Лидер и его команда.
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для  успешного развития общества и государства.

         В наше время для подростков очень важно научиться свободно  высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.

Настоящая методическая разработка – это одно из занятий для активистов детских школьных организаций (возраст обучающихся - 14-17 лет (8 -11 кл.),  для создания  условий определения себя как личности и реализации своих возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал для работы с активом22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»

Лидер и его команда.

Методическая разработка практического занятия для актива старшеклассников с целью развития групповой сплоченности.

Материал адресован старшим вожатым и заместителям директоров образовательных учреждений, методистам учреждений дополнительного образования.

Автор: Ермолаева Ирина Юрьевна, методист МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»

Г. Новый Оскол

2016

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные лидеры примут на себя ответственность за решение социально-экономических, научных и общекультурных задач динамически изменяющегося российского общества.

Лидер детской общественной организации – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности, при этом возникающие группы всегда иерархичны, т. е. делятся на «ведущих» и «ведомых».

             Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами демократической культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а так же, необходимыми качествами личности для  успешного развития общества и государства.

          В наше время для подростков очень важно научиться свободно  высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к общественному мнению.

Настоящая методическая разработка – это одно из занятий для активистов детских школьных организаций (возраст обучающихся - 14-17 лет (8 -11 кл.),  для создания  условий определения себя как личности и реализации своих возможностей.

        Цель занятия – развитие групповой сплоченности, построение эффективного командного взаимодействия. Особенностью занятия является то, что оно построено в форме социально-психологического тренинга, имеет широкий адаптационный спектр в работе с обучающимися разного возраста и уровня развития.

        

ЗАНЯТИЕ

Тема: Лидер и его команда.

Цель: развитие групповой сплоченности, построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;

развивать познавательную активность, воображение и кругозор воспитанников;

формировать общий командный дух, путем сплочения группы;

воспитывать ответственность каждого участника в решении общих задач;

создать обстановку доброжелательности и доверительности.

Вид занятия: игра-тренинг.

Методы обучения: проблемный, поисковый, практический.

Возраст участников: 14-17 лет.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги А4;
  • листы бумаги 10х15;
  • ручки;
  • маркеры;
  • ватман;
  • клубок;
  • конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины»;
  • магнитофон.

Структура занятия:

  • Организационно-подготовительный этап;
  • Основной этап;
  • Итоговый:

- аналитический,

- рефлексивный.

Ход занятия:

Участники собираются в тесный круг перед ведущим. (Прим. Круг ассоциируется с доверием и защитой). Все успокаиваются, занятие начинается.

Организационно-подготовительный этап.

Установочное слово Педагога (Настройка):

Здравствуйте. Сегодня мы будем участвовать в тренинге как ЕДИНАЯ КОМАНДА. Вы, конечно же, хотите, чтобы наше объединение было дружным, чтобы все в нем были за одного, а один был за всех!

Сегодня я не буду для вас лидером,  буду только  помогать вам самостоятельно выполнить упражнения. За ответами постарайтесь обратиться к себе.

В сегодняшних упражнениях будут задействованы все ваши ресурсы: интеллектуальные, физические и эмоциональные.

Я прошу вас участвовать в каждом из предложенных упражнений в полной мере и получить от сегодняшнего тренинга ровно столько, сколько вложите сами.

        Вы согласны?

(Ответ).

Основной этап.

Упражнение «Великое лицо». (Вырабатывается стратегия поведения в беседе, умение формулировать закрытые вопросы, развивается креативность).

        Педагог: Сейчас вам раздадут небольшие листочки. Вам нужно написать на них имя человека, которое известно всем в данной группе (писателя, спортсмена, политика, исторического деятеля и т.д.). После чего листочки с надписями вы закрепите на спинах участников группы. Условие – никто не должен знать имя, какого человека написано у него на спине. Можно встать, походить, почитать надписи. После чего участники по очереди должны определить, чье имя написано на бумажке у них на спине при помощи закрытых вопросов. Например, участник может спросить: «Это мужчина?» (или – этот человек жив?). Группа отвечает утвердительно или отрицательно.

(В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия).

Упражнение  «Домики». (Развитие сплоченности группы, эмпатии, диагностика отношений в группе). 

Педагог: Вы видите, на стене закреплен лист ватмана. Каждый из вас на ватмане находит место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). 

(Участники рисуют домики).

Итак,  все рисунки готовы и Вы должны рассказать о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия).

Теперь каждый выбирает 3-4 домика, которые ему понравились больше других, и рисует к ним дорожки.

(Рисуют дорожки).

Таким образом, мы  получили городок. Теперь давайте придумаем название получившегося населенного пункта.

И на последнем этапе давайте дорисуем в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.).

(Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «районы городка». Рисунок вывешивается в аудитории до конца занятий).

Упражнение «Объявление в газету». (Осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, формирование децентрической позиции).

Педагог: Сейчас вам раздадут листы бумаги. Вы должны написать объявление в газету в рубрику «Ищу друга». Единственное условие – не подписывать работу.

(Пишут объявления).

Теперь все объявления Вы сдаете нашим помощникам (3 человека), они прикрепят объявления на стене.

(Помощники крепят объявления).

 Вы все должны пройти  по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего.

(Выполняется упражнение).

А теперь давайте прочитаем самые интересные объявления.

(Зачитываются те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Рефлексия).

Если в ходе упражнения возникло напряжение (кто-то из подростков может переживать, что его объявление «набрало» мало крестиков), то его можно снять в упражнении «Клубок», которое способствует развитию сплоченности за счет общегруппового действия и позволяет получить поддержку группы.

Упражнение «Клубок». 

Педагог: Для этого упражнения мы возьмем веревку и  свяжем ее в кольцо. Выбираем водящего. (Выбор по желанию). Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача – снова образовать круг.

(Выполнение упражнения).

Упражнение «Пожелания». (Получение обратной связи от участников группы, психологическая поддержка).

Педагог: Каждый участник берет листок бумаги и на нем пишет своё имя и передает соседу слева. Каждый участник получает листок с именем соседа и пишет ему пожелание, после чего лист опять передается соседу слева. И так, пока все получат листки со своими именами и пожеланиями всей группы.

(Рефлексия).

Итоговый этап.

Упражнение «Чемодан» (Проводится на каждом занятии).

На стене прикреплены конверты с изображением «Чемодана» и «Корзины». Обучающиеся помещают стикеры с отзывами в соответствующий конверт.  В «Чемодан» - что понравилось, в «Корзину» - что не понравилось.

«Обратная связь». Получение информации педагогом о состоянии обучающихся. Дележка чувствами. Оценка эффективности работы группы.

Окончание занятия.

        .

Список используемой литературы:

Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС – 8 / Автор – составитель Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. -192с.

Лидер и его команда [Текст]: - Белгород:   Управление образования и науки, администрации Белгородской области, 2002.– 16с.

Мой след в жизни [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.

Трудные игры [Текст]: - М.: Творческое объединение психологов «Синтон». 1995. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Лидер и его команда"

Тренинг для 9-11 кл на развитие лидерских качеств...

Занятие "Лидер и его команда"

Занятие с активом детского общественного объединения....

«Лидер и его команда»

«Лидер и его команда»...

Итоговое занятие "Лидер и его команда" в клубе "Лидер"

Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия, развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими....

Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...

Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.

Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...