Лидер и его команда.
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для успешного развития общества и государства.
В наше время для подростков очень важно научиться свободно высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.
Настоящая методическая разработка – это одно из занятий для активистов детских школьных организаций (возраст обучающихся - 14-17 лет (8 -11 кл.), для создания условий определения себя как личности и реализации своих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для работы с активом | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
Лидер и его команда.
Методическая разработка практического занятия для актива старшеклассников с целью развития групповой сплоченности.
Материал адресован старшим вожатым и заместителям директоров образовательных учреждений, методистам учреждений дополнительного образования.
Автор: Ермолаева Ирина Юрьевна, методист МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
Г. Новый Оскол
2016
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные лидеры примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества.
Лидер детской общественной организации – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности, при этом возникающие группы всегда иерархичны, т. е. делятся на «ведущих» и «ведомых».
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для успешного развития общества и государства.
В наше время для подростков очень важно научиться свободно высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.
Настоящая методическая разработка – это одно из занятий для активистов детских школьных организаций (возраст обучающихся - 14-17 лет (8 -11 кл.), для создания условий определения себя как личности и реализации своих возможностей.
Цель занятия – развитие групповой сплоченности, построение эффективного командного взаимодействия. Особенностью занятия является то, что оно построено в форме социально-психологического тренинга, имеет широкий адаптационный спектр в работе с обучающимися разного возраста и уровня развития.
ЗАНЯТИЕ
Тема: Лидер и его команда.
Цель: развитие групповой сплоченности, построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;
развивать познавательную активность, воображение и кругозор воспитанников;
формировать общий командный дух, путем сплочения группы;
воспитывать ответственность каждого участника в решении общих задач;
создать обстановку доброжелательности и доверительности.
Вид занятия: игра-тренинг.
Методы обучения: проблемный, поисковый, практический.
Возраст участников: 14-17 лет.
Материалы и оборудование:
- листы бумаги А4;
- листы бумаги 10х15;
- ручки;
- маркеры;
- ватман;
- клубок;
- конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины»;
- магнитофон.
Структура занятия:
- Организационно-подготовительный этап;
- Основной этап;
- Итоговый:
- аналитический,
- рефлексивный.
Ход занятия:
Участники собираются в тесный круг перед ведущим. (Прим. Круг ассоциируется с доверием и защитой). Все успокаиваются, занятие начинается.
Организационно-подготовительный этап.
Установочное слово Педагога (Настройка):
Здравствуйте. Сегодня мы будем участвовать в тренинге как ЕДИНАЯ КОМАНДА. Вы, конечно же, хотите, чтобы наше объединение было дружным, чтобы все в нем были за одного, а один был за всех!
Сегодня я не буду для вас лидером, буду только помогать вам самостоятельно выполнить упражнения. За ответами постарайтесь обратиться к себе.
В сегодняшних упражнениях будут задействованы все ваши ресурсы: интеллектуальные, физические и эмоциональные.
Я прошу вас участвовать в каждом из предложенных упражнений в полной мере и получить от сегодняшнего тренинга ровно столько, сколько вложите сами.
Вы согласны?
(Ответ).
Основной этап.
Упражнение «Великое лицо». (Вырабатывается стратегия поведения в беседе, умение формулировать закрытые вопросы, развивается креативность).
Педагог: Сейчас вам раздадут небольшие листочки. Вам нужно написать на них имя человека, которое известно всем в данной группе (писателя, спортсмена, политика, исторического деятеля и т.д.). После чего листочки с надписями вы закрепите на спинах участников группы. Условие – никто не должен знать имя, какого человека написано у него на спине. Можно встать, походить, почитать надписи. После чего участники по очереди должны определить, чье имя написано на бумажке у них на спине при помощи закрытых вопросов. Например, участник может спросить: «Это мужчина?» (или – этот человек жив?). Группа отвечает утвердительно или отрицательно.
(В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия).
Упражнение «Домики». (Развитие сплоченности группы, эмпатии, диагностика отношений в группе).
Педагог: Вы видите, на стене закреплен лист ватмана. Каждый из вас на ватмане находит место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места).
(Участники рисуют домики).
Итак, все рисунки готовы и Вы должны рассказать о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия).
Теперь каждый выбирает 3-4 домика, которые ему понравились больше других, и рисует к ним дорожки.
(Рисуют дорожки).
Таким образом, мы получили городок. Теперь давайте придумаем название получившегося населенного пункта.
И на последнем этапе давайте дорисуем в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.).
(Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «районы городка». Рисунок вывешивается в аудитории до конца занятий).
Упражнение «Объявление в газету». (Осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, формирование децентрической позиции).
Педагог: Сейчас вам раздадут листы бумаги. Вы должны написать объявление в газету в рубрику «Ищу друга». Единственное условие – не подписывать работу.
(Пишут объявления).
Теперь все объявления Вы сдаете нашим помощникам (3 человека), они прикрепят объявления на стене.
(Помощники крепят объявления).
Вы все должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего.
(Выполняется упражнение).
А теперь давайте прочитаем самые интересные объявления.
(Зачитываются те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Рефлексия).
Если в ходе упражнения возникло напряжение (кто-то из подростков может переживать, что его объявление «набрало» мало крестиков), то его можно снять в упражнении «Клубок», которое способствует развитию сплоченности за счет общегруппового действия и позволяет получить поддержку группы.
Упражнение «Клубок».
Педагог: Для этого упражнения мы возьмем веревку и свяжем ее в кольцо. Выбираем водящего. (Выбор по желанию). Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача – снова образовать круг.
(Выполнение упражнения).
Упражнение «Пожелания». (Получение обратной связи от участников группы, психологическая поддержка).
Педагог: Каждый участник берет листок бумаги и на нем пишет своё имя и передает соседу слева. Каждый участник получает листок с именем соседа и пишет ему пожелание, после чего лист опять передается соседу слева. И так, пока все получат листки со своими именами и пожеланиями всей группы.
(Рефлексия).
Итоговый этап.
Упражнение «Чемодан» (Проводится на каждом занятии).
На стене прикреплены конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины». Обучающиеся помещают стикеры с отзывами в соответствующий конверт. В «Чемодан» - что понравилось, в «Корзину» - что не понравилось.
«Обратная связь». Получение информации педагогом о состоянии обучающихся. Дележка чувствами. Оценка эффективности работы группы.
Окончание занятия.
.
Список используемой литературы:
Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС – 8 / Автор – составитель Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. -192с.
Лидер и его команда [Текст]: - Белгород: Управление образования и науки, администрации Белгородской области, 2002.– 16с.
Мой след в жизни [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.
Трудные игры [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Лидер и его команда"
Тренинг для 9-11 кл на развитие лидерских качеств...
Занятие "Лидер и его команда"
Занятие с активом детского общественного объединения....
Выступление совета ДО "Лидер и его команда"
Сценарий...
«Лидер и его команда»
«Лидер и его команда»...
Итоговое занятие "Лидер и его команда" в клубе "Лидер"
Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия, развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими....
Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...
Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...