Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат
учебно-методический материал на тему

Петрова Ульяна Гаврильевна

Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества результатов и повышение качества образовательного процесса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_kachestva._obrazovaniya.docx71.18 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат

Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества результатов и повышение качества образовательного процесса.  

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

 Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги.

Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй – качеством с точки зрения потребителя.

Взгляды потребителя и производителя образовательной услуги зачастую не совпадают. Поэтому образовательное учреждение должно рассматривать проблему качества образования с двух разных точек зрения:

• с точки зрения образовательного учреждения (направление маркетинговых исследований – соответствие государственному стандарту);

• потребителей образовательных услуг (направление маркетинговых исследований – степень удовлетворенности потребителей образовательной услугой).

 Соответствие государственному стандарту  является ориентиром для всех участников образовательного процесса).   Образ выпускника школы  представляет собой динамическую систему,  которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должно максимально способствовать  ОУ.

Показателем сформированности   компетенций выпускника являются следующие качества личности:

  • духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
  • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору
  • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Модель  выпускника школы 

Выпускник школы – это:

  •  личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
  •  личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
  •  личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
  •  личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
  •  личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся   в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
  •   личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.

  

Целью создания подпрограммы «Управление качеством образования»  является создание комплекса условий, обеспечивающих школьникам необходимый уровень образованности и воспитанности; реализация социального заказа на воспитание гражданина, семьянина, специалиста; достижение школьниками высоких результатов обучения (соответствие образовательным стандартам).

Основная идея:  повышение качества образования через систему повышения квалификации педагогов по формированию УУД и повышения уровня методического мастерства (знание в совершенстве предмета и методики преподавания) и влияние через маркетинговую систему на формирование социального заказа.

Гипотеза: если в школе образовательный процесс строится в соответствии с требованиями ФГОС и при этом выполняются следующие условия:

  • разработана система  управления качеством образования, включающая в себе подсистемы: мониторинговая (маркетинговая) система и система повышения квалификации педагогов;
  •  разработана система оценки качества;
  • приведено в соответствие социальный заказ  и государственный стандарт, то это позволит повышение качества образования.

Задачи: 

1. Диагностическая -  выявление уровня методической подготовки педагогов, основных характеристик выпускника, соответствия социального заказа родителей и государственного стандарта.  

2. Прогностическая - определение модели выпускника школы,  определение путей и методов   для повышения качества образования: разработка плана повышения квалификации учителей, системы контроля качества и мониторинговой системы, разработка  индикаторов  результативности.  

3. Организационная - создание условий для реализации программы,  разработка проектных, нормативно-правовых документов, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы.

4.Практическая - апробация и экспериментальное доказательство результативности заявленной программы.

Управление качеством строится на основе восьми принципов, которые определяют всю деятельность общеобразовательного учреждения, ориентированного на качество образования.

1. Ориентация на потребителя образовательных услуг

Системы образования и отдельные общеобразовательные учреждения созданы и существуют исключительно в интересах заказчиков и потребителей образовательных услуг, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Поэтому важной стороной деятельности систем образования является институционализация консолидированного заказа (запроса) на образование, а общеобразовательные учреждения должны быть крайне заинтересованы в формировании и исполнении такого заказа (запроса).

2. Лидерство руководителя

Руководители образовательных учреждений обеспечивают единство цели и направлений деятельности. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в процесс достижения целей и решение задач образовательного учреждения.

3. Вовлечение работников

Работники всех уровней обеспечивают успех деятельности образовательного учреждения. Их полное вовлечение в различные процессы и процедуры, обеспечивающие качество образования, дает возможность образовательному учреждению эффективно использовать их профессиональные и личностные способности.

4. Процессный подход

Достижение качества образования становится реальностью, когда деятельностью образовательного учреждения и ресурсами управляют как непрерывным и цикличным процессом.

5. Системный подход к управлению

Выявление взаимосвязанных образовательных процессов, понимание и управление ими как системой обеспечивает эффективное достижение целей.

6. Постоянное улучшение процессов

Постоянное улучшение образовательных процессов для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг является неизменной целью деятельности образовательного учреждения.

7. Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации о качестве образования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации

Системы образования, образовательные учреждения, и основные заказчики на оказание образовательных услуг, одновременно являющиеся и поставщиками ресурсов в образовании, взаимозависимы. Их отношения, направленные на достижение взаимной выгоды, выявляют ценности образования, которые закрепляются консолидированными заказами на образование.

I этап – становление системы качества образования

    Под качеством образования в данном проекте понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям (Госстандарт), социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
  •  качества образовательной программы;
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
  •  качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  •  качества знаний.

