результаты индивидуальных итоговых проектов
статья

рассмотрена актульность выполнения обучающимися Индивидуальных итоговых проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность кадет как средство развития личности обучающихся и мониторинг метапредметных результатов.

Современному обществу требуется неординарная личность, обладающая высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, умеющая находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях. Функциональная грамотность выпускников школ один из показателей готовности к жизни во взрослом сообществе и индикатор общественного благополучия. 

Достичь указанных требований невозможно без обогащения содержания образования. Задача каждой образовательной организации – предоставить возможность проводить исследования и решать творческие задачи, соответствующие индивидуальным запросам учащихся. Необходимо создавать условия для расширения круга интересов обучающихся и формирования представлений, что хотели бы изучать. Этого возможно достичь только через демонстрацию собственной заинтересованности в успехах и достижениях самого ребенка. Индивидуальный итоговый проект, направленный на реализацию запросов кадет – один из подходов к развитию личности обучающихся и  площадка для демонстрации метапредметных результатов каждого воспитанника. Ведь проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет проблематизации текущей ситуации. Проект создает «будущее».

Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение продукта.  Решая такие задачи, не обойтись без тренировки наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, выполнять мыслительные операции.      

Последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором систематически  ведется проектная деятельность, может существенным образом изменить отношение подростков к учебной деятельности, позволяет сформировать способности к планированию и проектированию собственной деятельности. Проектная деятельность призвана научить ребенка знать о своем незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать поиск недостающего знания, а учителю избежать неприятного вопроса «Для чего мы все это учим?». Считаем удачным опыт обучения проектной деятельности в течение 5-6 классов, через включение  уроков ПД в учебный план.

Индивидуальные итоговые проекты  создают условия для  расширения круга интересов обучающихся и формируют представление о том, что хотели бы изучать, дают возможность развивать индивидуальные творческие способности, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. У педагогов есть возможность выступать с обучающимися как равноправные партнеры, носители разного по уровню, но одинаково необходимого и значимого для каждого опыта.

Реализация индивидуального проекта позволяет учащемуся:

  • На этапе выбора темы осознать собственные интересы и свои индивидуальные особенности (личностные, познавательные УУД),
  • учиться ставить цель, выделять задачи (познавательные УУД),
  • анализировать найденную информацию, выбирать необходимое, оформлять в соответствии с нормами цитирования (смысловое чтение),
  • формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД) – значимые качества для учащегося и взрослого человека,
  • Каждый кадет имеет возможность достигать результата в индивидуальном темпе (регулятивные УУД),
  • Формируется умение сформулировать запрос, конструктивно и осознанно обращаться за помощью к руководителю проекта (коммуникативные УУД),
  • у кадета, при успешном выполнении этапов проекта, развивается уверенность в себе, своих способностях (личностные УУД),
  • учащийся оценивает себя и свои достижения,
  • опыт публичного выступления (коммуникативные и личностные УУД).

В 2017/18 учебном году тематика проектов была следующего содержания:

- творческие (Литературный обзор: «Над пропастью во ржи»);

- социально ориентированные («История моей семьи в географии Красноярского края», «Космонавты и дети космонавтов»);

- практико – ориентированные («Бытовой термогенератор», «Мультфильм о правах потребителя», «Мультфильм о ПДД», «Дверь, декорации к спектаклю»);

- учебно-исследовательские («Заповедники Германии», «Флорариум или растительный террариум», «Числа вокруг нас», «Математические фокусы»).

Защита проектов проходит в присутствии приемной комиссии, обучающихся, педагогов, курирующих проекты. В процессе защиты кадет представлял продукт проектной деятельности, описывал этапы работы, отвечал на вопросы одноклассников, комиссии, предоставлял портфолио проекта.

При анализе предоставленных портфолио можно выделить трудность кадет в:

- систематическом накоплении материалов портфолио,

- описании всех этапов проектов,

- анализе и самооценки проделанной работы.

При презентации продуктов проектной деятельности комиссией и присутствующими педагогами было отмечено качество публичных выступлений большинства кадет. Успешность выступления обеспечивала значимость продукта для самого кадета.

Смущение, сбивчивая речь, растерянность при ответе на вопросы наблюдалась у кадет не заинтересованных темой проекта, не принявших проблему, предложенную учителем. И сформулировать проблему, интересную самому обучающемуся, воспитанники не смогли.

Эта деятельность хоть и является для руководителя хлопотной, но значимой и важной в достижении образовательных результатов, требуемых стандартом. На уроке нет возможности создавать условия для формирования и диагностики выше названных УУД.

Анализ проблемы реализации индивидуальных итоговых проектов:

1. на этапе выбора темы учащиеся испытывают трудности в осознании собственных интересов, формулировании познавательной проблемы. Принимая тематику предложенную руководителем, быстро теряют интерес к выполнению;

2. т.к. это новое требование для учащихся, не зафиксированное  расписанием, не контролируемое отметкой, кадетами не демонстрируется должный уровень самостоятельности, ответственности;

3. выполнение работы откладывают на потом, в сжатые сроки не удается рассмотреть проблемные вопросы, качественно подготовить документацию, выступление;

4. нет навыков оформления работ.

Рекомендации к реализации индивидуальных итоговых проектов:

Самым интересным объектом изучения для подростка является он сам. Инициативу по выбору темы проекта максимально предоставить учащемуся.  Поэтому, работая над проблемой, ученик получит шанс лучше понять себя, оценить свои возможности, увидит процесс своего взросления.

Сопровождать оформление рабочих материалов проекта, чтобы формировать у учащегося навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивать аналитические способности, критическое мышление.

Технология проектов является  эффективным  инструментом воспитания функционально-грамотной личности и мониторинга  метапредметных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита индивидуальных итоговых проектов "Технология мультимедиа"

Итоговый урок по теме: "Компьютерные презентации в среде Power Point"....

Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы

Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...

Положение об индивидуальном итоговом проекте

Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальнымпроектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО...

Обобщение опыта "Индивидуальный итоговый проект как оценка сформироанности метапредметных и личностных результатов в среднем общем обазовании на примере предметной области "Математика"

Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях "Управление качеством образования и эффективность образовательной организации" в секции "Поектирование как ...

Педагогическая задача «Индивидуальный итоговый проект как показатель сформированности метапредметных результатов»

Педагогическая задача предназначена для учителей-предметников, выступающих в роли тьюторов индивидуальных учебно-исследовательских проектов. Материал содержит ссылки для ознакомления с теоретическими ...

Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...