кто интересуется, о чем идет речь. Да, реклама дает некое представление о том, что это школы, где дети-инвалиды и просто дети учатся вместе. Но ведь на самом деле это очень узкое представление.

Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного об- разования  данная схема.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

«Обычное» образование

• «Обычный» ребенок

• Круглые колышки

для круглых отверстий

• Обычные педагоги 

• Обычные школы

Специальное образование

 

• Особый ребенок 

• Квадратные колышки

для квадратных отверстий

• Специальные педагоги 

• Специальные школы

Интегрированное образование

 

• Адаптация ребенка к требованиям системы

• Превращение квадратных колышков в круглые

• Система остается неизменной

• Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Инклюзивное образование

 

• Все дети разные 

• Все дети могут учиться 

• Есть разные способности,

различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол

• Адаптация системы к потребностям ребенка

Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем ин- теграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.

С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема. Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей.Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты). Часто появляется проблема доставки ребенка в школу. Необходимо предусмотреть транспортную поддержку. На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования. Готовность образовательной средыучреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми

образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.

Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «приговор» инклюзии. Любая проблема должна быть переведена в область задачи. Только рассматривая совместно проблему готовности школы к обучению детей с ОВЗ и трудности, возникающие у самых обычных учеников, можно достичь полноценной инклюзии в этой школе. В жизни часто в борьбе за права меньшинств  попираются права остальных людей. Попытки исключить дискриминацию, сосредоточив на ней все внимание, оборачиваются еще худшим фарсом. От инклюзивного же обучения стоит ждать улучшения качества жизни и учебы всех детей, реального равенства возможностей в раскрытии заложенного природой потенциала.

Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников. Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом.

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. В современных условиях неготовности школ далеко не каждый ребенок может обучаться в условиях инклюзивного образования. Может случиться так, что ученик по причине своих интеллектуальных характеристик не сможет освоить массовую программу, даже при условии её адаптации. Или тяжесть его двигательного и сенсорного нарушения настолько велика, что обычная школа не сможет обеспечить для него условия доступности. Только тогда по решению школьного консилиума или ПМПК возможно рассматривать вопрос о переходе ученика в другую школу, которая реализует специальную программу обучения и имеет всех необходимых специалистов. Большую роль в этом вопросе играют родители, их мнение и желание обучать своего ребенка в той или иной школе. Им принадлежит право «решающего» слова. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например,

отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Но еще более значимыми трудностями оказываются «барьеры», возникающие во взаимоотношениях людей. Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в сообществе родителей. Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса,

потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.

Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

  1. Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
  2. Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
  3. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
  4. Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Они вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, благодаря чему узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимая своих учеников и своё призвание.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

В целях выполнения Закона "Об образовании в РФ» администрация Хлебодарной СОШ № 18  создает необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. По адаптированной программе обучается 3 учащихся: 1– обучение на дому, 2 – обучение в общем классе по адаптированным образовательным программам.

Михтатов Мустафа Айюбович – ученик 1 класса, обучается по АОП для обучающихся с ЗПР. В 2016-2017 учебном году Мустафа пришёл в 1 класс в возрасте 6,7 лет, обучался по программе «Школа России», у мальчика мотивация к учебной деятельности была снижена, уровень познавательных возможностей крайне низкий, память носит механический характер, сохранность знаний слабая. После диагностики классным руководителем и педагогом-психологом готовности к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:

11111111111111111111111111111111111111111111111

Классный руководитель 1 класса Бокша М.Л. обратилась к председателю школьного ПМПК  Рыбиной Е.Ю., что по результатам наблюдения условно определился ребёнок, который не усваивает общеобразовательную программу для обучающихся 1 класса. По решению школьного консилиума, ребёнок был направлен на ПМПК в с. Песчанокопское.

По заключению ПМПК мальчику рекомендовано, обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР, очная форма, полный день. Использование специальных методов и приёмов обучения в соответствии с АОП, дополнительные занятия с учителем русского языка. Занятия с психологом. Повторное обследовании на ПМПК при необходимости, наблюдение психиатра, невролога.

Михтатов Мустафа по заключению ПМПК, заявлению родителей и решению педагогического совета, был оставлен на повторный курс обучения в 1 классе.

Носов Захар Алексеевич – ученик 2 класса, обучается по АОП для обучающихся с ЗПР. В 2015-2016 учебном году поступил в 1 класс в возрасте 7 лет, обучался по программе «Школа России», у мальчика мотивация к учебной деятельности средняя, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания, память носит механический характер, предметные представления недостаточны по возрасту, запоминание материала даётся с большим трудом.

После диагностики классным руководителем и педагогом-психологом готовности к овладению грамотой и математикой, были получены следующие результаты:

11111111111111111111111111111111111111111111111

По окончанию первого класса Захар не овладел планируемыми результатами освоения основных учебных предметов (литературное чтение, математика), но на повторный курс обучения не был оставлен Т.К родители были против. Ребёнок был переведён во 2 класс с условием, дополнительных занятий по литературному чтению, математике, русскому языку в летний период.

Обучаясь во 2 классе Захар показал также слабые знания по основным предметам, ученик не может списывать с рукописного текста, с печатного текста списывает печатными буквами. Самостоятельные работы не выполняет, отказывается. Навык самоконтроля развит слабо. На уроках математики выполняет сложение и вычитание чисел при помощи счётных палочек, палочек, пальцев, линейки. С трудом осуществляет прямой счёт в пределах десяти, совершенно не знает обратный счёт. Стихотворения наизусть учит плохо. Мальчик мало проявляет интереса к урокам музыки, технологии и ИЗО, с удовольствием занимается на уроках физической культуры. По решению школьного консилиума, ребёнок был направлен на ПМПК в с. Песчанокопское.

По заключению ПМПК мальчику рекомендовано, обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР, очная форма, полный день. Использование специальных методов и приёмов обучения в соответствии с АОП. Занятия с логопедом по развитию всех компонентов речи. Занятия с психологом по формированию произвольной деятельности, функции программирования и контроля.  Наблюдение психиатра.  Вероятный прогноз развития неопределённый.

Носов Захар по заключению ПМПК, заявлению родителей и решению педагогического совета, был оставлен на повторный курс обучения во 2 классе.

В 2017 году в нашу школу пришёл мальчик с РАС.

Поэтому я хочу немного рассказать о детях, которые имеют такой диагноз.

Аутист – это   человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.  Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем или пронзительным криком. Иногда это не прекращается до тех пор, пока не будет восстановлен прежний порядок или не будет убрана незнакомая ребёнку вещь.

Дети с синдромом аутизма активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. У этих детей отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи.

Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Поэтому надо, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот,  — здоровые приспосабливались к нему.

Аутизм относится к психическим заболеваниям. Термин «психическое заболевание» подразумевает, что для лечения в первую очередь следует обратиться к психиатру; и только когда психиатрическая помощь окажется в достаточной степени успешной, начинают уделять внимание (специальным видам) воспитания и образования.

Как учатся дети с РАС?

Программы обучения В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка. Программа

 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор. Программа

8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет. Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей они могут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития).

Срок обучения по программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Нужны ли детям с РАС особые учебники?

 Это больной вопрос, так как универсального учебника для детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход. В настоящий момент, обучая детей с РАС по программам 8.1 или 8.2, учителя могут брать за основу линейку для общеобразовательной школы, но и в этой ситуации учебники нуждаются в адаптации. Если же ребенок обучается по программе 8.3 или 8.4, то за основу берутся учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, которые тоже нужно адаптировать. Например, уменьшать число упражнений на одном листе, делать крупнее шрифт, уменьшать количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавлять визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание). Обычно учителя инклюзивных школ сами, как могут, адаптируют те или иные главы учебников под нужды учеников. Но, конечно, если бы когда-нибудь появился учебник для детей с РАС, хотя бы усредненный – это было бы очень ценно.

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС?

По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, то школа не будет готова обучать ребенка с РАС, и это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

Может ли администрация школы отказать ребенку с РАС в обучении?

Непростой вопрос. С одной стороны, согласно Закону об образовании, любой ребенок с любой степенью РАС при сохранном интеллекте может учиться в массовой школе.

 С другой, далеко не каждая школа способна предоставить такому ребенку все необходимые условия.

 Инклюзия – это очень дорогое удовольствие для школы, которое к тому же не так просто организовать. Если школа не может предоставить ребенку с РАС все условия для обучения, у родителей есть два выхода: либо найти другую школу, либо настоять на создании специальных образовательных условий для их ребенка в этой школе.

