Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
план-конспект занятия (9 класс)

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).
  2. Научиться основам командообразования, научиться применять различные стили лидерства в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 Кижингинский центр детского творчества

Дополнительная образовательная программа

 «Я – лидер!»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Батоцыренова Марина Цырендоржиевна

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).
  2. Научиться основам командообразования, научиться применять различные стили лидерства в команде.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Что вы понимаете под командой? Два человека — это, по вашему мнению, уже команда? А двадцать? Итак, что же является решающим критерием при ответе на вопрос, можно ли в том или ином случае говорить о команде?

Наверняка у вас возникла ассоциация со спортивной командой, где все игроки преследуют общую цель: консолидировать индивидуальные достижения ради общей победы. Всем известна роль каждого, и поэтому совместная игра удается. Тренер определяет тактику, то есть метод, в соответствии с которым нужно действовать. Вы и ваши коллеги, возможно, тоже образуете команду. Но всех ли, с кем вы работаете, уже можно считать членом команды? Что связывает вашу команду, что ее определяет? Кто решает, что, как, когда, кем и где будет делаться?

Итак, прежде чем говорить о работе в команде, нам нужно выяснить, что, собственно говоря, следует понимать под понятием «команда». Для этого давайте сравним группу людей, наверняка не являющихся командой, например ожидающих транспорт на остановке, с «настоящей», скажем футбольной, командой. По каким признакам эти две группы будут отличаться друг от друга?

Прежде чем рассуждать с вами дальше, подумайте сами, чем эти две группы будут отличаться друг от друга в соответствии с вашей трактовкой понятия «команда». Затем сравните свои результаты со следующей таблицей, в которой мы перечислили некоторые существенные аспекты различия этих групп (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сравнение стихийной группы с командой

Параметры сравнения

Группа людей на остановке

Футбольная команда

Цели

Не связаны друг с другом; нет общей цели

Временно связаны коллективной целью, выработанной в результате коммуникации

Распределение ролей

Незаметна дифференциация ролей

Роли и задачи четко распределены и известны всем участникам

Обязательства

Ни к чему не обязывающее соседство или, скорее, случайное взаимодействие

Обязательства друг перед другом относительно встреч и трудовых процессов, имеются взаимозависимости

Деятельность

Пассивное ожидание

Каждый вносит свой вклад в решение задач

Ответственность

Нет коллективной ответственности за результат

Коллективная ответственность за результат работы перед третьими лицами

В данном примере мы принимаем следующую дефиницию командной работы: совместная целенаправленная работа от двух до восьми специалистов, решающих определенную общую комплексную задачу, проблему или реализующих совместный проект на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща.

Таким образом, проще говоря, классические команды всегда можно обнаружить там, где нескольким лицам необходимо объединить свои компетенции, чтобы справиться с той или иной задачей. Дифференциация ролей в этих случаях хорошо заметна со стороны.

Примерами команды могут служить:

  • операционная команда: хирург, операционная сестра, анестезиолог;
  • футбольная команда: нападающий, защитник, игрок средней линии, голкипер;
  • проектная команда: сотрудники лаборатории, отдела сбыта, конструкторского отдела, планирования производства, контроля качества;
  • команда школы: учитель, социальный педагог, врач.

ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩАЯ КОМАНДА

  • команда имеет ясные цели;
  • члены команды не безразличны друг другу;
  • они открыты друг другу;
  • отношения между людьми в команде характеризуются высокой степенью доверия;
  • решения принимаются на основе консенсуса или, при наличии альтернатив, после получения согласия всех членов команды;
  • люди преданы команде и стремятся сделать ее работу еще эффективнее;
  • возникающие конфликты разрешаются без вмешательства извне;
  • члены команды принимают во внимание не только идеи и мнения, но также и чувства своих товарищей (их можно выражать открыто);
  • роли в команде четко распределены;
  • команда прилагает все усилия, чтобы достичь общей цели;
  • с другими группами и командами установлены конструктивные взаимоотношения.

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

  • чрезмерный контроль со стороны лидера.
  • неподходящий стиль руководства.
  • борьба за власть в группе.
  • члены команды не поддерживают друг друга.
  • ограничение творческой инициативы и препятствия на пути нового.
  • реальная или воображаемая изоляция отдельных членов команды.
  • роли членов команды не определены или определены недостаточно четко.
  • плохо определены цели и задачи команды.
  • слишком много внимания уделяется процедурам и деталям.
  • слишком быстрое реагирование на поступающие предложения без внимательного их рассмотрения.
  • действия проводятся не по плану, а скорее по принципу «когда жареный петух клюнет» .
  • личная и корпоративная ответственность и полномочия разграничены нечетко.
  • затруднено общение между членами команды.
  • члены команды плохо понимают и недостаточно уважают друг друга.
  • есть нерешенные ценностные конфликты.
  • создание команд не приветствуется в организации.
  • недостаточная квалификация членов команды.
  • неумение работать в команде.
  • неудачный подбор специалистов.
  • неадекватное количество членов команды.

  • ФУНКЦИИ ЛИДЕРА КОМАНДЫ

  • Постановка задачи.
  • представляет команду перед вышестоящим менеджером и проходит инструктаж по задачам.
  • рассказывает команде о новых задачах.
  • разъясняет все непонятные моменты.
  • организует обсуждение новых задач и получает согласие команды выполнять эти задачи.
  • организует обсуждение в команде сроков выполнения задач (и других показателей) и получает согласие со стороны ее членов.
  • согласует распределение ролей и заданий между членами команды.
  • Информация и связь.
  • лидер держит команду в курсе дела – сообщает о ходе выполнения задачи; об изменениях в требованиях; о контактах с другими командами или рабочими группами и т.д.
  • он выслушивает идеи, предлагаемые отдельными сотрудниками или подгруппами в составе команды, а затем знакомит с ними остальных членов команды, а также доводит до сведения отдельных людей информацию о ходе выполнения задачи, которая касается непосредственно их.
  • проводит (по своей инициативе и/или после согласования с командой) собрания-отчеты о ходе выполнения задач и по другим вопросам.
  • пристально следит за обстановкой и при возникновении проблем немедленно принимает меры по их разрешению (это не значит, что лидер должен делать это самостоятельно; он может организовать для этого собрание команды).
  • отвечает за связи со спонсорами или вышестоящими менеджерами, с другими командами или группами, за исключением ситуаций, когда эта функция делегирована другому члену команды.
  • Организация работы.
  • лидер следит за ходом выполнения задачи и сообщает коллективу о положении дел; он предлагает сам или побуждает коллектив вносить предложения по решению возникающих проблем.
  • он интересуется самочувствием каждого члена команды, поддерживает, подталкивает, поощряет, а при необходимости применяет штрафные санкции.
  • сообщает команде о том, насколько успешно она продвигается к цели, и принимает для этого соответствующие меры.
  • при необходимости созывает собрания для решения возникших проблем и руководит дискуссией по поиску их решения.
  • выявляет потребности в тренинге команды в целом или отдельных ее членов, согласовывает их с ними и предпринимает необходимые действия в этом направлении.
  • лидер выполняет обязанности, соответствующие его роли при выполнении данной задачи.
  • Оценивание.
  • лидер следит за продвижением всей команды (или отдельных ее членов) на пути к достижению ее (их) задач.
  • наблюдает за прогрессивными тенденциями в работе коллектива и его развитием как команды и высказывает свое мнение (обратная связь).

СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

2. Упражнение «Коллаж»

Время проведения: 40-45 мин.

Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей

Вопросы для обсуждения:

1. Почему вы выбрали ту или иную картинку?

2. Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

3. Чувствуете ли вы себя так в группе?

4. Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»

Время проведения: 25-30 мин.

Ход упражнения

Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая –критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть (см. видео 1). Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

Если при обсуждении работы пьеса не учла некоторых участников, то проводится анализ почему группа не выполнила задание? Кто был организатором, кто исполнителем, кто придумывал как совместить различные желания участников и т.д..

Упражнение «Оле Неле Нишиков»

10 минут

Это упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабить-ся и посмеяться, оно особенно подходит для занятий в маленьких группах. Если работа ведется в больших группах, их необходимо разбить на подгруппы по шесть-восемь человек. Чтобы создать необходимую атмосферу, расскажите следующую историю: «Это старый кавказский ритуал. Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собираются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто-нибудь Оле Неле Нишиков. Самое главное при этом, что никто из племени не должен смеяться, потому что пропажа вождя — это страшная беда».

1. Участники усаживаются в круг. Выберите кого-нибудь, кто начнет игру. Он должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Ты не видел Оле Неле Нишиков?» При этих словах нельзя улыбаться даже губами, а тем более смеяться.

2. Сосед справа отвечает установленной фразой: «Жаль, но я не видел его. Я спрошу моего соседа».

3. Он задает тот же вопрос соседу справа, не улыбаясь и не смеясь. Но при этом он может добавить что-то свое, чтобы вызвать смех у остальных участников.

4. Тот, кто улыбнется или засмеется, выбывает из игры.

Упражнение «Самый-самый»

Цели: 1.поупражняться в необычном способе взаимооценки и получения обратной связи

2. содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной

Время: от 15-20 минут

Ход упражнения:

Для игры выбирается ведущий, тот кто готов первым оценить товарищей по группе самым непривычным способом. Ему предстоит расставить группу в зависимости от интенсивности проявления в товарищах тех или иных качеств. Те у кого эти данные преобладают становятся во главе колонны, а кого отсутствуют в конце.

  1. Кто самый солнечный

После того как ведущий расставил людей они моогут сами попытаться объяснить почему они стоят в том или ином месте.

Далее приглашается новый участник

  1. Кто самый семейный?
  2. Кто самый жестокий?
  3. Кто самый прозрачный?
  4. Кто самый дождливый?
  5. Кто самый белый и пушистый?
  6. Кто самый когтистый?
  7. Кто самый газированный?
  8. Кто самый хрупкий?

Обсуждение игры

Испытывали ли вы сложность при работе с качествами, лишенными общепринятой оценки?

Был ли кто-то, для кого градация, произведенная ведщим оказалась обидной/неожиданной/ непонятно?

Упражнение «Ритуал прощания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Лидер и его команда"

Тренинг для 9-11 кл на развитие лидерских качеств...

Занятие "Лидер и его команда"

Занятие с активом детского общественного объединения....

Лидер и его команда.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, вл...

Логопедическое занятие для детей с ОНР II-III уровня развития

Расширение словаря по теме "Игрушки", работа над грамматическим строем речи....

Итоговое занятие "Лидер и его команда" в клубе "Лидер"

Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия, развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими....

Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...