Главные вкладки

    Учебно-методический материал:
    статья в журнал "Управление формированием профессиональной компетентности педагогов"

    Поздеева Ирина Владимировна

    Из опыта работы заместителем директора по УВР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Поздеева Ирина Владимировна,

    зам.директора по УВР МАОУ Красногорской гимназии УР

    Управление формированием профессиональной компетентности

    педагогических работников в контексте ФГОС

    Как начинаются инновации в образовании? С инициативы самого педагогического работника, группы единомышленников. В таком случае задача администрации – выявить инновацию, помочь педагогу, поддержать, распространить опыт. В случае внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов идея инновации была заявлена государством. Как выстроить работу по апробации новых ФГОС, ознакомить педагогов, убедить в необходимости реализации, научить на практике новым технологиям – это задача системы методической работы, инициированной администрацией образовательного учреждения.

    Вашему вниманию предлагаем анализ работы методической системы МАОУ Красногорской гимназии по внедрению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования (далее – ФГОС НОО, ФГОС ООО).

    Одним из условий успешной реализации нововведений является наличие четко оформленной структуры методической службы образовательной организации (см. Приложение 1 «Структура управления методической работой МАОУ Красногорской гимназии»).

    Следующее условие: планирование методической работы (см. Приложение 2. «План-график реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на 2016-2017 учебный год  в МАОУ Красногорской гимназии»).

    В рамках формирования профессиональной компетентности педагогов в связи с подготовкой коллектива к внедрению новых ФГОС можно выделить следующие направления:

    • Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
    • Организационное обеспечение реализации ФГОС НОО и  ООО
    • Методическое обеспечение реализации ФГОС НОО и  ООО
    • Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО
    • Информационное обеспечение реализации ФГОС НОО и ООО

    Третье важнейшее условие – тщательно продуманное методическое обеспечение реализации ФГОС НОО и  ООО, включающее в себя и обучение педагогов на курсах повышения квалификации, и систему педагогических советов по теме ФГОС, и организацию и проведение практических семинаров, и посещение семинаров и открытых уроков в других образовательных организациях. Кроме этого, в традициях методической работы гимназии действует практика взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельности своих коллег (так, в 2015-2016 уч.г.  педагоги гимназии посетили и проанализировали 447 уроков и занятий своих коллег). Больше 10 лет мы проводим ежегодный Марафон открытых уроков, занятий, в рамках которого педагоги гимназии показывают свое педагогическое мастерство, знакомят со своими методическими находками. С внедрением ФГОС обязательным условием участия в данном Марафоне является подготовка и проведение урока на принципах системно-деятельностного подхода и с применением интерактивных технологий. В 2016-2017 уч.г. нами добавлена такая форма обобщения и распространения педагогического опыта, как организация и проведение мастер-класса.

    Четвертое важнейшее условие – это обязательный анализ реализации всех направлений деятельности гимназии, в т.ч. и анализ внедрения ФГОС.

    Хочется подробнее остановиться на такой форме методической работы, как организация и проведение  педагогических советов. С 2009 – 2010 уч.г. мы планируем тематические педсоветы так, чтобы  они были направлены как на  знакомство педагогов с современными инновациями в образовании, так и анализировали деятельность коллектива по внедрению новых технологий, методических приемов. Кроме этого, организуем и проводим педагогические советы, связанные с проблемами  здоровьесбережения участников образовательного процесса, психологического здоровья воспитанников и педагогов в условиях постоянного обновления образования, изменении содержания воспитательной работы в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО И ООО. Ниже представлена тематика педагогических советов, проведенных в нашем образовательном учреждении.

     2009-2010 уч.г.:

    • «Методика проекта и исследовательской деятельности как средство развития коммуникативной компетентности учащихся»;
    • « Гармония общения: учитель, ученик, родитель в условиях компетентностного подхода»;
    • «Профессиональное выгорание педагогов»;

    2010-2011 уч.г.:

    • «Система оценивания качества обучения в условиях компетентностного подхода»;
    • «Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса»;
    • Педсовет-конференция «Итоги реализации методической темы гимназии»

    В 2011-2012 уч.г. педагогический коллектив приступил к реализации новой методической темы «Система оценки качества образования в условиях компетентностного подхода». В рамках новой темы разработаны и проведены следующие педагогические советы:

    2011-2012 уч.г. 

    • «Использование интерактивной доски в учебном процессе (методическая неделя)»;
    • «От воспитания к самовоспитанию»;
    • «Формирование УУД при переходе на ФГОС»;

    2012-2013 уч.г.

    • «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании как основа ФГОС»;
    • «Компетентностный  подход в воспитательной работе»;

    2013-2014 уч.г. 

    • «Личность педагога в современной школе в соответствии с требованиями к кадровым условиям введения ФГОС в основной школе»;
    • «Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы»;
    • «От федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования»;

    2014-2015 уч.г. 

    • «Ребенок эпохи Постмодернизма: кто посредник?»;
    • «Взаимодействие семьи и школы как фактор успешного достижения целей воспитания в ОУ»;
    • «Анализ урока с позиций ФГОС» (методическая неделя);

    2015-2016 уч.г.

    • Рефлексивно-аналитическая культура учителя – портфолио профессиональной деятельности
    • Воспитание толерантности у обучающихся
    • Итоги реализации единой методической темы (конференция)

    В 2016-2017 уч.г. педагогический коллектив приступил к реализации новой методической темы «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС ООО». Соответственно, эта тема нашла продолжение в тематике педагогических советов:

    2016-2017 уч.г.

    • «Повышение качества образовательного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и внедрения ФГОС ООО»
    • «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
    • «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и саморазвития личности обучающегося»

    Хочется особо остановиться на педагогическом совете 2014-2015 уч.г. «Анализ урока с позиций ФГОС» (методическая неделя). Данный педагогический совет задумывался как осмысление готовности перехода педагогического коллектива к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

     Теоретическая подготовка, обучение на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и открытых уроков в других образовательных организациях не дадут такой результат, как самостоятельная разработка и проведение урока или занятия на основе системно-деятельностного подхода самим педагогом. Самое сложное – это изменить себя, «сломать» стереотипы преподавания и организации воспитательной работы. Для организации и проведения данного педагогического совета была образована комиссия, в которую вошли заместители директора и учителя начальных классов, первыми внедрявшими ФГОСы. Комиссия посещала уроки педагогов, работающих на  средней и старшей ступенях обучения. Все уроки были тщательно проанализированы, выявлены проблемы, даны рекомендации. Кроме этого, в период подготовки к педсовету администрацией гимназии проведена анкета по выявлению трудностей при подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. Как оказалось, самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой и поисково-исследовательский. Сам педагогический совет также разработан по принципу системно-деятельностного подхода. Подробнее об организации и проведении педагогического совета (методической недели) «Анализ урока с позиций ФГОС» остановимся в новой статье.

    Благодаря проделанной организационной и методической работе переход от федеральных государственных образовательных стандартов начального общего к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования прошел достаточно «безболезненно»: педагогический коллектив основной и средней ступеней образования, как теоретически, так и практически, к такому переходу был подготовлен.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1. Структура управления методической работой МАОУ Красногорской гимназии



    Предварительный просмотр:

    1   2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования профессиональных компетентностей педагога

    Реалии  жизни современного общества заставляют педагога  постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями.  Организация на уровне учреж...

    К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

    В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

    Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»

    Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:-  Осмыслить понятия компетентность и компетенция;-  Определить профессиональн...

    Методическая статья "ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"

    «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»...

    Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

    Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...

    "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

    Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

    Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

    Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...