Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».
проект по истории (9 класс)

Гришанова Ирина Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту

«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»»

 

Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изученного мною материала.

  1. Найти необходимый мне материал
  2. Изучить собранный материал

 

Определение проблемы.

я планирую с помощью интернет ресурсов найти и изучить нужный материал, после чего подготовить презентацию по теме: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»»

Обсуждение методов исследования.

 

  1. Найти нужный материал
  2. Изучить материал
  3. Выделить главное
  4. Создать проект

При подготовке проекта я использовала     источников интернета, обработав собранную информацию, выделила главное по теме в краткий реферат. Сформировала свою точку зрения. результатами деятельности удовлетворена полностью. Стоимость моего проекта – мой труд.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stalin_fomina_oksana.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Индивидуальный итоговый проект

Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».

Выполнила

обучающаяся 9б класса

ГБОУ СОШ №26 г.

Фомина Оксана Сергеевна

Руководитель проекта

учитель истории и обществознания

Гришанова Ирина Александровна

Сызрань 2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту

«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»»

Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изученного мною материала.

  1. Найти необходимый мне материал
  2. Изучить собранный материал

Определение проблемы.

я планирую с помощью интернет ресурсов найти и изучить нужный материал, после чего подготовить презентацию по теме: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»»

Обсуждение методов исследования.

  1. Найти нужный материал
  2. Изучить материал
  3. Выделить главное
  4. Создать проект

При подготовке проекта я использовала     источников интернета, обработав собранную информацию, выделила главное по теме в краткий реферат. Сформировала свою точку зрения. результатами деятельности удовлетворена полностью. Стоимость моего проекта – мой труд.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ «Биография»

  1. Родители Сталина
  2. Годы формирования личности Сталина
  3. Личная жизнь Сталина
  4. Сталин как политический деятель

        ГЛАВА ВТОРАЯ «Роль Сталин в Великой Отечественной Войне»

  1. Подготовка к ВОВ
  2. Начало ВОВ
  3. Основные моменты в ВОВ
  4. Сражение под Сталинградом
  5. Второй этап ВОВ. Окончание войны
  6. Послевоенные годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

        Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»». Его жизнь наполнена сложными политическими явлениями. Из нее вытекает актуальность исследования исторической фигуры – И. В. Сталина. Необходимо сформировать собственную точку зрения, на основании изученного мною материала – это является целью моего исследования темы проекта.

Мне необходимо понять – легенды и ложь, правда и полуправда, мифы и реальность - весь огромный поток информации о Сталине хлынул на нас с началом перестройки. До сих пор неординарная и зловещая фигура «отца народов» остается за завесой тайны, как и вся история советского периода, называемого сталинизмом.

В связи с этим мной проявлен интерес к Сталину не как к зловещей фигуре, а как к человеку действительно выдающихся способностей. Иосиф Виссарионович в течении трех десятилетий возглавлял Советское государство и почитался как божество, а после разгрома фашистской Германии стал одним из самых авторитетных политиков мира.

Тема исторической личности, в лице И.В.Сталина, является достаточно интересной, спустя десятилетия после его смерти мы можем сказать одно: про Иосифа Виссарионовича написано и много и мало, все еще существуют закрытые темы и не рассекреченные архивы связанные как с его деятельностью, так и с историей нашего государства того периода.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Биография»

  1. Родители Сталина

6 декабря 1878 г. в Гори родился Иосиф Сталин. Настоящая фамилия Сталина - Джугашвили. 

