Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"
статья

Кадырова Зарема Казимовна

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:

  • Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
  • Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:

  • Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
  • Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. Главное место в воспитательной деятельности является патриотическое воспитание. Если раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Патриотизм понимается как:

- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Слайд 2. Для подготовки к урокам по математике и воспитания патриотизма у обучающихся могу порекомендовать сборник «Математические патриотические задачи» (приложение к научной работе по теме: «Математика на службе армии», автор Пластун Сергей Владимирович, преподаватель уральского железнодорожного техникума)

Появление нового понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

Слайд 3. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов. Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Основной задачей ФГОС третьего поколения является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. 

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Слайд 4. Крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Изучение дробей вызывает серьёзные затруднения для обучающихся с ОВЗ.  Ранее изучение этих тем было разделено на 5-6 классы (особенностями применяемого учебника в образовательном учреждении). По программе обновлённого ФГОС к 5 классу отнесено изучение как обыкновенных, так и десятичных дробей.

Слайд 5. Также в Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. Слайд 6. Сложность изучения данных тем не только в том, что обучающимся с ОВЗ сложно заменять буквы числами, но и затруднения в запоминании латинского алфавита.

В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. (большинство обучающихся 5 класса при проведении диагностической работы справились с геометрическим заданием). Трудность для обучающихся с ОВЗ в том, что нужно научиться изображать их не только на клетчатой бумаге, но и на нелинованной. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Если в предыдущих классах при проведении уроков наиболее продуктивными были такие формы работы как: игровая и конкурсная форма; организация групповой и парной работы; организация самостоятельной деятельности учащихся; создание проблемных ситуаций, их анализ; графический метод и работа по опорным схемам, то не все эти формы дали положительный результат при работе в данном классе.

Так, например, обучающиеся 5 класса не всегда способны принять правила парной и групповой формы работы. Несмотря на то, что обучающиеся класса демонстрируют достаточно высокий уровень учебной деятельности при индивидуальной работе, но при этом абсолютно не состоятельны при групповой. Эти данные говорят о том, что поведенческие проблемы проявляются наиболее ярко в ситуации, требующей принятия и удержания фронтальной инструкции, взаимодействия с одноклассниками.

Также не всегда приемлемы игровая или конкурсная форма работы. Т.е. при игровой форме обучающиеся также не всегда способны удержать фронтальную инструкцию и принять правила игры, а проведение этапов урока в форме конкурса может вызвать конфликтную ситуацию.

Слайды 7,8,9. Положительную динамику в обучении дают такие формы работы, как работа по опорным схемам и таблицам, создание проблемной ситуации. Также повышают мотивацию обучающихся применение на уроках информационно-коммуникативных технологий.

Использование компьютерных технологий в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными и вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира.

Каждый урок должен быть интересен и понятен обучающемуся. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно высокого уровня эффективности уроков, позволяет значительно расширить возможности активизации деятельности обучающихся, способствует повышению динамизма, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.

Данный опыт может быть применен всеми педагогами на уроках различных типов. Эффективность применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания.

Однако определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Тематическое планирование по обновлённому ФГОС предполагает обеспечение обучающихся ссылками на электронные и цифровые образовательные ресурсы. И компетентность педагога состоит в том, чтобы грамотно и умело использовать эти ресурсы при подготовке к уроку.

"Российская электронная школа" сегодня не единственная площадка, позволяющая заниматься дистанционным обучением, но именно эта платформа является проектом, над которым была проделана большая методическая работа. На сегодняшний день на платформе уже снято и опубликовано огромное количество видео-уроков по всем областям школьных знаний. Все они распределены по предметам и классам. Каждый урок снабжен определенным количеством дополнительных материалов, краткими конспектами, а также проверочными и контрольными работами по каждой теме. Также разработчики проводят работу над встраиванием в систему комплексы материалов для промежуточного контроля знаний и подготовки к написанию ВПР и ЕГЭ. Сегодня каждый учитель может использовать накопленные материалы для подготовки и проведения своих уроков.

Слайды 10,11,12,13.

Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя само достаточными и способными видеть проблемы, а не их следствия). Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.

Слайд 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС через организацию творческой лаборатории

Выступление на семинаре: презентация, которая поможет учителю в создании творческой лаборатории кабинета, учитывая профессиональные компетентности педагогов в условиях ФГОС...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения...