Выступление "Личность учителя
статья на тему

Савельева Татьяна Яковлевна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenielichnost_uchitelya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Личность учителя – важнейшее условие       эффективного воспитания».
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Поэтому под личностно-деловым потенциалом преподавателя нового века подразумевают такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники, производства, искусства и культуры нации.

Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.
Во-первых
, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии.., Роджерс следующим образом описывает эмпатию: Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир"..

            Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть
главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу,
является:

  • любовь к детям,
  • к педагогической деятельности,
  • наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
  • широкая эрудиция,
  • педагогическая интуиция,
  • высокоразвитый интеллект,
  • высокий уровень общей культуры и нравственности,
  • профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является:

  • общительность,
  • артистичность,
  • веселый нрав,
  • хороший внешний вид и другие.

 Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать
учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами и систематически развивать их у себя.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности.

 Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал,

 вызывая познавательную активность у самих учащихся;

 экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

  • перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  •  организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.
    К специальным педагогическим способностям относят:
  •  педагогический такт, 
  • способности к воспитанию детей
  •  и педагогическому общению.

 Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними.

 Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
     не противопоставлять сильных слабым;
     не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
     замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
     воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
     формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.
    Коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств учителя
    Коммуникативный компонент личности учителя включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют
    пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся:
  •  эмоционально-положительный активный,
  •  эмоционально-положительный пассивный,
  •  эмоционально-отрицательный активный,
  • эмоционально-отрицательный пассивный,
  • неуравновешенный;
  • Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.
  • Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.
  • Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
  • Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.
  • Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики, у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии.

Важна и форма общения.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения.

Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
 взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
 взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
 мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
 взаимодействие и организация совместной деятельности;
 разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
 взаимная удовлетворенность участников общения.
Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися)

Одно из качеств идеального учителя – гибкий высокий светлый ум. А у вас такой? Проведем новейший тест интеллекта.

Новейший тест интеллекта

Инструкция: ответьте на предлагаемые вопросы, записывая ответы на отдельном листке.

  1. В некоторых месяцах 30 дней, в некоторых – 31 день. В скольких месяцах 28 дней?
  2. Доктор дал вам 3 таблетки и велел принимать по одной таблетке каждые полчаса. Сколько пройдет времени до того, как вы выпьете последнюю таблетку?
  3. Человек лег спать в 8 часов вечера, предварительно поставив будильник на 9 утра. Сколько часов он проспит, прежде чем будет разбужен звонком будильника?
  4. Поделите 30 на одну вторую и прибавьте 10. сколько получится?
  5. У фермера было 17 овец. Все овцы, кроме 9, подохли. Сколько живых овец осталось?
  6. У вас есть всего одна спичка. Вы входите в холодную и темную комнату, где есть печь, керосиновая лампа и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?
  7. Человек построил дом прямоугольной формы таким образом, что все четыре его стены обращены на юг. К дому подходит медведь. Какого цвета медведь?
  8. Возьмите два яблока из трех имеющихся. Что вы получите?
  9. Сколько животных каждого вида взял Моисей в свой ковчег?

Вы ведете автобус из Чикаго с 43 пассажирами. На остановке в Питербурге сходят 5 пассажиров и садятся 7 новых. На следующей остановке в Кливленде выходят еще 4 пассажира и садятся 8. в результате автобус опаздывает в Филадельфию на 6 часов. Сколько лет водителю?

Проверьте себя:

1.Во всех. Каждый месяц, по меньшей мере, 28 дней.

2.Один час. Приняв таблетку, вы через полчаса примете вторую, а еще через полчаса третью.

3Один час. Будильник не различает утро и вечер, поэтому прозвонит в 9 вечера.

4.70. поделить на одну вторую – то же самое, что умножить на 2.

5.9 живых овец.

6.Спичку.

7.Белый. Если все стены дома на юг, значит, дом стоит на Северном полюсе.

8.Два яблока. Было три яблока, вы взяли два. Ну и сколько вы получили, сколько у вас стало?

9.Нисколько. Никого Моисей никуда не брал, и не было у него никакого ковчега. Животных в ковчег собирал Ной.

10. А сколько вам лет? По условию задачи вы и есть водитель.

Результаты теста:

Кол-во правильных ответов

Интеллектуальный статус

7 и более

Ученик начальной школы

6

Старшеклассник

5

Студент

4

Преподаватель

3

Доцент

2

Профессор

0-1

Академик

Подводя итог, хочется заметить, что в войне, которую ведут учителя с учениками, нет и не может быть, победителей. Проигрывают все. И те, кто устраивает бесконечные битвы, должны помнить, что возможность прекратить их всегда существует. Преподаватель волен первым протянуть руку своим ученикам. Ваш авторитет от этого никак не пострадает!

И пройдет много-много лет. К вам будут приезжать благодарные ученики, признательные за то, что вы были для них близким другом, мудрым советчиком. Просто Учителем с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...