 Организационные  условия обеспечения и управления качеством образования  составляют:

  • наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.
  • организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. 
  • использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем.  
  • наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.
  • использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.
  • наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением.
  • наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.
  • наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении  подчиняется следующим принципам:

  • ориентация на требования внешних пользователей. 
  • учет потребностей системы образования;
  • стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.
  • учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.

Основные направления подпрограммы:

  1. Формирование оптимальной функциональной системы управления.
  2. Развитие механизмов формирования и обратной связи школы с населением (маркетинговая система).
  3. Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности   школы.
  4. Информационное и экспертно-аналитическое обеспечение управления качеством услуг в ОУ (маркетинговая система).
  5. Организация ВШК.
  6. Предпрофильная и профильная подготовка.
  7. Качество образовательных услуг (уровень преподавания учебных предметов).

Направление деятельности

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1

 Формирование оптимальной функциональной системы управления качеством образования

 Совершенствование  нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы в части повышения качества образования.

Сбор информации и коррекция нормативно-правового сопровождения

Сбор информации и коррекция нормативно-правового сопровождения

Разработать положения:

 -оценки системы качества;

-системы мониторинга в ОУ;

- о качестве образовательной услуги.

Разработать анкеты  и схемы анализа результатов  опроса.

 Проведение социологических опросов  участников ОП.

Управляющий совет, родком принимают участие в  экспертизе учебного плана.

Расширение и организация образовательных услуг в школе.

2

Развитие механизмов формирования и обратной связи ОУ с населением.

Разработать  систему мониторинга.

Выявить реальное состояние качества образования в ОУ.

Организация изучения мнений участников ОП.

Выявление проблем КО.

Сбор информации и коррекция

Развитие сайта школы:

-обновление информации;

-активизация обратной связи (создание форума, дневников класса, …..);

Проведение социологических опросов  участников ОП.

Издание справочника о школе, плакатов для населения.

3

Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности школы.

Модернизация деятельности Методического совета и Методических объединений учителей.

Направление системы мониторинга:

Создание единого информационного пространства школы, включение его в информационное пространство  АСУ «Сетевой город».

Формирование культуры и механизмов обмена знаниями в системе образования:

-участие в сетевых форумах городского сообщества педагогов;

-создание форумов по предметным МО;

-участие в конференциях, вебинарах;

-участие в  Интернет конкурсах.

Организация внутришкольной системы повышения квалификации педагогов:

-обучающие семинары по составлению тестов (2р в месяц);

-по педтехнологиям (1р в месяц);

-по применению ИК технологий (1р.в месяц);

-консультации по подготовке и проведению мероприятий;

-по составлению документации.

Модернизация технологий выявления, хранения и распространения знаний:

- каталог электронных образовательных ресурсов;

-электронный методический кабинет (анализ уроков, критерии, положения, стандарты, бланки проверок,  методическая копилка: методические разработки, банк уроков – презентации, игры, открытые уроки, ЦОР);

-электронные базы данных (АСУ «Сетевой город»);

-электронная библиотека;

-электронные учебники;

-банк тестов по предметам;

-банк обучающих информационных ресурсов;

-тесты «Статград» по предметам.

4.

Информационное и экспертно-аналитическое обеспечение управления качеством услуг в  ОУ.

Модернизация механизмов сбора и обработки статистической информации.

Создание системы мониторинга качества образования.

Издание статистических и информационно-аналитических материалов

Организация обучающих семинаров:

-работа в АСУ «Сетевой город»;

-применение различных программ (офисных);

-публичный отчет школы;

-отчеты по мероприятиям;

-материалы в Интернет сообществах.

Проведение аналитических работ по актуальным проблемам развития школы:

-анализ результатов ЕГЭ и  ОГЭ;

-анализ контрольных работ;

-анализ воспитательной работы;

-анализ работы кружков;

-анализ работы МО;

-анализ методической работы;

-анализ итогов успеваемости и т.д.

Разработка и внедрение системы целевых показателей результативности управления школой.

-экспертиза рабочих программ по предметам;

5.

Организация внутришкольного контроля  

 Разработка Положения о системе оценки качества образования в школе

Разработка критериев и механизма оценки качества результативности деятельности школы

Анализ результативности работы школы в части повышения качества обучения

Разработка циклограммы мониторинговых исследований качества образования в школе

Непрерывное профессиональное образование педагогических кадров внутри методического объединения учителей - предметников

Педагогические советы, совещания, семинары, лекции по вопросам повышения качества образования

Усиление общественно-демократического характера контроля.

Организация работы:

-совета отцов;

-примирения;

-совета родителей;

- учителей;

-совета старшеклассников;

-общественных смотров знаний.

Анализ работы общественных советов, комитетов ит.д.

