Управление профессиональным развитием педагога в образовательной организации
статья по теме

Орлова Елена Александровна

                В статье актуальная проблема профессионального развития педагогического персонала школы, решение которой обеспечивает развитие детей, их успешную социализацию, повышение качества образовательных услуг. Для решения обозначенной проблемы в статье исследованы существующие подходы в вопросах профессионального развития персонала с позиции психологии, педагогики и других наук, приведен глубокий анализ сложившейся ситуации по профессиональному развитию педагогов в  МБОУ СОШ №1 городского округа Подольск (микрорайон Климовск). Анализ кадрового состава и методической работы школы позволяет выявить как положительные результаты этой работы, так и определить ряд проблем, которые были положены в разработку направлений профессионального развития педагога. Среди направлений работы по профессиональному развитию педагога следует отметить глубоко разработанное направление - диссеминация инновационного педагогического опыта педагогов, представленное планом работы по созданию целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагога и диссеминацию его опыта, формами и способами распространения передового опыта и др.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx180.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

заместителя директора по УВР,

учителя биологии МБОУ СОШ №1

г.Подольска, мкр-на Климовск

Орловой Елены Александровны

«Управление профессиональным развитием

педагога в образовательной организации»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….   3

Глава I.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ

I.1Исследование проблемы профессионального развития педагога ……   5

I.2.Основы управления профессиональным развитием педагогов ……..    7

Глава II. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

II.1Анализ системы деятельности школы по управлению профессиональным

развитием педагогов……………………………………………………….     10

II.2. Планирование методической работы школы как этап в управлении   профессиональным развитием педагогов в общеобразовательном            учреждении…………………………………………………………………     19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….     28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………......   30

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………   31


Введение

Ключевая особенность современной

                                     школы – чуткие, внимательные

                                   и восприимчивые к интересам

                                                      школьников, открытые ко всему новому

   учителя [2].

Изменения, происходящие на современном  этапе развития общества, затрагиваюти  российское образование. Для успешного функционирования школы и введения в практику различных инноваций нужен педагог-профессионал. Способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса педагоги могут удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации [3]. Поэтому в общеобразовательных школах важно создавать условия для становления педагога-профессионала. Именно, одна из главных задач управления кадровым развитием – это  управление процессом профессионального развития педагогов. Этим объясняется актуальность выбранной темы для исследования.

Цель исследования: выявить актуальные направленияпрофессионального развития педагога в системе управления образовательной организации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть существующие подходы в вопросах профессионального развития педагогов.

2. Проанализировать сложившуюся ситуацию по профессиональному развитию педагогов в  МБОУ СОШ №1 городского округа Подольск (микрорайон Климовск).

3. Определить актуальные в системе управления школой направления профессионального развития педагога.  

Объект исследования: система управления школой.

Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагогов в общеобразовательном учреждении.

В  работе использовались методы: теоретический анализ литературы по данной теме;  анализ основополагающих документов  школы;  наблюдение; анкетирование, анализ полученных данных.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы для совершенствования работы по профессиональному развитию педагогов в системе управления школой.

1. Профессиональное развитие педагогов

1.1.Исследование проблемы профессионального развития педагога

Педагог — субъект профессиональной деятельности. Одним из главных показателей заинтересованных взаимоотношений в системе «педагог-учащийся» является личность  учителя, его профессиональные умения, уровень его педагогического творчества, воля, характер и др. Необходимо постоянное совершенствования педагогического мастерства учителя, роста его профессиональной компетентности, то есть профессиональное развитие педагога.

Развитие – это единство необратимого, направленного закономерного изменения материальных и идеальных объектов мира, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта [4]. Профессиональное развитие позволяет педагогу достичь это  «новое качественное состояние».

«Профессиональное развитие» в психологии — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности (Митина Л.М.). При этом Митина Л.М. обращает внимание на то, что нет абсолютно никакой связи между возрастом учителя и его влиянием на профессиональное развитие. Противоположная позиция у Зеера Э.Ф., который в своей концепции профессионального развития опирается на социальную ситуацию, уровень реализации в профессии и хронологический возраст человека. В основе теории Ростунова А.Т.  лежит понятие профессиональной пригодности, под которой он понимает сочетание индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающих  наибольшую эффективность его общественно-полезной деятельности и удовлетворенности своим трудом [8].

В педагогике «профессиональное развитие»  рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач – познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. Ученые, которые занимаются проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений          (Климов Е.). Профессиональное развитие в педагогике связывают не с формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В настоящее время речь идет о необходимости профессионального развития в течение всей жизни.

В менеджменте «профессиональное развитие» — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, то есть управление человеческими ресурсами.

По сути дела «профессиональное развитие» учителя – это когда он осознает ответственность и свое участие за все, что происходит с ним и его учениками; когда он пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам; когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он изменяет самого себя для достижения желаемого результата.

Таким образом, на основе междисциплинарного анализа работ можно выделить существенные признаки понятия «профессиональное развитие»: особый вид активности педагога в сфере освоения образовательных инноваций; важнейшая составляющая нового педагогического профессионализма; результат совместных усилий личности, государства и общества.

