Возможности образовательного учреждения для неформального внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов
статья на тему

Важнейшим фактором развития современного общества является построение эффективной экономической системы, где определяющую роль играют инновационные технологии. В педагогической науке исследования в области инноватики активно ведутся с конца 80-х годов XX века. Именно в это время усиливается интерес к изучению передового опыта учителей и внедрение этого опыта в практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya11.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Шадёркина Юлия Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 643

заместитель директора по УВР

yul_shad@mail.ru

8-904-552-78-29

Важнейшим фактором развития современного общества является построение эффективной экономической системы, где определяющую роль играют инновационные технологии. В педагогической науке исследования в области инноватики активно ведутся с конца 80-х годов XX века. Именно в это время усиливается интерес к изучению передового опыта учителей и внедрение этого опыта в практику.

Сегодня уровень образования населения является важнейшим фактором устойчивого развития любой страны. Современное общество нуждается в самостоятельных молодых людях, способных принимать решения и нести ответственность за свое будущее, умеющих и готовых постоянно учиться. Эти и многие другие качества формируются в школе. Сформировать такие качества способны только творческие, постоянно работающие над собой учителя.

В настоящее время стала общепризнанной необходимость непрерывного образования. Создание системы непрерывного образования является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, т.к. такая система позволит создать необходимые условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Обращение к непрерывному образованию в контексте педагогической деятельности обусловлено неоднозначностью фигуры преподавателя в образовательном процессе, где он является, с одной стороны, участником, обеспечивающим образовательный процесс, а с другой стороны — обучающийся.

Сегодня в сфере непрерывного образования начинают доминировать механизмы неформального приобретения педагогическими работниками компетенций.

Актуальность неформального непрерывного повышения квалификации  вызвана потребностью общеобразовательных учебных заведений в педагогах, способных вырабатывать самостоятельную стратегию деятельности в различных социальных ситуациях, необходимостью и  стремлением педагогов к творческой самореализации.

Академик В.С. Лазарев, доктор психологических наук, директор Института инновационной деятельности в образовании РАО отмечает, что каждый человек в профессиональной деятельности может достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, невозможно стать высококлассным профессионалом.1

Педагогический коллектив нашей школы оказался перед проблемой повышения результативности труда учителя. Как повысить результативность труда учителя? Достаточно ли сегодня посещения курсов повышения квалификации при АППО Санкт-Петербурга или ИМЦ района, чтобы педагог соответствовал новым потребностям образования?

Чтобы соответствовать новым потребностям образования, педагогу необходимо постоянно, ежедневно совершенствовать свое мастерство, повышать уровень ИКТ компетентности. Мы понимали, что профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать не только как самообучение, но  и как самосозидание. Именно самосозидание выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.  Таким образом, одной из задач, которую поставил перед собой педагогический коллектив школы, стал поиск резервов совершенствования педагогической деятельности каждого учителя.

С января 2011 года наша школа стала экспериментальной площадкой городского уровня. Тема опытно-экспериментальной работы: «Механизм  тьюторского взаимодействия как организационно-педагогическое условие развития компетентностей субъектов образовательного процесса».

Целью нашей опытно-экспериментальной работы  являлось  создание организационно-педагогических условий для формирования и развития  у субъектов образовательного  процесса компетенций, требуемых ФГОС нового поколения, используя   образовательную технологию  тьюторства  и   механизм   тьюторского взаимодействия    субъектов образовательного процесса  в общеобразовательной школе.

Решение задач инновационного развития образовательного учреждения, овладение новыми компетенциями поставило перед педагогическим коллективом необходимость поиска неформального внутрикорпоративного повышения квалификации.

1 Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя / В.С. Лазарев. - Муниципальное образование. - № 6 - 2008.

На первом этапе мы провели в школе мониторинг «Готовность педагога к творчески-инновационной деятельности», так как педагогический опыт можно рассматривать как передовой, если в нем есть потребность у конкретных учителей, поэтому важно не навязывать этот опыт, а идти от запроса учителей.  Высокий уровень готовности показали только 9% учителей (16% - низкий уровень и 75% - средний уровень). Проанализировав   потребности  и готовность  всех субъектов образовательной деятельности к инновационной  деятельности, было решено организовать работу в управленческой,  методической, педагогической,  тьюторской, детской и других  группах. Исходя из потребности  педагогов и управленцев  в  повышении  квалификации, в школе была  выстроена система повышения квалификации  как  через формы «внутрифирменные», так и  через взаимодействие с партнерами (заключены договора (соглашения) о сотрудничестве с Институтом психотерапии и консультирования «Гармония», Педагогическим колледжем  им. Н.А. Некрасова, Академией постдипломного педагогического образования). В школе был организован постоянно действующий учебный семинар по Программе внутришкольной подготовки  педагогов-тьюторов, учителя посещали курсы повышения квалификации при СПб АППО «Современные технологии воспитательного процесса», городские семинары. Учителя школы провели цикл   тьюториалов - открытых  уроков и занятий  участников  Программы  подготовки   тьюторов. На базе школы прошел городской семинар «Педагогические технологии развития субъектности ученика в  образовательной среде тьюторского взаимодействия», семинар городского ресурсного центра Некрасовского педагогического колледжа «Рейтинговая накопительная социально-ориентированная система оценки достижений субъектов образовательного процесса на примере начальной школы».  В процессе опытно-экспериментальной работы педагоги осваивали новую профессиональную позицию –  тьютор.

Опытно-экспериментальная работа была завершена в декабре 2013 года. По итогам опытно-экспериментальной работы был проведен повторный мониторинг. Результаты мониторинга показали, что  увеличилось количество педагогов, готовых к инновационной деятельности (низкий уровень готовности показали 7% педагогов, средний уровень – 73%, высокий уровень – 20%).

Сравнение уровней готовности педагогов к участию в инновационной деятельности        

 

Это объясняется тем, что большинство преподавателей (24 человека) реализовали, в целом, свою индивидуальную программу, в которой было обучение и самообразование, публичное представление своих новых компетенций в форме открытых уроков и занятий, выступлений на мероприятиях различного уровня. Учителя получили возможность не только познакомиться с опытом работы коллег, но и актуализовать и презентовать собственные педагогические находки и достижения. Учителя принимали участие в профессиональных конкурсах, публиковали свои методические разработки, осуществляли совместную  проектную деятельность  и тьюторское сопровождение проектной, творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в конкурсах увеличивает шансы профессионального роста, стимулирует к проявлению творчества, позволяет педагогам  преодолеть психологические барьеры, эмоциональное выгорание. Педагогический коллектив школы принял участие в городском исследовании по теме «Проблемы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС» (по поручению Комитета по образованию, руководитель исследования – к.п.н., доцент СПб АППО, Щекина О.А). Это позволило получить информацию о том, как родители оценивают работу школы. Учителя повысили свою ИКТ компетентность: девять педагогов имеют свои страницы на школьном сайте, четыре педагога ведут свои блоги. Семь педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию в сентябре-декабре 2012 года, один педагог школы стал победителем в районном конкурсе «Учитель года», несколько педагогов стали лауреатами городского конкурса «Санкт-Петербургский урок». Учителя посещали онлайн-семинары и вебинары, которые проводила Международная тьюторская школа. В результате инновационной работы двое учителей подали заявление на аттестацию их как педагогов-тьютеров.

Сравнительная диаграмма тематических публикаций педагогов.

На итоговой конференции, подводя итоги проделанной за три года работы, учителя выразили желание продолжать инновационную деятельность, поэтому школа подала в экспертный совет заявление на получение статуса опытно-экспериментальной площадки районного уровня с 2014 по 2017 год.

Таким образом, можно сделать вывод, что в педагогической системе  школы происходят  системные изменения: проект опытно-экспериментальной работы  становится основным механизмом новой модели управления развитием образовательной, организационно-педагогической  и методической составляющей  школьной жизни. Эта модель управления как бы надстраивается над нормальным функционированием школы, производя  качественные изменения в способе взаимодействия, ценностных ориентациях, уровне притязаний участников образовательного процесса.

Учителя всегда были и остаются центральными фигурами в образовании. Изменения в образовании будут происходить, если педагоги будут стремиться к повышению уровня педагогического мастерства. Время, которое потребуется, чтобы инновации вошли в практику, зависит от готовности учителей изменять свою деятельность, осваивать новшества.

Список использованной литературы

1. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя / В.С. Лазарев. - Муниципальное образование. - № 6 - 2008.

2. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, или ICT-CFT). 2011.

3. Мухлаева, Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых / Т. В. Мухлаева // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. - № 4 (25). - 2010. - С.158-162.

4. Хлебунова С. Ф., Алимова Е. Е., Щербакова Т. Н. Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации: ресурсы и риски: Монография / Ростов н/Д.: Изд-во РОИПК иППРО, 2011. - 127 с.: ил.; 21 см.

5. Москвин Д. Е.Организация неформального и информального образования современного политолога [Текст] / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22

6. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе.-2009.-№2. - с.124-126

7. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007

8. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Метод оценки инновационной деятельности школ и рекомендации по его применению. Пособие для руководителей школ. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по повышению квалификации педагогов дополнительного образования «Творческий поиск»

Повышение квалификации – это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных...

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В данной работе представлена не только модель методической системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения на примере ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф», но и сам процесс моделирования. Созданная Моде...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

Проект "Внутрикорпоративное повышение квалификации педагога"

Данный проект направлен на организацию работы повышения квалификации педагогов...

Повышение квалификации педагогов и работников образовательного учреждения.

На повышение профессионального уровня педагогов направлена методическая деятельность в образовательных организациях. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесс...

Управление персоналом учреждения как основа развития образовательного учреждения и как основа повышения качества образования

Единственный путь, который позволил России в XXI веке стать конкурентным обществом – это путь модернизации и инновационного развития это приводит к тому, что в условиях современной модели образо...