Продолжение работы школы по внедрению автоматизированной системы контроля.

Участие школы в различных Интернет мероприятиях:

-центр тестирования;

-Статград;

-конкурсы.

Анализ развития использования мониторинговой системы «СтатГрад» МИОО.

Повышение открытости информации о результатах контрольных мероприятий.

Анализ и обсуждение на сайте школы публичного доклада школы и анализа контрольных точек, переводных экзаменов.

Практический семинар «Портфолио учащегося»

Пополнение папки «Портфолио учащегося»

Презентация «Портфолио учащегося»

Разработка модели организации и содержания адаптационного периода обучающихся в 1, 5 классах

Разработка и апробация модели организации и содержания адаптационного периода обучающихся в 1, 5, 10-х классах (разработка)

Разработка методических рекомендаций для учителей, работающих в 1, 5, 10-х классах (в части адаптационного периода обучающихся в 1, 5, 10-х классах)

Качественное функционирование годового практико-ориентированного семинара

«Тематический учет знаний обучающихся»

Сотрудничество с социальными партнерами

Родительские собрания

Работа кружков, секций по интересам

Использование часов школьного компонента образовательного учреждения для активизации познавательной активности обучающихся

Зачетная форма обучения и контроля по некоторым предметам

Презентация учебных достижений обучающихся. Результаты достижений обучающихся разместить на сайте школы.

Создание Банка учебных достижений обучающихся

Пополнение Банка учебных достижений обучающихся

Анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) по вопросам удовлетворенности качеством образовательного процесса в школе. Результаты анкетирования разместить на сайте школы.

Мониторинг освоения учебных программ по математике и русскому языку в 11 классах формате ЕГЭ

Мониторинг освоения учебных программ по математике и русскому языку в 9 классах в форме ГИА

Мониторинг личностного роста обучающихся

Мониторинг и диагностика образовательных достижений обучающихся

Интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады, состязания и т.п.

Результаты достижений обучающихся разместить на сайте школы.

6

Предпрофильная и профильная подготовка

Формирование банка программ элективных курсов

Обеспечение предпрофильного и профильного обучения учебниками, методическими пособиями, другими необходимыми информационными источниками

Апробация учебных программ элективных курсов

Пополнение банка программ элективных курсов

Использование банка программ элективных курсов

Корректировка учебных программ элективных курсов

Создание учебного плана с учетом работы классов с профильным обучением

Подбор и постоянное обучение кадров овладению новейшими технологиями в обучении

Анкетирование обучающихся по выявлению индивидуальных склонностей

Анализ анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных склонностей ребенка

Создание системы обратной связи (родительские собрания, круглые столы, заседания Управляющего совета, опросы, анкетирование)

Анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся по выявлению индивидуальных склонностей ребенка

Разработка образовательного рейтинга обучающихся 9-х классов (результаты экзаменов, олимпиад, конкурсов, иные сертификаты)

Внедрение образовательного рейтинга обучающегося

Социально-психологическое сопровождение образовательного маршрута обучающихся (индивидуальные консультации, тренинги, педагогические лектории, семинары и т.п.

Сотрудничество с ВУЗами, колледжами, лицеями, другими образовательными учреждениями города

Индивидуальный учебный план как технология реализации профильного обучения

Научно- практическая конференция обучающихся

Создание вариативных программ урочной и внеурочной деятельности с учетом работы классов с профильным обучением

7

Развитие сотрудничества школы с социальными партнерами.

Участие школы в реализации окружных, городских, всероссийских, международных и межрегиональных проектов в сфере образования.

Поиск информации по мероприятиям. Доведение до сведения участников ОП информации по мероприятиям:

-кенгуру;

-русский медвежонок;

-английский бульдог;

-золотое руно;

-различные НПК;

-Интернет проекты.

Анализ результатов участия учащихся ОУ в различных мероприятиях.

Развитие партнерства с учреждениями профессионального образования, учреждениями культуры и здравоохранения.

СВФУ АГИКИ, Музколледж, спортшколы и т.д.

Заключение договоров.

Составление планов партнерства.

Составление планов мероприятий:

-дней открытых дверей;

-культмассовые мероприятия;

-оказание помощи.

Ожидаемые результаты

  • выполнение муниципального задания по успеваемости и качеству обучения;
  • достижение учащимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации, в соответствии с Федеральными образовательными стандартами и  региональным стандартом качества образования.
  • высокие результаты профессионального самоопределения учащихся после школы
  • высокий уровень мотивации учащихся к учебной деятельности
  • удовлетворенность родителей и учащихся качеством образовательных услуг, предоставляемых школой
  • доступность качественных услуг психологической помощи всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах
  • развитие системы самоуправления, реализующей государственно-общественный характер управления школой.

Заказ учащихся, их родителей и социума на качество образования

 (учитывается при сборе информации в процессе мониторинга качества образования;

составлен как пример на основе мониторинговых исследований)

Заказ учащихся:

  • Образование, позволяющее продолжить обучение, реализовать личностные амбиции.
  • Дополнительное образование по желанию, в том числе и начальное профессиональное.
  • Благоприятная  школьная среда, интересный досуг.
  • Сохранение здоровья (психического, обеспечивающего гармонию с миром и самим собой; социального, обеспечивающего умением общаться (как жизненная защищенность) обладание лидерскими качествами, навыками конкурировать, социально адаптироваться в современном быстроизменяющемся мире; физического, обеспечивающего систему здоровья, физическую выносливость).

Заказ родителей:

  • Обучение и развитие согласно природосообразности ребенка;
  • Образование, обеспечивающее возможность дальнейшего обучения и трудоустройства по специальности.
  • Условия пребывания в образовательном учреждении, сохраняющие и развивающие здоровье, гарантирующие присвоение общественных ценностей, норм нравственности и определенного уровня воспитания.
  • Привитие здорового образа жизни.
  • Бесплатное обучение, платное (по желанию родителей).

Заказ социума:

  • Образование, реализуемое в соответствии с Законом   «Об образовании в РФ» и тенденциями развития  региональной системы образования.
  • Образование, обеспечивающее выпускнику образовательного учреждения конкурентоспособность.  
  • Социальная адаптация, обеспечивающая  способность выпускника учреждения образования всю жизнь сохранять свою принадлежность к культуре социума и народов, населяющих его, культуре своей нации.
  • Воспитание, основывающееся на общечеловеческих ценностях, межнациональной, социальной толерантности.

II этап – создание

  системы мониторинга в управлении качеством образования.

Проект «Мониторинговая система»

 

         Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов.

Ключевыми задачами при организации мониторинга реализации принятой образовательной программы являются:

  • определение критериев качества ее реализации;
  • отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов;
  • установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника».

Основные цели и задачи

  Цели:

  1. Оперативное выявление проблем образовательного процесса для выработки и коррекции стратегии образовательной политики ОУ;
  2. Формирование базы данных развития ОУ.

  Задачи:

  1. разработка нормативной и инструктивной документации по вопросам качества и мониторинга образования;
  2. реализация программ и планов педагогических исследований;
  3. организация разработки, подбора и утверждения инструментария для процедуры итогового контроля в переводных и выпускных классах;
  4. организация мониторинга образовательного процесса;
  5. изучение передового педагогического опыта;
  6. статистический анализ качества образовательного процесса и его результатов;
  7. разработка показателей, критериев и создание банка диагностических материалов промежуточной и итоговой аттестации, технологий проведения мониторинга;
  8.  рецензирование, первичная экспертиза программ, методик, технологий.
  9. организация непрерывного образования педагогических кадров, в том числе повышение квалификации на основе создания системы мониторинга: изучения и анализа затруднений учителей и результатов образовательного процесса.

Основные направления

1.Мониторинг качества образовательных достижений на каждой ступени обучения;

2.Мониторинг  качества профессиональной компетентности педагогов;

3.Оценки качества образовательных программ;

4.Мониторинг качества образовательного процесса.

  Направления  деятельности

  Основными направлениями деятельности  системы являются научно-методическая, учебно-методическая, диагностическая и мониторинговая.

 Научно-методическая деятельность  включает в себя:

  • разработку программ мониторинга по направлениям специализации и деятельности;
  • проведение анализа учебно-воспитательного процесса;
  • разработка рекомендаций, документов, планов;
  • изучение, анализ, рецензирование различных видов научно-методических и учебно-методических материалов;
  • апробацию новых технологий мониторинга.

Учебно-методическая работа   включает в себя:

  • повышение квалификации учителей, в том числе и организацию семинаров практикумов;
  • оказание методической помощи учителям;
  • организация индивидуальной поддержки и курирования педагогов;
  • разработка дидактических и методических материалов в соответствии с опытно-экспериментальной работой  ОУ;

  Диагностическая работа:

  • разработка и апробация диагностических материалов с целью выявления уровня обученности учащихся, их затруднений при изучении предметов;
  • мониторинг учебных достижений учащихся;
  • мониторинг качества управления;
  • проведение мониторинга и анализа затруднений учителей в организации образовательного процесса;
  • осуществление внутришкольного контроля качества обучения и воспитания.

Факторы, влияющие на качество образования

(учитываются при сборе информации в процессе мониторинга)

  • Современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных (учебных) программ, их соответствие государственным и общественным требованиям,  условиям предстоящей работы, продолжению образования, личностному развитию выпускника образовательного учреждения.
  •  Уровень партнерства участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, общественности.
  • Общая профессиональная подготовка учителей.
  • Организационные и методические нововведения последних лет.
  • Свобода учителей в выборе технологий и методик, опоры на яркие личности.
  • Мотивация педагогов на качество образования.
  • Эффективность управления и системы контроля качества образования. Стимулирующая роль системы педагогического контроля.
  • Реализация в обучении принципов  технологии деятельностного метода обучения, поощрение одаренных учащихся, предпрофильная и профильная подготовка;
  •  Общая организация учебы в школе (ритмичность, продуманность расписания, учет интеллектуальных нагрузок и психофизического состояния обучающихся, социально-медико-педагогические условия и т.п.) и т. д.
  • Состояние внеучебной деятельности учащихся.

Перечень  показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования

Объект мониторинга

Показатель

 

Метод измерения

Периодичность (сроки)

Работники ОУ

Работники, которых необходимо направить на обучение, повышение квалификации, профессиональную переподготовку

Метод экспертных оценок

Ежегодно

Ежегодно

Работники, принявшие участие в профессиональных конкурсах

Наблюдение

Ежегодно

По запросу

Учащиеся  ОУ

Общая численность учащихся, в том числе по ступеням образования, отдельным основным образовательным программам, параллелям классов  

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Наполняемость классов

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющие хронические заболевания

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Учащиеся, отнесенные к определенной группе здоровья

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Учащиеся, отнесенные к определенной физкультурной группе    

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Учащиеся  по определенной форме обучения (по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому)

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении

Наблюдение, метод экспертных оценок

Ежемесячно

По мере необходимо-сти

Учащиеся  из семей, находящихся в социально опасном положении  

Наблюдение, метод экспертных оценок

Ежемесячно

По мере необходимо-сти

Готовность учащихся к обучению (школьная зрелость), в том числе в разрезе когнитивной (интеллектуальной), личностной и психофизиологической готовности

Наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок

При приеме (зачислении)на обучение

Ежегодно

Учащиеся  ОУ

Обучаемость  учащихся

 

Тестирование, метод экспертных оценок

При приеме (зачислении)на обучение

Ежегодно

Текущая успеваемость учащихся (качество выполнения обязательных видов работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов)

Тестирование, метод экспертных оценок

Согласно календарно-тематическим планам

Один раз в четверть ( полугодие)

Обученность (индивидуальная результативность обучения), включая сведения об освоении (или не освоении) конкретных знаний, умений, компетентностей, предусмотренных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, по данным промежуточной аттестации

Тестирование, метод экспертных оценок

Согласно порядку промежу-точной аттестации в ОУ

Ежегодно

Учащиеся ОУ

Воспитанность учащихся

Наблюдение, опрос  третьих лиц, тестирование, метод экспертных оценок

При приеме на обучение; далее – по завершении каждой ступени образования

Ежегодно

 

Внеучебные достижения учащихся

Наблюдение, опрос третьих лиц, метод экспертных оценок

Два раза в год

Ежегодно

Количество уроков, пропущенных учащимися по состоянию здоровья и иным причинам  

Наблюдение

Ежедневно

Ежемесячно

Образовательный процесс как совокупность процессов реализации основных и дополнительных образовательных программ

Полнота реализации учебных планов (отношение количества фактически проведенных часов по учебным предметам к количеству часов, отведенных на изучение соответствующих учебных предметов согласно учебному плану)

Наблюдение

Ежемесячно

Ежегодно

Полнота реализации рабочих программ учебных предметов в содержательном аспекте (предъявление учащимся учебного содержания, предусмотренного соответствующими рабочими программами, в полном объеме)

Наблюдение, метод экспертных оценок

ежеквартально

Ежегодно

Полнота реализации рабочих программ учебных предметов в процессуально-деятельностном аспекте (выполнение обучающимися всех обязательных видов работ (в том числе: лабораторных, практических и др.), предусмотренных соответствующими рабочими программами)

Наблюдение, метод экспертных оценок

Ежегодно

Ежегодно

Образовательный процесс

Соблюдение утвержденных в установленном порядке годовых календарных учебных графиков и расписаний занятий

Наблюдение

Ежедневно

По мере выявления нарушений

Образовательные технологии, используемые педагогическими работниками в образовательном процессе

Наблюдение

Ежегодно

Ежегодно

Соблюдение прав и интересов обучающихся, предусмотренных законодательством РФ в области образования, уставом и локальными правовыми актами ОУ

Наблюдение (при большой численности учащихся – выборочное)