 То есть ученик с РАС для школы – неизбежная проблема? Если мы имеем дело с негативистским сценарием (когда родители не признают особенностей ребенка) – да, это безусловно проблема для всех. Если же родители обзавелись всеми необходимыми документами, возможно, оформили ребенку инвалидность – то для школы это своего рода возможность. Вместе с документами об инвалидности ребенка родители приносят в школу и дополнительные бюджетные средства. В некотором смысле школе даже выгодно побороться за статус инклюзивной

. Все ли школы могут гарантировать ребенку с РАС адекватное обучение?

 Конечно, не все. Как правило, на этапе приема представители администрации школы честно объясняют родителям, что школа не готова предоставить ребенку надлежащих возможностей. Тогда ребенку могут порекомендовать коррекционную школу или дать адрес ближайшей инклюзивной школы. Такие школы есть: они вкладывают много сил и денег в то, чтобы удерживать статус инклюзивных, ресурсных. Родителям детей с РАС стоит поискать такую школу: учиться в ней ребенку будет гораздо полезнее. Но таких школ немного

 Известно, что многим детям с РАС показано учиться с тьютором – личным помощником и наставником. Где найти тьютора для ребенка, должна ли этим заниматься школа? Если по заключению ПМПК ребенку полагается помощь тьютора в обучении, то школа должна предоставить ему тьюторское сопровождение. Для этого в школе вводится дополнительная штатная единица. Всего есть три формы тьюторского сопровождения: Должность тьютора есть в штатном расписании, и тогда тьютора вам предоставляет школа. У вас обычная школа, тогда родители сами находят, приглашают тьютора и, вероятнее всего, сами изыскивают способ оплатить его услуги, но при этом тьютор обязательно подписывает договор со школой. Родители прибегают к помощи студентов, проходящие производственную практику, или волонтеров. Волонтера может найти как школа, так и семья ребенка, обратившись в одну из общественных организаций по вопросам поддержки детей с аутизмом. Здесь важно, чтобы найденный человек обладал достаточным уровнем понимания ребенка. Самый неблагоприятный вариант – когда в качестве тьютора на уроках в школе присутствует один из родителей ребенка. Мы не поддерживаем такую ситуацию, но, к сожалению, если тьютора найти не удалось, приходится прибегать и к такой мере. К чему готовиться учителю? Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра… Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить. Сразу предупредим: без специальной подготовки вам будет очень сложно. Если вышло так, что вы не успели пройти курсы обучения, приготовьтесь, что получаться будет не все и не сразу. Тем не менее, эксперты могут дать вам несколько советов, которые помогут легче справиться с ситуацией. 1. Соберите всю информацию – в первую очередь, о самом расстройстве. Чем больше вы знаете о сложностях, с которыми сталкиваются люди с РАС, тем легче вам будет справиться с собственным волнением. В конечном счете, аутичный ребенок – не столько угроза для вас, сколько человек, которому очень нужна ваша помощь. Постарайтесь занять сильную позицию терпеливого помощника, а не жертвы обстоятельств, и тогда включиться в новые обстоятельства будет проще. 2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации. 3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия. 4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной. Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС? Это крайне тяжело. Опытный учитель с развитой профессиональной интуицией действительно способен быстро «нащупать» ситуацию. Однако не стоит заставлять хорошего педагога действовать методом проб и ошибок: гораздо полезнее будет дать ему все необходимые знания об особенностях развития и поведения детей с РАС, помочь ему освоить эффективные методики коррекции и обучения. Например, учитель должен всегда иметь возможность понять, что происходит с ребенком: он возбужден? Напуган? Говорить с ребенком о той или иной проблеме, или просто показать ему нужную картинку? Стоит ли сейчас подробно ему что-то объяснять, или просто увести его от других детей и дать передохнуть спокойно в тихом месте? Все эти вещи легче усваиваются, если ты знаешь, что делать. Минимально возможный уровень обучения – прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации. В среднем срок обучения составляет около 2 месяцев, но значительных результатов достигают уже за 1-2 недели интенсивной работы. Огромную роль играет здесь и личность учителя, и его жизненные установки. Ключевые качества для учителя инклюзивного класса – терпение, целеустремленность и готовность к тому, что в таком деле, как обучение ребенка с РАС, быстрых результатов не бывает. Но, когда вы дождетесь результатов, пусть медленных, – вы почувствуете, что покорили настоящий педагогический Эверест.

Шевелев Александр Александрович 2006 г. рождения, учащийся 1 класса, поступил в Хлебодарную СОШ №18 из МБОУ СОШ № 54 Первомайского района, г.Ростова-на Дону в апреле 2017 г. с  заключением ПМПК г. Ростова –на – Дону, в котором были указаны рекомендации по организации психолого – медико – педагогического сопровождения: обучение в общеобразовательной школе по программе, адаптированной для детей с нарушением интеллекта ( с учётом требований пр.1599, вариант 2). Занятия с учителем - логопедом  над понимание6м речи, по вызыванию речи. Занятия с педагогом- психологом по формированию учебной мотивации. Первые посещения школы показало, что у мальчика полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, Саша стал чувствовать себя плохо и отказался ходить в школу. На основе этого

По решению школьного  консилиума, ребёнок был направлен на ПМПК в с. Песчанокопское.

По заключению ПМПК мальчику рекомендовано, обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом психофизических особенностей         и образовательных способностей ребёнка с РАС с 2017-2018 учебного года (ФГОС с УО вариант 2).

Индивидуальное обучение ( по заключению ВК лечебного учреждения).

После осмотра комиссией врачей-психиатров Егорлыкского филиала ГБУ РО «Психоневрологический диспансер» был поставлен диагноз:

F 84.11.,

Заключение: нуждается в индивидуальном обучении на дому по программе основного общего образования, адаптированной для детей с РАС на 2017-2018 учебный год.

В настоящее время Александр обучается на дому по АОП для детей с РАС.

Учитель мальчика Передереев А.Н., в сентябре прошёл дистанционные курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Создание коррекционно – развивающей среды для детей о ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в соответствии ФГОС».

А сейчас я вам покажу фрагменты уроков на дому.

Вы посмотрели фрагменты  уроков. А.Н видится с мальчиком каждый день согласно расписанию. Учитель нашёл подход к ребёнку, Саша рад его видеть, при встрече протягивает руку. Родители рады любым достижениям Александра.

В школе имеются приказы и расписания учебных занятий на  ребенка, обучающегося на дому; заявление родителей; в план учебно-воспитательной работы включен раздел по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов. В план учебно-воспитательной работы так же включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Понятно, что индивидуальное обучение на дому не способствует социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном  отношении к себе общества в целом, поэтому необходимо формировать в обществе толерантное отношение к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья..

Для  Шаберта Данила – ребенка-инвалида, ученика 5 класса, находящегося на надомном обучении, разработана индивидуальная программа развтия. Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

В школе одной из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее приемлемыми считается смешанная (дом - школа) и обучение на дому. Все дети с ОВЗ включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

Выводы и предложения:

1. Отметить положительную работу по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.Усилить ответственность каждого классного руководителя за формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

3. Справку заслушать на совещании при директоре.


               Заместитель директора по ВР: Л.И.Скрипник

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Мы считаем целесообразным выделить две основные проблемы, которые возникают при внедрении инклюзии:

1) Моральная неготовность общества к инклюзии.

2) Нехватка компетентных специалистов, способных реализовать инклюзивную программу образования. На сегодняшний день в школах созданы только отдельные условия для адаптации детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование подразумевает не только обучение детей с ОВЗ, это могут быть дети верующие, мигранты, сироты и т.д. Именно поэтому принципы инклюзивного образования должны помочь каждому учителю создать в школе сообщество, открытое для любого ребенка, такое сообщество, в котором он сможет быть услышанным и понятым.

Таким образом, мы приходим к выводу, что внедрение инклюзивного образования в систему российского образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как российской системы образования, так и социума в целом. На наш взгляд целесообразно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Россию к качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования не только в форме документального закрепления, но и в виде реального внедрения понимания, в сознания людей, необходимости и всей важности подобных преобразований. К таким задачам следует отнести, во-первых, полное обеспечение школ всеми вышеупомянутыми техническими средствами; во-вторых, усиленно реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, для обеспечения школ учителями, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности; в-третьих, ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.

Концепция инклюзивного образования в том, что:

  1. Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  2. Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;
  3. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

По данным официальной статистики, 38 тыс. детей в России сегодня исключены из образования. Половина из них – по причине здоровья.

hello_html_m65e25be.gif

Особая категория детей с ОВЗ – дети с расстройствами аутического спектра.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики.

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Дети с аутизмом нуждаются в специальной образовательной поддержке с раннего возраста и на протяжении всей жизни, при этом правильно организованный школьный период образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка.

Индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, а дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду.

Дети с РАС должны обучаться  в условиях инклюзии.  Эти дети могут обучаться по вышеперечисленным вариантам программ. Более подробно для аутистов все 4 варианта описаны в Специальном  ФГОС специального образования детей с нарушениями аутического спектра. Так, например, по 2 варианту программы ребенок может обучаться со сверстниками без ограничений здоровья. Однако 2 вариант программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет, поэтому при необходимости  пролонгированных сроков обучения ребенок  может обучаться в классе для детей с ЗПР, обучение которых по 2 варианту  образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет.

По 3 варианту  образовательной программы предполагается  включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе.

По 4 варианту ребенок с РАС  включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Важную роль при определении варианта образовательной программы играют ПМПК.

Проблемы инклюзивного образования.

В настоящее время имеется широкий круг проблем, с которыми вынуждена столкнуться школа при организации инклюзивного образования.

  1. Необходимость создания разных вариантов  адаптированных образовательных программ и учебных планов.
  2. Перестройка всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.
  3. Кадровый состав школы должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами: психологами, дефектологами-логопедами, тьюторами, социальными педагогами, экспертами по адаптивной физкультуре.  Кроме того, желательно, чтобы вышеперечисленные специалисты имели опыт работы с детьми с ОВЗ.

Нужно сказать, что, к сожалению, специальность тьютора оказывается не очень популярной  в наше время. Кто же такой тьютор? Тьютор  – это специалист сопровождения, который помог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы. Роль тьютора заключается в том, что он выступает в качестве  связующего  звена между учителем, ребенком с ОВЗ и другими учениками.

  1. Для особых  учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов,  должны быть специальные кабинеты (рекреационные), куда тьютор мог бы отвести ребенка отдохнуть в случае необходимости.
  2. На плечи преподавателей ложится  огромнейшая нагрузка. Работа с такими детьми требует больших физических и психологических затрат. Кроме того, будет необходима переквалификация всего педагогического состава.
  3. Новая форма организации образования формирует и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка.

Кроме всех вышеперечисленных проблем,  нужно вести просветительскую деятельность среди родителей обычных детей и самих детей без ОВЗ. А для этого предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии.

Количество детей с аутизмом увеличивается в громадных размерах каждый год. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам.

Если ребенок с ОВЗ получит среднее образование, у него есть возможность  поступить в высшее учебное учреждение. Получение высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Среди высших учебных заведений — Московский психолого-педагогический университет, Московский авиационный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики и другие.

Как учатся дети с РАС?

Программы обучения В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка. Программа

 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор. Программа

8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет. Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей они могут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития).

Срок обучения по программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Источник: 
https://drofa-ventana.ru/material/autizm-sindrom-veka-chto-dolzhen-znat-pedagog-ob-inklyuzivnom-obucheni/

Источник: 
https://drofa-ventana.ru/material/autizm-sindrom-veka-chto-dolzhen-znat-pedagog-ob-inklyuzivnom-obucheni/

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС?

По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, то школа не будет готова обучать ребенка с РАС, и это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

Может ли администрация школы отказать ребенку с РАС в обучении?

Непростой вопрос. С одной стороны, согласно Закону об образовании, любой ребенок с любой степенью РАС при сохранном интеллекте может учиться в массовой школе.

 С другой, далеко не каждая школа способна предоставить такому ребенку все необходимые условия.

 Инклюзия – это очень дорогое удовольствие для школы, которое к тому же не так просто организовать. Если школа не может предоставить ребенку с РАС все условия для обучения, у родителей есть два выхода: либо найти другую школу, либо настоять на создании специальных образовательных условий для их ребенка в этой школе.

