Повышение квалификации педагогов и работников образовательного учреждения.
статья

На повышение профессионального уровня педагогов направлена методическая деятельность в образовательных организациях. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение квалификации педагогов и работников образовательного учреждения.

На повышение профессионального уровня педагогов направлена методическая деятельность в образовательных организациях (далее по тексту – ОУ). Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

В.В.Путин

Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Актуальность решения проблем повышения квалификации становится актуальным как никогда.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но в конечном итоге они замыкаются на педагогическом.

На Всероссийском совещании «Модернизация системы повышения квалификации педагогов в условиях формирования национальной системы учительского роста» (г.Калининград, 25-28 марта 2018 года), были представлены, результаты исследования, в котором приняли участие 1044 педагогических работника из 54 регионов. Среди них (рис.1):

  • женщин – 92,8%, мужчин – 7,2%;
  •  с высшим образованием – 93,9%; со средним профессиональным образованием – 6,1%;
  • 45,1% с высшей квалификационной категорией; 39,1% с первой квалификационной категорией; 15,8% без категории;
  • 50,7% сельских педагогов и 49,3% - городских. (24)

Рисунок 1.Распределение респондентов по возрастным группам

При этом наибольшую группу (42,8%) составили педагоги в возрасте от 40 до 50 лет. Молодых педагогов до 30 лет – 10,6%. (24).

Соответственно этому состоялось распределение педагогов по педагогическому стажу: в большей мере было педагогов со средним (от 20до 25 лет – 21,6%) или значительным стажем (свыше 25 лет - 35,0%) (рис. 2) (24):

Рисунок 2.Группы педагогов по педагогическому стажу

Из числа опрошенных педагогов 49,4% имеют от 19 до 27 часов педагогической нагрузки по должности «учитель»; 25,6% с нагрузкой от 9 до 18 часов; 19,5% с нагрузкой от 28 до 36 часов, 2,2% - свыше 36 часов (рис.3) (24).

Важный аспект - вопрос о проведении мероприятий, направленных на актуализацию профессиональных дефицитов педагогов в ОУ, реализующих программы дополнительного профессионального образования педагогов.

63,9 % педагогов отметили, что главным «мотиватором» дополнительного профессионального образования выступила необходимость очередной аттестации. При этом почти каждый третий респондент (30,2%) отметил, что предварительная актуализация отсутствовала (24).

Другие педагога, отвечая на вопрос: «Какие формы актуализации Ваших профессиональных потребностей (запросов, дефицитов) в ОУ, в которой Вы работаете, предшествовали Вашему обучению на курсах повышения квалификации в 2017 году?», отметили следующие формы актуализации:

  • внутришкольный контроль качества образования в классах – 63,4%;
  • обсуждение с администрацией профессионального портфолио и профессиональных потребностей – 61,6%;
  • посещение администрацией и/или более опытными педагогами серии (цикла) уроков педагога и других учебно-воспитательных занятий с последующим анализом – 56,8%.

Рисунок 3.Распределение педагогов по количеству часов педагогической нагрузки.

Диагностика уровня профессиональных компетенций в ОУ проходят лишь 44,5% педагогов. Т.е. более половины педагогов, отправляясь на курсы повышения квалификации, не осознают свои профессиональные затруднения и не владеют информацией об уровне своей компетентности. (24)

При этом на вопрос «Проводилась ли при реализации программы курсов повышения квалификации в 2017 году диагностика ваших профессиональных компетенций?» ответили, что диагностика не проводилась:

  • 41 % - педагогических работников;
  • 44 % предварительная, предметной компетентности;
  • 52 % предварительная, психолого-педагогической компетентности;
  • 53 % предварительная диагностика коммуникативной компетентности.

При этом 88% респондентов отметили, что по завершении курсовой подготовки проводилась итоговая диагностика (рис.4) (24).

Рисунок 4.Предварительная диагностика ключевых профессиональных компетенций педагогов

Опрос педагогов выявил лидирующее (монопольное) положение региональных ОУ дополнительного профессионального образования перед другими типами организациями, в которых педагоги проходили в 2017 году программы повышения квалификации: более 77% педагогов проходили повышение квалификации в организациях дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). Во всех других типах организаций обучалось в 2017 году не более 5% педагогов (рис.5) (24):

Рисунок 5.Распределение педагогов по типам организаций, реализующих программы ДППО в 2017 году                                        

Важным вопросом в определении нормативных сроков освоения программ повышения квалификации явился вопрос о длительности дополнительных профессиональных программ.

