Главные вкладки

    Доклад к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"
    статья на тему

    Жбанова Елена Вениаминовна

             Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_yanvar_2019.docx28.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Кочуновская ООШ

    Педсовет№3, 15.01.2019.

    Контрольно-оценочная деятельность педагогов-

    условие успешной итоговой аттестации обучающихся

         

             

    Цель педсовета:    оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными оценочными технологиями.

    Задачи педсовета:

    1.Выстраивание ориентиров изменения системы оценивания в связи с требованиями ФГОС.  

    2.Повышение профессиональной  компетентности педагогов в вопросах контрольно-оценочной деятельности.

    3.Формирование мотивации педагогического коллектива к использованию различных форм и методов оценивания учащихся, повышающих эффективность обучения.

    4.Определение степени соответствия существующей системы  оценивания в нашей школе требованиям ФГОС.  

                                                          Ход педсовета

           Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о системе оценки качества образовательного результата.  Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

             Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

            Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.       Ситуации из жизни: Ученики выполнили проверочную работу. Одному учитель поставили «4», а другому при том же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», жалуется маме на придирчивого учителя. В школу к одному из учителей пришла мама одного из   учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь».   Конечно, наверно каждый из Вас встречался с такими ситуациями. Ученики и родители обижаются на учителей на «неправильно» выставленную отметку, а учителя -  на «плохо подготовленных» учеников. Причина таких ситуаций понятна всем: несовершенная система оценивания в российской  школе. Сегодня на педсовете мы попытаемся объяснить, что изменилось  в системе оценивания сейчас, в связи с реализацией  ФГОС

          Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики. Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать. Сегодня в подходе к оценке учебных результатов намечается определенный сдвиг. Упор переносится с внешней оценки на самооценивание, участие ученика не только в получении результата, но и в его анализе.  Органы управления образованием зачастую определяют, хорошая или плохая школа, по наличию или отсутствию в ней «хорошей» документации. А с точки зрения большинства родителей того времени, хорошая школа — это та ОО, из которой в «сильные» вузы поступало больше всего выпускников. Во многом эти представления существуют и сегодня.  

         Недостатки существующей до ФГОС контрольно-оценочной системы:  

    • ориентация в контрольно-оценочной деятельности школы на «знаниевую» сторону образования, на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, умения действовать по извне заданному алгоритму;  
    • отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков;  - отсутствие целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.  
    • контрольно-оценочный механизм оставался целиком и исключительно в руках педагога и был направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.  
    • «субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания; многие преподаватели использовали оценку в качестве дисциплинарной меры, либо как средство принуждения;  
    • формализм в проведении итоговой аттестации, ориентированной на достаточно «узкий» результат образования современных школьников;
    • подведение итогов обученности школьников по совокупности текущих, имеющих высокий уровень субъективизма, отметок, что не отражало подлинности результатов, не давало возможности учитывать действительную динамику учения и обучения. 

    Кроме этого традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы,  не могла  обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя было  использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования.  

              Решение проблемы потребовало  целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательного учреждения.  

                Документы, описывающие современную  систему оценивания

    1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден Приказом

    Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)  

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС начального общего образования (утвержден

    Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785)  

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа  
    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования»   6. ФЗ- № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012года

           ФГОС  направил педагогическое сознание к  новым образовательным ценностям, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию  тьютора, посредника либо сотрудника в его учебной деятельности.

          Эти трансформации были укоренены и осмыслены настолько, что язык   зафиксировал их, разделив «обучение» на «преподавание» учителя и «учение» обучающегося, которому отдан безусловный приоритет. Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится; вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности; компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением». Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

    Новые федеральные образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Оцениванию в документах ФГОС  уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    ФГОС НОО:

            В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой чѐткие критериальные основания.

           В пункте 8 говорится, что на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

          В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» в пункте 11 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной компетентностью ученика и предполагают:

    « – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей    и условиями ее реализации;

    • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать  даже в ситуациях неуспеха;
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».  

           Формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности.    

           В разделе 3 «Требования к структуре основной образовательной программы начального образования» в пункте 19.9

       «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего    образования» оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам.

           «В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)».  

    ФГОС ООО:

            В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подобным образом описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию.

           В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
    5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально  и в группе:

    находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своѐ мнение».

           Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания.

            Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.

     Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах: формирующее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.

    А) Формирующее оценивание.

    Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.  Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.  

           В процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя обучающихся на достижение максимально возможного уровня. Обучающиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделяют с педагогом ответственность за собственное образование.  

    Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост»

           Б) Итоговое оценивание  

    Итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание  

    - это внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся.  Оно проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.

               Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.           Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.  Оно позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

             Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чѐтко определѐнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями.  

           Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

             Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.

             Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов

    Выводы:

    • Педагогам школы нужно помнить, что нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не следуют рекомендации и коррекционная работа для конкретного ученика.  
    • Оценивание может быть только критериальным.  
    • Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка. Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио.  
    • Оценка динамики образовательных достижений учащихся должна проводиться регулярно. Начиная со стартовой диагностики (на этапе приема в школу) и заканчивая итоговой, позволяющей сделать заключение об уровне развития ученика и его готовности к продолжению образования на следующей ступени.  

    Решение педсовета:

               Педагогическим работникам: 

    • предъявлять к ответам учащихся высокие требования, выполнение которых последовательно контролировать и оценивать; умело использовать оценки и отметки в целях развития личности учащихся
    • дифференцировать подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
    • контроль и оценивание строить на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;
    • осуществлять оценивание так, чтобы самоконтроль и самооценка учащегося предшествовали контролю и оценке сверстников и учителя.
    • при разработке учебно-тематического планирования, рабочих программ, поурочного планирования продумывать контрольно-оценочную  деятельность

    Руководителям ШМО

    • включить в план деятельности  объединений на следующий учебный год изучение теоретических основ оценочной деятельности (методический сборник «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке»),
    • организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки качества образовательного результата


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

    Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...

    Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

    Педсовет даёт представление о том, что такое мотивация учебной деятельности, помогает разобраться в механизмах регулирования уровня мотивации, путях её повышения, факторах, влияющих на учебную мотивац...

    КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей....

    Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

    Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

    Презентация к педсовету"Контрольно-оценочная деятельность педагогов- условие успешной итоговой аттестации обучающихся"

    Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...


     

    Комментарии

    Смирнова Валентина Николаевна

    Почитала, совершенно согласна.