Мастер-класс "Создание эффективной команды"
методическая разработка на тему

Дель Елена Федоровна

Материал представляет собой конспект мастер-класса для руководителей образовательных учреждений, посвященный работе над построением эффективного командного взаимодействия в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sozdanie_effektivnoy_komandy.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс в рамках Единого методического дня 28.03.2017 г.

Тема: Создание эффективной команды

Управлять – значит приводить к успеху других.

(Зигерт В., Ланг Л.)

"Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили нам, что делать" (Стив Джобс)

Цель:  сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- сформировать доверительные отношения в группе;

- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

- развитие умения работать в команде, осознание себя командой.

Ход мастер-класса:

1. Приветствие, обозначение темы и цели мастер-класса.

Здравствуйте! Цель нашего мастер-класса – это сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействияСплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

        Прежде чем продолжить, я предлагаю принять несколько правил, которых мы будем придерживаться в сегодняшней работе. Вы также можете внести свои предложения.

        

2. Обсуждение и принятие правил тренинговой работы.

Правило «здесь и теперь». Означает, что мы будем разбирать процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Подразумевается отказ от общих фраз, обсуждение проблем и переживаний, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь». Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни».

Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я-высказывание». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть. Естественно, если ведется работа в мини-группах, то выступающий от имени группы выражает мнение, к которому пришли сообща.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

        Помимо этих правил естественным является соблюдение этических норм: уважение, вежливость, не перебивать говорящего.

3. Знакомство

Упражнение «3 слова о себе»  Каждому участнику предлагается назвать имя и описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. Проводится по кругу.

Упражнение «Имя»

Цель: сплочение группы. Участники по команде ведущего должны одновременно произнести каждый свое имя. Игра продолжается до тех пор, пока группа слаженно не выполнит задание.

4. Практическая работа

        Группа — основная структурная единица организации

С начала времен люди старались объединяться. Объединившись, легче защищаться, вести войну, создавать государство, отдыхать и работать. Результатом группового поведения может стать и полный хаос, и впечатляющий успех. Правда, сейчас можно заявить с полной уверенностью, что группы добиваются максимального успеха в тех случаях, когда превращаются в более продуктивные единицы, называемые командами.

Во многих организациях групповая работа и ее результаты, по всей видимости, вполне устраивают руководство. Это часто объясняется тем, что руководители не мыслят на перспективу, не выходят за рамки текущих дел и не думают о том, чего можно было бы достичь при несколько изменившихся обстоятельствах. Но есть руководители, выполняющие аналогичные задания с тем же числом людей и теми же технологическими возможностями, которые каким-то образом ухитряются увеличить производительность. Они создают в коллективе климат, при котором люди готовы отдавать все силы, работая в одной команде.

Создать эффективную команду непросто. Нужно подобрать людей, продумать систему мотивации и лидерства. Правильная структура и грамотное руководство могут существенно повысить производительность людей и превратить группу сотрудников в сплоченную и успешную команду.

Практическая работа

Вся группа делится на 2-3 небольшие подгруппы.

Задание 1: каждая группа должна дать определение группы и команды (с использованием конкретных примеров). Время работы – 5 минут .

 Затем следует общее обсуждение. Мы здесь и сейчас – группа или команда?

Перед выполнением 2-го задания внутри подгрупп распределяются роли:

  • хронометрист (следит за временем);
  • лидер-организатор коммуникации (инициирует дискуссию);
  • стенографист (фиксирует все на бумаге);
  • лаборант (берет бумагу, ручку, все необходимое);
  • докладчик.

Задание 2: Выделить несколько отличий группы от команды. Определить чем поведение руководителя группы отличается от поведения лидера команды.  Время работы – 10 минут .

После выполнения все группы выступают по очереди, затем общее обсуждение. Какими качествами должен обладать лидер команды? Как было работать легче: при выполнении 1-го задания или 2-го с распределением ролей?

Упражнение «Кто я?» Я предлагаю вам за 1 минуту на листочке ответить на вопрос «Кто я?», обозначив 10 позиций. После выполнения общее обсуждение. Вывод: никто из нас не родился руководителем, этому необходимо учиться непрерывно. Периодически необходимо пересматривать свою позицию руководителя, свой стиль работы и вносиь необходимые коррективы.

Упражнение «Поезд». 

                Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

                Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

                Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

                Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

                Обсуждение: 1) Кому кем больше понравилось быть: «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? 2) Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? 3) Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнения «Счёт до десяти» 

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение: 1) Что с вами происходило? 2)  Если не получилось, то почему? 3)Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «Фигуры»

Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Ход упражнения: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м х количество участников. Если нет веревки, участники могут просто держаться за руки.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и, не размыкая рук, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения:

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Упражнение «Маятник»

         Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из участников. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно. Примечание: физически сильные и слабые студенты должны чередоваться.

5. Завершение 

Наш мастер-класс подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя? Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Упражнение «Аплодисменты» 

 Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами! Устроим дождь из аплодисментов. Сначала они должны звучать тихо, затем все громче и, наконец, это будет шквал аплодисментов. Начинает один человек, затем присоединяется другой и т.д.

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить занятие красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Спасибо вам большое, что пришли на наш мастер-класс, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания!

Что такое команда и группа

Команда – общность людей, связанных единой целью и принципами взаимодействия, обладающих взаимодополняющими умениями, собранных для решения определённых задач. В команде есть ярко выраженное разделение социальных ролей, где тон задаёт лидер (капитан), а остальные участники находятся в различной степени соподчинения.

Группа – совокупность людей, объединённых единой целью, но необязательно общей. Это может быть как музыкальный коллектив или рабочая смена, так и пассажиры троллейбуса, рабочие со стройплощадки. Их роднит одно – общее дело, однако заинтересованность в результате, цели и ценности могут быть разными.

И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум определили команду как небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

Это определение позволяет определить количество человек в команде и качества, необходимые для работы в команде.

Отличие команды от группы

Выделим несколько важных различий между группой и командой.

 

Группы

Характеристики

Команды

может образоваться стихийно

Принципы создания, формирования

всегда создаётся целенаправленно

Пример: люди, собравшиеся поиграть в футбол утром воскресенья – это группа, а если они начнут тренироваться каждый день, будут участвовать в чемпионатах, то станут командой.

после выполнения задачи группа распадается, а её члены свободно могут покидать коллектив

Устойчивость

Команда продолжает существование на протяжении длительного периода времени, выход затруднён

участники могут иметь свои личные мотивы для нахождения в группе

Цели и ценности

члены команды обязательно должны разделять общепринятые цели и ценности

участники группы собираются стихийно, без учёта психологических особенностей

Совместимость

члены команды обязательно должны быть совместимыми друг с другом, что учитывается в процессе сбора

В группе руководитель может отсутствовать

Распределение социальных ролей

в команде обязательно есть лидер или руководитель

целями, поставленными вышестоящими руководителями

Работа определяется…

общими целями и обязательствами

достижении поставленных целей

Участники заинтересованы в…

формулировании и достижении целей

индивидуального вклада в работу, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов

Производительность зависит от…

индивидуального и группового вклада, результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии

индивидуальная, 

члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность

Оценка результатов труда…

индивидуальная и групповая,

члены команды работают сообща для достижения результата (например, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат

в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого

Контроль

члены команд осуществляют самоконтроль

Также команды отличаются от групп характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим руководящим звеном организации).

Руководители групп и лидеры команд

Поведение лидера команды отличается от поведения руководителя группы. Надо сказать, что в стиле поведения человека отражается его жизненный опыт и те ценности, которым он привержен.

Учитывая стремительность организационных изменений сегодняшнего дня, а также меняющиеся потребности людей, очень важно, чтобы те, кто находится у руля, регулярно проводили переоценку своего стиля руководства и при необходимости вносили в него коррективы. Это единственный способ приспособиться к меняющемуся миру и надолго сохранить свои качества лидера.

Менеджер, ориентированный на работу группы

Менеджер, ориентированный на работу команды

Стремление добиться выполнения текущих задач не позволяет задуматься о том, чего можно было бы достичь за счет реорганизации и увеличения вклада каждого члена группы

Текущие задачи выполняются по ходу дела. Лидер не способен предвидеть, чего может добиться его команда. Он готов поделиться своим видением и действовать в соответствии с ним

В отношениях с вышестоящим руководством, коллегами и подчиненными реактивен. Ему проще плыть по течению

В отношениях чаще всего проактивен. Демонстрирует присущий только ему стиль поведения. Может вдохновлять и стимулировать к действию. Побуждает членов команды к совместной работе и взаимной поддержке

Готов до некоторой степени вовлекать членов группы в планирование и решение проблем

Способен вовлекать людей и пробуждать в них преданность общему делу. Помогает остальным увидеть свои возможности. Позволяет членам команды проявить себя

Недолюбливает подчиненных, которые знают, как выполнять работу лучше него, или не доверяет им

Ищет людей, которые стремятся к совершенству и могут конструктивно работать вместе с другими людьми. Понимает, что его роль — поощрять такое поведение и способствовать ему

Рассматривает совместный поиск решения проблем членами группы как напрасную потерю времени или узурпацию его полномочий менеджера

Рассматривает поиск решения проблем как обязанность всех членов команды

Фильтрует информацию и сообщает членам группы только то, что они, по его мнению, должны или хотят знать

Сообщает всю информацию открыто и в полной мере. Приветствует вопросы. Позволяет команде самой фильтровать информацию

Игнорирует конфликты между сотрудниками группы или с другими группами

Выступает посредником в разрешении конфликта, не дает ему разрастись

Иногда не спешит признавать успехи работника или группы в целом

Заботится о том, чтобы достижения как отдельных работников, так и команды в целом обязательно были отмечены в нужное время

Иногда меняет достигнутые с группой соглашения в собственных интересах

Выполняет обязательства и ждет того же от окружающих

Отличие команды от группы

Группа

Характеристики

Команда

может образоваться стихийно

Принципы создания, формирования

всегда создаётся целенаправленно

после выполнения задачи группа распадается, а её члены свободно могут покидать коллектив

Устойчивость

Команда продолжает существование на протяжении длительного периода времени, выход затруднён

участники могут иметь свои личные мотивы для нахождения в группе

Цели и ценности

члены команды обязательно должны разделять общепринятые цели и ценности

участники группы собираются стихийно, без учёта психологических особенностей

Совместимость

члены команды обязательно должны быть совместимыми друг с другом, что учитывается в процессе сбора

В группе руководитель может отсутствовать

Распределение социальных ролей

в команде обязательно есть лидер или руководитель

целями, поставленными вышестоящими руководителями

Работа определяется…

общими целями и обязательствами

достижении поставленных целей

Участники заинтересованы в…

формулировании и достижении целей

индивидуального вклада в работу, в группе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов

Производительность зависит от…

индивидуального и группового вклада, результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии

индивидуальная, 

члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность

Оценка результатов труда…

индивидуальная и групповая,

члены команды работают сообща для достижения результата (например, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат

в группах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого

Контроль

члены команд осуществляют самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде

Тренинг «Город Мастеров»Цель: •    эмоциональное сплочение учащихся  в процессе решения нестандартных  задач во время проведения мероприятия; •    создание по...

Команда «Australians » (9 – 11 класс) Визитка команды

На фестиваль многонациональных культур "Возьмемся за руки друзья"...

Городской конкурс компьютерного творчества семейных команд «Дружная IT команда»

Ребята и их родители участвовали в конкурсе по компьютерным технологиям, выполняли и домашние задания и очные задания в сети Интернет....

Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных  изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Тренинг "Эффективная команда"

Тренинг на знакомство и сплочение коллектива, развитие чувства уверенности в себе, создание и укрепление благоприятного психологического климата в классе.          ...