Почти половина из опрошенных педагогов отметили, что в большей мере реализуются программы длительность освоения в 72 часа – 49,1%.

  • 19,2 % педагогов прошли обучение по программам от 108 до 144 часов, при этом 6,7 % длительностью более 144 часов;
  • 23,5% по программам менее 72 часов, в т.ч. 7,2% - менее 36 часов (рис. 6).

10-15 лет назад основным сроком освоения программ повышения квалификации для педагогов были программы от 144 до 180 часов (24).

Исследование выявило, что наиболее востребованными формами повышения уровня профессионализма педагога считают следующие:

  • целенаправленное чтение профессиональной литературы – 89,9%;
  • самонаблюдения и/или приглашение коллег на свои уроки – 85,0%;
  • ознакомительное посещение других ОУ – 71,0%;
  • выездные семинары – 64,8%;
  • участие в сетевом объединении педагогов, созданном с целью содействия их профессиональному развитию – 63,3%;
  • онлайн-семинары – 62,6%;
  • образовательные конференции – 62,4%;
  • корпоративное обучение на базе своего ОУ – 42,1%;

Рисунок 6.Распределение педагогов по срокам освоения программ ПК

  • совместное преподавание с более опытными педагогами – 23,2%;
  • ознакомительное посещение производственных, общественных или неправительственных организаций – 13,3%.

В целом из числа опрошенных на вопрос: «Оказали ли, на Ваш взгляд, мероприятия по повышению профессионального уровня, в которых Вы участвовали в 2017 году, влияние на повышение результативности Вашей педагогической деятельности?» 95% педагогов ответили положительно («да» - 48%, «скорее да» - 47%) (24).

Таким образом, исследование выявило необходимость определения механизма координации деятельности региональных организаций ДППО, в том числе, возможно, на основе унификации структур и единства требований к содержанию программ ДППО. Востребованы меры и механизмы по проведению профессионально-общественной экспертизы реализуемых образовательных программ, что обеспечит развивающий инновационный потенциал в совершенствовании качества программ дополнительного профессионального педагогического образования.

Исследование подтверждает сложность в реализации инструментов индивидуализации дополнительного профессионального образования и адресной поддержки педагогов (24).

Требования нормативно-правовых документов к повышению квалификации педагогических работников.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» (2).

В связи с повышенной динамичностью образовательной среды феномен непрерывного педагогического образования приобретает еще более актуальное звучание: каждый учитель обязан работать над своим образованием всю жизнь. Социологические исследования свидетельствуют, что знания специалистов, полученные в вузе, быстро стареют и требуют обновления через каждые 4–5 лет. Это касается всех педагогических кадров (21).

В пп.2 п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности не реже одного раза в три года.

Это связано с тем, что постоянно изменяются учебные планы, школьные программы и учебники, запросы и ориентиры выпускников ОУ и их родителей, социальный заказ общества и государства. Происходящие под влиянием экономических и социально-культурных процессов современного общества процессы в российском образовании являются фактором качественного преобразования системы профессионального образования, в том числе и в плане повышения квалификации (21).

В соответствии с п. 12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года
№ 499, не может быть менее 16 часов (минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации).

Развитие системы образования в целом и отдельного учреждения невозможно без развивающегося педагога. Устаревают знания и умения, полученные им во время

профессиональной подготовки в вузе, изменяются образовательные стандарты и требования к педагогам, появляются новые разработки и научные знания по преподаваемой науке и в сфере педагогической деятельности, возникает потребность осмыслить и систематизировать накопившийся опыт собственной работы. Все это приводит к необходимости систематической и системной работы по повышению квалификации педагогов, руководителей и других работников ОУ.

Противоречия в системе повышения квалификации и пути их разрешения.

В условиях реформирования российского образования выявлены глубокие противоречия в системе повышения квалификации:

  • мeжду пoтрeбнoстью работников ОУ в пoвышении квалификации и нeдoстатoчнo эффeктивными традициoнными фoрмами eё пoвышения;
  • между увеличением загруженности педагогов и дефицитом времени для освоения инновационных образовательных программ повышения квалификации;
  • мeжду рaстущими трeбованиями обществa к уровню профeссионализмa педагогических работников и отсутствиeм у большинства из них знaний соврeмeнных тeхнологий, мeтодов и форм обучения и воспитaния;
  • мeжду пoтребнoстью шкoлы в высoкoквалифицированных кадрах и предложениями ВУЗов, готовностью ОУ к работе в условиях дефицита опытных педагогов;
  • между заинтересованностью педагогов в результатах образовательной деятельности и уровнем вознаграждения за свой труд;
  • между неизменными структурой и характером основных форм повышения квалификации и существенном изменении требований к качеству подготовки педагога (24).