 То есть ученик с РАС для школы – неизбежная проблема? Если мы имеем дело с негативистским сценарием (когда родители не признают особенностей ребенка) – да, это безусловно проблема для всех. Если же родители обзавелись всеми необходимыми документами, возможно, оформили ребенку инвалидность – то для школы это своего рода возможность. Вместе с документами об инвалидности ребенка родители приносят в школу и дополнительные бюджетные средства. В некотором смысле школе даже выгодно побороться за статус инклюзивной

. Все ли школы могут гарантировать ребенку с РАС адекватное обучение?

 Конечно, не все. Как правило, на этапе приема представители администрации школы честно объясняют родителям, что школа не готова предоставить ребенку надлежащих возможностей. Тогда ребенку могут порекомендовать коррекционную школу или дать адрес ближайшей инклюзивной школы. Такие школы есть: они вкладывают много сил и денег в то, чтобы удерживать статус инклюзивных, ресурсных. Родителям детей с РАС стоит поискать такую школу: учиться в ней ребенку будет гораздо полезнее. Но таких школ немного

 Известно, что многим детям с РАС показано учиться с тьютором – личным помощником и наставником. Где найти тьютора для ребенка, должна ли этим заниматься школа? Если по заключению ПМПК ребенку полагается помощь тьютора в обучении, то школа должна предоставить ему тьюторское сопровождение. Для этого в школе вводится дополнительная штатная единица. Всего есть три формы тьюторского сопровождения: Должность тьютора есть в штатном расписании, и тогда тьютора вам предоставляет школа. У вас обычная школа, тогда родители сами находят, приглашают тьютора и, вероятнее всего, сами изыскивают способ оплатить его услуги, но при этом тьютор обязательно подписывает договор со школой. Родители прибегают к помощи студентов, проходящие производственную практику, или волонтеров. Волонтера может найти как школа, так и семья ребенка, обратившись в одну из общественных организаций по вопросам поддержки детей с аутизмом. Здесь важно, чтобы найденный человек обладал достаточным уровнем понимания ребенка. Самый неблагоприятный вариант – когда в качестве тьютора на уроках в школе присутствует один из родителей ребенка. Мы не поддерживаем такую ситуацию, но, к сожалению, если тьютора найти не удалось, приходится прибегать и к такой мере. К чему готовиться учителю? Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра… Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить. Сразу предупредим: без специальной подготовки вам будет очень сложно. Если вышло так, что вы не успели пройти курсы обучения, приготовьтесь, что получаться будет не все и не сразу. Тем не менее, эксперты могут дать вам несколько советов, которые помогут легче справиться с ситуацией. 1. Соберите всю информацию – в первую очередь, о самом расстройстве. Чем больше вы знаете о сложностях, с которыми сталкиваются люди с РАС, тем легче вам будет справиться с собственным волнением. В конечном счете, аутичный ребенок – не столько угроза для вас, сколько человек, которому очень нужна ваша помощь. Постарайтесь занять сильную позицию терпеливого помощника, а не жертвы обстоятельств, и тогда включиться в новые обстоятельства будет проще. 2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации. 3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия. 4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной. Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС? Это крайне тяжело. Опытный учитель с развитой профессиональной интуицией действительно способен быстро «нащупать» ситуацию. Однако не стоит заставлять хорошего педагога действовать методом проб и ошибок: гораздо полезнее будет дать ему все необходимые знания об особенностях развития и поведения детей с РАС, помочь ему освоить эффективные методики коррекции и обучения. Например, учитель должен всегда иметь возможность понять, что происходит с ребенком: он возбужден? Напуган? Говорить с ребенком о той или иной проблеме, или просто показать ему нужную картинку? Стоит ли сейчас подробно ему что-то объяснять, или просто увести его от других детей и дать передохнуть спокойно в тихом месте? Все эти вещи легче усваиваются, если ты знаешь, что делать. Минимально возможный уровень обучения – прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации. В среднем срок обучения составляет около 2 месяцев, но значительных результатов достигают уже за 1-2 недели интенсивной работы. Огромную роль играет здесь и личность учителя, и его жизненные установки. Ключевые качества для учителя инклюзивного класса – терпение, целеустремленность и готовность к тому, что в таком деле, как обучение ребенка с РАС, быстрых результатов не бывает. Но, когда вы дождетесь результатов, пусть медленных, – вы почувствуете, что покорили настоящий педагогический Эверест.

Шевелев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...