Еженедель-но

По мере выявления нарушений

Соблюдение прав и интересов родителей (законных представителей) учащихся, предусмотренных законодательством РФ в области образования, уставом и локальными правовыми актами ОУ

Наблюдение (при большой численности – выборочное)

Два раза в год

По мере выявления нарушений

Соблюдение гигиенических требований при осуществлении образовательного процесса; обеспечение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья участников образовательного процесса, в том числе в части:

  •  количества уроков в день (в неделю); продолжительности уроков;
  • плотности учебной работы на уроках;
  • периодичности и продолжительности непрерывного применения технических средств обучения;
  • продолжительности перемен (перерывов для отдыха и питания);
  • организации двигательной активности обучающихся для удовлетворения их биологической потребности в движении;
  • объема домашних заданий учащимся.

 

Наблюдение (при большой численности учащихся – выборочное)

Ежедневно

По мере выявления нарушений

Образовательный процесс

Наличие постоянно действующих площадок для свободного самовыражения обучающихся (театр, газета (журнал), сайт ОУ, телевидение и т.д

Наблюдение

Ежемесячно

Ежегодно

Предоставление учащимся возможности осуществлять сканирование и распознавание учебных текстов, копирование и распечатку учебных и иных материалов для образовательных целей на соответствующем оборудовании библиотеки (медиатеки) ОУ    

Наблюдение, опрос

Ежегодно

Ежегодно

Удовлетворенность родителей (законных представителей) учащихся на ступенях начального общего и основного общего образования содержанием и ходом образовательного процесса

Опрос (при необходимости выборочный)

Ежегодно

Ежегодно

Удовлетворенность учащихся на ступенях среднего  общего образования содержанием и ходом образовательного процесса  

Опрос

Ежегодно

Ежегодно

Количество жалоб (обращений) участников образовательного процесса по вопросам, связанным с организацией и осуществлением образовательного процесса и (или) действиями других участников образовательного процесса и администрации ОУ    

Наблюдение

По мере поступления

Ежегодно

Число учащихся, с которыми произошли несчастные случаи, связанные с образовательным процессом

Наблюдение

При наступлении несчастного случая

Ежегодно

II этап – формирование системы оценки качества образования

Проект «Система оценки качества образования»

         Цель СОКО – получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях и причинах его изменения.

Основным отличием СОКО от   системы внутришкольного контроля и систем мониторинга качества образования является измерение и анализ результатов не только динамики учебных достижений, но и оценка качества работы учителя по этой динамике с учетом уровня класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

         В системе управления качеством образования СОКО является важным элементом, выявляющим сильные и слабые стороны в деятельности общеобразовательного учреждения.

 Основными задачами СОКО могут быть:

  • формирование единых критериев и показателей качества образования, методологии его измерения;
  • определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее обработки, накопления и использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
  • обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • разработка идеологии, инструментария, методик измерения и оценки, а так же - электронных баз данных и порядка работы с ними, форм и порядка информирования внешних пользователей;
  • организационное сопровождение федерального (ЕГЭ, новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов) и регионального мониторинга качества образования;
  • обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса в ОУ, аналитическое обобщение получаемой информации и обеспечение эффективного и объективного его информационного отражения;
  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
  • предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития образовательного процесса и его результатов;

Структура системы качества образования

Составляющие оценки качества

Цель

Объекты оценки

Формы исследований

Результаты оценки

Качество управления школой

Обеспечение условий для реализации целей и задач всеми участниками образовательного процесса в школе

Структура управления;

методы управленческой деятельности;

стиль управленческой деятельности;

уровень профессиональной

компетентности субъектов управления

Анкетирование, самоанализ, наблюдение, внутренняя и внешняя

экспертиза

Сильные и слабые стороны системы

управления – как основа для планирования стратегии и тактики развития школы

Качество образовательного процесса

Обеспечение оптимальных условий организации образовательного

процесса

Уроки, внеурочные внутришкольные мероприятия, методическая и экспериментальная работа, здоровье учащихся и учителей

Внутришкольный контроль, анализ работы методических объединений, творческих групп

Основа для конструирования и корректировки целей методической и организационной работы, деятельности педагогов

Качество результатов образовательного процесса

Получение объективной и достоверной информации о динамике результатов образовательного процесса. Удовлетворение запросов родителей (законных представителей), образовательных потребностей учащихся

Динамика изменений обученности, компетентностей, личностного развития ученика, готовность к продолжению образования, психологическое состояние, отношение с учителями, родителями, друзьями, окружающему миру, уровень адаптации и социализации, состояние здоровья.

Анкетирование, наблюдение, интервью, тестирование, контрольные срезы, медицинское обследование, беседы с родителями

Основа для конструирования целей учебной и воспитательной работы, планирование и коррекция планов методической работы

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования не тождественно качеству обученности. Для оценки эффективности работы школы, учитывая уровень знаний учащихся за определенный период, необходимо проанализировать, какой контингент приходит учиться в эту школу, какие условия для работы педагогов созданы, каков кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и т.д.

Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие:

• более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;

• открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;

• принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;

• минимум показателей в системе управления образованием;

• соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Таким образом, критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев. Принципы  отбора показателей и критериев для оценки качества образования:

Критерии оценки качества образовательного процесса

Критерии

Показатели

Уровни проявления

Сроки проведения диагностики

1

2

3

4

1. Успешность обучения

1.1. Соответствие знаний, умений и навыков государственным и региональным образовательным стандартам.

1.2. Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся

Соответствует стандарту;

превышает стандарт;

ниже стандарта;

выше учебных возможностей;

адекватно учебным возможностям;

ниже учебных возможностей

Дважды в течение учебного года (первое и второе полугодие)

2. Сформирован-ность общеучебных (учебно-познава-тельных) навыков

2.1. Осознанность умения.

2.2. Самостоятельность применения.

2.3. Полнота умения

Сформировано;

частично сформировано;

не сформировано

На окончание начальной школы, на начало основной школы, по окончании
7-го, 9-го класса

3. Сформирован-ность положительной мотивации учения

3.1. Социальная мотивация:

широкие социальные мотивы;

узкие социальные мотивы;

собственно школьная мотивация;

мотивация со стороны семьи.

3.2. Познавательная мотивация:

ситуативный интерес;

узкий познавательный интерес к отдельным учебным предметам;

познавательный интерес;

широкая познавательная потребность

Оптимальный;

достаточный;

низкий

На начало основной школы (5-й класс), в 7-м классе, по окончании основной школы (9-й класс)

4. Сформирован-ность ценностного самоопределения учащихся

4.1. Качества личности учащихся в соответствии с целями школы, моделью выпускника

Ярко проявляются;

проявляются;

слабо проявляются;

не проявляются

На начало основной школы, по окончании 7-го класса, 9 и
11-го класса

5. Сформирован-ность профессионального самоопределения выпускников основной и средней школы

5.1. Наличие плана в основном и альтернативном вариантах

5.2. Обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе.

Высокий;

средний;

низкий

Один раз за учебный год в
9, 10 и 11-м классах

6. Сформирован-ность умений адаптироваться и взаимодействовать в коллективе

6.1. Эмоционально-психологическая комфортность в коллективе.

6.2. Взаимодействие по достижению общеколлективных целей.

6.3. Усвоение общеколлективных мотивов деятельности

Лидеры;

принятые;

не принятые;

отверженные

Один раз в год в 7, 9, 11-м классах

Критерии 3,4,5 могут рассматриваться как показатели образовательных достижений и как факторы, влияющие на эти достижения. По каждому критерию можно использовать несколько методик, их целевые установки должны соответствовать целям образовательного процесса. Трудоемкость обработки данных должна быть минимальна, как и затраты времени на сбор данных.

Роль оценки

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

• оценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования);

• оценка качества образования осуществляется комплексно, образовательное учреждение рассматривается во всех направлениях его деятельности.

 Таким образом, оценка качества образования  ОУ предполагает контроль как уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и деятельности преподавателей.  

Объекты оценки системы качества

 Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1.     уровень здоровья и здорового образа жизни;

2.     уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;

3.     уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;

4.     уровень обученности;

5.     уровень владения творческой деятельностью

 

·        Владеет знаниями по организации ЗОЖ;

·        Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;

·        Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация;

 

 

·        Не ниже 60%;

·        Способен решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности административного работника

1.     Компетентность

 

 

 

2.     Ответственность

 

3.     Мобильность

4.    Открытость и активность

 

 

·        знание нормативно- правовой базы;

·        хорошее владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества;

·        своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.

·        качественное выполнение должностных обязанностей;

·        умение  принимать необходимы управленческие решения;

·        работает в инновационном режиме;

 

Качество деятельности педагога

1.Открытость

 

 

 

2. Профессионализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Открытость

5.     Информационная грамотность

 

6. Авторитет

 

·        активно - участвует в инновационной деятельности ОУ;

·        участвует в диссеминации передового педагогического опыта;

·        имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);

·        имеет высокие показатели качества обученности;

·        ученики – участники и победители предметных олимпиад;

·        имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;

·        участвует в конкурсах профессионального мастерства;

·        занимается научно- исследовательской деятельностью;

·        участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;

·        реализует дополнительные образовательные услуги;

·        на высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели;

·        факультативы, индивидуальные часы;

·        использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;

 имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

 

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

· Использование современных образовательных технологий.

 Использование активных  форм, методов, приемов обучения.

· Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

· Наличие достаточного количества компьютеров;

· Наличие локальной сети с выходом в Интернет;

· Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования (интерактивные доски,  мультимедийные проекторы, графопроекторы);

 Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина.

Качество образовательных программ

1. Актуальность

2. Эффективность

 

 

3. Доступность

4. Оснащенность

· Соответствие современным образовательным  стандартам.

· Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур.

 

 Наличие УМК.

Система критериев, показателей и индикаторов школьного стандарта качества образования

Критерии

Показатель

Индикатор

Функциональная грамотность \предметные компетенции\

Позитивная динамика уровня обученности

Оценки промежуточной и итоговой аттестации

Позитивная динамика качества знаний

Оценки промежуточного и итогового контроля

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

Награды различного уровня, реестр конкурсных мероприятий

Увеличение количества творческих работ \ научных, проектных\

Награды различного уровня, реестр конкурсных мероприятий

Посещаемость кружков, секций

Численность, посещаемость и сохранность контингента, подтверждаемые документами и школьной отчётностью

Социальные компетенции

Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы, социума. Работа в школьном самоуправлении, социальных проектах

Официальные письма, благодарности, отзывы, информация в СМИ и др.

Сформированность правового поведения

Отсутствие правонарушений, результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства

Сформированность основ экономического сознания

Победы и участие в конкурсах по экономической проблематике

Процент успешно социализирующихся детей группы риска

Отрицательная динамика распространения алкоголизма, наркомании, числа детей, стоящих на учёте

Наличие индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на наличие профессионального образования

Доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам

Участие в социально значимых проектах

Доля учащихся, участвующих в проектах

Поликультурные компетенции

Результаты исследования толерантности в классе

Отсутствие конфликтов на межнациональной почве

Участие в мероприятиях, посвящённых укреплению дружбы

Благодарность организаторов мероприятий

Знание и уважение культурных традиций

Участие в конкурсах, проектах

Коммуникативные компетенции

Позитивная динамика знаний по русскому языку и литературе

Оценка письменных источников, устных выступлений

Результаты литературного творчества учащихся

Наличие авторских публикаций \стихи, проза \награды\

Благоприятный психологический климат в классе, школе

Результаты социально-психологического исследования

Наличие практики конструктивного разрешения конфликтов

Отсутствие последствий конфликтов, наносящих вред психическому, физическому и нравственному здоровью

Информационные компетенции

Использование в проектной исследовательской деятельности учащихся ИКТ

Результаты учебной деятельности

Разработка и использование учащимися общественно признанного продукта,

программа, сайт

Предъявленный продукт

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в конкурсах ИКТ

Награды различного уровня, реестр конкурсных мероприятий

Интеллектуальные компетенции

Интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы

Результаты анкетирования родителей обучающихся, экспертные оценки работника библиотеки

Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования

Продукты деятельности ребёнка, а также участие и победы в конкурсах

Увеличение числа творческих работ

Награды различного уровня, реестр конкурсных мероприятий

Процент учащихся, продолживших обучение с выбранным профилем

Внутришкольная отчётность, отзывы выпускников, родителей

Общекультурные компетенции

Формирование культуры здоровьесбережения

Доля учащихся, участвующих в мероприятиях по ЗОЖ

Увеличение уч-ся, участвующих в спортивных соревнованиях

Увеличение количества учащихся, занятыми творческими видами деятельности

Награды различного уровня, реестр участников

Награды различного уровня, реестр участников

Участие в природоохранительной деятельности

Доля занятых учащихся этой деятельностью

Участие в туристско - краеведческой деятельности

Доля занятых учащихся этой

деятельностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме с использованием компьютерного тестирования в рамках школьной системы управления качеством образования.

Основные требования, предъявляемые к оценке обучающихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Для этого актуально использование технологии компьютерного тестирова...

Совет школы- основная форма управления качеством образования МКОУ Мамонтовской ООШ

Из опыта работы Совета школы.Совет школы является органом самоуправления в учреждении. Каковы его полномочия?.Какие задачи он выполняет?Об этом данная презентация....

Комплексно-целевая программа управления качеством образования

Комплексно-целевая программа управления качеством образования - это нориативно-управленческий документ , призванный  обеспечить эффективность управления качеством образования в образовательной ор...

Статья "Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования на примере МБУ ДО «СЮТур» Анжеро-Судженского городского округа"

Статья "Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования на примере МБУ ДО «СЮТур» Анжеро-Судженского городского округа"Статья может быть полезной для...

Проект: «Создание комплексно- целевой программы управления качеством образования с учётом требований ФГОС».

В работе представлены: Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС и Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования....