Образовательная программа дополнительного образования детей
методическая разработка на тему

Юлия Михайловна Шулятьева

Образовательная программа дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_dopolnitenogo_obrazovaniya.docx72.62 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на заседании педагогического совета

протокол № _____

от___.____.201__ г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ

«Красногорская гимназия»

____________ Виноградова Т.Н.

Приказ № ___

от ___.___. 201__ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КРАСНОГОРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

2018 – 2019 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел образовательной программы

 дополнительного образования…………………………………………стр. 3

  1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
  2. Цели и задачи дополнительного образования………………….стр. 5
  3. Концептуальная основа дополнительного образования……….стр. 5
  1. Содержательный радел образовательной программы

дополнительного образования………………………………………….стр. 7

  1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
  2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
  3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
  1. Организационный раздел образовательной

 программы дополнительного образования…………………………...стр. 13

  1. Учебный план МАОУ «Красногорская гимназия»

по реализации образовательной программы дополнительного

образования на 2018 – 2019 учебный год……………………………..стр. 13

  1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования

  1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг  и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ «Красногорская гимназия» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

- Устав МАОУ «Красногорская гимназия»;

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни  в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах.  Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- удовлетворение образовательных потребностей и  интересов обучающихся.

1.2. Цели и задачи дополнительного образования

Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.

Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.

Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.

Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам;

- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе;

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.

Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:

- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;

- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;

- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;

- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации  делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;

- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить  свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Функции дополнительного образования:

- образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний;

- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных  им сферах творческой деятельности;

- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

  1. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования

2.1. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.

Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.

Целью художественной направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:

 - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;

- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;

- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.

Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа собучающимися предполагает решение следующих задач:

 -создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил;

- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи:

 -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций).

Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

Задачи:

-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;

 -создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;

-формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание образовательных программ соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям;
  • определенному уровню образования;
  • направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
  • современным образовательным технологиям, которые отражены:

- в принципах обучения;

- в формах и методах обучения;

- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;

- в средствах обучения.

Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования Учреждения:

  • практические (упражнения, самостоятельные задания)
  • наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
  • демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
  • дидактические (использование обучающих пособий)
  • иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати)
  • словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
  • игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
  • ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
  • технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми)
  • репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
  • Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале)
  • проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
  • частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов)
  • исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)

Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные

Виды занятий:

  • Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
  • Конкурс
  • Фестиваль
  • Соревнование
  • Экскурсия
  • Концерт
  • Выставка
  • Викторина и т.д.

2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера.

Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Данные условия способствуют возможности  взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.

Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается  с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется  содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.

Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)).

Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования.

В МАОУ «Красногорская гимназия» созданы необходимые условия для организации дополнительного образования:

Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений.

Материально-технические условия обеспечивают:

  1. возможность достижения обучающимися определенных результатов;
  2. соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.

Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».

Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.

Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.

Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.

Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.

Актовый зал (на 160 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.

Для реализации курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2 пневматические винтовки и 2 макета автомата АК-47.

2.3. Планируемые результаты освоения программы

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации  дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты означают усвоенные  обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов  универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение  к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой.

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности.

Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)

Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ «Красногорская гимназия» позволит достичь следующих результатов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей;

– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования.

  1. Ресурсное обеспечение:

– создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;

- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;

- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических  кадров;

- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности  дополнительных общеразвивающих программ.

3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:

- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом;

- содействовать развитию инновационного движения  в дополнительном образовании детей;

- внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

  1. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования

  1. Учебный план МАОУ «Красногорская гимназия» по реализации образовательной программы дополнительного образования

на 2018 – 2019 учебный год

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников.

Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:

  1. Техническая направленность
  2. Естественнонаучная направленность
  3. Художественная направленность
  4. Физкультурно-спортивная направленность
  5. Туристско-краеведческая направленность
  6. Социально-педагогическая направленность

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2018 – 2019 учебный год

Направленность

Название объединения

Ф.И.О. педагога

Количество групп

Количество часов в неделю

Всего часов по программе в год

(32 недели)

Техническая

«Техническое моделирование и конструирование»

Варфаламеев Д.А.

1

4

128

«Функции в MS Excel»

Перминова О.В.

1

1

32

Художественная

«Домисолька»

Ардашева И.В.

1

4

128

«Оригамикс - мульти»

Дрягина Л.А.

1

3

96

«Мастерица»

Кожева Т.П.

1

4

128

Естественнонаучная

«Удивительный мир физических задач»

Леонтьева М.В.

1

1

32

«В стране занимательной математики»

Сухих Е.И.

1

2

64

«Реальная математика»

Чернышова Т.В.

1

1

32

«В мире занимательной алгебры»

Чернышова  Т.В.

1

1

32

«Занимательный мир алгебры»

Бабинцева О.Г.

1

1

32

«Юный математик»

Бабинцева О.Г.

1

1

32

«Занимательная биология»

Потапова Н.А.

1

3

96

«Химия в проектах»

Волкова И.Г.

1

1

32

Физкультурно – спортивная

«Юный баскетболист»

Клабукова Т.Н.

1

4

128

Туристско - краеведческая

«Моя Малая Родина»

Варфаламеева Е.В.

1

3

96

Социально – педагогическая

«Юнармия»

Князев С.Г.

1

2

64

«История русского литературного языка»

Федосова Н.Г.

1

1

32

«Школа юного филолога»

Исупова О.Н

2

1

64

«Литературный клуб»

Бушмакина Л.А.

1

1

32

«В мире литературы»

Федосова Н.Г.

1

1

32

«Работа с текстами разного стиля»

Бушмакина Л.А.

1

1

32

«Практическое обществознание»

Кистанова Т.А.

2

1

64

«Прикладное обществознание»

Филиппова Т.А.

1

1

32

«Личность в истории русской культуры»

Филиппова Т.А.

1

1

32

Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Название программы

Краткое содержание программы

Техническая направленность

«Техническое моделирование и конструирование »

Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические занятия. Особое место уделяется развитию навыков самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. В курсе разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и выполнять чертежи, изготавливать по ним готовые модели и различные предметы; читать, составлять и использовать при конструировании технологические карты.

Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, её творческой самореализации и профессионального самоопределения.

«Функции в MS Excel»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся  предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию  в структурированную текстовую форму. А также освоить программу MS Excel.

Курс поддержан программным обеспечением Microsoft Excel - электронная таблица, входящая в состав пакета офисных программ Microsoft Office. Изучение данной программы необходимо для отработки навыков выполнения математических операций и построение графиков функций и диаграмм с использованием программных средств в средней  школе.

Цель: сформировать умения  создавать формулы с использованием стандартных функций в Microsoft Excel.        

Художественная направленность

«Домисолька»

Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов.

Новизнапрограммы заключается в том, что в ней наряду с традиционными формами обученияприменяются и нетрадиционные формы, основанные на межпредметных связях. Новизной являются занятия, проводимые  в форме  игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин.

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

«Оригамик - мульти»

Программа разработана для занятий с обучающимися 10 – 14 лет.

Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много новой, интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваютсясенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения, раскрываются коммуникативные способности личности.

Цель: Развитие творческих  и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации).

«Мастерица»

Программа составлена для обучающихся 11 – 15 лет.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества, технологией обработки  материалов, декорированием изделий (вязание  крючком, вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и бумагой).

Отличительная особенность программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным техникам  нескольких  ремесел: шитью,  текстильному моделированию, вышиванию, работе с различными материалами.  Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала.

Цель программы – развивать творческую личность посредством ознакомления и изучения видов декоративно-прикладного творчества.

Естественнонаучная направленность

«Удивительный мир физических задач»

  Программа предназначена для обучающихся 9 – 11 классов.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать с учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целью которой является: создание условий для расширенного изучения физических задач различного уровня и развитие способности к самостоятельной работе по овладению физическими знаниями на  повышенном уровне.

«В стране занимательной математики»

Программа предназначена для обучающихся 11 классов.

Программа «В стране занимательной математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимся.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений,  связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, интернет-ресурсов.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

«Реальная математика»

Программа составлена для обучающихся 16 – 17 лет.

Данная программа составлена учителем-практиком. В ней нашли отражение требования к выпускникам средней школы по предмету, она ориентирована на подготовку обучающихся к экзаменам с одной стороны и применению теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях, с другой стороны.  

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный. Особое место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цель - овладение обучающимися конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для  дальнейшего обучения в других учебных заведениях.

«В мире занимательной алгебры»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся 15-16  лет. Программа принципиально отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Предполагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление.

Цель программы:формирование у обучающихся 9 классов устойчивых  математических  знаний, навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

«Занимательный мир алгебры»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся 15-16  лет. Программа принципиально отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Предполагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление.

Цель программы: формирование у обучающихся 9 классов устойчивых  математических  знаний, навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

«Юный математик»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет.

Программа «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимися.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений,  связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, решать. Программой предусмотрено участие в олимпиадах, конкурсах,  обобщать и делать выводы.

Цель: помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся.  

«Занимательная биология»

Программа предназначена для обучающихся 9 – 11 классов.

Занятие в объединении позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического объединения, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с взаимоотношениями между живыми организмами,   сформировать знания о роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

«Химия в проектах»

Программа рассчитана на обучающихся 14 – 16 лет.

Данная программа предоставляет возможность обучающимся реализовать свои интересы  к наукам: химии, биологии, экологии, физике. Программа объединения “Химия в проектах” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии.

         Обучающиеся знакомятся со структурой проектов, целями, методами работы, обработкой результатов. Рассматриваются критерии защиты проектов. Презентации по итогам работы оцениваются как учителем, так и обучающимися.

        Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках  нетрадиционных методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.

Цели – создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • Развивают у себя исследовательские умения (умения выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Физкультурно-спортивная направленность

«Юный баскетболист»

Программа рассчитана на обучающихся 12 – 14 лет.

Новизна и оригинальность  программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно большее количесвто желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает  возможность заняться   воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Особенностьюданной программы является повышение количества двигательных единиц  у детей через организацию в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество учебных недель в году.

Цель программы: развитие физических навыков обучающихся через занятия баскетболом.

Туристско – краеведческая направленность

«Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на обучающихся 9 – 15 лет.

Актуальность программы выражается в создании в системе образования  МАОУ Красногорской гимназии краеведческой музейной комнаты, соответствует современным требованиям образовательного процесса, государственному социальному заказу (запросам родителей и детей).

Отличительные особенности образовательного процесса по данной программе от базового заключается в том, что дети делятся на подгруппы по выполняемой функции: поисковая  деятельность, научно-исследовательская деятельность,  обработка и оформление, пропаганда лекторской группы. Подгруппы взаимозаменяемы по  их запросам и интересам. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности.

Цель программы – поддержание статуса краеведческой комнаты в МАОУ Красногорской гимназии, а также формирование социальной зрелости учащихся, самоопределение в исторической культуре своей малой родины, развитие творческой личности, воспитание гражданина страны.

Социально – педагогическая направленность

«Юнармия»

Данная программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.

    Работа по данной программе проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.   Программа «Юнармия», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу в армии.

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» разработана для обучающихся 6 – 11 классов. Направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, на общую физическую подготовку.

    Основная цель программы – развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

«История русского литературного языка»

Программа рассчитана на обучающихся 17 - 18 лет.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации обучающихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

При разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

Цель: Совершенствование  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку

«Школа юного филолога»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

На занятиях обучающиеся получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  •  Современный русский язык;
  •  Культура речи;
  •  Историческая грамматика;
  •  Диалектология;
  •  Введение в языкознание;
  •  Стилистика.

Новизна её заключается в том, что на занятиях объединения обучающиеся изучают как серьёзные вопросы языкознания, так и решают сложные задачи олимпиадного уровня, развивают языковое чутьё. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение тестовых заданий повышенной сложности.

Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся.

«Литературный клуб»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа «Литературный клуб» создана, чтобы прочувствовать произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных технологий.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по литературе у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к русской литературе.

«Работа с текстами разного стиля»

Программа рассчитана на обучающихся 17 - 18 лет.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации обучающихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

При разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

Цель: Совершенствование  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку

«В мире литературы»

Программа составлена для обучающихся 17 – 18 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа «Литературный клуб» создана, чтобы прочувствовать произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных технологий.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по литературе у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к русской литературе.

«Практическое обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 16 лет.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия.  Курс является интегративным, т. Е. включает знания различных общественных наук (социологии,экономическойтеории, политологии, правоведения,психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 9 класса педагогически целесообразной форме. Изучение теоретической части программы призвано помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

 Цель -  повышение уровня подготовки  по обществознанию и овладение  обучающимися  навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

«Прикладное обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет.

Актуальность и целесообразность  программы – формирование методологической компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов.

Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

«Личность в истории русской культуры»

  Отличительные  особенности  предлагаемой программы:

  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;

  - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX -  нач. XXI вв.

  - Более 50% времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу обучащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия. Курс является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук (истории, обществознания, мировой художественной культуры, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 11 класса в педагогически целесообразной форме.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

Цель: активизировать интерес обучающихся к истории русской культуры.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов. (приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...