Отец — Виссарион Иванович Джугашвили , происходил из крестьян села Диди-Лило Тифлисской губернии, по профессии — сапожник. Подверженный пьянству и приступам ярости, он жестоко избивал жену Екатерину и маленького Иосифа. Через некоторое время после рождения Иосифа дела у отца пошли неважно, и он запил. Семья часто меняла жильё. В конечном счёте Виссарион оставил жену, при этом попытался забрать сына, но Екатерина не отдала его. Отец Иосифа погиб, когда ему было 11 лет, в драке.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Vissarion_Jughashvili.jpg/130px-Vissarion_Jughashvili.jpg

Мать — Екатерина Георгиевна Джугашвили — происходила из семьи крепостного крестьянина , работала прачкой.  Друг детства Сталина Давид Мачавариани говорил, что «Катя окружала Иосифа чрезмерной материнской любовью и, подобно волчице, защищала его от всех и вся. Она изматывала себя работой до изнеможения, чтобы сделать счастливым своего баловня». Екатерина, однако, по утверждению некоторых историков, была разочарована, что её сын так и не стал священником.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Ekaterina_Dzhugashvili.jpg/130px-Ekaterina_Dzhugashvili.jpg     

  1. Годы формирования личности Сталина

В 1888 г. он поступил в Горийское духовное училище, а позднее,                 в 1894 г., - в Тифлисскую православную духовную семинарию. Это время стало периодом распространения в России идей марксизма.

Сталин в период учебы организовал и возглавил «марксистские кружки» в семинарии, а в 1898 г. вступил в Тифлисскую организацию РСДРП. В 1899 г. он был исключен из семинарии за пропаганду идей марксизма, после чего не раз находился под арестом и в ссылках.

Так, до 1910 г. длилась ссылка в Сольвычегодске, а с 1913 по 1917 г. - ссылка в с. Курейка.

  1. Личная жизнь Сталина

Говоря о биографии Сталина, необходимо упомянуть и о его личной жизни. Иосиф Сталин был дважды женат. Первая его жена, родившая ему сына Якова (единственного, кто носил фамилию отца), умерла от брюшного тифа в 1907 г. Яков погиб в 1943 г. в немецком концлагере.

Второй женой Сталина в 1918 г. стала Надежда Аллилуева. Она застрелилась в 1932 г. Дети Сталина от этого брака: Василий и Светлана. Сын Сталина Василий, военный летчик, умер в 1962 г. Светлана, дочь Сталина, эмигрировала в США. Она умерла в Висконсине 22 ноября 2011 г.

  1. Сталин как политический деятель

Сталин впервые ознакомился с идеями Ленина после выхода газеты «Искра». Личное знакомство Ленина и Сталина произошло в декабре 1905 г. в Финляндии на конференции  большевиков. После Февральской революции И.В. Сталин непродолжительное время, до возвращения Ленина, занимал должность одного из руководителей ЦК. После октябрьского переворота Иосиф получил должность наркома по делам национальностей.

Он показал себя как отличный военный организатор, но в то же время продемонстрировал и свою приверженность к террору. В 1922 г. он был избран Генеральным секретарем ЦК, а также в Политбюро и Оргбюро ЦК РКП. В тот период Ленин уже отошел от активной работы, реальная власть принадлежала Политбюро.

Уже тогда явными были разногласия Сталина с Троцким. В ходе 13-го съезда РКП(б), проходившего в мае 1924 г., Сталин заявил о своей отставке, однако большинство голосов, полученных в ходе голосования, позволили ему сохранить пост. Укрепление его власти привело к началу культа личности Сталина. Одновременно с индустриализацией и развитием тяжелой промышленности проводятся раскулачивание и коллективизация в деревнях. Результатом стала гибель миллионов граждан России. Репрессии Сталина, начатые в 1921 г., за 32 года унесли более 5 млн жизней.

Политика Сталина вела к созданию и последующему укреплению жесткого авторитарного режима.

ГЛАВА ВТОРАЯ. «Роль Сталина в Великой Отечественной Войне»

  1. Подготовка к ВОВ

В биографии Иосифа Виссарионовича Сталина необходимо упомянуть о тяжелейшем для страны периоде Великой Отечественной войны. Нужно отметить, что Сталин уже в 30-е гг. был убежден в том, что военный конфликт с Германией неизбежен, и стремился максимально подготовить страну. Но для этого, учитывая экономическую разруху и неразвитость промышленности, требовались годы, если не десятилетия.

Подтверждением подготовки к войне служит и строительство масштабных подземных укреплений, получивших название «Линия Сталина». На западных границах было построено 13 укрепленных районов, каждый из которых в случае необходимости был в состоянии вести боевые действия в условиях полной изоляции.

В 1939 г. был заключен пакт Молотова - Риббентропа, который должен был действовать до 1949 г. Законченные в 1938 г. укрепления после этого были практически полностью уничтожены - взорваны или засыпаны.

Сталин понимал, что вероятность нарушения этого пакта Германией очень высока, но полагал, что Германия нападет только после разгрома Англии, и игнорировал настойчивые предупреждения о готовящемся в июне 1941 г. нападении. Это во многом и стало причиной той катастрофической ситуации, которая сложилась на фронте уже в первый день войны.

Остаётся загадкой, почему Сталин, который был склонен видеть «врагов народа» даже среди своих ближайших коллег, поверил подписи Риббентропа. Эта маниакальная уверенность превращалась в преступную слепоту, из-за которой все сигналы, свидетельствующие о подготовке Германии к нападению, он относил к разряду дезинформации и английских провокаций, что в итоге сделало невозможной настоящую подготовку к войне.

С осени 1940 года Сталин получил множество конкретных данных. Погранвойска регулярно информировали руководство о концентрации германских войск вдоль границы, воздушной разведке, о переброске диверсантов. Много предупреждений поступало из дипломатических источников.

6 мая 1941 года Сталин принял на себя обязанности Председателя Совнаркома. Впервые с 20-х годов он вновь занял государственный пост.

2.2.  Начало ВОВ

Через два дня после того, как началась война, Сталин покинул Москву, Кремль. В течение ряда дней он находился на своей даче в Кунцево. О начале войны населению сообщил не Сталин, а Молотов, он призвал народ к Отечественной войне.

Сталин постарел тогда на годы, он вообще перестал походить на того человека, которого миллионы советских людей знали по фотографиям. Сталин пришёл в себя 3 июля, и обратился по радио с речью к народу.

Положение на фронтах было катастрофическим, Красная Армия несла огромные потери, немцы везде продвигались вперёд. В первый день войны было уничтожено 1200 советских самолётов. За три недели противник разбил 28 дивизий, более 70 дивизий потеряли половину своего состава. Прочной обороны не было нигде. Хаос в управлении войсками был полным. За первый месяц войны немцы захватили 175 тысяч квадратных километров советской территории. В результате наступления, развивавшегося по трём главным стратегическим направлениям: на севере – на Ленинград, в центре – на Москву, на юге – на Киев и в сторону Кавказа, к началу сентября оказался в условиях блокады Ленинград, на московском направлении ещё в конце июля был занят Смоленск, на юге – к концу сентября – Киев. Потери Красной Армии за первые 15 недель войны составили свыше 3 миллионов человек.

Довольно долгое время Сталин был неспособен порвать с догмой, гласившей, что войну нужно вести на территории противника. Он упрямо придерживался мнения, что войска должны любой ценой удерживать занятые позиции. Отступать было нельзя даже тогда, когда войска могли занять более выгодные позиции с точки зрения стратегической обороны. Такое негибкое мышление привело к громадным людским потерям.

  1. Основные моменты в ВОВ

8 августа 1941 года Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. С 19 июля он занял пост наркома обороны, освободив от этой должности С.К.Тимошенко.

В ходе планирования контрнаступления под Москвой Сталин требовал, чтобы советские войска наступали по широкому фронту. Это наступление принесло плоды. Хотя на ленинградском и московском направлениях победы в территориальном отношении были не слишком значительными, они всё же отвели непосредственную угрозу от этих городов. Линия фронта стабилизировалась, и немцам за всю войну больше так и не удалось продвинуться за эти рубежи.

С приближением весны Сталин и Генштаб всё больше склонялись к выводу, что основной целью противника будет взятие Москвы. Шапошников убедил Сталина создать запас прочности путём построения стратегической обороны. Но Сталин не мог отказаться и от решительных действий и утвердил несколько крупных наступательных операций.

Гитлер же фактически решил отказаться от наступления на Москву. Он планировал теперь предпринять наступление севернее Курска и далее развивать его на восток в направлении Воронежа.

Летом 1942 года немцы начали наступать на Юго-Восточном направлении. Наступление на юге завершилось провалом – в ходе «керчинской катастрофы» за один месяц было потеряно 200 тысяч человек, огромное количество военной техники, тяжёлой артиллерии.

  1. Сражение под Сталинградом

Осенью 1942 года немцев удалось остановить уже в глубине страны – на Кавказе и на Волге. Решающую роль сыграл массовый героизм советских людей. Грандиозное сражение произошло в Сталинграде. Ценой огромных потерь советские войска отстояли Сталинград. Трёхсоттысячная армия Паулюса, не получившего приказа к отступлению, была окружена.

  1. Второй этап ВОВ. Окончание войны

На втором этапе войны у Сталина не осталось и следов прежней неуверенности. На переговорах он представал перед союзниками как вдумчивый, сильный и хитрый государственный деятель. Руководя военными операциями, он вполне соответствовал своим высоким постам.

В стратегическом и психологическом отношениях победа под Сталинградом означала поворот в истории войны. Летом 1943 года Красная Армия предотвратила попытку нового крупного наступления гитлеровцев и разгромила стратегическую группировку противника под Курском. После этой победы началось постепенное изгнание германских войск с территории Советского Союза. Особенно тщательной подготовкой отличалось крупное наступление Красной Армии летом 1944 года в Белоруссии. Красная Армия изгнала фашистские войска из Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши. В начале 1945 года советские войска находились уже в Германии, угрожая её столице – Берлину. Немецкое сопротивление было сломлено. Германия капитулировала. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, с советской стороны его подписал маршал Жуков, заместитель Верховного Главнокомандующего.

В целом резюмируя анализ роли И.В.Сталина в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. необходимо отметить, что он принимал руководящее участие в многосторонней деятельности партии по укреплению обороны СССР и организации разгрома фашистской Германии.

Основные победы советские вооружённые силы начали одерживать именно после того, когда начал на полную мощность действовать военно-экономический потенциал Советского Союза, во многом благодаря железной воле и хладнокровию Сталина. Генералы, работавшие около него в Генеральном штабе, отмечают его самообладание, чёткость и огромную работоспособность. Также он был способен учиться и делать выводы из ошибок начального периода войны и что в результате этого мог самостоятельно разбираться в вопросах военной стратегии.

Советское государство высоко оценило личный вклад Сталина в победу. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награждён двумя орденами «Победа» и орденом Суворова 1 степени. Также Сталину было присвоено высшее воинское звание Генералиссимуса Советского союза.

  1. Послевоенные годы

Послевоенные годы правления Сталина ознаменовались возобновлением террора. Но в то же время восстановление экономики и разрушенного хозяйства страны шло невиданными темпами, несмотря на отказ стран Запада в предоставлении кредитов. В послевоенные годы Сталиным было проведено множество партийных чисток, предлогом для которых явилась борьба против космополитизма.

В последние годы своего правления Сталин отличался невероятной подозрительностью, что частично было спровоцировано покушениями на его жизнь. Первое покушение на Сталина состоялось еще в 1931 г. (16 ноября). Оно было совершено Огаревым, «белым» офицером и сотрудником английской разведки.

1937 г. (1 мая) - возможная попытка переворота; 1938 г. (11 марта) - покушение на вождя во время прогулки по Кремлю, совершено лейтенантом Даниловым; 1939 г. - две попытки устранения Сталина спецслужбами Японии; 1942 г. (6 ноября) - покушение на Лобном месте, совершено дезертиром С. Дмитриевым. Операция «Большой прыжок», подготовленная фашистами в 1947 г., имела своей целью устранение не только Сталина, но и Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Некоторые историки полагают, что и смерть Сталина 5 марта 1953 г. не была естественной. Но, согласно меди цинскому заключению, она наступила в результате кровоизлияния в мозг. Так завершилась тяжелейшая для страны противоречивая эпоха Сталина. Тело вождя было помещено в Мавзолей Ленина. Первые похороны Сталина ознаменовались кровавой давкой на Трубной площади, в результате чего погибло множество людей. В ходе 22-го съезда КПСС были осуждены многие дела Иосифа Сталина, в частности его отклонение от ленинского курса и культ личности. Его тело в 1961 г. было захоронено у Кремлевской стены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто же такой Сталин? Вождь народов или тиран? Для начала приведем аргументы в обе стороны.

Сталин пришел к власти, когда страна находилась не в самом лучшем положении.  

За время руководства Сталина, в течение 30 лет, аграрная, нищая, зависимая от иностранного капитала страна превратилась в мощнейшую военно-индустриальную державу мирового масштаба, в центр новой социалистической цивилизации. Сталин сумел восстановить и увеличить в несколько раз производство сельского хозяйства, тяжелой, легкой и военной промышленности. Он смог вывести страну из послевоенного кризиса.

         Нищее и неграмотное население России превратилось в одну из  образованнейших наций в мире. Политическая и экономическая грамотность рабочих и крестьян к началу 50-х годов не только не уступала, но и превосходила уровень образованности рабочих и крестьян любой развитой страны в то время.

Сегодняшняя российская наука, социальная сфера, армия, а особенно ее ракетно-ядерная составляющая, тяжелая индустрия - все это в муках и больших трудах закладывалось именно в годы правления Сталина.

Но не смотря на все достижения, всего этого он достиг путем уничтожения огромного количества людей (истребление научно-культурной интеллигенции, руководства армии, верующих людей, жителей сельского хозяйства, своих соратников). Также были противоречия в его политике.

Учитывая все плюсы и минусы сделать однозначный ответ невозможно. На протяжении еще множества лет много людей будут спорить и решать кто же такой Сталин: вождь народов или тиран?

Как бы я ни оценивала историческую роль Сталина, одна вещь очевидна: имя Сталина неотделимо от рождения нового общественного устройства в Советском Союзе и за его пределами. Вместе со Сталиным ушла в могилу его личная диктатура, но общественная и экономическая структура, связанная с его именем, пережила своего создателя.

Я приму точку зрения Яна Грея, английского историка изучавшего жизнь Сталина, Ян Грей утверждает, что Сталин был выдающимся государственным деятелем, умным политиком, несмотря на то, что он имел ряд отрицательных качеств и безусловно являлся диктатором. Автор полагает, что Сталин был великим российским реформатором типа Ивана Грозного и Петра Великого.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Грей Ян. Сталин. Личность в истории: пер. с англ. – М. Интер Дайджест, 1995.
  2. http://historynotes.ru/iosif-vissarionovich-stalin/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.

Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....

Медийное сопровождение к первому аудиторному занятию по теме "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ" на уровне среднего общего образования

Презентация иллюстрирует такие аспекты как понятие проекта и их виды, наиболее яркие пректы в человеческой истории. Направлена на повышение уровня мотивации при изучении теории и практики проектной де...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Зодиакальные созвездия на координатной плоскости»

Каждый человек не раз в своей жизни поднимал глаза и рассматривал звездное небо. Наблюдая звездное небо, можно заметить, что звезды расположены определенным образом. Оказывается, что помимо красивого ...

Индивидуальный итоговый проект по предмету родной (татарский) язык на тему: «Мифология татарского народа»

Исследовательская работа на тему «Мифология татарского народа» имеет практическую значимость для сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.  Работа являетс...

Итоговый проект на тему «обычаи и обряды народов мира»

Итого вый про ект на тему " об ычаи и бр яды " георрафия 9а. Далал аоадад влалалвл алдвдвочлвьв лвдьцоалутвоадуьаоалвлвь...