1.2.Основы управления профессиональным развитием педагогов

Понятие «управление» не ново. Основоположниками теории управления, зародившейсяв начале ХХ века, являются американский инженер         Тейлор Ф. и французский менеджер Файоль А. Тейлор Ф. решил совершенствовать управление предприятием путем экономного использования материалов и средств  труда; путем стандартизации рабочих операций и точного учета рабочего времени. В 1911 году он опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», которая теперь считается началом признания управления как науки и содержит доказательства, что управлять можно.  По мнению Файоля Ф., «управлять» означает: предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться и контролировать. В 30-50-е годы ХХ века широко была распространена «школа человеческих отношений», которая в управлении перенесла внимание с выполнения производственных задач на отношения между людьми. Использование возможности складывающихся отношений между людьми и их позитивное влияние на конечный производственный результат стала основой для зарождения новой отрасли знаний – деятельностью по руководству людьми. В самых разнообразных организациях эта деятельность стала называться менеджмент (англ. management - управление).

Таким образом, рассматривая понятие «управление» можно сказать, что изначально оно определялось как умение непрерывно и целенаправленно воздействовать на коллектив людей, используя их труд, интеллект, мотивы поведения для организации и регулирования их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах. В 60-70-е годы ХХ века термин «управление» стал широко использоваться в социологии и педагогике. В настоящее время в педагогической науке он рассматривается со следующих позиций:

- управление – это деятельность по созданию, освоению и использованию инноваций с целью развития образовательной организации (Лазарев В.С., Поташник М.М., Сластёнин В.А.). Главное – получение нового качественного результата.

- управление – это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или группу с целью изменения последнего (Афанасьев В.Г., Орлов А.А., Сунцов Н.С.). В этом определении эффективность рассматривается с позиции управляющего, который воздействует, а управляемые являются пассивными исполнителями.

- управление – это взаимодействие субъектов (Афанасьев В.Г., Третьяков П.И., Шамова Т.И. и др.). Это сложный многообразный процесс, который предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное изменение сторон, предполагающее изменение не только управляемой, но и управляющей стороны [5].

Управление развитием – это одна из концепций кадрового менеджмента в рамках гуманистического подхода к управлению. Данный подход предполагает, что управление должно ориентироваться на сотрудничество, взаимозависимость, партнерские отношения (Базаров Т.Ю.). Управление профессиональным развитием педагогов предусматривает создание условий для становления и развития  их профессиональной  компетентности.

Профессиональная компетентность педагога (от лат. competens соответствующий, способный, сведущий) рассматривается как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в них структурных компонентов и критериев для измерения степени ее продуктивности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного заранее предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность и обосновать пути ее дальнейшего совершенствования [6].

В профессии учителя не менее важно знать новые тенденции, так как это одна из профессий, которая нацелена на будущее: на свое будущее как профессионала, на будущее своих учеников, которым предстоит адаптироваться в жизни.

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года,  уделяет достаточное  внимание профессиональному развитию учителя. В пункте 1.5 статьи 48 говорится, что педагогические работники обязаны применять формы, методы обучения и воспитания, которые обеспечивают высокое качество образования. Пункт 5.2 статьи 47 свидетельствует, что педагогические работники не реже чем один раз в три года имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. В пункте 1.7 статьи 48 идет речь о том, что систематическое повышение своего профессионального уровня входит в обязанности педагогического работника. Кроме того, в «Законе об образовании в РФ» в подпункте «з» пункта 1 статьи 29 говорится, что образовательные организации должны обеспечить открытость и доступность информации о педагогических работниках. На сайте образовательной организации должна содержаться информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы [1]. Данные статьи закона обязывают руководителей образовательных организаций уделять особое внимание уровню профессиональной компетентности своих педагогов и создавать необходимые условия для их профессионального развития.

2. Разработка системы управления профессиональным развитием      педагогов в образовательном учреждении

2.1Анализ системы деятельности школы по управлению

 профессиональным развитием педагогов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Подольск микрорайона Климовск (далее – МБОУ СОШ № 1), одна из самых больших в городе.       На 1 сентября 2017 года (статотчет ОО-1) количество   обучающихся в учреждении – 1 551 человек; функционируют 54 класса: 24 класса начального общего образования, 26  классов основного общего образования, 4  класса среднего общего образования. Контингент учащихся школы разнообразен: от способных, талантливых детей до детей социально запущенных, с проблемами в общении, обучении, развитии, с проблемами в семье.

Одними из основных направлений деятельности меня, как заместителя директора по УВР,  в организации образовательного пространства школы являются:работа с педагогическими кадрами и методическая работа. Анализ данных направлений деятельности считаю важным  в системе управления профессиональным развитием педагога.

Кадровое обеспечение является одним из условий жизнедеятельности образовательного учреждения. Педагогический коллектив нашей школы стремиться соответствовать высоким  требованиям к личности учителя, его общей культуре, творческому подходу к делу, умению сотрудничать с учениками, побуждать их к развитию.

Педагогическими кадрами школа укомплектована:

Административно-управленческие работники: 12 человек (в том числе, заведующий библиотекой и главный бухгалтер).

Учебно-вспомогательный персонал: 5 человек.

Педагогические работники:

-  учителя – 70 чел. (из них 3 внешних совместителя),

- педагоги-психологи - 2 чел.,

- социальные педагоги - 2 чел.,

- педагоги-организаторы по воспитательной работе - 2 чел.,  

- педагоги-организаторы по спортивной работе - 2 чел.,

- преподаватели-организаторы ОБЖ - 2 чел.,

- тьюторы – 2 чел.

В школе работают педагоги, образовательный уровень которых достаточно высок: высшее образование имеют 74 педагога (93%), трое получают высшее образование, а два учителя  получают образование «Магистр».

Рассмотрим основные показатели, которые являются ключевыми в характеристике педагогического коллектива, способного успешно решать образовательные задачи.

Педагоги школы – опытные педагоги,    54 % педагогов имеют педагогический стаж работы более 20 лет, а 16% педагогов имеют стаж работы менее 5 лет (см. Диаграмму №1).

Диаграмма №1.Стаж педагогов школы

В школе много педагогов пенсионного возраста (в возрасте старше 55 лет (33,7%)). Средний возраст педагогов в школе –45 лет (см. Диаграмму №2).

Диаграмма №2.Возрастной состав педагогов школы

В школе работают 80 педагогов, их уровень квалификации  высокий,  71, 3 % - это учителя высшей и первой квалификационных категорий (рост на 6,7 % в 2017 г.), молодые специалисты и педагоги с небольшим стажем работы активно проходят аттестацию, снизился процент педагогов без категории  на 6,6 % (см. Диаграмму №3).  В 2016-2017 учебном году прошли аттестацию  25 человек (31%), а в 2017-2018 учебном году планируют пройти аттестацию 16 человек (20%).

Диаграмма №3.Квалификация педагогов школы

Педагоги школы (9) являются  экспертами комиссий  по аттестации учителей Московской области.

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы. 
            Статья учителей школы (Кузнецова Л.В., Фетисова Т.Ю.) опубликована в сборнике «Конференциум АСОУ»:  «Портфолио педагога – отражение его опыта и профессионального развития».

Повышение квалификации педагогов особенно актуально  при  аттестации педагогов и руководящих кадров. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации модернизации российского образования, о внедрении в педагогическую практику профильного обучения, новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая должна проводиться как на уровне региона, муниципалитета, так и на уровне школы.

37 педагогов школы в 2016-2017 у. г. прошли курсовую подготовку (56 курсов) на бюджетной основе: в АСОУ (28 чел.), МГОУ (4 чел.), ГКУ МО "Спеццентр Звенигород" (2 чел.), ФГАОУ АПК и ППР, г.Москва  (1 чел.). Благодаря заключению  договора с «Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в 2016 году, все учителя школы имеют возможность проходить курсы повышения квалификации на базе школы (85 % педагогов прошли курсы  в 2016 г. (см. Диаграмму №4)). Поэтому спрос на курсы в целом снизился.  Спрос на внебюджетные курсы повышается, что связано с переходом школы на пятидневную учебную неделю, отсутствием методических дней для прохождения курсов повышения квалификации, необходимостью курсов, особенно переподготовки  у некоторых педагогов. Внебюджетные курсы прошли 14 человек (13 курсов). В Педагогическом университете «Первое сентября» курсы прошли 2 человека. В связи с  вступлением  «Профессионального стандарта» педагоги школы, не имеющие педагогического образования или, преподающие предмет не по специальности, прошли курсы переподготовки 2 человека. Курсы «Менеджмент в ОО» прошли 4 человека.    Статья учителей школы (Кузнецова Л.В., Фетисова Т.Ю.) опубликована в сборнике «Конференциум АСОУ»:  «Курсовая подготовка как ресурс реализации инноваций в воспитательной и учебной деятельности педагога».

Диаграмма №4.Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы

Педагоги продолжают повышать свою квалификацию в области ФГОС. 86% (рост на 18 %)  педагогов  школы прошли курсовую подготовку по ФГОС (в 2016-2017 у.г. – 18 человек). Так же, педагоги  повышают свою ИКТ-компетентность на курсах (в 2016-2017 у.г. – 2 человека).

Составлен перспективный план повышения квалификации на 5 лет до 2022 года, имеется план прохождения курсов по ФГОС.

Методическая работа  – это  оказание реальной действенной помощи учителям. Она представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс.

Программа работы школы над единой методической темой «Повышение качества учебно-воспитательного  процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» успешно была  реализована в 2012-2017 г.г. Профессионализм и квалификация, достаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов и современные методы контроля образовательной деятельности позволили коллективу школы добиться в 2017 году повышения качества знаний на 3,9 % (показатель качества знаний - 56,58 %).По итогам методической работы за 2016-2017 учебный год также можно отметить положительные результаты:

1.Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.

2.Применение  педагогами школы возможностей компьютера для совершенствования и организации своей работы.

3.Повышение уровня познавательной деятельности ученика.

4Совершенствование форм внеклассной работы.

5.Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.

В школе действуют 7 методических объединений (МО): учителей русского языка, литературы, истории и обществознания; математики, физики  и информатики; иностранного языка; биологии, химии и географии; физкультуры и ОБЖ; изобразительного искусства, музыки и технологии; начальных классов; классных руководителей.

Каждое МО работает над своей темой, тесно связанной с методической темой школы. В рамках МО проводятся заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, работа с детьми разной мотивации. Тематика мероприятий разнообразна: олимпиады, конкурсы, квесты, уроки-путешествия, конкурсы чтецов,  конкурсы газет, лекторий,  фотовыставки, предметные недели.
Руководители МО в конце мая представляют  анализ  и план работы за год.

Школа профессионального мастерства под руководством замдиректора по УВР помогает утвердиться в профессии молодым специалистам и передать свой опыт работы учителям-наставникам. В 2016-2017 учебном году приступили к педагогической деятельности 6 молодых специалистов, которым оказывается всесторонняя поддержка и помощь.

     Созданная  в нашей  школе система методической работы способствует раскрытию и реализации творческого потенциала педагогов. Ежегодно учителя школы участвуют в конкурсном отборе на присуждение премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов»  и становятся победителями муниципального этапа (Токарева И.Л., 2015 г.; Козакова Е.А., 2017 г.) и участниками регионального этапа;  проекты педагоговпубликуются на сайте «Наше Подмосковье» (Диплом III степени Ежегодной премии  Губернатора Московской области получил проект Филатовой Д.А.     «Русский Парнас», 2016 г.)

Многие учителя свой опыт работы диссеминируют через сайты сети Интернет и печатные издательства.

При подготовке научно-методических         мероприятий разного уровня созданы и работают творческие рабочие группы:

  • по разработке программы развития школы  и образовательной программы, публичного доклада
  • по подготовке педсоветов
  • по реализации подпрограммы «Здоровье»
  • по реализации подпрограммы «Одаренные дети»
  • по реализации проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов»

Учителя (6 чел.) в 2017 г. были экспертами по проверке ОГЭ в Москве. Учителя (3 чел.) работали экспертами по проверке ЕГЭ также в Москве. Это говорит о высоком профессионализме, методической грамотности наших учителей и доверии со стороны Комитета по образованию г.о. Подольск.

Анализ кадрового составаи методической работы школы показал:

школа располагает квалифицированными педагогическими кадрами, однако, имеется ряд проблем, которые надо решать:

1.Так как в  школе много педагогов пенсионного возраста (в возрасте старше 55 лет (33,7%)), возникла необходимостьпривлечения молодых специалистов (физическая культура, начальные классы,русский язык).

2.В школу ежегодно приходят молодые педагоги с небольшим педагогическим стажем или его отсутствием (16% педагогов имеют стаж работы до 5 лет), поэтому необходимо оказывать методическую помощь с целью воспитания у молодых учителей чувства ответственности, желания остаться и работать в школе.

3.Возрастная категория учителей (старше 55 лет) не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и городских мероприятий, а так же в повышении квалификации. Поэтому, необходимо рассмотреть вопрос повышения их профессиональной активности через систему стимулирования, как морально (в рамках наградной компании), так и материально (за счет средств компенсационных выплат и премирования).

4.Учителя школы аттестуются активно,  но педагоги  старше 55 лет, имея большой стаж педагогической работы, к аттестации подходят с опаской, иногда отказываются ее проходить. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации, оказывая методическую помощь.

5.Не все педагоги имеют курсы трех модулей (академический, кафедральный инвариантный и вариативный), что обеспечило бы больший балл при прохождении аттестации. Никто в школе еще не проходил виртуальную стажировку (36 ч.) и курсы по Программе ПК регионального реестра (180 ч.) Не все педагоги имеют курсы по ФГОС СОО. Нет 100% прохождения курсов по овладению ИКТ.Необходимо продолжить повышение квалификации педагогов на курсах.

6.Продолжить подготовку управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям (курс менеджмента).

7.В школе еще не полностью сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства.  Необходимо целенаправленно осуществлять работу в данном направлении.

2.2Планирование методической работы школы как этап в управлении профессиональным развитием педагогов в общеобразовательном учреждении

Выполнить миссию школы «Доступное качественное образование как важнейшее условиеуспешной социализации каждого ребенка в современном обществе», сформировать ключевые компетенции учащихся и обеспечить высокое качества образования [9] могут педагоги нашей школы с достаточно высоким творческим потенциалом,  готовые к обмену опытом и самосовершенствованию. Педагогический коллектив определил единую методическую тему на предстоящий пятилетний период (2017-2022) работы: «Управление процессом качества образования», в которой  одной из главных задач являетсяповышение профессиональной компетентности учителя. Направление методической работы в 2017 – 2018 учебном году -  «Диссеминация педагогического опыта» с целью обобщения и распространения успешной деятельности педагогических работников школы в рамках управления их профессиональным развитием.

План работы по данному направлению был рассмотрен на методическом совете школы и принят на педагогическом совете в августе 2017 года (см. Таблицу №1):

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственный

Результат

(продукт)

Методический совет «Профессиональное развитие педагога (формы диссеминации педагогического опыта)»

Создание целостной системы мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагога.

Август (30)

Замдиректора по УВР

Руководители школьных методических объединений (ШМО)

Создание рабочей группы.

Планирование работы по теме.

Школьные методические объединения

Планирование работы.

Диссеминация педагогического опыта.

Август

Ноябрь

Январь

Март

Май

Руководители ШМО

График открытых уроков и мастер-классов.

Определение

тем по самообразованию.

Педсовет

«Итоги и перспективы»

Обобщение и формы распространения успешной деятельности педагогических работников школы

Август

Директор

Утверждение плана работы

Анкетирование

Выявить формы диссеминации, используемые учителями школы

Октябрь

Руководители ШМО

Результаты анкетирования-формы диссеминации

Педсовет «Диссеминации педагогического опыта»

Обобщение и формы распространения успешной деятельности педагогических работников школы

Ноябрь

Замдиректора по УВР

Формы диссеминации

Открытые уроки и мастер-классы

Демонстрация передовых форм и методов работы

По годовому графику

Замдиректора по УВР

Руководители ШМО

Учителя

Разработки мероприятий.

Публикации

Работа по теме самообразования

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию

В течение года

Руководители ШМО

Учителя

Отчет по теме самообразования

Самопрезентация

Показать  профессиональный рост педагога через значимые результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности

Апрель

Руководители ШМО

Учителя

Буклет.

Презентация.

Видеоролик.

Сайт.

Аукцион педагогических  идей

Создание условий для личностной и профессиональной самореализации

Апрель

Замдиректора по УВР

Руководители ШМО

«Идеи»-формы диссеминации

Отчет по методической работе

Анализ достигнутых результатов и планирование дальнейшей работы

Июнь

Замдиректора по УВР

Руководители ШМО

Анализ методической работы.

Планирование диссеминации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Таблица №1.План работы по направлению «Диссеминация педагогического опыта»

На заседании методического совета создана рабочей группа                (администрация школы, члены методического совета и руководители ШМО) и спланирована работа по теме: «Профессиональное развитие педагога (формы диссеминации педагогического опыта)» с целью создания целостной системы взаимосвязанных мер,  действий, мероприятий,  направленных на профессиональное развитие педагога и диссеминацию его опыта. Выступили руководители  ШМО и учителя-участники конкурсов и проектов. На заседании ШМО рассмотрены формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта:

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  • Методические недели
  • Консультации, практикумы
  • Педагогические советы
  • Диспуты и дискуссии
  • Мастер-классы и педагогические мастерские
  • Спецкурсы
  • Обучающие и деловые игры
  • Педагогические чтения
  • Школы профессионального мастерства
  • Общественный смотр знаний
  • Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков
  • Стажировки на базе лучших школ
  • Аукционы педагогических идей
  • Научно-педагогические семинары
  • Научно-практические конференции
  • Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.)
  • Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
  • Форумы, ярмарки, фестивали
  • Публикации в печатных изданиях и сете Интернет

Разработана анкета (см. Приложение I) по формам диссеминации для проведения ее в коллективе. Анкета апробирована на членах методического совета школы

По итогам заседания методического совета принято решение:

1.Создать модель методического сопровождения педагогов, обеспечивающую профессиональное развитие педагога (срок – апрель, 2018 г., к аукциону педагогических идей, отв. замдиректора по УВР).

2. Провести в коллективе анкетирование педагогов с целью анализа системы управления профессиональным развитием педагога через методическую работу (участие в мероприятиях по обмену опытом на различных уровнях, т.е. диссеминация) (срок – октябрь, 2017 г., к педсовету, отв. руководители ШМО).

3.Использовать различные способы презентации результатов образовательной деятельности для распространения передового педагогического опыта коллектива.

Каждое ШМО работает над своей темой, тесно связанной с темой школы. На ШМО в августе спланирована работа по диссеминации педагогического опыта, составлен график открытых уроков и мастер-классов, определены темы по самообразованию каждым педагогом, проведено анкетирование.

В ноябре 2017 г. состоялся педсовет по теме «Диссеминации педагогического опыта» с целью обобщения и  распространения успешной деятельности педагогических работников школы,  на котором были представлены итоги анкетирования.

Результаты анкетирования показывают (см. Таблицу №2), какие формы диссеминации педагоги школы используют:

Формы диссеминации (по рангу использования их педагогами школы)

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  1. Предметные недели
  1. Консультации, практикумы
  1. Мастер-классы и педагогические мастерские
  1. Творческие группы
  1. Педагогические советы
  1. Научно-педагогические семинары, конференции
  1. Обучающие и деловые игры
  1. Диспуты и дискуссии
  1. Форумы, ярмарки, фестивали
  1. Педагогические чтения
  1. Школы профессионального мастерства
  1. Общественный смотр знаний
  1. Аукционы педагогических идей
  1. Конкурсы профессионального мастерства
  1. Презентации, выставки собственного опыта
  1. Ассоциации учителей
  1. Портфолио, в том числе в эл. варианте и на сайтах (собственных и профессиональных)
  1. Сайт(собственный, блог на профессиональном сайте)

      22.Публикации в печатных изданиях  и сети Интернет

      23.Участие в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков

      24.Стажировки на базе лучших школ

Таблица №2. Формы диссеминации (по рангу использования их педагогами школы)

По итогам анкетирования:

  • планируют участвовать в этом учебном году педагоги:в открытых уроках и внеклассных мероприятиях, предметных неделях, консультациях, практикумах, творческих группах.
  • не знакомы с данной формой, но хотели бы изучить и поучаствовать:  в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков, в стажировке на базе лучших школ, в конкурсах профессионального мастерства, в ассоциациях учителей, в  публикации статей в печатных изданиях и сети Интернет.

На педсовете выступили руководители ШМО и учителя-предметники с обзором некоторых форм диссеминации. Так, руководитель ШМО учителей иностранного языка, учитель английского языка познакомила педагогов с опытом работы по теме «Профессиональное сетевое сообщество», участвуя в которых, учитель имеет возможность:

1.Обучаться и приобретать компетенции;

2.Получать важную современную информацию;

3.Иметь доступ к методической базе разработок;

4.Общаться с коллегами на различных форумах;

5.Получать квалифицированные консультации и советы экспертов;

6.Участвовать в работе профессиональных сообществ;

7.Публиковать свои материалы;

8.Принять участие в обсуждении опубликованных материалов;

9.Участвовать в профессиональных конкурсах.

Учителя иностранного языка принимают активное участие: в сообществе «Английский клуб» города Подольска; являются участниками ассоциаций учителей английского языка Московской области  (АУАЯМО)  и французского языка Московской областии Российской Федерации,  молодые учителя АУАЯМО общаются в группе в контакте.

Наиболее зарекомендовали себя формы деятельности на уроках иностранного языка: виртуальная конференция, телемост, виртуальная экскурсия, обсуждение в чате, использование мобильных приложений для закрепления пройденного материала и выполнения тестирования, опроса и дискуссии (Kahoot), а так же ресурсы bbclearning English и British Council.

Заместитель директора по УВР, курирующая вопросы аттестации педагогических кадров, обобщила участие педагогов школы в сообществах в  сети Интернет: Социальная сеть работников образования, Издательский дом первое сентября, Сеть творческих учителей, Педсовет.су, Учительский портал, Методисты, Образовательный портал Мой университет, Инфоурок, 

Нспортал.ру и другие. Эти сообщества многое дают дляпрофессионального развития педагога: новости образования, профессиональную литературу,  в том числе электронные версии журналов, методические разработки,  возможность создать персональный мини-сайт и опубликовать свой авторский материал с получением свидетельства о публикации электронного ресурса, курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные, участие в различных профессиональных конкурсах, совместную сетевую практическую деятельность,  создание и поддержку новых образовательных инициатив, возможность общения с единомышленниками.

Председатель  Методического совета предложила к диссеминации опыт учителей, участвующих: в конкурсном отборе на присуждение премии Губернатора  Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов», на поощрение лучших учителей  Московской области,  в конкурсах «Педагогический дебют», «Учитель года»,  «Самый классный – классный!», участников  Ежегодной премии  Губернатора Московской области получил на сайте «Наше Подмосковье»  и других.

Рассмотрен вопрос об электронном портфолио и требованиях к его формированию. Учителя школы имеют опыт участия в дистанционных конкурсах портфолио  на различных сайтах, это важный момент при подготовке к аттестации педагога на квалификационные категории.

Заместитель директора по УВР, курирующая информационно-коммуникационные технологии,        отметив низкую активность педагогов по публикации своих трудов в печати, показала на своем опыте, как это можно сделать в сборнике «Конференциум АСОУ».

По итогам педсовета принято решение:

1. Обобщить, описать и оформить опыт работы учителей школы для дальнейшей ее диссеминации на разных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) – срок: декабрь-март.

2. Изучить и использовать опыт работы учителей школы – срок: декабрь-апрель.

3. Провести «Аукцион педагогических идей» с целью создания условий для личностной и профессиональной самореализации педагогов – срок: апрель.

4.  Рекомендовать для обобщения опыта, следующее:

  • План изучения передового педагогического опыта (см. Приложение II)
  • План описания педагогического опыта (см. Приложение III)
  • Рекомендации по оформлению материалов о передовом педагогическом опыте (см. Приложение IV)
  • Памятку по обобщению своего передового опыта работы (см. Приложение V)

С целью создания условий для личностной и профессиональной самореализации, а также по итогам обобщения опыта работы учителей школы, в апреле планируется мероприятие «Аукцион педагогических идей», на котором будут представлены различные формы диссеминации (см. Таблицу №3) для  оценки  и распространения их на более широкие массы, как самые перспективные идеи.

Формы обобщения

             и представления опыта

Способы

             распространения опыта

    Монография

  • Мастер-классы;
  • педагогические мастерские;
  • стажировка.
  • Методические разработки;
  • статьи в педагогических        и предметных методических журналах                        и педагогических  сборниках;
  • методический бюллетень;
  • портфолио учителя;
  • буклет.

  • Открытые  уроки учителей для своих коллег из других школ;
  • выступления учителей с сообщениями из опыта своей работы;
  • семинары-практикумы;
  • различные  виды обучающих и деловых игр;
  • аукцион педагогических  идей;
  • социально-общественная презентация;
  • конференции;
  • самостоятельная работа обучаемых на  своих рабочих местах.

Таблица №3. Формы и способы распространения передового опыта

Успешность распространения (диссеминации) инновационного педагогического опыта обеспечивается четким определением субъектов диссеминации (авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу);

потребителей, пользователей инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности; организаторов процесса диссеминации (администрация, методисты, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду); объектов диссеминации (продукты, подлежащие распространению). Немаловажными являются  условия: ясная, наглядная и доступная форма  реализации опыта;

заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, желание и профессиональная готовность использовать его в своей практике; четко определенные этапы диссеминации:

1.Представление учителями собственных педагогических разработок.

2.Ознакомление членов профессионального сообщества с педагогическим опытом.

3.Оценка и обсуждение членами профессионального экспертного сообщества представленного опыта.

4.Практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (курсы, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.).

5.Свободный обмен инновациями.

Итогом по данному вопросу является ежегодный отчет по методической работе и анализ о достигнутых результатах  и планами на будущее. Он включает в себя отчеты методического совета школы, ШМО, творческих групп и находит свое отражение в публичном докладе директора.

Заключение

Вся методическая работа в школе направлена на профессиональный рост педагога, на достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе. Правильное управление этим процессом – залог успешности. Качественное методическое сопровождение обеспечивает условия для становления профессионала. В данной работе мы постарались показать, как работаем над обеспечением  формирования готовности педагогических кадров к диссеминации своего опыта, реализации инноваций. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Ожидаемые результаты:

  • создание в школе системы диссеминации инновационного опыта;
  • организация научно-методического сопровождения педагогов, нуждающихся в помощи при выявлении, изучении, обобщении, распространении инновационного опыта, а также при его освоении;
  • включенность педагогических работников школы в инновационные процессы;
  • достижение системных положительных эффектов в развитии школьного образования;
  • повышение конкурентоспособности руководящих и педагогических работников на рынке труда;
  • достижение нового качества образования в школе.

Перспективы дальнейшей разработки темы:

планирование представления обобщенного опытапедагогов на четырех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном,
  • муниципальном,
  • на уровне образовательных учреждений.

«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха», писал  Сухомлинский В.А.[7]. Благодаря успешной диссеминации своего опыта, положительно оцененного, принятого и используемого другими педагогами, учитель вдохновляется на дальнейшую плодотворную работу и с интересом ее выполняет. Девиз моей работы «Интерес-учеба-вдохновение-успех!»

Список источников и литературы

1.Закон об образовании  Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ, М.: Творческий центр Сфера, 2013. - 185 с.

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)

3.Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241 п- П8)

4. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент. М., 1991. — 267 с.

5. Катышева Н.М. Организационно-педагогические условия управления инновационным развитием педагогического колледжа: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Катышева Н.М.; Нижний Новгород, 2014. – 29 с. 

 

6. Кухарев, Н. В. Стимулирование педагогического творчества. Минск, 1997. 144 с.

7. Сухомлинский В. А.     Сердце отдаю детям.  – Киев, 1974. – 172 с.

8. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход / Желнова О.Д. // Сборник статей магистрантов «Управление образованием». Выпуск 1.

[Электронный ресурс]:  http://publications.hse.ru/chapters/71720586

9.Программа развития МБОУ СОШ №1 (2017-2022)

Приложения

Приложение  I

АНКЕТА_________________(ФИО)

Уважаемые коллеги, прошу ВАС ответить на вопросы анкеты (+)  

Цель: анализ системы управления профессиональным развитием педагога через методическую работу (участие в мероприятиях по обмену опытом на различных уровнях, т.е. диссеминация).

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта успешной педагогической деятельности до целевой аудитории. Диссеминация имеет большое значение при аттестации!

Укажите известные Вам формы диссеминации (используемые Вами), не указанные в данном перечне:

Считаете ли Вы методическую работу в школе по распространению опыта педагога на уровне образовательной организации (в школе) достаточной и способствующей профессиональному развитию педагога, особенно, в рамках подготовки к аттестации? Ваши рекомендации…

Формы диссеминации

 (распространения собственного опыта)

Знакомы мне

Участвую (участвовал)

Планирую участвовать в этом уч.году

Не знакомы, хотел бы изучить и поучаствовать

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Предметные недели

Консультации, практикумы

Творческие группы (какие?тема)

Педагогические советы

Диспуты и дискуссии

Мастер-классы и педагогические мастерские

Форумы, ярмарки, фестивали

Обучающие и деловые игры

Педагогические чтения

Школы профессионального мастерства

Общественный смотр знаний

Участие в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков

Стажировки на базе лучших школ

Аукционы педагогических идей

Научно-педагогические семинары, конференции

Конкурсы профессионального мастерства

Презентации, выставки собств. опыта

Ассоциации учителей

Портфолио (бумаж. и эл. варианты,        в том числе на сайтах, указать)

Сайт

(собственный, отметить наличие;

блог на профессиональном сайте,  каком?)

Публикации в печатных изданиях (какое?)

и сети Интернет (указать сайт)

Приложение II

План изучения передового педагогического опыта

Программа

изучения и обобщения педагогического опыта

учителя _______________________________

(предмет)

___________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема:________________________________________________________

Объект изучения: _____________________________________________

Предмет изучения: _____________________________________________

Цель: ________________________________________________________

Задачи: ______________________________________________________

Методы изучения: _____________________________________________

Этапы, сроки изучения опыта: ___________________________________

Ожидаемые качественно новые результаты: _______________________

План изучения передового педагогического опыта

20__- 20__ учебный год

Тема (проблема опыта)

Ф.И.О. автора

(авторов) опыта

Кто изучает опыт

(Ф.И.О)

Этапы изучения опыта

Содержание деятельности

Сроки

Формы подведения итогов

Подготовительный

Практический

Обобщающий

Содержание деятельности (примерное):

  • составление программы опытно-экспериментальной деятельности;
  • составление библиографии по теме опыта;
  • посещение уроков, учебных занятий учителя (график посещения);
  • диагностика (входная, промежуточная, итоговая);
  • анкетирование учащихся, родителей, педагогов;
  • тестирование;
  • изучение методических материалов, подготовленных автором опыта, их анализ;
  • обработка и обобщение полученных результатов;
  • подготовка справки (выводов, рекомендаций) по итогам изучения опыта;
  • и так далее.

Приложение III

План описания педагогического опыта

I. Введение

1. Актуальность опыта, его практическая значимость.

(Для чего организуется инновационный процесс, решение какой проблемы (задачи) преследует? В чем выражается запрос практики?)

2. Научно-теоретическая основа опыта. (Какие  научные концепции или теории каких авторов лежат в основе опыта? Какой имеющийся педагогический опыт был использован?)

3. Главная содержательная идея опыта.

4. Степень новизны.(Насколько уникальна данная инновация?Какова роль автора в разработке инновации?)

II. Основная часть

1.Система педагогических принципов, методов, приемов, форм, средств, использованных автором по реализации ведущей педагогической.

2.Алгоритм действий в решении педагогических задач.

3.Способы коммуникации учителя и ученика, система их взаимоотношений.

4.Этапы реализации инноваций, их содержание и назначение.

5.Результативность опыта. (Какие произошли изменения в качестве знаний, овладении практическими умениями и навыками, развитии интереса к предмету и т.д.?)

III. Заключение

1.Условия и возможности использования педагогического опыта в массовой практике.

2.Конкретные выводы, вытекающие из описания опыта.

Приложение IV

Рекомендации по оформлению материалов

 о передовом педагогическом опыте

Структура материала о передовом опыте:

  • титульный лист;
  • информационный лист(сведения об авторе и последователях опыта,
  • их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта);
  • рецензия    (содержит отзывы и замечания эксперта  о работе);
  • аннотация (сокращенное  изложение содержания материала об опыте);
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • литература;
  • приложение.

Материалы (с приложением) оформляются:

  • в папку в виде печатного текста на  бумаге стандартного формата А-4;
  • в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом;
  • на электронном носителе.

Приложение V

Памятка по обобщению своего передового опыта работы

1.Выберите тему обобщения опыта

2.Следите за профессиональной печатью и научно-методической литературой.

3.Накапливайте материалы, отражающие опыт работы (Методическая копилка).

4.Определите форму обобщения (доклад, статья, методическая разработка, методические рекомендации, презентация, буклет и т.д.).

5.Составьте краткий план темы своего опыта  и тезисы к нему.

6.Изучите и проанализируйте результативность опыта, оцените его.

7.Соберите материал и систематизируйте его.

8.Опишите опыт работы в соответствии с выбранной формой (кратко, логично).

9.Подберите и оформите приложения к работе (таблицы, схемы, модели уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

10.Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения.

11.Сохраните материал в бумажном и электронном вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Программа управления профессиональным развитием педагогов

Модульная программа профессионального развития педагогов школы...

Особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров в образовательной организации

Рассмотрены понятие "интеллектуальный потенциал", особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров....

Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров образовательного учреждения (на примере МАОУ «Гимназия №1»)

Одной из ключевых задач современных образовательных реформ во всем мире является создание условий для профессионального развития учителей. В начале XXI века мировое сообщество поняло, что учительство ...

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога»

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога» методиста МОУ ДПО "МЦ "Раменский дом учителя"...

Доклад на XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина 23 – 24 сентября 2021 года. Тема выступления: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОР

В докладе освещаются актуальные проблемы ПОО, связанные с необходимостью профессионального развития педагогов, а также приводятся примеры международной практики их решения....

Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"

На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...