Разрешение данных противоречий - реализация комплексного проекта модернизации педагогического образования, направленного на формирование:

  • новых профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСов и профессионального стандарта педагога;
  • новых технологий подготовки педагога, в том числе с углубленными практической, предметной и исследовательской компонентами;
  • нового стандарта высшего педагогического образования (25)

Национальной доктриной образования РФ до 2025 года (3), Концепцией

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) (7) определена одна из приоритетных задач государственной политики в области образования: создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:

  • условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом ОУ;
  • привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации; ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
  • условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования (3).

Выводы.

  1. Материалы исследования повышения квалификации педагогических работников подтверждает сложность в реализации инструментов индивидуализации дополнительного профессионального образования и адресной поддержки педагогов, поэтому востребованы меры и механизмы по проведению профессионально-общественной экспертизы реализуемых образовательных программ для обеспечения развивающего инновационного потенциала в совершенствовании качества программ дополнительного профессионального педагогического образования.
  2. Постоянное совершенствование полученных и приобретение новых знаний, как никогда, выступает на передний план в образовательной деятельности педагогических работников.
  3. Самообразование, как составная часть всей системы повышения квалификации, становится одним из приоритетов в образовательной деятельности педагогических работников. Самообразование является гибкой формой получения знаний, так как она осуществляется на диагностической индивидуализированной основе. Оно выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ;
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  13. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013г. №499 (ред. от 15.11.2013г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
  14. Письмо Минобрнауки РФ № 08-415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №124 от 23.03.2015г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (вместе с «Разъяснениями по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»;
  15. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.12.2014 N 5487-р (ред. от 16.04.2018) «Об утверждении Административного регламента Комитета по образованию по предоставлению государственной услуги по организации и проведению аттестации кандидатов на должность руководителей государственных ОУ и руководителей государственных ОУ, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, а также государственных ОУ, находящихся в ведении Комитета по здравоохранению и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности»;
  16. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.12.2014 № 5488-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по образованию по предоставлению государственной услуги по организации и проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (с изменениями на 21 декабря 2017 года)»;
  17. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.12.2017 года № 3962-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 03.12.2014 N 5488-р»;
  18. Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 29 января 2014 года № 189-р «О порядке реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных ОУ, находящихся в ведении комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга»;
  19. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2018 г. № 681 «Об аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей государственных ОУ Санкт-Петербурга и внесение изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»;
  20. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.10.2018г. «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга №-681 от 28.08.2018 г.»;
  21. Пономарёва О. Н. – Повышение квалификации педагогов: проблемы и пути решения в российском образовании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 957–960.
  22. Колиниченко А. В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/129/35812/.
  23. Климбей Л. В. Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 509-511. — URL https://moluch.ru/archive/146/40807/
  24. Загидуллин Р.Р. Специфика организации повышения квалификации педагогов в субъектах Российской Федерации: анализ анкетирования // Материалы Всероссийского совещания "Модернизация системы повышения квалификации педагогов в условиях формирования национальной системы учительского роста"// 2018https://eseur.ru/Materiali_DPO_2018/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по повышению квалификации педагогов дополнительного образования «Творческий поиск»

Повышение квалификации – это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных...

Современный подход к вопросу повышения квалификации педагогов

В арсенале современной педагогической общественности имеется целый ряд различных видов взаимодействия между собой в очной форме (конференции, семинары и т.д.), которые являются традиционными. Долгое в...

Комплексный подход к организации работы по повышению квалификации педагогов, подготовке их к введению ФГОС ООО

Описан опыт апробации комплексного подхода к повышению квалификации педагогов в 2012-2013 учебном году, осуществлённом на базе Окружного методического центра  ЮАО города Москвы под руководством М...

Комплексный подход к организации работы по повышению квалификации педагогов, подготовке их к введению ФГОС ООО

Представлено описание опыта апробации комплексного подхода к повышению квалификации педагогов в 2012-2013 учебном году. Площадкой по апробации стал Южный округ города Москвы, занятия проходили на базе...

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", 2018г.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРА...